Выступление на тему Роль курса внеурочной деятельности Музей в твоём классе в эстетическом воспитании младших школьников. Знакомство с картиной З.Серебряковой За завтраком
Сегодня жизнь выдвигает новые вызовы современным детям. Появление новых девайсов вносит свои коррективы в развитие ребёнка. Ушла в прошлое ролевая игра, обеднело и внутрисемейное общение.
Как школа должна реагировать на происходящее? Что же может стать спасательным кругом в воспитании ребёнка?
Ответы на эти вопросы мы можем найти в ФГОС. В настоящее время происходит совершенствование внеурочной деятельности, которая является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Учителя нашей школы используют в своей работе программу по внеурочной деятельности УМК «Перспективная начальная школа» художественно-эстетического направления - «Музей в твоём классе», которая обеспечивает духовно-нравственное развитие и воспитание детей.
Внеурочная деятельность данного курса преследует следующие цели:
- познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами;
- дать начальное представление о логике развития живописного языка;
- сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного художника.
Основным пособием для работы является альбом «Музей в твоём классе» (для учащихся 1–11 классов), авторы: Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская ; издательство Академкнига /Учебник, 2011. – 17 п.л.
Здесь собрались люди опытные, и все мы знаем, что работа с картиной всегда была в программе начальной школы. Это беседы по картине, сочинения. Вы помните, как трудно было привлечь внимание ребёнка, заинтересовать на глубокое погружение в картину, сделать работу с картиной личнозначимой. В чём же отличие данного курса?
Дело в том, что методический аппарат пособия «Музей в твоём классе» включает выделенные фрагменты и детали, которые вынесены на поля каждой репродукции. Педагогический смысл этого приема варьируется в зависимости от возраста и от конкретной задачи.
Так, школьникам выделенные детали помогают внимательно рассматривать картину и находить выделенные места с помощью инструментов, удерживать внимание на конкретной задаче. В данном пособии используются разные инструменты: большая прямоугольная рамка для выделения содержательно-значимых фрагментов и удержания внимания, малая круглая рамка для поиска и выделения отдельных деталей; полоска картона, с помощью которой можно закрыть часть картины, укрупнив значение оставшейся части; лупа для рассматривания мелких деталей, особенностей красочного слоя и характера мазка.
Школьникам, вынесенные на поля увеличенные детали помогают рассмотреть и проанализировать особенности живописной манеры художника: выяснить форму и фактуру мазка, которым художник пользуется, изображая разные поверхности и предметы (высокое качество репродуцирования позволяет это сделать).
Из опыта работы могу сказать, что раньше требовалось много усилий, чтобы заинтересовать детей рассмотреть картину. Она была для них чем-то отвлечённым, оторванным от их повседневной жизни, их увлечений. С введением этого курса ситуация изменилась. Дети активны в рассмотрении изучаемого произведения искусства.
Они с увлечением выполняют задания, ищут выделенные фрагменты на картине, учатся устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения. Так, например, рассматривая репродукцию картины Ивана Хруцкого «Цветы и фрукты» внимание детей акцентируется на солнечном блике поверхности стакана. Создаётся проблемная ситуация: от какого предмета блик? Давайте попробуем ответить.
Это пособие учитывает и индивидуальные особенности детей. Так для детей, у которых есть речевые трудности или есть задержка в развитии, большим подспорьем является использование инструментов (рамок, которые можно передвигать по репродукции, лупы ), так как ребенок, которому по той или иной причине еще трудно сказать или рассказать, имеет возможность показать то, что он обнаружил, на репродукции, и почувствовать ситуацию успеха , что он тоже справился с заданием.
Оборот обложки с черно-белыми репродукциями, представленными в пособии дает представление о размерах подлинных полотен. Для этого рядом с репродукциями представлены силуэты школьников, принадлежащих к трем возрастным группа: 1-2 класс, 3-4 класс, 5-6 класс. Детям очень нравится представлять, как реально могут выглядеть картины, поэтому, когда это возможно, мы чертим примерный размер полотен на доске.
Из опыта работы могу сказать, что ребятам интересны занятия в кружке. Им нравится рассматривать картины, рассуждать, выполнять задания. Знакомя ребят с новой картиной, даётся некоторое время рассмотреть её самостоятельно, для того, что бы у них создалось своё первое впечатление.
Так, например, в картине З. Серебряковой « На кухне. Портрет Кати» изображена вторая дочь художницы, которой не было на репродукции картины «За завтраком». Сначала дети предположили, что это выросла Тата (Таня), но когда узнали, что это вторая дочь художницы, решили, что её не было на первой картине потому, что девочка ушла в школу. И как же интересно было смотреть на лица ребят, когда они узнали, что Катя в то время была совсем маленькой, и сидеть за столом просто не могла. Ребят так впечатляет увиденное, что заставляет задуматься о том, как же велика «сила искусства».
На занятиях мы используем фотографии и репродукции других картин художников, которые не вошли в альбом. Например, изучая картину Василия Поленова «Московский дворик» показываем фотографии уголка старой Москвы – с её особнячками, церквами, заросшими зелёной травой двориками. Так в одном занятии прослеживается связь с историей, архитектурой, музыкой. Идёт развитие не только познавательных универсальных учебных действий, но и коммуникативных.
Занимающиеся в кружке ребята, овладевая новыми знаниями, чувствуют себя взрослее, осваивают лексику, необходимую для выражения чувств, монологическую речь, начинают ориентироваться в жанре картины.
Родители отмечают, что дети, увидев картину стараются рассмотреть её, рассказать об увиденном, задают вопросы.
Конечно же, мы в самом начале пути, но в ходе освоения курса «Музей в твоем классе» школьники получат возможность не только приобрести предметные знания, но и
- находить на картине указанные детали, а затем самостоятельно открывать (усматривать) подробности, характеризующие предмет изображения.
- выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность.
- устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения.
- объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира.
Предполагаемый результат данного внеурочного курса - подготовка экскурсоводов по репродукциям картин «Музей в твоем классе».
Мы с вами в виртуальном музее.
Перед вами картина «За завтраком» («За обедом»). Какой вопрос возникает, как только мы прочитаем название? Почему два разных названия получились? Чтобы ответить на него, надо знать историю европейских традиций.
- Эту картину Зинаида Серебрякова написала в 1914 году.
Тогда многие семьи жили по европейским традициям: с утра лёгкий перекус в виде чая и яблока, а ближе к полудню накрывали второй завтрак , с супом , булочками и закусками, больше напоминающий наш привычный обед.
- Зайдём в картину.
- Что вы видите на картине?
- На полотне группа людей (детей) - несколько человек, сидящих близко друг к другу, вместе. Картина выполнена в жанре группового портрета. Что же такое групповой портрет?
- Групповой портрет - вид портрета, на котором изображено три и более персонажей, находящихся в одной обстановке, связанных единством действия.
- Зинаида Евгеньевна изобразила на картине трёх своих детей. У неё их было четверо: 2 сына Евгений и Александр, 2 дочери Татьяна и Екатерина.
- Мальчика, который смотрит прямо на зрителя, зовут Шура – именно так называли его в семье.
- Покажите Шуру, используя зоркое око.
- Шуре семь лет.
- Мальчика, сидящего по другую сторону стола – зовут Женя, он старший из братьев. Ему восемь лет.
- Покажите Женю, используя зоркое око.
- И, наконец, Тата (Татьяна). Ей всего два с половиной года.
- Обратите внимание на Тату, используя зоркое око.
- Итак, мы видим трёх симпатичных ребятишек.
- Но, позвольте спросить, сколько всего человек находится в столовой? (Внимательный зритель заметил женскую руку.)
- Покажите, пожалуйста. женскую руку, используя зоркое око.
- Кто она по вашему мнению?
- Кто же эта женщина? (пауза) Может горничная? А может сама хозяйка?
- Скажите, пожалуйста, а все ли собрались за столом?
- И опять я обращаюсь к внимательному зрителю. Скажите, приготовлено ли за столом место для четвёртого человека? (Да)
- Как вы догадались? (Мы видим пустой стул и прибор, стоящий на столе.)
- Становится очевидно, что это рука хозяйки дома Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. Вот сейчас она нальёт суп и присядет на свободное место, чтобы пообедать со своими детьми.
- Давайте посмотрим на лица детей. В жизни родственники часто похожи друг на друга. А в этой семье похожи ли дети между собой? (Да)
- Справа от репродукции расположены фрагменты портретов, написанных Зинаидой Серебряковой. Вверху – фрагмент автопортрета, то есть самой художницы. А чуть ниже – фрагмент портрета её мужа, Бориса Анатольевича Серебрякова, отца детей.
- Рассмотрите эти фрагменты.
- На кого похожи Шура и Тата? (выслушай мнение своего соседа).
- На кого похож Женя? (выслушай мнение своего соседа).
- Да конечно, рассмотрев детей, мы с уверенностью можем сказать, что Шура и Тата похожи на свою мать. Особенно ярко об этом говорят тёмные открытые глаза. А также на сходство с матерью указывает форма носа и губ. Женя, даже с опущенными глазами, сильно походит на отца. И цветом небесно – голубых глаз и овалом лица.
- Продолжим рассматривать картину.
- Возьмите лупы и обратите внимание на обеденный стол.
- Рассматривая репродукцию, обратите внимание на те фрагменты, которые у вас находятся в кружочках слева. Выслушай соседа.
- Расскажите пожалуйста, что Вы заметили?
- Да стол достаточно большой. Он накрыт белой скатертью. Изящный столовый сервиз из белого фарфора с голубым орнаментом. Супница, порционные и суповые тарелки, солонка и другие предметы из одного сервиза. Всё просто и одновременно эстетично, что указывает на хороший вкус хозяйки дома.
- Вернёмся к детям.
- Используя зоркое око обратите внимание на жест Таты. О чём он говорит? (Да, наверное, девочка не хочет кушать, поэтому закрывает тарелку своей пухленькой ручкой. А возможно предпочитает супу, сдобную булочку, лежащую в центре стола на специальном блюде)- Посмотрите на стул, на котором сидит Тата. Что вы видите? (Подушечку)
- Как вы думаете, почему Тате положили подушечку? О чём это говорит?
- Да, конечно, Тата ещё мала и обеденный стол для неё слишком высок, именно поэтому Тате предложили специальную подушечку. Это говорит о том, что в доме Серебряковых любят детей и заботятся о них, создавая удобство и комфорт.
- Теперь я хочу обратить ваше внимание на некоторые другие аспекты уже известной нам картины. Итак, вернёмся к внешнему сходству детей.
- Внешне они похожи, но схожи ли их характеры? (Выскажи своё мнение соседу)
- Известно, что один из мальчиков тихий, задумчивый, медлительный и мечтательный, а другой молчаливый, но быстрый, решительный и независимый.
- Попробуйте по взгляду определить какая из характеристик принадлежит каждому из мальчиков. Обоснуйте почему Вы так решили? (выслушать мнение)
- Конечно Вы правы. Вторая характеристика безусловно относится к Шуре, тому, кто сидит ближе к зрителю и смотрит прямо на нас. Об этом говорит не только решительный взгляд, но и резкий поворот головы. А также то, что он первым из детей приступил к обеду. Жене принадлежит образ мечтательного ребёнка, углубленного в себя и свои мысли. Он задумчиво пьёт воду.
- А как Вам кажется на кого по характеру и поведению похожа Тата?
- Как видим, Тату и Шуру сближает не только внешнее сходство.
- Все дети изображены с румянцем на щеках.
- Подумайте, чем они занимались перед обедом?
- Теперь понятно, почему Женя пьёт воду. Набегался и разгорячился.
- А теперь попрошу всех сосредоточиться. Сейчас мы будем слушать картину.
- Какие звуки вы слышите?
- Меня радует, что вы внимательно слушали. Да, мы слышим: стук половника, звук, льющегося супа, глухое постукивание ладошкой.
- Давайте рассмотрим сначала жесты, а затем позы всех, кто собрался за столом.
- Найдите взглядом по порядку: руку матери, руку Таты, руки мальчиков.
- Представьте, что сделает каждый из них в следующую секунду?
- Мать поставит тарелку перед Женей.
- Что вы можете сказать о Тате?
- Тата будет постукивать ладошкой о пустую тарелку и вот-вот сползёт со стула.
- О чем вам говорит поза Шуры?
- Резкий поворот головы Шуры говорит о том, что он вернётся к своему занятию.
- А что можете сказать о позе Жени?
- Лишь Женя продолжает задумчиво пить воду. Вряд ли он изменит наклон головы или направление взгляда. Позы детей в полной мере подтверждают наше первоначальное мнение об их характерах.
- Обращая внимание на позы и жесты, попробуйте догадаться кто первым выскочит из-за стола.
- Первой из-за стола конечно же выскочит Тата, об этом говорят и жест и поза девочки. Вслед за ней, не доев до конца, ускользнёт Шура. И медлительный Женя как обычно дольше всех задержится за столом.
- Эта картина единой целое, но если воспользоваться рамкой, то можно выделить две самостоятельные картины.
- С помощью вертикальной рамки выделите фрагмент картины «Шура за обедом». Рассмотрите его.
- С помощью вертикальной рамки выделите фрагмент «Тата за обедом». Рассмотрите его.
- А сейчас обратите внимание на лицо Таты. Напомню, ей на картине два с половиной года. Неправда ли взрослое выражение лица для маленькой девочки. Теперь с помощью всё той же рамки мы вернём девочке её возраст. Теперь лицо Таты совсем детское.
- Зрителю может открыться ещё немало тайн, скрытых в картине. Их можно читать до бесконечности. Для этого нужно быть очень внимательным и заинтересованным человеком. А ещё, вооружившись рамкой и лупой, смело работать с репродукциями нашего Музейного дома.(пауза)
- Наша экскурсия подошла к концу. Спасибо за внимание.
- Теперь нам необходимо выйти из картины. То есть разгадать секрет картины.
-Так в чем же секрет картины З. Серебряковой «За обедом»? (любовь к детям и заботливое отношение)