Применение метода проекта в экологическом образовании неслышащих школьников во время внеклассной работы.
Применение метода проекта в экологическом образовании неслышащих школьников во время внеклассной работы.
«Человек, овладевший экологической культурой,
подчиняет все виды своей деятельности требова-
ниям рационального природопользования, забо-
тится об улучшении окружающей среды, не до-
пуская ее разрушения и загрязнения».
А.А.Плешаков
Актуальность проекта
Острота экологических проблем ставит перед школой задачу огромной важности: воспитание молодого поколения в духе бережного ответственного отношения к природе, охране природных ресурс.
Предлагаемый проект направлен на формирование экологического мышления и компетенции неслышащих школьников, которые в большинстве случаев не знают основ экологии, склонны принижать значение взаимодействия человека и природы. Именно поэтому сегодня проявляется острая потребность во внеклассных занятиях по экологическому образованию.
В ходе проекта планируется не только давать теоретические знания по экологии и кинопроизводству, но и развивать креативность, учить принимать общенациональные и общечеловеческие ценности и следовать им в личной и общественной жизни. Поэтому ведущая идея проекта заключается в использовании технологии обучения по методу проектов, имеющих и информационную, и творческую, и исследовательскую, и практико- ориентированную направленность для изучения.
Цели и задачи проекта
Целью данного проекта является формирование экологической культуры , воспитание новых ценностных ориентаций у неслышащих школьников среднего звена.
Задачи проекта:
- реализация комплексных задач экологического воспитания: образовательных, развивающих, воспитательных;
- формирование экологического сознания, знаний и опыта деятельности по сохранению природы;
- заинтересованность учащихся в повышении своей экологической грамотности.
Ш. Принципы организации проекта
Проектно-теоретический принцип – работа, как в небольших группах учащихся , так и всеми школьниками в целом. Целью является закрепление на практике теоретических знаний, полученных на занятиях и повышение интереса к вопросам экологии и кинопроизводства.
Проектный принцип организации работы позволяет раскрыть творческий потенциал детей и приучать к самостоятельному поиску и обработке информации.
Принцип интеграции – в процессе выполнения проекта и участия в городском и общероссийском конкурсах выстраивается система сотрудничества с общественностью,с целью пробуждения у неслышащих школьников интереса к экологической культуре, киноматографу.
Принцип диалогического общения делает возможным его организацию на основе взаимопонимания, уважения и признания, которые обеспечивают право свободно представлять своё мнение и вступать в конструктивный диалог с каждым участником проекта.
Работа над содержанием проекта
13EMBED PowerPoint.Template.81415
Этапы реализации проекта.
Организационный:
- вовлечение заинтересованных лиц, общественности по экологическому воспитанию неслышащих школьников;
- подготовка учебно-методических рекомендаций.
2. Основной (Базовый):
- реализация плана работы проекта по экологическому воспитанию
школьников;
- вовлечение учащихся в практическую деятельность;
- внедрение новых форм работы.
3. Заключительный:
- анализ деятельности по экологическому воспитанию неслышащих
школьников 5 – 6 классов.
Описание проекта
Основой реализации проекта является организация комплексного подхода к формированию экологической культуры неслышащих школьников в процессе внеклассной работы. Конечным результатом должно стать не только овладение определёнными знаниями и умениями, а также развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать и улучшать природную среду.
Проект является составной частью плана учебно-воспитательной работы с учащимися и включает следующие направления:
- формирование экологической культуры;
- творческая (исследовательская) работа;
- проектная деятельность;
- приобщение к практической деятельности по охране окружающей среды.
Идея создания проекта возникла после участия школьниками XVI
Международной конференции экологических фильмов «Зелёный взгляд», который проходил в ноября 2011года.
Участие в конкурсной программе способствовало:
- повышению информированности неслышащих школьников в вопросах экологии;
- привлечению внимания к возможностям киноматографа как средства постановки и решения экологических проблем;
- приобретению коммуникативного опыта.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] участия в фестивале учащиеся вместе с учителями написали отзывы о просмотренных фильмах и проявили желание поучаствовать в фестивале на следующий год. Специально для неслышащих школьников режиссёрами детской киностудии «Жираф» была разработана программа и организованы мастер-классы по основам режиссуры и сценарному мастерству, на которых ученики знакомились с основами кинопроизводства и получали знания, связанные со специальной терминалогией. Теоретический курс был тесно связан практическими занятиями, на которых дети с удовольствием демонстрировали «передний план», «задний план» пробовали работать «в кадре». Школьники с огромным интересом смотрели фильмы с Чарли Чаплиным, знакомясь с жанром «немого» кино.
Ученики принимали участие в городском конкурсе на лучший сценарий будущего видеоролика. Они вместе с родителями выбирали темы, писали сценарии и отправляли их на конкурс. На сюжет сценария «Однажды во дворе» режиссёрами киностудии «Жираф» был снят видеофильм.
Видеофильм «Однажды во дворе» получил в Москве приз «Лучший детский фильм» на VI Международном кинофестивале «Кино без барьеров» для людей с инвалидностью (2012 г.) и приз в Санкт-Петербурге «За оригинальное решение и эстетику» на XVII Международном фестивале детских экологических фильмов «Зелёный взгляд» (2012 г.). Видеофильм «Погуляли» был отмечен на XVIII Международном кинофестивале детских экологических фильмов «Зелёный взгляд» (2013 г.).
Вывод
Резюмируя данный опыт по воспитанию экологической культуры неслышащих школьников 5-6 классов, следует отметить, что глубокое понимание взаимосвязей между природой и обществом происходит у детей только через деятельностный подход. Использование проектной деятельности решает эту проблему и дает базу для дальнейшей экологизации растущего человека.
Проектная методика предлагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Главным результатом проекта является актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.