Факультативный курс Система итогового повторения курса математики 7-9 классах 
Система итогового повторения курса математики в 7-9 классах.
                                    Подготовка к ОГЭ.
                                  Пояснительная записка.
    Программа данного курса предназначена для подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике в форме ОГЭ. Основное назначение данной системы аттестации выпускников – введение открытой, объективной, независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся.
    Программа курса рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю. Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 7- 9 классов к обязательному государственному экзамену по математике в новой форме за курс основной общеобразовательной школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему математическому образованию. Программа разработана на основе государственной программы по математике для 7-9 классов. Содержание программы соотнесено с примерной программой по математике для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и школ с базовым изучением математики, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации.
    Программа курса по математике в 7-9 классах по теме «Система итогового повторения курса математики в 7-9 классах» представляет изучение теоретического материала блоками и рассчитана на учеников общеобразовательного класса, желающих основательно подготовиться не только к ОГЭ, но и подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ. В ходе изучения применяются приемы парной, групповой, индивидуальной деятельности. Проводятся элементы самооценки, взаимопомощи, умение работать с математической литературой и выделять главное.
     Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то чтобы перивить интерес ученика к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, порешать интересные задачи. Для успешного прохождения итоговой аттестации необходима регулярная и целенаправленная подготовка. В связи с этим содержание данной программы полностью соответствует содержанию работы по математике и состоит из следующих разделов:
           - »Числа и вычисления» 
           - «Алгебраические выражения»
           - «Преобразование алгебраических выражений»
           - «Уравнения и системы уравнений»
           - «Неравенства и системы неравенств»
           - «Функции и графики»
           - «Последовательности и прогрессии»
           - «Статистика и теория вероятностей»
    В ходе повторения предусматривается выполнение тематических тестовых работ. Завершением курса является итоговая тестовая работа, которая составлена из материалов ОГЭ или задания заимствованы из блоков заданий ФИПИ, или  КИМ  по предмету.
Цели:
На основе коррекции базовых математических знаний учащихся совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся.
Оказание индивидуальной и систематической помощи учащимся 7-9 классов.
Задачи:
Дать ученику возможность проанализировать и оценить свои способности.
Расширить знания при решении  уравнений, неравенств, систем уравнений и систем неравенств, задач на  проценты.
Повысить интерес учащихся к математике за счет занимательности, наглядности.
Создавать установку на непрерывное обучение в течение жизни.
Особенности курса:
Краткость изучения материала.
Практическая значимость для учащихся.
Нетрадиционные формы изучения (повторения) материала.
Результаты повторения курса математики в 7-9 классах и система их оценивания.   
    В ходе повторения математики  учащиеся должны  достичь следующих результатов развития в личностном и предметном направлении.
   Креативность мышления, находчивость, активность при решении математических задач.
       2     Использование математических формул, уравнений и неравенств для решения практических задач.
3.      Оценивать логическую правильность рассуждений, решать комбинаторные и вероятностные задачи.
4.     Выдвигать гипотезы при решении задач, понимать необходимость их проверки.
5.     Решать задания, приближенные к заданиям ОГЭ.
6.     Работать с информацией, в том числе и полученной посредством Интернет.
Проверка и оценка знаний и умений учащихся.
       Результаты обучения должны соответствовать общим задачам и требованиям к его усвоению. Результаты обучения оцениваются по зачетной системе. При оценивании учитываются следующие качественные показатели ответов: глубина, полнота и осознанность, учитываются также число и характер допущенных ошибок.
Содержание курса повторения математики в 7 классе (34 часа).
№ n/n Название темы Количество часов
1 Натуральные числа 1
2 Дроби , действия с десятичными и обыкновенными дробями 4
3 Числовые выражения 4
4 Проценты 3
5 Тест №1 1
6 Пропорция 4
7 Алгебраические выражения 4
8 Линейная функция  3
9 Тест№2 1
10 Линейные уравнения и системы линейных уравнений 4
11 Итоговое повторение 3
12 Итоговый тест № 3 2
Итого 34
Календарно тематическое планирование повторения математики в 7 классе.
№ дата Кол-во часов Тема урока Требования к уровню подготовки Вид занятия
план факт Натуральные числа (3 часа)
1 1 Действия с натуральными числами Выполнять арифметические действия  с натуральными числами Решение задач  индивидуально
Дроби  (4 часа)
2,3 2 Действия с обыкновенными дробями Решать задания на все  действия с обыкновенными дробями Решение задач с обыкновенными дробями  в группах
4,5 2 Действия с десятичными дробями Повторить действия сложения, вычитания, умножения и деления  с десятичными дробями Практические занятия (решение числовых выражений)
Числовые выражения (4 часа)
6,7 2 Нахождение значения числового выражения  Округлять целые числа и десятичные дроби, решать текстовые задачи. Нахождение значений числового выражения  по алгоритму
8,9 2 Решение задач  Решать задачи разными способами Урок  практикум
Проценты (3часа)
10 1 Теория  Уметь представлять проценты в виде десятичной и обыкновенной дроби Урок -практикум
11-12 2 Решение задач на проценты Переходить от одной формы записи к другой Решение задач индивидуально
13 1 Тест №1 к Зачету №1 Находить значение числового выражения, знать алгоритм решения числового выражения. Урок контроля
Пропорция  (4 часов)
14,15 2 Решение уравнений на пропорции Применять свойства пропорции к решению уравнений. Работа в группах
16,17 2 Решение задач на пропорции Использовать свойства пропорции при решении задач Урок  практикум
Алгебраические выражения (4 часа)
18-20 3 Нахождение значения алгебраического выражения  Находить значения буквенных выражений, осуществлять необходимые подстановки  Практические занятия
21 1 Решение задач  Решать текстовые задачи. Урок  практикум
Линейная функция (3 часа)
22-24 3 Построение графика линейной функции Строить график и описывать свойства. Практические занятия , творческие работы
25 1 Тест №2  к Зачету №2 Находить алгебраические  выражения. Строить график линейной функции. Урок контроля 
Линейные уравнения, системы линейных уравнений (4 часов)
26,27 2 Решение линейных уравнений  Знать  алгоритм решения линейного уравнения  Индивидуальная работа.
28,29 2 Решение систем линейных уравнений   Уметь решать системы линейных уравнений Урок  практикум
30-32 3 Итоговое повторение Решать элементарные задачи  на проценты. Применять формулы сокращенного умножения при решении уравнений  Работа в группах
33,34 2 Итоговый тест № 3 Решать задачи на проценты, на пропорции, находить числовые и алгебраические выражения, строить графики функций и знать их свойства. Урок  контроля
                                                                    Зачет №1                                                                   7 класс
Вариант  1
1.Найти значение выражения 
116+1132,5а) 1    б) -1    в)  0,1    г)4
2. Найти наименьший корень уравнения 
38х-916∙х-45=0а)112     б)45     в)- 45     г) 1
3.Задача.В саду 150 фруктовых деревьев.14% из них сливы. Сколько  сливовых  деревьев в саду
а) 20   б)21  в)   22   г) 23
4.Сторона квадрата равна 0.2 см.Найти площадь .(Ответ записать в мм2)
а) 4   б) 16  в)  2  г)1
5.Выполнить действия по указанной цепочке:
 423          +513                  ∙12                     +5
а)  12   б) 10   в)11  г) 0
Вариант 2
1.Найти значение выражения 
18:516+2,25∙0,8а)-2,2  б)  2,2  в)  0  г)  1
2.Найти наибольший корень уравнение 
38х-916∙х-45=0а)-45      б)112      в)1     г)453. Задача. Зимнее  пальто стоит  840 рублей а осеннее составляет 60% от стоимости зимнего .Сколько стоит осеннее пальто?
а) 504  б)  505   в)  506   г)  507
4.Ребро куба равно 3дм. Найти  объем куба.(Ответ записать в м3)
а)  0,027   б)  27  в)  0,27   г) -27
5.Чему равно значение Е в указанной блок –схеме?
                            Начало
                               А=334                                 
                                 В=114                       
                               
                               С=А+В
 
                               D=С-212
                               Е=D∙4
                                 Е
                            конец
а)8   б)9   в)  10   г) 11
  
вариант 1 2 3 4 5
1 а б б а б
2 б б а а в
                                                 
Зачет №2                   7 класс                                                               
  
Вариант 1
Найти неизвестную величину
0,2:х-2=12:212а)3  б)   12      в)-3  г)- 12     2.Задача. 5 кг.яблок стоят 48 руб.   Сколько стоит 4кг. таких яблок?
а)  38,4    б) 40   в)  50  г) 36,2
3 Найти значение алгебраического выражения , если а+в=10 ,  с =7
7∙а+в+2с3с-1а) 42  б)4,2   в) -4,2   г)40
4.Построить график функции :        
Найти наименьшее значение функции  на  отрезке       [-2;0]
а) 3   б)2   в) -3  г)-2
Вариант 2
1.Найти неизвестную величину
914:17=х0,5а)634    б) 7    в)-7    г)2,25
2.Задача . 4 кг. груш стоит 39 руб. Сколько стоит 3 кг. таких  груш.
а) 29,25  б)30   в)31  г) 28,25
3.найти значение алгебраического выражения ,если 
а+в=(-10) , с=-7
7∙а+в+2с3с+1а)-42   б) 4,2   в) 42   г)-4,2
4.Построить график функции у=0,2х-4
Найти наибольшее значение функции на отрезке [0;5]
а) -4   б)  -3  в)  4   г)  3
Вариант 1 2 3 4
1 а а б б
2 а г б б
  
                                   
   Итоговый зачет                             7 класс
Вариант 1
1.Найти значение выражения 
338∙49+9,545,1-2,8а) 4,8   б)  -4,8    в)5,2     г) 1
2.При каких значениях а выполняется равенство
-5·(0,8а -1,2) = 7,2 –а
а) -0,4  б)2    в)0,4    г)0
3.Решить систему уравнений
у=9х+5у=6х-25а) (-10;-85)   б) (10;85)  в) (2;3)   г) (-2;3)
4.Используя свойства степени вычислить
25∙224(23)3а) 4   б)8    в) 6    г)10
5.Вычислить
4,2∙7,32-4,2∙2,722,1∙6,42-2,1∙3,62а)3  б) 327   в) -3  г)- 327   
Вариант 2
1.Найти значение выражения 
3,6∙6,4-17,840,7+0,6а) 4   б) 3,8   в) -4  г)   -3,8
2.Найти корень уравнения 
0,2z+2,3=0,7z-3,2
а)  -11   б)11  в) 2,3    г)-2,3
3.Решить систему уравнения 
х-3у=4-х+у=-8а) (10;2)   б)(-10;-2)   в)(12;3)  г(0;4)
4.Используя свойства степени вычислить
(32)5∙37(35)3а) 3  б) 9  в) 27  г) 16
5.Вычислить
5,6∙5,52-5,6∙4,522,8∙7,22-2,8∙2,82а)-511    б) 511   в)12   г) -121 2 3 4 5
Вариант 1 а а а в б
Вариант 2 а б а б б
Содержание курса повторения алгебры в 8  классе (34 часа)
№ Название   темы  Кол-во часов 
1 Одночлены  и многочлены 6
2 Алгебраические выражения  6
3 Уравнения  6
4 Тест №1 1
5 Разложение многочленов на множители 6
6 Тест №2 1
7  Функции 6
8 Тест  итоговый 2
Итого  34
Календарно тематическое планирование повторения по алгебре в 8 классе
№ дата Кол-во часов Тема урока Требования  к уровню подготовки  Вид занятия
План  факт Одночлены и многочлены (6часов)
1-3 3 Арифметические операции над одночленами и многочленами Выполнять основные действия с одночленами и многочленами Уроки практикумы
4-6 3 Формулы сокращенного умножения Выполнять разложение многочленов на множители ,решать уравнения, Работа в группах
Алгебраические выражения  (6 часов)
7 1 Степень с целым натуральным показателем Выполнять основные действия со степенями Урок практикум 
8,9 2 Свойства степеней с натуральным показателем Рационально применять свойства степеней при вычислениях Решение задач  индивидуально
10-12 3 Сокращение алгебраических дробей Выполнять основные действия с алгебраическими дробями  Решение задач индивидуально
Уравнения (6 часов)
13-15 3 Линейные уравнения системы уравнений Решать линейные уравнения и системы двух линейных уравнений Дифференцированный подход к решению  уравнений и систем уравнений
16-18 3 Графический способ решения  уравнений Строить графики изученных функций, описывать их свойства  Уроки  практикумы
19 1 Тест №1 Вычислять задания со степенями, сокращать алгебраические дроби, решать системы уравнений Урок контроля 
Разложение многочлена на множители (6 часов)
20,21 2 Вынесение общего множителя  Уметь находить общий множитель  Решать задачи индивидуально
22,23 2 Способ группировки Уметь группировать  Работа в группах
24,25 2 Разложение на множители по формулам  Применять формулы к разложению многочлена на множители Уроки практикумы
26 1 Тест №2 Вычислять, решать уравнения применяя формулы сокращенного умножения  Урок контроля
Функции (6 часов)
27-29 3 Функции изученные в 7и 8 классах Строить графики изученных функций описывать их свойства Индивидуальная работа, работа в парах
30-32 3 Графическое  решение квадратных уравнений Решать квадратное уравнение графически несколькими способами Индивидуальная работа
33,34 2 Итоговый тест   (текст взят из сборника заданий для письменного экзамена в 9 классе .Работа №20.Авт.Л.В.Кузнецова 2001год) Находить числовые и алгебраические выражения, решать уравнения и неравенства, строить графики функций Урок контроля
Итого
                                                                            Зачет №1                                                           8 класс
 
Вариант 1
1.Вычислить
252∙5557а)-25  б)10  в)-10   г)25
2.Найти значение выражения
2а35∙2а244а73       при а =1,5
а)-18  б)20   в) -21   г)  18
3.Сократить дробь
х2-4х+43х-6а) х-23   б)-12   в)х3    г)124.Решить систему уравнений 
2х+у=7х-2у=11а) (5;-3)  б) (-5;3)  в)  (1;-2)    г) (-1;2)
5.Решить графически уравнение
2х4х3=-х2Сколько решений имеет уравнение ?а) 1   б) 2  в)  3   г) 4
Вариант 2
1Вычислить
                             322∙25212а)-8  б)6    в)-6  г)8
2.Найти значение выражения 
3а25∙3а349а112   при а =2,5
а) -243   б)24   в)  -24  г) 243
3.Сократить дробь
4х-4х2-2х+1а)14  б)- 14   в)х4  г)4х-14.Решить систему уравнений 
4х-у=-7х+3у=-5а) (-2;-1)  б) (2;1)    в) (3;-4)   г)(-3;4)
5Решить графически уравнение 
х2=3х8х7Сколько решений имеет уравнение ?а) 1 б) 2  в) 3  г) 4
1 2 3 4 5
Вариант 1 г г а а б
Вариант 2 г г г а б
 
                                                      
    Зачет №2                                      8 класс
Вариант 1
1.Вычислить 
4,52-1,520,3∙0,7-0,3а)-200  б)200  в)100 г) -100
2.Найти значение выражения
1,52-0,521,82+2∙0,2∙1,8+0,22а)12  б)-2  в) -12  г) 0
3.Найти значение выражения , если а=-1; в=998
2а+в+2а2+ава)0  б) 1  в)  2   г) 3
4.Решить уравнение 
(х-6)2+2х(х-6)=0
а) 2;6  б) 1;2   в)-2;-6   г)0;1
Вариант 2
1.Вычислить
0,8∙0,4+0,85,52-1,52 
а)0,04  б)-0,04  в)40  г) -40
 2.Найти значение выражения 
1,62-2∙1,6∙0,4+0,421,42-0,22а) 114  б)13  в)- 13  г) -1143.Найти значение  выражения  , если а=-1 ; в=2
2а+в+2а2+ава)0  б) -1  в) -2  г)-3
4.Решить уравнение .х+42-3хх+4=0а) -4;2  б) 2;4  в) 1;2  г) -1;2
1 2 3 4
Вариант 1 а а а а
Вариант 2 а а а а
                                                Итоговый тест
 (взят из сборника Л.В.Кузнецовой 2001г. Работа №20)                8 классВариант 1
Найти значение выражения
а+0,5в3 при а=20 , в= -4
а)12   б)  -12  в) 10  г) -10
Упростить выражение
  а-1а2∙ах-аа-1+1-х2аа) а-12а    б)а+12  в) 2а-1  г) 2а+1Решить уравнение
х-43+х2=5а)7,6  б) -7,6  в)7   г) -6
Решить неравенство
5-2х≤1-(х-2)а)х≤2    б) х<2   в)  х>2  г)х≥2Решить графически уравнение
х=х+1а)1  б) 2  в)0  г)нет корней
Упростить выражение
22∙53∙6а) 60   б)30  в)-60  г)40
Вариант 2
1.Найти значение  выражения
-0,4х3+у при х=5 , у=-10
а)60  б) -60  в)  50  г) -50
2. Упростить выражение
 х2-хуу-1∙у-1х2+у-х2ха)х+у2х  б) х-у2х   в)1х   г)ух3.Решить уравнение
х3+х-12=4а)5,4   б)-5,4  в)5  г)-5
4.Решить неравенство
14-4+2х>1+ха)х≥3  б)х>3   в)х≤3    г) х<35.Решить графически уравнение
х=-х+2а)0    б)1  в) 2   г)3
6.Упростить выражение
32∙5∙410а)120   б) -120   в)50   г)30
     Содержание курса алгебры в 9 классе
№ Название темы Кол-во часов
1 Числа и вычисления  3
2 Алгебраические выражения  4
3 Уравнения и неравенства  4
4 Функции 3
5 Текстовые задачи 5
6 Зачет №1  1
7 Геометрический материал 4
8 Числовые последовательности  4
9 Статистика и теория вероятности 4
10 Тестирование  2
Итого  34
Календарно тематическое планирование повторения алгебры в 9 классе (34часа)
№ Дата Кол-во часов Тема урока  Требование к уровню подготовки  Вид занятия 
План  факт Числа и выражения (3 часа)
1 1 Дроби (обыкновенные ,десятичные) Выполнять действия с дробями, вычислять значения числовых выражений Индивидуальная работа
2 1 Рациональные числа 3 1 Действительные числа Алгебраические выражения (4 часа)
4 1 Выражения  с переменным Выполнять тождественные преобразования выражений  Уроки практикумы
5 1 Алгебраические дроби и действия с ними 6,7 2 Многочлены .  Формулы сокращенного умножения Уравнения и неравенства (4 часа)
8,9 2 Уравнения  Решать линейные уравнения с одной переменной и их системы Работа в парах
10,11 2 Неравенства 
Решать квадратные и линейные неравенства  Индивидуальная работа
12 1 Тест  №1  (текст к зачету взят из с\б заданий , автор Л.В.Кузнецова, стр.188,В-1,2004год). Решать уравнения, неравенства, строить графики. Урок контроля
Функции (3 часа)
12, 1 Числовые функции Строить графики изученных функций и описывать их свойства  Урок практикум
13,14 2 Использование графиков функций для решения уравнений и их систем
  Творческие работы
Текстовые задачи(5 часа)
15,16 2 Задачи на проценты Решать текстовые задачи Урок практикум 
17-19 3 Задачи на движение и составление пропорций Индивидуальная работа
Геометрический материал (3 часа)
21 1 Треугольник .Многоугольник. Применять свойства многоугольников( четырехугольников, треугольников).Находить площади четырехугольников. Определять скалярное произведение векторов. Урок практикум 
22 1 Площадь  Решение задач 
23 1 Векторы на плоскости Решение задач 
24 1 Тест №2 (текст взят из с\б типовых экзаменационных вариантов ОГЭ под редакцией И. В.Ященко В-25) Урок практикум 
Числовые последовательности (4 часа)
25,26 2 Арифметическая прогрессия  Распознавать арифметические и геометрические прогрессии. Решать задачи с применением формул. Решение задач в парах (группах).
27,28 2 Геометрическая прогрессия            
Статистика и теория вероятности (4 часа)
29,30 2 Комбинаторные задачи  Решать простейшие  вероятностные задачи Урок практикум 
31,32 2 Вероятностные задачи  Урок практикум 
33,34 2 Итоговый тест.(текст взят из с\б экзаменационных вариантов ОГЭ, И.В.Ященко, В-33)
                           Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
1  Алгебра 7   Учебник для учащихся  общеобразовательных учреждений. А.Г.Мордкович,П.В.Семенов.Мнемозина2 Алгебра 7   Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений. А.Г.Мордкович. Мнемозина. Москва 2010г.
3 Алгебра 8   Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений. А.Г. Мордкович. Мнемозина. Москва 2010г.
4 Алгебра 9   Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. А.Г. Мордкович. Мнемозина. Москва 2010г.
5 Алгебра 9   Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений. А.Г.Мордкович. Мнемозина. Москва 2010г.
6 Тесты для проведения промежуточной аттестации. Алгебра 7-8 классы.
7 Геометрия 7-9 Учебник для общеобразовательных учреждений Л.С.Атанасян-М. Просвещение 2009г.
8 В.М.Майзер. Задачи по геометрии 7-9 классы-М. Просвещение 2007г.
9 Дидактический материал по геометрии 7 класс Б.Г.Зив, В.М.Мейлер.
10 Математические диктанты Б.Б.Арутюнян.
11 С.Д. Уроки алгебры Кирила и Мифодия. Вертуальная школа : 7класс, 8класс, 9класс.