Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста


Жукова Оксана Михайловна,
воспитатель
МКДОУ №8 «Солнышко»
Новосибирская область, город Барабинск
Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая пытливость и любознательность» (В. А. Сухомлинский)
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребёнка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимается значительное место и в первые годы их обучения в школе. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, труд, серьёзная форма воспитания, способ познания окружающего мира. Она способствует развитию восприятия, внимания, памяти, логического мышления, зрительной памяти, творческих способностей, направлена на умственное развитие дошкольника в целом. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Закрепляется культура поведения, навыки общения. 
Если дети овладеют всем этим в детском саду, в школе будут чувствовать себя комфортно, будут уверены в своих силах, полюбят свой родной язык, приобщатся к чтению русской классической литературы.
Эти проблемы и побудили меня более углубленно заняться развитием речи дошкольников. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее будут его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом.
Свою педагогическую деятельность по развитию речи детей выстраиваю через использование дидактических игр с учётом возраста детей. Дидактические игры использую в образовательной, в совместной деятельности и в индивидуальной работе.
В совместной образовательной деятельности я использую такие дидактические следующие игры:
Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач.
Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности - короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игры-предположения («что было бы...»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельностей детей,  они учатся слушать друг друга.
Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать,  делать выводы.
Игры-беседы. В основе их лежит общение. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даётся в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры, соответствует возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий.
Если ребёнок использует в игре все знания, приобретённые на занятиях и в повседневной жизни, то игра будет выполнять свою педагогическую функцию – станет деятельностью развивающей, нацеливающей на всестороннее развитие дошкольников.