Роль школьных библиотек в экологическом воспитании учащихся.
Н М Антонова,
педагог - библиотекарь
МБОУ «Мошинская средняя школа»,
Няндомского района, Архангельской области
Роль школьных библиотек в экологическом воспитании учащихся.
Человек не только нравственно
отвечает за всех живых и за
все мертвое, но и морально обязан
за них говорить, защищать их права, их интересы.
Д.С.Лихачев
По мере обострения экологической ситуации в мире и в России все больше возникает необходимость формирования экологического сознания у каждого гражданина планеты. Экологическое образование и просвещение становятся неотложным делом человечества, желающего выжить в негативно экстремальной окружающей природной среде и обеспечить идущим вслед поколениям условия, благоприятные для продолжения жизни
Однако образование среднее, среднее специальное и высшее, являясь начальной стадией в понимании основ гармонизации отношений в системе «Человек. Общество. Природа», не решает до конца проблемы формирования экологического сознания человека. Самый длительный и самый активный период его жизни наступает после окончания учебного заведения. И вопрос дальнейшего совершенствования полученных в учебных заведениях экологических знаний не только не перестает быть актуальным, а напротив, приобретает качественно новый, сугубо практический смысл.
Реализуя свои личные и деловые интересы, взрослый человек непосредственно сталкивается с решением конкретных экологических проблем, которые активно влияют не только на его здоровье, но и ограничивают возможности развития им экономической сферы деятельности. Потребность в экологической информации, в новых путях решения экологических проблем окружающей природной среды резко возрастает. Стройная система экологического образования должна быть продолжена не менее организованной системой просвещения, способной удовлетворять эколого-информационные потребности различных групп населения, специалистов, тех, кто сегодня решает судьбу промышленного и сельскохозяйственного производства.
Это особенно важно в настоящий период, когда формируются новые производственные отношения.
Информационная поддержка идет по многим каналам, в том числе через учреждения культуры, где особое место занимает мощная разветвленная библиотечная сеть, способная стать базой, опорным пунктом для всех, кто связан с проблемами экологии и нуждается в информации по проблеме.
Выполняя образовательные и воспитательные функции, способствуя расширению экологических знаний учащейся молодежи, библиотеки способны влиять и на все слои населения.
Практически библиотекам с их обширными возможностями нет альтернативы в деле экологического просвещения: библиотеки имеют организованный фонд тиражированных документов по различным областям знаний, в том числе экологических, они демократичны, способны обеспечивать свободный доступ детей к экологической информации и, наконец, располагают образованными кадрами – библиотекарями – носителями этой информации.
Экология стала злободневной проблемой для каждого человека.
Человек и природа вступили в разрушительный конфликт, и разрешить его можно только на основе комплексного непрерывного образования и воспитания, начиная с раннего детского возраста, совместными усилиями. И важная роль в воспитании и экологическом просвещении населения отводится библиотекам, сосредотачивающим в своих фондах солидную информационную базу, обладающим такими средствами убеждения, как книга, слово, электронные носители и интернет
Основное и главное требование к экологическому воспитанию – это планомерность и систематичность.
Экология – это «перекресток» многих научных знаний. Поэтому следует широко представлять читателям литературу о биологических основах жизни, социальной, экономической, культурной и духовной сторонах жизнедеятельности человека. Деятельность библиотеки по экологическому просвещению своих читателей станет более эффективной, если библиотекарь будет работать в тесном контакте с преподавателями, и, прежде всего, биологии, географии, химии, а особенно с учителями начальных классов.
Особое внимание советую обратить на информационно-библиографическое обеспечение читателей. Очень важно представлять им в полном объеме информацию, несущую экологические знания, используя различные приемы и формы библиотечной практики.
В каждой библиотеке желательно проанализировать книжный фонд и периодические издания в помощь экологическому воспитанию, проводить консультации для учащихся и педагогов, составить рекомендательные списки статей периодики, тематические полки, развалы и просмотры литературы. Литературу по экологии целесообразно сосредоточить в одном месте фонда, что позволит быстрее найти нужный материал.
В систематической картотеке статей можно выделить раздел наиболее спрашиваемых изданий по данной проблеме.
Предлагаю провести в школах экологический марафон «Человек. Природа. Экология», в рамках которого будет организована целенаправленная работа не только с педагогами и школьниками, но и с населением
Вопросы, связанные с экологической опасностью и уроном природе, нанесенным человеком в процессе производственной деятельности, бесхозяйственности и равнодушия, могут быть вынесены для обсуждения на диспутах и дискуссиях. Например:
- Почему продолжает ухудшаться экологическая обстановка в районе, округе, стране?
- Что может повлиять на ее улучшение?
- В чем заключается твой гражданский долг по отношению к природе?
Особую роль в воспитании экосознания школьников играет публицистика. Её характерная черта состоит в том, что она отражает всегда совершенно конкретную экологическую ситуацию, тем самым приглашая читателей участвовать в её разрешении. Статьи периодических изданий помогут библиотекарю найти правильный тон при обсуждении с читателями острых экологических проблем
Можно периодически организовывать дни и недели защиты от экологической опасности. Это не только активная работа по ознакомлению читателей с литературой, не только массовые мероприятия, но и какие-то конкретные акции населения, исходя из местных условий и задач.
В библиотеках желательно создать для читателей-детей любительские объединения или клубы. Например: клубы «Юный эколог», «Природа – наш дом», и т д.
Привлечь внимание читателей различных категорий и возрастных групп к проблемам охраны окружающей среды и экологической опасности помогут циклы книжных выставок (разных типов и видов), открытые просмотры литературы, стенды, плакаты, столы-викторины «Красная книга Архангельской области». «Внимание! Это актуально!», и т.д.
Через всевозможные формы раскрытия книжного фонда целесообразно освещать темы:
Экологические проблемы нашего региона;
Человек, природа и будущие цивилизации;
Экология и здоровье человека
Что мы оставим потомкам?
Писатели об охране окружающей среды:
Природа – великий мастер.
Библиотека может выступить инициатором проведения небольших социологических исследований, в частности, через местную газету «Наш край», районную газету «Авангард», опрос населения. Цель этой работы – выяснить знания не только школьников, но и жителей поселков по проблемам экологии, а также их отношение к решению местных актуальных задач в данном направлении. Анкетным опросом можно охватить сразу весь школьный коллектив, а по результатам опроса (после тщательного анализа) целесообразно организовать встречу за «круглым столом», которую можно назвать «Экология – проблема ХХ1 века» или «Проблемы экологии села Моши»
Попросить старшеклассников сделать доклады на экологическую тему по химии, биологии, географии, своего села или города.
Хорошим дополнением к раскрытию темы могут стать рисунки детей, цитаты о природе. Например, «Без пищи человек может прожить до 30 дней, без воды – 3-4 дня, без воздуха – всего 2-3 минуты, а без атмосферного давления – секунды»; «5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды»; «Нельзя сказать, что вода необходима для жизни, она – сама жизнь» (Антуан де Сент-Экзюпери).[1]
Ежегодно 17 сентября в стране отмечается День леса. Этому событию советуем посвятить экологический праздник «Все о лесе». Его можно провести непосредственно в лесу с учащимися 1 – 3, 5 – 11 классов. Программу праздника необходимо продумать так, чтобы всесторонне показать значение леса. Поэтому предлагаем во вступительной части сконцентрировать внимание на следующем:
Лес – важнейшая часть биосферы;
Лес – среда обитания животных и птиц;
Лес – источник сырья;
Лес – лучшее место для отдыха и лечения людей и животных;
Защитные свойства леса;
Охрана леса и лесовосстановительные мероприятия в районе(выступление работника лесного хозяйства);
Вторую часть праздника можно организовать в форме конкурса на знание пословиц, поговорок, песен, сказок, загадок о лесе и его обитателях. Здесь же можно провести и викторину «Что вы знаете о лесе?». Содержательной частью праздника может стать выставка изделий, поделок из лесного материала «Вторая жизнь дерева», причем материал для этой выставки ребята собирают здесь же. Правда, на это понадобится дополнительное время, поэтому нужно продумать, чем будут заняты остальные участники праздника. Откроет выставку высказывание К.Паустовского «Шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе» [2]. Советуем оформить стенд-витрину «Что нам дает лес?», где будут представлены в натуральном виде грибы, ягоды, мед, сок, витамины (шиповник), лекарственное сырье, пушнина, техническое сырье (береста).
Предварительно можно провести фотоконкурс или конкурс рисунков на заданную тему.
Дети, особенно в младших классах, охотно сочиняют стихи о природе, о лесе и о животных.
При поддержке и активном участии учителей начальных классов желательно организовать конкурс сочинений о лесе и о его обитателях, лучшие сочинения оформить самодельными книжками, проиллюстрировать книжки детскими рисунками. Во время праздника пройдет презентация этих книжек.
Интересен будет конкурс плакатов «Из жизни деревьев»; он расскажет об удивительных свойствах некоторых деревьев, произрастающих на территории нашего района или области. Например, береза – это символ России. Березовый род включает более 120 видов, из которых 40 растут в России. Или плакат о ели – лесной красавице. Наши предки считали это дерево символом вечной молодости. [3] Минина А.А., Семенюка Н.В. «Лесной покров земли». Если позволяют возможности, можно оформить выставку репродукций с картин русских и советских художников о лесе, а также выставку произведений местных художников.
К мероприятию необходимо оформить большую иллюстрированную выставку литературы (или просмотр). Например, «Из жизни зеленого мира», цитаты, тексты, а также мини-выставку «Это полезно знать», где представить книги и материалы о заготовке, хранении и использовании лекарственных трав, ягод и грибов. Здесь же будет уместно поместить разнообразные рецепты приготовления блюд из лесных даров.
Было бы здорово в конце такого праздника объявить решение сельской администрации о проведении месячника или субботника по очистке леса, посадке деревьев или какой-нибудь другой акции по защите зеленого друга.
Подобные праздники можно посвятить воде, птицам и т.д.
Работу по экологическому воспитанию детей оживят беседы с читателями об их собственном поведении и восприятии экологической проблемы в целом. Необходимым и нужным материалом для работы в этом направлении станет и художественная литература. В русской литературе можно назвать много имен людей, обладающих особым даром постижения природы в сложных взаимосвязях с душевным миром людей. Среди них А.Фет, А.С.Пушкин, Ф.Тютчев, С.Есенин, М.Пришвин, К.Паустовский, И.Бунин, и др.
Работа с периодикой помогает ребятам овладевать навыками самостоятельной исследовательской работы, учит быть внимательными, принимать самостоятельные решения.
Например, в проведении экологического мероприятия, проходя реки и озера, учащиеся могут подготовить сообщения на основе своих наблюдений, а также взять материал из местных газет и журналов о загрязнении рек ,озер, лесов и полей неочищенными стоками промышленных и коммунальных предприятий.
Экология и здоровье человека. На сегодня это одна из самых острых проблем нашего общества.
Для учащихся, особенно для 9-11 классов, советую организовать нетрадиционное для библиотеки мероприятие «Актуальный разговор», на котором совместно с медицинскими работниками можно раскрыть взаимосвязь состояния здоровья людей и экологии. Акцент сделать на те вопросы, которые в наибольшей степени интересуют читателей, в частности:
как на здоровье людей влияет нарушение состава воздуха?
В чем вред кислотных дождей?
Как загрязненная питьевая вода сказывается на развитии различных заболеваний населения?
Какие строительные материалы обладают болезнетворными качествами?
Как бороться с нитратами?
Как правильно питаться?
Как бороться с «болезнями века» - сердечно-сосудистыми заболеваниями, аллергией?
Как сберечь здоровье в сложных экологических условиях?
К мероприятию можно оформить развернутую книжную выставку, библиотечный плакат «Вам – о здоровье», а закончить его целесообразно обзором книг, статей из периодической печати или презентацией нового периодического издания, пропагандирующего здоровый образ жизни.
Устойчивое развитие территории нашего села, района, города, здоровая жизнь горожан, сельчан возможны, только если будут созданы экологическая безопасность и окружающая среда соответствующего качества. Это одно из приоритетных направлений деятельности, забота органов местного самоуправления – сохранение и восстановление природных систем, создание благоприятной окружающей среды.
В заключении хотелось бы пожелать вам, уважаемые библиотекари, стать инициаторами экологического просвещения в вашей школе и сделать эту работу систематической, т.к. единичные, разрозненные мероприятия не будут иметь желаемого положительного эффекта.
Список информационных источников
1. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» «Мы в ответе за тех, кого приручили»
78 ,[1] Эксмо, 2014 г
2. К.Паустовский «Наедине с осенью» 102 ,[2] Советский писатель, Москва 1972
3.А. А. Минин, Н. В. Семенюк "Лесной покров Земли " 62,[3] с. ил. 20 см, М. Знание 1991
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615
Заголовок 215