Роль уроков искусства в эстетическом воспитании школьников.


Роль уроков искусства в эстетическом воспитании школьников.
Искусство – часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира. К искусству относят разновидности человеческой деятельности, объединяемые художественно-образными формами воспроизведения действительности, – живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино. Искусство помогает человеку в выборе идеалов и ценностей. Искусство – это своеобразный учебник жизни.
Были времена расцвета духовности, когда роль искусства никому не приходилось доказывать, когда оно являлось средством познания мира. Вот почему оно так притягательно для нас; с одной стороны, мы находим в нём ту чистоту помыслов и то величие духа, которые не всегда сохраняются в современной жизни, с другой – освобождение от суеты и житейских забот. Ведь люди одинаковы во все времена – они всегда любили и ненавидели, тянулись к теплу и страдали от холода, их всегда волновали проблемы жизни и смерти. И мы с вами, современные люди, с техническими достижениями, большими городами промышленными шумами всё равно остаёмся людьми, знающими и радость, и страх, и ожидание. Поэтому нам тоже нужно искусство, которое поддерживает душу, укрепляет силы.
На основе двух ощущений – слуха и зрения все виды искусства делятся на пространственные, временные и пространственно-временные, или синтетические.
Изучение мировой художественной культуры в основной школе рассматривается как продолжение начального этапа художественно-эстетического развития и воспитания личности ребенка. В то же время оно является важным и неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования, своеобразным пропедевтическим этапом, готовящим школьников к изучению мировой художественной культуры в старшей школе. Программа курса МХК (По Г.И.Даниловой) в основной школе представлена спецкурсами и образовательными модулями, каждый из которых может быть рассмотрен как отдельный курс с учетом специфики развития региональной культуры. Для учителя программа является ориентиром в определении содержания образования, путей и способов формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Главные приоритеты изучения искусства в 5— 9 классах сосредоточены на решении задач наблюдения (восприятия) учащимися произведений мировой художественной культуры, раскрытия закономерностей исторического развития, понимания особенностей образного языка различных видов искусства, формирования и развития художественно-образного мышления.
Следует помнить о развитии возможностей различных видов искусства. Живопись, скульптура, архитектура, помогут сформулировать чувство симметрии, пропорции, чувство линий, цвета и колорита, пространственное воображение.Формирование художественно-творческих способностей, в свою очередь требуют особой методики. Важно своевременно выявить природные задатки, склонности ребенка, стимулировать творческую деятельность, закрепить достигнутый успех постоянными тренировками. Постепенно усложнять навыки умениями и навыками. При этом надо помнить, что занятия рисованием лишь тогда обогащают ученика эстетикой, когда они несут ему радость. Важными условиями успеха являются объективная оценка художественного творчества детей.
В книге "Духовный мир школьника" В.А. Сухомлинский проведено интересные наблюдения о влиянии рисунка на духовное развитие школьников. В школе на протяжении четырех лет проводился такой опыт: в момент сильного эмоционального подъема, вызванным вновь пережитым или познанным, учителя предлагают детям передать их переживания в рисунке. Дети не только с подъемом рисовали, предметы или сказочные образы, но выражали свое отношение к тому, что они нарисовали.
Дальнейшие наблюдения доказали, что у многих детей сформировалась потребность передать увиденное или пережитое в рисунке. Склонность к рисованию закрепилась не у всех детей, зато уроки рисования оставили в их внутреннем мире глубокий след. Эти дети отличались более тонкими, устойчивыми чувствами, всесторонней интересом, точностью и гибкостью творческой деятельности.
Поэтому недооценка рисования в системе обучения младших школьников или неправильная постановка преподавания этого предмета может стихийно остаться на развитии школьников.