«Роль музейной педагогики в воспитании школьников»


«Роль музейной педагогики в воспитании школьников»
Из опыта работы учителя истории МКОУ Бобровской СОШ №2
Андреевой Анны Федоровны.
Все, что происходит с нами, оставляет тот или
иной след в жизни. Все участвует в создании
нас такими, какие мы есть…
Музейная педагогика в школах может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.
Школьный музей, сочетая в себе черты поискового кружка, научного объединения, детского клуба по интересам, обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают ребятам узнать историю и проблемы родного края. Прежде всего, школьный музей должен быть не самоцелью, а результатом серьёзной, глубокой, как правило, многолетней поисковой работы. Но для того чтобы эта работа шла чётко, ритмично, планомерно, помимо усилий одного энтузиаста-преподавателя, необходима заинтересованность всего педагогического коллектива. Только в этом случае школьный музей может стать центром нравственного воспитания учащихся. Все эти параметры прослеживаются в работе школьного музея «Истоки», на базе которого осуществляется музейная педагогика школы
В нашей школе музей был образован в 2002 году. В его создании участвовали и учителя, и дети, и их родители. Спустя несколько лет музей был преобразован, так как произошло объединение двух городских школ №4 и №2. Музей также поменял свой облик, так как появились новые экспонаты. Почти весь обновленный коллектив участвовал в реорганизации музейной комнаты. И, хотя сама комнатка совсем небольшая, мы сумели разместить там несколько экспозиций: «Из истории города Боброва», где стенд, краеведческая литература и некоторые предметы быта, фотографии рассказывают об истории нашего города. Очень интересна для детей экспозиция «Страницы школьной жизни, работы пионерской и комсомольской организаций», где ребята не только могут увидеть и даже примерить школьную форму, но и узнать многое из школьных фотоальбомов, грамот, творческих работ детей. Работа школьного клуба «КИД», долгое время занимала 1 место в районе, поэтому эта экспозиция насыщена интересным материалом и особенно привлекает внимание посетителей. Далеко не каждая школа может похвастаться наличием школьного лесничества и, многие ребята, наверное, с трудом могут представить, что из себя оно представляет. «Школьное лесничество «Зарянка» в нашей школе было организовано в 70 годах прошлого века и существует до настоящего времени. О его работе расскажет и стенд, и фотоальбомы и, конкретные предметы. «Они защищали Родину» - это самая объемная экспозиция, наверное, в каждом школьном музее. У нас она представлена и предметами времен ВОВ и работами детей и альбомом, рассказывающим и о поисковой работе школьников, и фото альбомами, освящающими военно-патриотическую работу школы. Особенной является экспозиция «Гордость школы», где представлены экспонаты, рассказывающие о лучших учениках, учителях и выпускниках школы, причем последний представлен в виде нескольких стендов уже в коридоре школы. Очень интересной для ребят является экспозиция «Русский быт», где в основном представлены предметы быта, одежды, женского рукоделья конца 19 - середины 20 веков. Здесь ребята могут увидеть элементы «женского кута», домашней печи, «красного угла».
Такой краткий обзорный путеводитель необходим, что бы можно было представить насколько благодатный для развития и интересный для восприятия детей материал находиться в нашем школьном музее. Самой распространенной формой работы является, конечно же, экскурсии - обзорные и тематические. Причем подготавливают и проводят эти экскурсии и сами дети, увлеченные музейным делом или посещающие занятия внеурочной деятельности «Музейное дело» в рамках введения ФГОС. На этих экскурсиях ребята узнают много интересного и об истории своего края и об истории своей страны. Прикоснувшись к предметам со времен ВОВ, и закрыв глаза, они могут на секунды погрузиться в прошлое и прочувствовать весь ужас этого страшного времени. Прочитав страницы военных треугольников, ребята осознают - насколько важна моральная поддержка друг друга, любовь, забота, сопереживание, а в трудные военные годы особенно. Каждый экспонат музея дает возможность не только узнать что-то новое, но и прочувствовать события того времени, которому он принадлежит. Самое главное, музейные экспозиции не оставляют детей равнодушными – они задают много вопросов, рассказывают свои истории, и, даже, приносят новые экспонаты. Содержание бесед помогает ребенку создать в своем воображении максимально цельную картину окружающего мира, совершить собственные маленькие открытия на пути постижения многовековой культуры человечества, ощутить себя наследником этого богатства. На конкретном материале и доступных предметах детям предоставляется возможность размышлять над многими проблемами.
В нашей школе активно используется форма работы под названием «Музей приходит на урок», где преподаватели или сами ребята раскрывают какие – либо страницы истории используя экспонаты музея. Причем здесь можно не просто послушать, но и «отправиться в прошлое» попробовав, например, писать чернилами и перьевой ручкой, или сыграть какую-либо позывную дробь на барабане. Часто в музее проводятся уроки исторического краеведения, частично уроки истории или обществознания.
Очень часто в музее проводятся тематические классные часы, связанные с экспозициями музея, уроки исторического краеведения, частично уроки истории или обществознания. Музей посещают и родители учеников, с удовольствием слушают рассказы своих детей о музейных экспонатах, вместе с ними обсуждают интересные факты, делятся своими знаниями, расширяя кругозор школьников. Приобщение ребенка к предметному миру культуры требует от педагога не только обширных знаний, но и владение методикой музейной педагогики. Методы, используемые в работе с детьми, целесообразно классифицировать в две большие группы: методы по преимущественному источнику получения знаний и методы по характеру мыслительной и познавательной активности. Они активно используются нами в работе с экспонатами школьного музея.
Очень интересные исследовательские работы проводят ученики нашей школы, используя материал школьного музея: «Моя родная школа» (2 место районная к/конференция и 3-областная), «Взвейтесь кострами» (1 место районная к/конференция) и другие.
Много времени проводят в школьном музее дети, посещающие внеурочное занятие «Музейное дело». Они участвуют в составлении новых экспозиций, или их переоформлении, участвуют в создании новых экспонатов: выставка «Новогодние игрушки», альбомы «Во имя Родины и долга», «Старые фото в лицах», встречаются с местными краеведами, бывшими учителями и выпускниками школы, принимают участие в работе школьных, районных и областных семинарах в рамках введения ФГОС. Некоторые из детей, посещающих внеурочное занятие, создали свои домашние музеи, познакомив остальных с их экспозициями с помощью презентаций.
Музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира. Музейная педагогика органично вошла в практику нашей школы. Школа и музей близки, так как призваны воспитывать и образовывать, только музей экскурсом в прошлое, а школа введением новых технологий, современных методик.
В заключении хотелось бы напомнить выражение В.Гюго: «Наша жизнь – путешествие, идея – путеводитель. Нет путеводителя - и все остановилось. Цель утрачена и сил как не бывало».