Образовательная деятельность по художественно — эстетическому развитию в старшей группе по теме: Филимоновская игрушка


Занятие в старшей группе по художественно – эстетическому воспитанию по
теме: «Филимоновская игрушка».
Цели и задачи: познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность. Формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров.
Закрепить знания о составлении узора; учить детей рисовать концом кисти, наносить точки, рисовать круги, дуги, кольца, полоски; развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета; интерес к народному творчеству.
Материалы: Филимоновские игрушки, бумажные силуэты филимоновской игрушки, дидактическая таблица с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами филимоновского народного промысла, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой; стихотворение В. Лазарева «Филимоновская игрушка».
Содержание организованной деятельности
Игровая ситуация (сюрприз).
- Ребята, сегодня утром на вахте мне передали посылку для нашей группы. Давайте откроем её и посмотрим, что там внутри? (Открываем посылку.)
Внутри волшебный сундучок. Открываем сундучок.
-Тут письмо. Читаем письмо: «Здравствуйте, ребята! Прослышал я, что вы очень любите игрушки, не ломаете их, бережёте, всегда убираете все игрушки на место. Вот и решил я вам прислать игрушки, необычные, из деревни Филимоново, потому и называются эти игрушки филимоновкие. Играйте, забавляйтесь, да деда Филимона вспоминайте! С уважением, дед Филимон.»
Достаю игрушки. Раздаю детям, они рассматривают.
Беседа педагога.
С давних времён известна тульская деревня Филимоново. По всей России и далеко за её пределами знают и любят филимоновские игрушки. Все игрушки-свистульки. В далёкие времена всем мальчикам и девочкам нравилось играть со свистулькой. Раньше не было таких игрушек, какие теперь у вас, поэтому умельцы делали их сами. Эти игрушки сделаны из местной глины - «синьки», которую добывали в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная – белая, красная, розовая, жёлтая. Лепят из неё барышень и солдат, птиц, коней, козликов и прочих зверушек. Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи. Игрушки на огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда игрушки остывают, становятся бело-розовыми и твёрдыми как камень. После обжига игрушки расписывают.
Показ игрушек. Посмотрите внимательно, какая интересная филимоновская игрушка! Кто это? (конь). Верно, это конь. Какие общие черты вы заметили у филимоновских игрушек? (у всех игрушек вытянутое туловище, маленькая голова, длинная шея и очень короткие ноги).
-Ребята, а какие элементы росписи вы заметили на игрушках? (Полоски, кружочки, точки, ёлочки, треугольники и простые цветочки).
- Какие основные цвета встречаются в филимоновской росписи? (Красный, зелёный, жёлтый).
3. Практическая часть.
- Ребята, хотите тоже расписать игрушки, порадовать деда Филимона? (Да.)
Для того чтобы аккуратно расписать игрушку надо иметь ловкие пальчики. Давайте разомнём наши ручки и пальчики.
Ой, ребята, та-ра-ра,
На горе стоит гора,
А на той гое дубок,
А на дубе воронок,
Ворон в красных сапогах (показывают),
В позолоченных серьгах (показывают),
Чёрных ворон на дубу (показывают крылья)
Он играет во трубу (игра на трубе)
Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши),
Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)?
Да! (поднимают и опускают руки).
- А, теперь, ребята, выберите понравившийся силуэт филимоновской игрушки и украсьте по своему усмотрению. Узор нарисуйте на своём силуэте, а если вы забыли какой-нибудь элемент узора, посмотрите на мои образцы (показ таблицы).
Под народную музыку дети выполняют свои работы. Педагог индивидуально помогает тем, кому трудно справиться с какими-либо элементами.
4. Выставка детских работ.