Перспективное календарно – тематическое планирование регионального компонента в НОД по художественно – эстетическому развитию /рисование/ и в режимных моментах в подготовительной группе


Муниципальное казённое
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Подснежник»
Принято: Утверждаю:
Педагогическим советом Заведующий МКДОУ
"Детский сад № 8 "Подснежник" "Детский сад № 8 "Подснежник"
"______"___________2016 г. _____________ Л. И. Чомаева
Протокол №______ "_______"________________2016г.
Перспективное календарно – тематическое планирование регионального компонента в НОД по художественно – эстетическому развитию /рисование/ и в режимных моментах в подготовительной группе
Разработчик, воспитатель:
Карабашева Мадина Агюфовнас. ДжагаПерспективное календарно – тематическое планирование регионального компонента в НОД по художественно – эстетическому развитию /рисование/ и в режимных моментах.
Пути реализации регионального компонента в подготовительной к школе группе:
Интеграция в НОД;
Включение в режимные моменты.
Основными целями регионального компонента являются:
создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;
ориентация общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития региона;
Приобщение детей к истокам национальной культуры народов, населяющих КЧР;
Формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальных культур КЧР: народных традициях и обычаях;
Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;
Ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры;
Ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих КЧР: праздниками, событиями общественной жизни республики, символиками КЧР и РФ, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.  
обеспечение единства образовательного пространства.
Введение регионального компонента направлено на решение следующих задач:
развитие вариативности общеобразовательных программ и образовательных услуг;
обновление содержания общего образования;
овладение детьми знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона;
закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми;
воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.
Использованная литература:
Хрестоматия по детской литературе народов КЧР. / Составители: Гогоберидзе Г.М., Гюльвердиеваа / Л.М. Кунижева М.М. – Карачаево – Черкесское государственное республиканское книжное издательство. Черкесск 1995г.;
Народы Карачаево – Черкессии: история и культура. / Под ред. В.Ш. Нахушева.- КЧРИПКРО. Черкесск 1998г.;
Детская энциклопедия. Народы России. - М. РОСМЭН 2012г.;
Белляу, белляу, белляула. / Кечерукова Б. – Шам-Шахар 2009г.;
Сабий адабият. Хрестоматия для дошкольного образования. / Урусова М.В. Карачаевск 2013 г.
НОД
Сентябрь
1 неделя: Тема: «Осень в горах КЧР» - по образцу.
Цель: продолжить знакомить детей с осенними изменениями в природе, учить различать флору и фауну родной республики, рисовать по образцу соблюдая пропорции и цветовую гамму рисунка. Закреплять приемы работы с кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам.
2 неделя: Тема: «Кукла в женском национальном наряде» - по образцу.
Цель: Учить детей рисовать фигуру человека; передавать форму платья, форму расположения и частей, соотношение их по величине более точно, чем в предыдущих группах. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунка карандашами. Развивать умение оценивать собственную работу, сопоставляя полученные результаты с образцом.
3 неделя: Тема: «Барашки пасутся на лугу» - сюжетное рисование.
Цель: Продолжать знакомить детей с домашними животными своей республики. Развивать умение рисовать поэтапно, создавая достаточно крупный эскиз, дополнять его мелкими деталями. Учить передавать характерные особенности животных, пользуясь различными изобразительными средствами.
4 неделя: Тема: «Украсим шапочку для куклы» - декоративное рисование.
Цель: Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину национальным орнаментом. Развивать эстетическое восприятие, чувство симметрии, чувство композиции. Продолжать учить рисовать красками.
Режимные моменты
«Моя родословная» - изготовление генеалогического дерева совместно с родителями;
«Народы, живущие в КЧР» - общий обзор посредством слайд – шоу;
«Моя малая Родина» - рисование по замыслу;
«Все мы на одной земле живем» - игровая ситуация;
«Мое село» - беседа;
«Наш стадион» - экскурсия совместно с родителями;
«Столица КЧР – город Черкесск» - рассматривание иллюстраций;
«Филигрань и чеканка по железу» слайд-шоу;
«Горский этикет» - беседа;
«Лекарственные растения нашей республики» - рассматривание иллюстраций;
«Мастера оружейники и шорники» - просмотр видеозаписей;
«Сосуркъа чарх оюнда» - чтение сказки;
«Пригласим гостей за стол» - сюжетно – ролевая игра;
«Ашыкъла» - подвижная игра;
«Щит для нарта» - рисование.
Октябрь
1 неделя: Тема: «Кукла в мужском карачаевском костюме» - по образцу.
Цель: Учить детей рисовать фигуру человека; передавать форму национального карачаевского костюма, форму расположения и частей, соотношение их по величине. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунка красками. Развивать умение оценивать собственную работу, сопоставляя полученные результаты с образцом.
2 неделя: Тема: «Осенние работы в нашем саду: сбор яблок» - сюжетное рисование
Цель: Учить детей создавать сюжетный рисунок на основе своих знаний о труде взрослых осенью, рисовать деревья, передавая развесистость кроны, изображать большое количество спелых яблок. Закреплять умение рисовать красками: хорошо промывать кисть перед тем, как набрать краску другого цвета, промакивать кисть о салфетку, не рисовать по сырой краске. Развивать эстетическое чувство, чувство композиции. Учить красиво, располагать изображение на листе.
3 неделя: Тема: «Рисование иллюстраций к карачаевской сказке «Медведь, волк и лиса»
Цель: Знакомить с содержанием сказки, обсудить возможные варианты будущего рисунка. Учить создавать сказочный образ, пользуясь всеми доступными изобразительной деятельности. Продолжить учить правильно рисовать карандашами: держать карандаш правильным способом, закрашивать маленькими штрихами в одном направлении. Развивать эстетическое восприятие, чувство композиции, умение оценивать собственные работы и работы сверстников проводя сравнительный анализ.
4 неделя: Тема: «Рисование по впечатлению от картины М.Горлова «Департация»
Цель: Уточнить знания детей о траурной дате своего народа, подвести их к выводу, что люди способны вынести любые беды, если сплотятся и не опустят руки. . Закреплять умение рисовать разными знакомыми материалами, выбирая их по собственному желанию. Учить рисовать по впечатлению, соблюдая пропорции фигур изображенных на рисунке. Формировать желание рассматривать рисунки и оценивать их.
Режимные моменты
«М.Горлов «Департация» - рассматривание картины;
«Кто такие карачаевцы» - беседа. /Детская энциклопедия. Народы России стр. 46/;
«Мусса Батчаев «Хочалай и Хур -Хур» - чтение художественной литературы. /Хрестоматия по детской литературе народов Карачаево Черкесии стр. 44/;
«Карачаевский барашек» - нетрадиционная аппликация;
«Кукла в национальном костюме в гости к нам пришла» - игровая ситуация;
«Бурка в жизни джигита» - рассматривание иллюстраций;
«Карачаевский народный орнамент» - слайд – шоу;
«Художники среди нас: Ислам Крымшамхалов» - рассматривание репродукций картин;
«Девичий платок – залог мира» - игровая ситуация;
«День карачаевских народных игр» - подвижные игры;
«Художники среди нас: Эркенов В.И.» рассматривание репродукций картин;
«Нарт Дебет» - инсценировка предания из нартского эпоса;
«Рамазан Малсуйгенов – дзюдоист из КЧР» - знакомство с биографией.
Ноябрь
1 неделя: Тема: «Растительные мотивы в народных орнаментах» - декоративное рисование.
Цель: Знакомить детей с растительными мотивами народных орнаментов. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство ритма, композиции. Учить выделять яркий национальный колорит орнаментов, композицию узора. Учить рисовать эти элементы кистью. Вызывать желание использовать эти узоры в дальнейшем.
2 неделя: Тема: «Кукла в сарафане» - по образцу
Цель: Учить рисовать фигуру человека соблюдая гендерную принадлежность. Закреплять умение рисовать во весь лист. Учить рисовать карандашами, используя, разный нажим, что бы получить разные оттенки цвета.
3 неделя: Тема: «Лошадь карачаевской породы»
Цель: Учить детей в рисовании создать образ животного. Закреплять умение поэтапно изображать фигурку животного, передавать позу животного. Продолжать учить рисовать красками и кистью: хорошо промывать кисть перед тем, как набрать краску другого цвета, промакивать кисть о салфетку, не рисовать по сырой краске. Развивать эстетическое чувство, чувство композиции.
4 неделя: Тема: «Рисование иллюстраций к абазинской сказке «Баданоко из нартов»
Цель: Познакомить детей с содержанием абазинской сказки, помочь выбрать, какую именно сцену дети хотят нарисовать. Учить создавать сказочный образ не выходя из сюжетной линии, подбирать соответствующую цветовую гамму. Развивать образное эстетическое восприятие, чувства цвета и композиции.
Режимные моменты
«Кто такие абазины» - беседа. /Народы России: история, культура, искусство стр. 21/;
«Одежда абазин» - рассматривание иллюстраций;
«Баданоко из нартов» - чтение. /Хрестоматия по детской литературе народов Карачаево Черкесии стр. 136/;
«Нравы и обычаи абазин» - беседа. /Народы России: история, культура, искусство стр. 83/;«Абазины - охотники» - игровая ситуация;
«Праздник окончания сбора урожая у абазин» - инсценировка;
«Абазинский национальный костюм» - рисование;
«Джемалудди Лагучев «Поэма о матери» - чтение. /Хрестоматия по детской литературе народов Карачаево Черкесии стр. 177/;
«О мужестве и гордыне» - инсценировка абазинской народной сказки;
«Эльдар Цамбов – абазинский боксер» - знакомство с биографией;
«Айшва» - лепка традиционного круглого столика абазин;
«Мой конь» - подвижная игра по стихотворению В.Копсергенова. /Хрестоматия по детской литературе народов Карачаево Черкесии стр. 191/;
«Танец горный абазин» - рисование.
Декабрь
1 неделя: Тема: «Зима в моей республике» - сюжетное рисование.
Цель: Учить передавать в рисунке картины зимы в родной республике. Выбрать соответствующий своим желаниям сюжет: зима в лесу, зима в поле, зима в селе. Учить рисовать сочетая в рисунке различные материалы: белила, карандаши, краски. Развивать образное восприятие, образные представления, творчество детей.
2 неделя: Тема: «Кукла в кафтане» - по образцу.
Цель: Учить детей рисовать фигуру человека; передавать форму платья, форму расположения и частей, соотношение их по величине более точно, чем в предыдущих группах. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунка акварельными красками.
3 неделя: Тема: «Животные мотивы в народных орнаментах»
Цель: Знакомить детей с животными мотивами народных орнаментов. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство ритма, композиции. Учить выделять яркий национальный колорит орнаментов, композицию узора. Учить рисовать эти элементы кистью. Вызывать желание использовать эти узоры в дальнейшем.
4 неделя: Тема: «Украсим кокошник» - декоративное рисование.
Цель: Учить детей раскрашивать элемент русского народного женского костюма. Учить детей задумывать и выполнять узор в стиле городецкой народной росписи, передавая ее колорит, элементы. Закреплять умение строить узор. Развивать эстетические чувства, эстетическую оценку, творчество. Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к народным мастерам.
Режимные моменты
«Кто такие русские?» - беседа. /Народы России: история, культура, искусство стр. 6/;
«Русские мастера» - рассматривание иллюстраций народных промыслов;
«Русский национальный костюм: сарафан, кафтан, лапти» - слайд-шоу;
«Ложкари и балалаечники» - просмотр видеозаписей;
«Заяц хваста» - театр Би-Ба-Бо;
«Тень – тень потетень, целый день плетем плетень» - лепка;
«Девочка с персиками» - рассматривание картины В.Серова;
«Былины о богатырях» - чтение;
«Мыши водят хоровод» - русская народная игра;
«Ваза» - раскрашивание трафарета в стиле хохломской росписи;
«Колокола на Руси» - беседа сопровождающаяся рассматриванием иллюстраций;
«Зимние забавы» - подвижные игры;
«Русский самовар – гостеприимства дар» - игровая ситуация;
«Русская изба» - составление рассказа по картине.
Январь
1 неделя: Тема: «Как я с семьей провел каникулы» - по замыслу.
Цель: Развивать умение детей самостоятельно задумывать содержание своей работы и доводить замысел, до конца используя разнообразные приемы рисования. Вызывать желание дополнять созданное изображение соответствующими содержанию деталями. Учить объективно, оценивать работы других детей и вызывать желание рассматривать самые красивые работы.
2 неделя: Тема: «Кямар» - декоративное рисование.
Цель: Учить детей расписывать шаблон декоративного элемента национального платья /пояс/ национальным орнаментом. Учить выделять декоративные элементы орнамента, их композиционное расположение, колорит. Развивать чувство ритма, цвета, композиции.
3 неделя: Тема: «Обсерватория в Архызе» - по образцу.
Цель: Продолжить развивать детское изобразительное творчество. Знакомить с назначением обсерватории в Архызе, учить передавать в рисунке симметричный образ обсерватории; выбирать материал для рисования по своему желанию, развивать представление о выразительных возможностях выбранного материала. Закреплять технические навыки и умения в рисовании. Учить детей рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей.
4 неделя: Тема: «Украсим кушак орнаментом» - декоративное рисование.
Цель:Учить детей расписывать шаблон декоративного элемента русского национального костюма /пояс/. Учить выбирать подходящий узор для украшения кушака, также обоснованно выбирать цветовую гамму при выполнении работы. Закрепить знания детей о русских национальных орнаментах. Развивать чувства ритма, цвета и композиции.
Режимные моменты
«Рим гора» - пересказ легенды;
«Символика КЧР: гимн» - слушание, беседа по содержанию;
«Животные нашей республики: зубр, рысь, кабан, серна» - слайд шоу;
«Эльбрус» - аппликация методом обрывания;
«Загадай загадку» - словесная игра;
«Обсерватория в Архызе» - просмотр видеозаписи к занятию по рисованию;
«Тряпичная /гинджи/ и соломенная куклы» - конструирование карачаевской и русской народных кукол;
«Войлочные ковры» - рисование орнамента на прямоугольнике;
«Народные пословицы и поговорки о дружбе» - сравнительный анализ содержаний пословиц и поговорок всех народов КЧР;
«Пейзажи КЧР» - составление рассказов;
«Домбай – жемчужина КЧР» - просмотр видеофильма;
«Карта КЧР» - рисование;
«Моя республика» - составление рассказов детьми.
Февраль
1 неделя: Тема: «Клесты в сосновом бору»
Цель:Развивать восприятие детей, умение выделять разнообразные свойства птиц: форма, величина, расположение частей тела. Учить сравнивать птиц. Развивать умение оценивать результаты рисования, радоваться созданным изображениям.
2 неделя: Тема: «Рисование иллюстраций к ногайской сказке «Карабатыр и синий конь»
Цель: Учить передавать образ сказочных персонажей, украшать отдельные части и детали изображения. Развивать воображение, активность, творчество, умение выделять красивые работы, рассказывать о них.
3 неделя: Тема: «Поднос» - декоративное рисование в стиле полоховской росписи
Цель:Познакомить детей с очередной русской народной росписью, Закреплять знания и представления детей о разных видах народно – прикладного искусства. Учить расписывать прямоугольник, правильно и симметрично располагая, на нем элементы узора, составлять целостную картину. Развивать легкие и тонкие движения руки.

4 неделя: Тема: «Как мой папа в армии служил» - сюжетное рисование.
Цель:Учить детей рисовать фигуру человека, придумать определенный сюжет и методично воплотить его в жизнь. Закреплять умение симметрично рисовать части тела человека, передавать характерные особенности военного костюма, позы, оружие. Воспитывать интерес и уважение к Российской армии.
Режимные моменты
«Кто такие ногайцы» - беседа. /Энциклопедия. Народы России стр. 50/;
«Национальные виды спорта ногайцев» - подвижные игры;
«Ногайский батыр» - рисование;
«Карабатыр и синий конь» - чтение. /Хрестоматия по детской литературе народов Карачаево Черкесии стр. 213/;
«Внутри юрты» - игровая ситуация;
«Художники среди нас: Сараджин Батыров» - рассматривание репродукций к картинам;
«Ногайские наездники на сабантуе» - лепка;
«Как живут ногайцы» - беседа. /Народы КЧР: история и культура стр.400/;
«Аскербий Киреев «Мальчишки ловят звезды» - чтение. /Хрестоматия по детской литературе народов Карачаево Черкесии стр. 263/;
«Ногайский национальный костюм» - рисование;
«Юрта» - конструирование из природного материала;
«Идрис Дауто – ногайский армреслер» - знакомство с биографией;
«Ногайская домбра» - рассматривание иллюстраций и слушание;
«Намыс – нравственное кредо ногайцев» - беседа;
«Ногайские колыбельные» - слушание;
«Художники среди нас: К.Ахмеджанов» рассматривание репродукций картин.
Март
1 неделя: Тема: «Весна в КЧР: цветут эдельвейсы»
Цель: Развивать творчество, образное представления детей. Учить задумывать содержание своей работы, вспоминая, что интересного они видели во дворе. Учить доводить начатое дело до конца. Закреплять умение радоваться красивым и разнообразным рисункам, рассказать о том, что им больше всего понравилось.
2 неделя: Тема: «Рисование платья для танца Кафа» - по замыслу.
Цель: Вызвать желание у детей нарисовать национальное платье для танца. Учить передавать характерные особенности облика мамы. Учить выбирать сюжет рисунка. Закреплять умение рисовать фигуру человека. Учить выбирать наиболее интересные и выразительные работы, рассказывать о том, что в них больше всего понравилось.
3 неделя: Тема: «Рисование иллюстраций к черкесской легенде «Эльбрус»
Цель:Продолжать развивать образные представления, воображение. Формировать умение передавать в рисунке образ легенды, строить сюжетную композицию, изображая основные объекты произведения. Закреплять приемы рисования разнообразными изобразительными материалами: карандаши, краски акварельные, гуашь.

4 неделя: Тема: «Шачепшин» - по образцу.
Цель:Знакомить детей с черкесским национальным музыкальным инструментом. . Учить детей задумывать и выполнять узор в стиле народной росписи, передавая ее колорит, элементы. Закреплять умение строить узор. Развивать эстетические чувства, эстетическую оценку, творчество. Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к народным мастерам.
Режимные моменты
«Кто такие черкесы» - беседа. /Народы России: история, культура, искусство стр. 44/;
«Два охотника» - подвижная игра по мотивам стихотворения Хизира Абитова;
«Эльбрус» - чтение. /Хрестоматия по детской литературе народов Карачаево Черкесии стр. 107/;
«Ремесла черкесов» - беседа. /Народы России: история, культура, искусство стр. 474/;
«Художники среди нас: Мухамед Хахайдуков» - рассматривание репродукций картин;
«Я черкешанка: готовим пищу» - игровая ситуация;
«Ханцегуаше – кукла для обряда вызывания дождя» - рисование;
«Легенда о могучих воинах Фиште и Оштене» - инсценировка;
«Анзор Унишев: любимый спорт – вольная борьба» - знакомство с биографией;
«Народные игры черкесов» - подвижные игры;
«Художники среди нас: Нурбий Лувпвче» рассматривание репродукций картин;
«Солнце в жизни черкесов» - рисование по преданиям;
«Почему мы зовем себя «Адыги» - беседа с сопровождением слайд - шоу;
«Танец «Кафа» - рисование.
Апрель
1 неделя: Тема: «Животные тебердинского заповедника: серны, рыси»
Цель:Учить детей рисовать животных, передавая их характерные особенности: форму, пропорции частей тела, позы. Развивать творчество детей, их самостоятельность. Закреплять умение рисовать простым карандашом с последующим раскрашиванием цветными карандашами. Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки сверстников.
2 неделя: Тема: «Ребенок спит в колыбели» - сюжетное рисование.
Цель:Знакомить детей с русской народной люлькой, и национальной колыбелью карачаевцев. Учить детей для каждого выбранного сюжета, рисовать соответствующий фон. Закреплять умение передавать цвета и их оттенки смешивая краски разных цветов. Закреплять технические навыки владения кисточкой. Развивать мелкие движения рук, для наиболее выгодной передачи красивого образа.
3 неделя: Тема: «Рисование иллюстраций к русской народной сказке «Хаврошечка»
Цель: Учить создавать образ сказочных героев. Закреплять умении рисовать фигуру человека и животного соблюдая пропорции. Учить выбирать сцену, которую дети захотят воплотить в рисунке и определять какими материалами они хотят работать. Развивать воображение. Учить детей образно оценивать свою работу и работы сверстников.
4 неделя: Тема: «Матрешка» - декоративное рисование.
Цель:Учить детей расписывать матрешку располагая узор по форме. Развивать эстетическое восприятие произведений народного творчества, чувство ритма. Закреплять умения рисовать акварельными красками: готовить на палитре нужные оттенки цвета. Закреплять эмоционально положительное отношение к народным промыслам.
Режимные моменты
«Красная книга КЧР» - рассматривание иллюстраций;
«Растения альпийских лугов» - рисование;
«Чем мы все похожи: обычаи народов КЧР» - обобщающая беседа;
«Тебердинский заповедник» слайд – шоу;
«Обряд укладывания в люльку у разных народов КЧР» - инсценировка;
«Зубры пасутся» - коллективная лепка;
«Народные игрища» - подвижные игры;
«Лекарственные растения КЧР» - просмотр слайд - шоу;
«Что такое село, что такое город» рассматривание иллюстраций;
«Национальная соломенная кукла русских» - конструирование;
«Бирден - билеу» - разучивание считалки;
«Бешик» - лепка по образцу;
«Загадки народов проживающих на территории КЧР» - словесные игры;
«Виды спорта популярные в КЧР» - просмотр видеофильмов с спортсменами КЧР.
Май
1 неделя: Тема: «Возвращение карачаевцев на историческую Родину» - сюжетное рисование.
Цель: Продолжить знакомить детей с траурными и праздничными датами карачаевского народа. Развивать эмоционально положительное отношение к своей малой Родине. Закрепить технические навыки рисования карандашами: раскрашивать маленькими штрихами в одну сторону. Учить оценивать свою работу и работу сверстников справедливо.
2 неделя: Тема: «Как мы празднуем День Победы» - сюжетное рисование.
Цель: Учить детей передавать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка располагая на ней людей шагающих на парад. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение готовить нужные цвета на палитре. Учить образной оценке рисунков.

3 неделя: Тема: «К нам пришли гости: обычай гостеприимства у разных народов» - сюжетное рисование.
Цель: Учить проводить параллели между обычаем гостеприимства разных народов КЧР. Придумать сюжет для рисунка соответствующий национальности, о которой ребенок хочет нарисовать. Учить передавать особенности национальной одежды и быта. Развивать творчество и воображение. Развивать эстетическое восприятие как свое, так и работ сверстников.
4 неделя: Тема: «Моя малая Родина - КЧР» - по замыслу.
Цель: Закрепить знания детей о КЧР. Учить придумать сюжет работы и воплотить ее в жизнь с помощью разнообразных средств рисования. Развивать цветовое восприятие. Закреплять умение рисовать акварелью. Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту своей Родины, желание отразить ее в своем творчестве.
Режимные моменты
«Возвращение карачаевцев на историческую Родину» - просмотр видеофильма, предварительная работа к рисованию;
«Что такое флаг для народа в глобальном смысле» - беседа просмотр иллюстраций;
«Национальная одежда народов КЧР» - слайд - шоу;
«Памятник «Женщине – матери в Учкекене» - экскурсия совместно с родителями;
«Рыси на охоте» - лепка;
«Мое село» - игровая ситуация;
«Разные ремесла народов КЧР» - слайд – шоу;
«Горский этикет» - беседа с последующей инсценировкой выбранных сюжетов;
«Почта в селе Учкекен» - конструирование;
«Кто в КЧР не живет» - дидактическая игра;
«Флора и фауна КЧР» - рисование по замыслу;
«Пословицы и поговорки народов КЧР» - словесные игры.