Роль образовательных учреждений в выявлении молодых писателей
Роль учреждений образования в выявлении молодых писателей и поэтов Стерлитамакского района
В последнее время часто можно услышать реплики о том, что молодое поколение перестало интересоваться художественной литературой, что у детей пропал всякий интерес к каким бы то ни было книгам, что безвозвратно уходит время самобытных талантливых писателей и поэтов. Но мы, учителя-филологи, не всегда соглашаемся с этими мнениями.
Бесспорным является то, что каждый человек талантлив. Добьётся ли он успеха, во многом зависит от того,будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одарённость. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить своё дарование, преуспеть в профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический и социальный рост и прочность демократических институтов.
В нашей стране накоплен богатый опыт работы с талантливыми детьми и молодёжью: создаются специализированные школы для тех, кто проявил выдающиеся способности, центры дополнительного образования и технического творчества.
А как же школа помогает формировать творческие личности, как участвует в выявлении и становлении юных писателей и поэтов?
По нашему мнению, первостепенную поддержку в этом оказывает кружковая деятельность, ценность которой заключается в том, что она расширяет и обогащает знания школьников, прививает им любовь и уважение к культуре родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью. Знакомство с биографией и творчеством писателя помогает лучше понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств.
В зависимости от содержания занятий форма работы в кружке может быть лекционной (обзорные беседы педагога или доклады школьников на заданные темы); семинарской (обучение навыкам литературно-краеведческой работы); экспедиционной (изучение литературно-краеведческих объектов, сбор материалов); научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа над литературой, подготовка докладов и т. д.); литературно-творческой (дневники, сочинения на темы похода); оформительской (изготовление наглядных пособий по литературному краеведению, оформление выставки, создание литературной карты, литературно-краеведческого кабинета, школьного музея и т. д.); организаторско-массовой (проведение литературно-музыкальных утренников и вечеров, организация экскурсий по школьному музею, встречи с писателями, проведение литературных олимпиад, викторин, игр, конкурсов, летняя работа с передвижной выставкой и т. д.). Успех работы кружкового объединения во многом будет зависеть от умелого сочетания указанных видов и форм занятий.
Неоценимым направлением в выявлении юных писателей и поэтов станет проектно-исследовательская деятельность, умело организованная педагогом как на уроке, так и во внеурочной деятельности. В первую очередь, проблемными темами для данных видов работ станут темы, связанные с краеведением, с изучением теории литературы, с исследованием особенностей творчества писателей и поэтов мировой литературы и родного края.
Третьим направлением станут творческие мероприятия, организованные на уровне школы, района, республики и России. Традиционными для Стерлитамакского района стали муниципальные конкурсы «Пою мою Республику», «Цветок курая» и научно-практическая конференция «Шаг в будущее» (секция «Вдохновение»), где у обучающихся есть возможность представить стихотворения или прозу собственного сочинения. Так, в рамках Года Литературы были запланированы и проведены следующие конкурсы творческих работ школьников: «Наследие С. Т. Аксакова в мировой культуре», «Юбилейным датам поэтов и писателей посвящается…», «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей», «По страницам любимых книг», «В созвучье слов живых…», основным условием которых стали разнообразие представленных жанров, оригинальность работ. Благодаря этим мероприятиям были выявлены филологически одаренные дети, пополнившие банк одаренных детей Стерлитамакского района.
Четвертое направление – организация встреч, литературных гостиных, круглых столов с писателями и поэтами г. Стерлитамак, Стерлитамакского района и Республики Башкортостан. Общение с известными людьми нашего края, добившимися народного признания, вселяют в юные дарования уверенность в своих силах, творческих способностях, вдохновляют на создание собственных оригинальных произведений.
Большую поддержку молодые таланты получают в лице корреспондента газеты «Сельские нивы» Шагбаловой Ф. В. Она популяризирует на «Литературной странице» творческие работы подающих надежды юных авторов Стерлитамакского района.
Проявить свой поэтический талант школьникам позволяют и созданные при школах органы печати, где всем обучающимся предоставляется право опубликовать свои первые литературные опыты.
Хочется быть уверенными в том, что все творчески одаренные дети смогут реализовать свои возможности, и каждый их талант будет оценен по достоинству. Чествование таких детей происходит ежегодно на фестивале «Признание» - самом значимом и популярном детско-юношеском мероприятии Стерлитамакского района.