Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 135»
Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей
дошкольного возраста
из опыта воспитателя
муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида № 135»
Казаковой Натальи Евгеньевны
Курск – 2014
Введение
Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами как: музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. Хотя в зарубежных странах и России она зародилась более 100 лет назад, сам термин, «Музейная педагогика» начал употребляться в нашей стране только в 70-е годы.
В настоящее время для развития музейного дела характерно существенное повышение значения его образовательной функции. Активно ведется поиск новых форм работы с детьми.
Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Радость познания и удовольствия от рассматривания – явления сходные и одновременные. Музей же способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представлениями о мире, поэтому современные родители стремятся к более раннему приобщению детей к музею.
Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию. Музейная информация может быть активно освоена в процессе игровой деятельности.
Игра в жизни дошкольников – ведущая форма познания. Именно в ней они лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивают способность мысленного манипулирования с предметами: пробуждается творческое начало, развивается воображение. В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный, открытый диалог. Это обусловлено тем, что дети особенно расположены к общению.
Особая проблема – отбор экспонатов. Музейная среда, как правило, чрезвычайно насыщена: это вызывает быстрое появление усталости, особенно у детей. Поэтому количество демонстрированных предметов следует ограничивать, действуя по принципу «лучше меньше, да лучше».
Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний, выступает творческая работа как самый естественный для детей способ освоения информации.
Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Если взрослые склонны посмотреть на вещи и выслушать рассказ о них, то детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают.
В условиях ДОУ невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки были названы «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность, участвуя в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.
Создание мини-музеев в дошкольном учреждении – одно из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.
Личностное развитие ребенка
средствами музейной педагогики.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации. Создание музеев помогает решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада.
Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики обосновали мини-музей тематического содержания.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.
Назначение создаваемых мини-музеев вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы:
- наглядность;
- доступность;
- динамичность;
- содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность);
- сочетание предметного мира музея с парциальной программой, ориентированной на проявление активности детей;
- последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе);
- гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей);
- поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии;
- активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй);
- подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие понимание осмысливание закрепление применение.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.
Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:
- заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
- выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)
Этапы создания мини-музеев.
Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на четыре этапа.
Первый этап, подготовительный – планирование.
На этом этапе необходимо:
1. Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия. Это принцип, предполагающий в качестве основного фактора воздействия на ребенка – предмет, который и является в данном случае главным действующим лицом.
2. Интерактивность и полифункциональность музейного пространства, дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и решения различных воспитательно-образовательных задач (в том числе комплексно).
3. Психологическая комфортность и безопасность деятельности. Принцип, подразумевающий под собой саму организацию мини-музея, его расположение, оформление, расстановку экспонатов, безопасность экспонатов, представленных в мини-музее, для жизни и здоровья детей. Принцип, позволяющий ребенку почувствовать свою внутреннюю связь с миром.
4. Обеспечение необходимыми условиями для развития познавательной, исследовательской деятельности дошкольников. Данный принцип предполагает учет следующих компонентов: информационного, действенно-мыслительного, потребностно-мотивационного, эмоционально-волевого (развитие, эмоциональной отзывчивости к представленным объектам).
- Разработать тематическое планирование мини-музеев и музейных экспозиций в соответствии с тематикой занятий образовательной программы.
- С целью выявления степени заинтересованности родителей в данной деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини-музеев провести анкетирование родителей воспитанников ДОУ. Анкетирование проводится анонимно, по желанию родителей. В процессе анкетирования выясняется, посещают ли сами родители музеи и выставки и берут ли с собой на экскурсии детей, а также анализируется степень готовности родителей к взаимодействию с педагогами ДОУ по созданию мини-музеев.
- Определить перспективы создания мини-музеев и разработать алгоритм по созданию мини-музеев в группах:
1) выбор темы мини-музея,
2) определение места размещения мини-музея,
3) планирование экспозиций,
4) выбор дизайна оформления мини-музея,
5) подбор экспонатов,
6) оформление визитной карточки и паспорта мини-музея,
7) разработка форм работы с экспозициями мини-музеев,
8) разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей,
9) разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея,
10) планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях.
- Создать творческую группу педагогов, которые будут курировать работу по созданию мини-музеев.
Второй этап, практический - создание мини-музеев.
Работа на этом этапе строится в соответствии с разработанным алгоритмом по созданию мини-музеев в группах. Необходимо учитывать, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива. На данном этапе происходит выбор темы мини-музея и определение места размещения мини-музея. Месторасположение мини-музеев определять с учетом принципов интерактивности и полифункциональности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности. Учет этих принципов дает возможность максимально использовать музейные экспозиции для организации разнообразной детской деятельности, позволяет обеспечить безопасность использования экспонатов мини-музея.
К подбору экспонатов привлекаются родители .
Здесь необходимо руководствоваться следующими принципами:
- партнерство родителей и педагогов;
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;
- помощь, уважение и доверие со стороны родителей.
Необходимо также выбрать разнообразные формы работы с экспозициями мини-музеев. Это могут быть: занятия-экскурсии, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.
Необходимо разработать конспекты занятий с использованием экспозиций мини-музея, сделать подборку стихов, сказок, загадок по темам мини-музеев.
Работа по созданию мини-музеев увлекает воспитателей, обогащает и развивает детей, нравится родителям, вносит радость в повседневную жизнь и доставляет взаимное удовлетворение.
Третий этап, презентационный –
представление мини-музеев.
На этом этапе проходят презентации мини-музеев. Сначала педагоги вместе с детьми представляют визитную карточку своего мини-музея, в которой содержится краткое описание экспозиций и приглашение посетить мини-музей. Визитки распространяются по группам и раздаются родителям.
Четвертый этап, деятельностный – функционирование
мини-музеев.
Прежде чем начать знакомство дошкольников с мини-музеями, педагогам совместно с родителями необходимо провести серьезную предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представлений детей о музеях, формирование навыков музейного поведения. Родителям можно порекомендовать посетить с детьми действующие музеи и выставки.
В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно - демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Работа мини-музея «Пуговка»
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 135» организована система мини-музеев. Созданы такие мини-музеи, как «Русская горница», «Пуговка», «Курск – любимый город».
Основная идея работы педагогического коллектива по внедрению музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ – это формирование познавательного интереса и развития речи дошкольников.
В группе № 7создан мини-музей «Пуговка». Целями и задачами создания мини-музея явилось:
- знакомство детей с историей возникновения пуговицы, со значением пуговиц в жизни человека.
В создании мини-музея принимали участие не только воспитатели, но и ребята и их мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносили многие экспонаты, сделанные своими руками, помогали в оформлении экспозиции.
Мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое, родное, т.к. дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дома экспонаты и рассказывают о них. Наши поделки были изготовлены из различных пуговиц и материалов.
Также в музее есть много песен, потешек, загадок, сказок, игр о пуговиц. Мини-музей расположился в раздевальной комнате, каждый желающий имеет возможность полюбоваться красотой и необычностью пуговиц.
Мини-музей создан на основе системного подхода, который заключается в том, что любой объект (предмет музея) не существует сам по себе, он является частью чего-то. Объект состоит из каких-то деталей, частей. У него есть прошлое, будущее, есть друзья.
Мини-музей способствует познавательному развитию детей.
Работа мини-музея «Русская горница»
В МБДОУ № 135, творческая группа, при поддержке родителей, организовала мини- музей «Русская горница», музей народного быта и культуры».
Мини-музей вызвал большой интерес среди родителей. Число
экспонатов стало увеличиваться по количеству и по тематике.
У современного ребенка, живущего в городе, слабо развито ощущение принадлежности к русскому народу, поэтому одна из задач, которая стоит перед педагогом, воспитание у детей интереса к жизни русского народа, его обычаям, традициям, культуре. Работая над темой "Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения их к народной культуре", мы решили, что такой музей просто необходим.
Приобщение к традиционной культуре легче всего происходит через детский музей. При условии, что музей – это практический способ ознакомления ребенка с русским бытом, среда для фольклора, изучения детьми ремесел, традиций, художественного наследия.
Создавая такой музей, мы старались придерживаться принципов – интеграции, деятельности и интерактивности, динамичности и вариативности, непрерывности и доступности. Все экспозиции интерактивны, доступны детскому восприятию. И, естественно, основной объем содержания детского музея занимает игровой фонд, главным наполнением которого, являются всевозможные детские игрушки, предметы, которые дети используют в игре, в свободной деятельности, на занятиях.
Детский музей – это целая система, в которой музейная педагогика облегчает ребенку погружение в мир традиционной культуры, историко – художественного наследия.
Сейчас в музее более 40 подлинных предметов крестьянского быта, изделия народных промыслов, ремёсел, рукоделия. Всё это собрано стараниями сотрудников детского сада, их знакомыми и, конечно, родителями наших воспитанников. Экспозиция музея постоянно пополняется.
Создание мини-музея позволяет нам педагогам реализовывать
направление «Музейная педагогика» в ДОУ.
Наш мини-музей – результат общения, совместной работы педагогов, детей и их семей.
Очень хочется донести до детей всю глубину и красоту русской культуры.
Работа мини-музея «Курск»
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Исходя из этого, творческая группа детского сада создала мини-музей «Курск – любимый город».
В музее размещены: фотоальбомы, папки, выставка изделий из дерева, куклы в национальных костюмах, символы города – герб и флаг, карта региональная, познавательная литература, о людях труда и др.
Все экспонаты нашего мини-музея помогают детям расширять кругозор, уточнять, конкретизировать новые и уже имеющиеся знания, активизировать собственные познавательные интересы. Главный принцип нашего мини-музея заключается в следующем: все, что в нем представлено, находится в полном распоряжении детей – все можно потрогать, взять в руки, рассмотреть, поиграть.
Через наглядные средства систематизируем и расширяем представления детей об отдельно-значимых местах нашего города, способствуем формированию в сознании детей роли труда взрослых в истории образования города, в настоящем и будущем нашей малой Родины; знакомим с разными видами труда, интерес к их истории, традициям, фольклору; учим проявлять гуманные отношения к растениям и животным родного края, любоваться красотой окружающей природы.
Заключение
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом. Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей. В последнее десятилетие в развивающей среде детских садов появились новые элементы: комнаты, залы, музеи, изостудии и так далее, то есть обогащается развивающая среда.
По определению С.Л. Новоселовой, термин «развивающая среда» – это система материальных объектов, окружающих ребёнка, и воздействующих на его духовное и физическое развитие.
У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.
Творчески мыслящий воспитатель всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру.
Музейная педагогика служит комплексному развитию, воспитанию гражданственности и духовности дошкольников. На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.
Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. И эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1. Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики / Н.Р.Васильченко - Дошкольная педагогика, №5, 2009. стр.6-7
2. Виниченко В. Ребенок в пространстве музея / В.Виниченко - Дошкольное воспитание, 2003, № 5. стр.38-41
3. Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия / Под ред. К.Ю.Белой, Т.С.Комаровой. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
4. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие / Л.В.Кокуева. - М.: АРКТИ, 2005.
5. Куревина О.А. Путешествие в прекрасное. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей / О.А.Куревина, Г.Е.Селезнева. - М.: «Баласс», 2002.
6. Лашкина Н. Дети в музее / Н.Лашкина -Дошкольное воспитание, 2005, № 2. стр.72
7. Лихачев Д.С. Земля родная: Книга для учащихся / Д.С.Лихачев.- М.:Просвещение, 1983.
8. Морозова А.Н. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой.- М.: ТЦ Сфера, 2006.
9. Найденова Е. Этнографический музей в дошкольном учреждении / Е.Найденова - Дошкольное воспитание, 2001, № 3. стр.92.
10. Нестеренко Н. Мини-музеи в ДОУ/ Н.Нестеренко - Обруч, № 6, 2000. стр.30-31.
11. Пантелееева Л. Хочу в музей / Л.Пантелеева - Дошкольное воспитание, 2006, № 9. стр.115
12. Пастухова И. Домашний музей / И.Пастухова - Дошкольное воспитание, 2008, № 4. стр.111
13. Попова И.А. О диалоге музейной и семейной педагогики в практике дополнительного образования дошкольников / И.А.Попова - Управление ДОУ, 2006, № 5. стр.84.
14. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду / Н.А.Рыжова, Л.В. Логинова, А.И.Данюкова - М.: Линка-Пресс, 2008.
15. Рыжова Н.А. Развивающая среда детского сада / Н.А.Рыжова - М.: Линка-Пресс, 2003.
16. Сенновская И. Дошкольники и музеи / И.Сенновская - Дошкольное воспитание, 2002, № 5. стр.98
17. Столяров Б. Педагогическая деятельность музея / Б.Столяров -Дошкольное воспитание, 2002, № 11. стр.66
18. Тихонова М.В. Красна изба Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада / М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова. - Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
19. Тихонова О.Г Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей / О.Г.Тихонова. - М.: АРКТИ, 2006.
20.Трунова М. Секреты музейной педагогики / М.Трунова - Дошкольное воспитание, 2006, № 4. стр.38
21. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6т. Т.2. Сост. С.Ф.Егоров / К.Д.Ушинский. - М.: Педагогика, 1988.
22. Фаткуллина Э. Этнографический музей «Родник истории» / Э.Фаткуллина - Дошкольное воспитание, 2007, № 5. стр.126.
23. Цепина Т. Музей в детском саду / Т.Цепина - Дошкольное воспитание, 2007, № 5. стр.124.
24. Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики / Т.Чумалова -Дошкольное воспитание,2008, №3.
25.Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников / Т.Чумалова - Дошкольное воспитание, 2007, № 10. стр.44-50.
26. Чумалова Т. Историческое познание и музей / Т.Чумалова - Дошкольное воспитание, 2008, № 5. стр.61
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики:
- Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
- Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
- Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
- Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
- Освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
- Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики;
- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
- Формирование у дошкольников представления о музее;
- Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
- Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
- Развитие речи и расширения словарного запаса;
- Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению;
- Воспитание культуры поведения.
Результативность педагогического опыта.
- Уровень представлений воспитанников о музее и музейной культуре : 2011 г.- 34%, 2014 г. – 73%.
- Отображение в игре событий общественной жизни: 2011 г.- 15%. 2014 г. – 56%.
- Заинтересованность детей тематикой игр в «Музей» - -2011 г. – 11%, 2014 г. - 44%.
- Развитие у детей социальных и коммуникативных навыков – 2011 г. – 46%, 2014 г.- 86%
- Объем знаний детей о музее, его назначении, правилах поведения в музее и пр.:
1. Высокий уровень- дети знают, что такое музей, имеют представления о его назначении, им знакомы правила поведения в музее, а также они вполне осознанно выбирают предметы для рассмотрения – 2011 г.- 17%, 2014 г. – 68%.
2. Достаточный уровень – дети имеют представление о музее т правилах поведения в нем, могут назвать некоторые из них, чаще всего внимание привлекают предметы яркие, необычные – 2011 г.-21%, 2014 г.- 26%.
3. Допустимый уровень – дети могут объяснить, что такое музей, с помощью взрослого могут назвать 1-2 правила поведения в музее, с трудом могут вспомнить музейные предметы, с которыми знакомились при посещении музея – 2011 г. – 7%, 2014 г.-6%
4. Низкий уровень – дети не знают, что такое музей, не могут рассказать о правилах поведения в музее, к музейным предметам равнодушны- 2011 г.- 55%. 2014 г. – нет
Итоги диагностических исследований уровня подготовки детей в области музейной педагогики
Итоги диагностических исследований уровня подготовки детей
в области музейной педагогики
Группа
Уровни
Учебный год, %
Начало
Конец
Старшая группа
Высокий
0
24
Средний
50
56
Низкий
50
20
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Итоги диагностических исследований уровня подготовки детей
в области музейной педагогики
Группа
Уровни
Учебный год, %
Начало
Конец
Подготовительная группа
Высокий
0
35
Средний
54
50
Низкий
46
15
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Группы
Уровни
Учебный год, %
Начало
Конец
Подготовительная ОДА группа
Высокий
7
50
Средний
60
29
Низкий
33
21
Начало
Конец
Подготовительная группа
Высокий
0
35
Средний
54
50
Низкий
46
15
Начало
Конец
Старшая группа
Высокий
0
24
Средний
50
56
Низкий
50
20
Начало
Конец
Итоговое значение выполнения программы, %
57
81,3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Перспективный план работы мини-музея "Русская горница"
Сентябрь
1."Милости просим, гости дорогие".
Цель: дать представление о том, что такое музей; познакомить с бытом, обычаями, гостеприимством, вызвать интерес к культуре русского народа.
2. «Наряд русских крестьян».
Цель: приобщать детей к культуре русского народа, познакомить с нарядами русского крестьянства, воспитывать патриотические чувства.
Октябрь
1. "Добрые избы".
Цель: вызвать у детей интерес к крестьянской избе, дать представление об избе.
2. «Капустные посиделки»
Цель: закреплять знания об овощах, приобщать детей к культуре русского народа, познакомить с народными традициями; воспитывать трудолюбие.
Ноябрь
1. "Сошьём Маше сарафан".
Цель: познакомить с русским народным костюмом. С такими деталями, как сарафан, рубаха, картуз, зипун и др.
2. "В краю старых вещей".
Цель: познакомить детей с предметами обихода: коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской.
Декабрь
1. "Вечера долгие, руки умелые".
Цель: познакомить с головными уборами русского народа: женскими, девичьими, мужскими; рассмотреть повязки, кокошник, картуз.
2. "Что расскажет о себе посуда".
Цель: познакомить детей с крестьянской посудой: деревянной, глиняной.
Январь
1. «Русская изба»
Цель: познакомить детей с традициями народного быта, воспитывать патриотические чувства к русским традициям.
2. "Золотое веретено".
Цель: познакомить детей с прялкой, веретеном, с тем, какое место занимали они в жизни женщины.
Февраль
1. "Наши руки не знают скуки".
Цель: воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, познакомить с матрешками, ложками, шкатулками, солонкой, плошками.
2. "Волшебные спицы".
Цель: познакомить со спицами, с шерстяными изделиями, с тем, откуда берется шерсть (овечья, козья).
Март
1. "Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча".
Цель: познакомить детей с традицией выпекать блины на Масленицу, с домашней утварью, чугунком, ухватом, кочергой, печкой.
2. "Хозяйкины помощницы".
Цель: познакомить детей с вышивкой, пяльцами, нитками мулине.
Апрель
1. "Давайте жить дружно".
Цель: познакомить детей с куклами в костюмах народов России, воспитывать чувство толерантности к людям других национальностей.
2. «Весенние праздники на Руси»
Цель: познакомить с народными традициями, воспитывать любовь к родному краю, к традициям и обычаям русского народа.
Май
1. "Чудеса- кудеса".
Цель: познакомить детей с музыкальными инструментами: гуслями, барабаном, балалайкой, гармошкой.
2. "Посиделки у самовара".
Цель: познакомить с русской культурой чаепития, воспитывать любовь к культуре русского народа.
Перспективный план работы мини-музея «Пуговка»
Сентябрь
«История возникновения пуговицы».
Цель: познакомить с историей создания пуговицы, расширить знания детей о пуговицах.
Октябрь
«Игры с пуговицами».
Цель: учить классифицировать пуговицы по величине, форме, цвету; расширить представление о назначении пуговиц, развивать мелкую моторику рук.
Ноябрь
«В гостях у пуговицы» (пальчиковые игры)
Цель: Упражнять детей в застегивании пуговиц; развивать зрительно-моторную координацию у детей, слуховое, зрительное, сенсорное, тактильное восприятие.
Декабрь
«Вот так пуговица!»
Цель: Уточнять, расширять и обобщать представления детей о различных способах действий с предметами на материале пуговиц; развивать тактильно-двигательное восприятие, совершенствовать обследовательские действия у детей.
Январь
«Пуговица, я тебя знаю!»
Цель: Уточнять, расширять и обобщать представления детей о различных музеях пуговиц мира.
Февраль
«Поделки из пуговиц»
Цель: расширять и обобщать представления детей о различных способах действий с предметами на материале пуговиц; развивать тактильно-двигательное восприятие, совершенствовать обследовательские действия у детей.
Март
«Секреты простых пуговиц – старинные приметы»
Цель:
Апрель
«Музей бирюлек»
Цель: уточнять, расширять и обобщать представления детей о различных видах музеев (этнографический, краеведческий, природный, Исторический, художественный)
Май
«Парад пуговиц»
Цель: познакомить с многообразием пуговиц, дать представление о материале, из чего сделаны пуговицы.
Перспективный план работы мини-музея
«Курс – любимый город»
Сентябрь
«День рождения города»
Цель: воспитание у детей чувства гордости, восхищения красотой родного города, закрепить знание о символике родного города.
Октябрь
«История возникновения города»
Цель: формирование любви к родному городу и интерес к прошлому и настоящему.
Ноябрь
«Многообразие природного и животного мира Курска».
Цель: уточнить знания о природном многообразии г.Курска; формировать понимание значимости природного окружения, воспитывать желание беречь родную природу.
Декабрь
«Достопримечательности города Курска».
Цель: закрепить и обобщить знания о достопримечательностях города; показать тесную связь красоты городского ландшафта с разнообразием природы всего мира; воспитывать любовь к родному городу, уважение к труду взрослых, заботящихся о красоте города.
Январь
«Курск - спортивный»
Цель: воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город.
Февраль
«Знаменитые куряне»
Цель: расширять знания детей о своем городе, интересных людях, живущих в нем. Знакомить с фольклорным, музыкальным и литературным наследием народного творчества.
Март
«Папа, мама, я – Курская семья»
Цель: Вызвать желание сделать город лучше; воспитывать любовь к близким.
Апрель
«Памятники нашего города»
Цель: Формировать представление детей о родном городе, в котором они живут; об архитектуре родного города,
Май
«Никто не забыт, ничто не забыто»
Цель: познакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны города. Дать детям знания о том, как люди чтут память о героях, защищавших нашу страну в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ МБОУ № 135
Какие музеи расположены в непосредственной близости от Вашего дома? _________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
В каком из музеев Вы нашли время побывать с ребёнком? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как Вы могли бы объяснить своему ребёнку, для чего существуют музеи? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Можете ли Вы рассказать историю вашей улицы? ____________________________________________________________________________________
Есть ли в Вашем доме вещи, представляющие интерес с точки зрения истории, памяти? ________________________________________________________________________________________
Какие формы взаимодействия семьи и детского сада Вы считаете наиболее эффективными? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приведёт ли сотрудничество семьи и дошкольного учреждения к развитию интереса к историческому прошлому своей Родины и формированию ценностных ориентиров к экспонатам музея у детей? ____________________________________________________________________________________
Есть ли в Вашем доме какая-нибудь коллекция? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15