Урок литературы Сказка ложь, да в ней намек… по сказке А.Погорельского Черная курица, или Подземные жители
В наше непростое время педагогу – словеснику предстоит довольно сложная работа – не только расчленить, «что такое хорошо и что такое плохо», но и научить ребенка жить, следуя духовно – нравственным законам, «сотрудничать» с ним в деле его духовного становления. Этот процесс ни в коем случае не может быть насильственным. Ребенок, незаметно руководимый взрослым, сам способен понять, как необходимо строить ему свою жизнь, чтобы потом не было «мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Каждый, наверное, еще в детстве задавал себе вопрос: «Как стать счастливым? В чем оно, счастье?» Позже приходит вопрос: «Для чего я живу?» Современный мир давно приготовил ответы на эти вопросы и услужливо, а порой и навязчиво, предлагает их с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов. Деньги, сила, власть – вот приоритеты современного общества.
Именно учитель-словесник может здесь быть полезным, так как наш предмет, как никакой другой, нацелен на решение «вечных» вопросов. Русская литература во все времена видела свою задачу в возжигании и поддерживании духовного огня в сердцах человеческих. Русский писатель всегда сознавал свое служение как пророческое.
Свою задачу я вижу в том, чтобы, говоря о художественно-эстетической ценности и уникальности произведений русской классики, дать им и нравственное приложение, попытаться найти на уроках тот духовный ориентир, который, подобно спасательному жилету, удержит детей в бурных волнах житейского моря.
Большое значение для духовно-нравственного развития школьников имеет урок литературы в 5 классе «Сказка ложь, да в ней намек». Урок посвящен сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».
Урок «Сказка ложь, да в ней намек»:
Помогает ребенку находиться в гармонии с самим собой, с окружающими его людьми и с природой;
Учит детей размышлять о самом себе, о своих близких, о добре и зле в жизни людей;
Развивает умение общаться.
Задача учителя на уроке – сформировать у учащихся потребность размышлять над «вечными» вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка. Привить вкус к чтению лучших произведений классической литературы – это значит и уберечь ребенка от многих падений на его жизненном пути.
Возможности для бесед по нравственному воспитанию в рамках урока литературы поистине неисчерпаемы
Надеюсь на полезность моего опыта коллегам.
С уважением Гусева Лидия Валентиновна, преподаватель русского языка и литературы средней школы №3 города Павлова Нижегородской области.
Нравственные проблемы фантастической повести А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».
Антоний Погорельский – это литературный псевдоним Алексея Алексеевича Перовского (1787 – 1836). Современной культурной публике А.А. Перовский известен как писатель, автор замечательных фантастических повестей для детей и юношества. Самая известная, переведённая на множество языков «фантастическая повесть» «Чёрная курица, или Подземные жители. Фантастическая повесть для детей».Помимо «сочинительства» Перовский (человек чрезвычайно и разносторонне одарённый) серьёзно занимался ботаникой (в 19 лет стал доктором), педагогикой, сделал успешную чиновничью карьеру. Несколько лет Перовский служил попечителем Харьковского учебного округа, по распоряжению Николая I разработал, как сейчас говорят, «проект», (раньше скромнее называлось) «записку»: «О народном просвещении в России». То, что мы привыкли считать лишь литературными произведениями (фантастические повести А.А. Перовского) на самом деле являлись первыми в России учебниками, лучше сказать своеобразными «задачниками» морали и нравственности. Перовский видит предназначение своих книг в том, чтобы: - «помочь детям глубоко задуматься о смысле жизни»; - «обнаружить в самом обыденном новые, доселе неизвестные стороны, принципиальную неисчерпаемость, несводимость к одному толкованию, одному смыслу»; - «показать как знакомое, очевидное, не переставая быть таковым, вдруг ни с того ни с сего замерцает, засветится своей неожиданно открывающейся глубиной». Свои произведения Алексей Алексеевич совершенно справедливо считал «педагогическими» – и потому что адресат его книг – дети, и потому что проблематика его творчества – мировоззренческая, воспитательная. Так и хочется предварить урок, посвященный фантастической повести «Черная курица, или Подземные жители» словами А. С. Пушкина: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Философский и тонкий подтекст «Черной курицы» волшебным образом готовит ребенка к вхождению в реальную жизнь, потому что идея ее проста и глубока: прочно только то, что дается трудом, прилежанием, а главное – успехи не должны мешать человеку оставаться добрым и скромным
Надеюсь на полезность данной методической разработки моим коллегам. С уважением Гусева Лидия Валентиновна, учитель литературы
средней школы №3 города Павлова Нижегородской области.
Цели урока:
Общие
Поговорить с учащимися о том, что только труд способен развить и укрепить в человеке высокие нравственные качества;
Подвести их к осознанию того, что нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь;
Отметить важность таких черт характера человека как скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброта;
Обсудить с детьми проблему ответственности за совершаемые поступки.
Частные
Закрепить понятие «литературная (авторская) сказка», сочетание реального и фантастического одна из особенностей литературной сказки.
Формировать навыки аналитической работы с текстом;
Развивать читательскую наблюдательность, умение выделять важные смысловые части произведения и понимать авторский замысел;
Закрепить представление о художественном пересказе эпизода.
Оформление:
Портрет А.Погорельского, детские рисунки к сказке «Чёрная курица, или Подземные жители» , на доске эпиграф: «Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли» А.Погорельский.
Ход урока
1.Слово учителя.
Учитель:
Сказка Чудесный мир, мир загадочный, каждый раз удивляющий. Каждый человек с детства знает и любит сказки. Сегодня мы познакомимся со сказкой, которую написал Антоний Погорельский, писатель, о жизни которого известно не так много. Давайте восстановим некоторые факты из биографии писателя.
2.Слово об авторе. Краткие сообщения об А.Погорельском, подготовленные учащимися, в качестве домашнего задания. (Приложение 1)
Автор "Черной курицы"
Антоний Погорельский (1787-1836)
По холодным улицам зимнего Петербурга едет карета. Ее пассажир - седой человек с удивительно добрыми и какими-то детскими глазами - глубоко задумался. Он думает о мальчике - тезке, которого собирается навестить. Это его племянник, Алеша-маленький. Ведь самого пассажира тоже зовут Алеша - Алексей Алексеевич Перовский. Перовский думает о том, как одинок его маленький друг, которого родители отправили в закрытый пансион и даже навещают редко. К Алеше часто ездит только его дядюшка - потому что очень привязан к мальчику и еще потому что он хорошо помнит свое одиночество в таком же пансионе много лет назад. Кто же такой этот человек?Алексей Перовский был сыном вельможи, богатого и могущественного графа Разумовского. Сын такого человека мог быть почти принцем, но - Алеша был незаконнорожденным. Только когда он стал уже взрослым, его отец решился признать сына. Граф Разумовский любил Алексея. Но человек он был горячий, способный на страшные взрывы гнева. И вот в одну из таких злых минут он и сослал сына в закрытый пансион. Как Алеша был одинок в холодных казенных комнатах! Он очень тосковал и вот однажды решил бежать из пансиона. Памятью о побеге осталась на всю жизнь хромота: Алеша упал с забора и повредил ногу. Потом Алеша вырос. Воевал против Наполеона в Отечественную войну 1812 года - быть храбрым боевым офицером ему не помешала даже его хромота. Был дружен с Пушкиным, который очень ценил его добрую душу. Начал писать книги под псевдонимом Антоний Погорельский - от названия своего родового имения «Погорельцы». Погорельский написал несколько книг для взрослых, но одна его книга была для него особенно важной - это его сказка «Черная курица». Ее он написал для своего племянника. Алеша-маленький рассказывал Погорельскому, как, гуляя на пансионатском дворе, он подружился с курицей, как спас ее от кухарки, которая хотела сделать бульон. А потом этот реальный случай превратился под пером Погорельского в волшебную сказку, добрую и мудрую. Сказку, которая учила мальчика честности и мужеству.... Умер писатель рано, так и не успев попасть на юг, в теплый климат, который, как считали врачи, вылечил бы его. Но остались после смерти Погорельского люди, помнившие его доброту. Остался Алеша-маленький, из которого вырос знаменитый русский писатель - Алексей Константинович Толстой, им мог бы гордиться его старший друг и воспитатель. Остались повести Погорельского и его прекрасная сказка, которую он подарил всем нам.
Учитель задает вопросы учащимся о значении слов:
Тезка –
Пансион – школа-интернат, в которой воспитанники не только учились, но и жили.
Псевдоним придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения. Псевдонимы бывают не только у писателей; псевдоним может взять себе актер, журналист, художник. В современном компьютерном мире мы встречаемся с псевдонимами очень часто, только называем их иначе: ник.
Итак, Алексей Перовский взял себе псевдоним Антоний Погорельский.
3.Сказка «Черная курица». Комментарий учителя.
Учитель:Существует версия, что именно для племянника, чтобы рассеять его одиночество, Погорельский написал сказку «Черная курица» Но есть и другая версия, по которой «Черная курица» - это мемуары. В толковом словаре найдите значение слова «мемуары».
Учащиеся: «Мемуары» - записки о прошлых событиях, сделанные участником этих событий.
Учитель:
Какие события, происходящие в сказке, указывают на то, что «Черная курица» - мемуары?
Учащиеся:
В сказке много бытовых подробностей: описание дома, в котором находится пансион, забора с дырочками; приготовление к обеду в честь директора училищ
4.Аналитическая работа. Фантастическое и реальное в сказке. Увлекательный сюжет.
Учитель:
Можно ли назвать прочитанную вами историю сказкой? Почему?
Какие события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными, фантастическими?
Учащиеся:
В «Черной курице» происходят чудеса, превращения, волшебство: курица Чернушка – министр подземного королевства;
Есть волшебный предмет, который помог Алеше,- конопляное семечко, наделенное силой осуществлять все желания;
Поставлено условие, сберегающее силу волшебства,- честное слово, клятва молчания.
Учитель:
Чем эта сказка отличается от тех, с которыми мы знакомились раньше?
Какие факты, описания показывают нам действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами события и обычаи той эпохи?
Учащиеся:
В сказке реальные события переплетаются с фантастическими, волшебными. Писатель описывает реальный мир, Петербург конца 19 века:
Мужской пансион, быт и нравы воспитанников и учителей, их взаимоотношения.
Автор пишет: «Лет сорок тому назад»- то есть в 80-х годах
19 века. Как известно, сказка написана в 1829году.
« на Васильевском острову, в Первой линии» Васильевский остров – часть Петербурга, между Большой и Малой Невой. Линия – ряд домов по каждой стороне улицы.
Учитель:
Сравним героев русских народных сказок с главным героем сказки Погорельского?
Учащиеся:
В русских сказках Иван – царевич, Василиса Премудрая, Баба Яга. А в сказке «Черная курица» главный герой обыкновенный мальчик Алеша.
Учитель:
Какими изображались герои народных сказок?
Учащиеся:
Иван – царевич, Василиса Премудрая – добрыми; Баба Яга – злой.
Учитель:
Персонажи народных сказок делились на положительных и отрицательных. А каков Алеша?
Учащиеся:
У него хорошие и плохие черты характера соседствуют, как у каждого из нас.
Учитель:
О чем же сказка «Черная курица»? Коротко перескажите ее сюжет. Когда перед нами стоит задача сделать краткий пересказ, это значит, что мы должны выделить и пересказать сюжет произведения. Вспомним, что
сюжет это ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.
По желанию, один из учащихся пересказывает содержание сказки
5.Нравоучительное содержание сказки.
Учитель:
Найдите в тексте и прочитайте, каким рисует автор Алешу до того, как он получил конопляное семечко?
Каким его знали близкие?
За что любили?
Чем он занимался в свободное от уроков время?
Дети:
Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали.
Ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно.
Алеша горько чувствовал свое одиночество.
Единственным утешением его было чтение книг.
Любимым его занятием в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням, было мысленно переносится в старинные, давно прошедшие векаюное воображение его бродило по рыцарским замкам, по старинным развалинам или по темным дремучим лесам.
Учитель:
Спасая любимую Чернушку, Алеша отдает кухарке самое дорогое, что у него было.
Художественный пересказ эпизода спасения Чернушки.
Когда кухарка вышла ловить курицу, Алеша убежал и спрятался за курятником.
Вдруг сердце у Алеши сильнее забилось: ему послышался голос его любимой Чернушки. Алеша не мог оставаться на своем месте. Он так неожиданно бросился на шею кухарке, что та отпустила из рук Чернушку.
«Душенька, Тринушка! – говорил он,- ты такая хорошенькая, чистенькая, добренькая Пожалуйста, оставь мою Чернушку! Вот посмотри, что я тебе подарю, если ты будешь добра!»
Алеша вынул из кармана империал
( во времена Екатерины II русская золотая монета в 10 рублей, а после 1897 г. в 15 рублей. Содержала 11,61 г золота), составляющий все его имение, который берег он пуще глаза своего, потому что это подарок доброй его бабушки
Алеше очень жаль было империала, но он вспомнил о Чернушке – и с твердостью отдал драгоценный подарок.
Таким образом Чернушка спасена была от жестокой и неминуемой смерти.
Учитель:
Как этот случай характеризует Алешу?
Как вы понимаете слово: «самопожертвование»?
Каким стал Алеша, когда получил волшебное семечко? Что изменилось в самом Алеше, вокруг него?
Дети:
Мальчик добрый, умеет дружить, способен на самопожертвование.
Самопожертвование – жертвование собой, своими личными интересами для блага других.
Алеша не принимал хвалу учителя с удовольствием, внутренне стыдился его похвал. Но мало-помалу стал к ним привыкать и дошло до того, что он принимал, не краснея похвалы, которыми его осыпали.
Он много важничал и вообразил, что он лучше и умнее всех осальных.
Алеша сделался гордым и непослушным, товарищи меньше стали его любить.
Он нарочно шалил и внутренне смеялся угрозам учителя, зная, что семечко непременно ему поможет.
Учитель:
А ведь Чернушка предупреждала Алешу о том, что с ним может случиться. Давайте вспомним эти слова.
Выбирают из текста и читают
«Ты ветрен и никогда не слушаешься с первого слова, а это нехорошо!».
«Алеша, к теперешним худым свойствам твоим не прибавь еще худшее – неблагодарности!»
«Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верхЕсли хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою».
«...Для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность»
Учитель:
Как выдумаете, эти советы обращены только к Алеше?
Дети:
Ко всем нам, к читателям.
Учитель:
Какие выводы вы сделали, прочитав эту сказку?
Дети:
Праздность портит нрав.
Нельзя ставить себя выше других, даже если ты много знаешь и умеешь.
Надо учиться быть скромным, трудолюбивым, прилежным, честным и добрым.
Надо уважать людей.
Надо быть строгим к себе.
Подлость и предательство худшее, что может быть.
Учитель:
Общий смысл всех этих выводов заключен в словах учителя, обращенных к Алеше. Именно эти слова стали эпиграфом нашего урока: «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли».
Осознал ли Алеша свою вину, раскаялся ли? Найдите в тексте подтверждение тому, что Алеша раскаялся.
Чтение выбранных фрагментов сказки...Он, рыдая, бросился к учителю и обещал совершенно исправиться
Слезы и раскаяние Алеши тронули товарищей, и они начали просить за него. А Алеша, чувствуя, что не заслужил их сострадания, еще горше стал плакать
С поникшею головою, с растерзанным сердцем Алеша пошел в нижний этаж, в спальные комнаты. Он был как убитый
Стыд и раскаяние наполняли его душу
Ввечеру, когда другие дети пришли спать, он тоже лег в постель. Но заснуть никак не мог. Как раскаивался он в дурном поведении своем! Он решительно принял намерение исправиться
Учитель:
Приведите примеры пословиц и поговорок, соответствующих авторскому замыслу.
Ребята читают пословицы и поговорки, подготовленные заранее.
«Умный и согрешит и поправит»
«С умом и найти и потерять»
«На то человек на свет родился, чтоб жить своим умом». (УМ)
«Плохо жить без забот, худо без доброго слова»
«Без дела жить, только небо коптить»
«Лентяй да шалопай – два родных брата»
«Труд человека кормит, лень портит». (РАБОТА-ПРАЗДНОСТЬ)
«Не молвя, крепись, а молвя, держись!»
«Назвавшись груздем, полезай в кузов!»
«Будь своему слову господин». (ОБМАН, ПРЕДАТЕЛЬСТВО)
«Не подымай носу: спотыкнешься»
«Гордым быть – глупым слыть»
«Спесь к добру не ведет». (ГОРДОСТЬ, ЗАЗНАЙСТВО)
Слово учителя
История с Алешей закончилась вполне благополучно. А все потому, что у этого мальчика кроме способностей, которые даются природой и отнимаются ею же, есть то, что мало зависит от природы, но всецело – от воспитания.
Даже если весь мир рушится. А земля уходит из-под ног, все равно самый правильный выбор для человека – это выбор нравственный. И Алеша его сделал.
6. Домашнее задание
Создать серию иллюстраций к сказке. Картинки и краткие тексты к ним должны образовать сюжетное повествование «Черной курицы».
Литература
М. А. Турьян «Жизнь и творчество Антония Погорельского»
С. Малая «Погорельский Антоний»
Антоний Погорельский – Биография. Сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Р. В. Иезуитов «Русская фантастическая проза эпохи романтизма»
Е. Пилюгина «Природа фантастического в повести А. Погорельского «Лафертовская маковница»».
Детский сказочный журнал «Почитай-ка», статья «Автор «Чёрной курицы»».
Нелли Закусина. «Вестник АСКИ».
«Читаем, учимся, играем» №1, 2002.
А.Погорельский «Черная курица». Любое издание.
Арутюнова Дарья Михайловна. Духовно-нравственные аспекты преподавания русской литературы в школе. Сибирская православная газета.
15