РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.04 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА по специальности 27.02.04. «Автоматические системы управления»
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий электрометаллургический техникум»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР и.о. директора ГПОУ ДЭМТ ________ Михненко Р.Н. _________ Караван И.А.
«28» августа 2015 г. «31» августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.04 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
по специальности
27.02.04. «Автоматические системы управления»
2015 г
РЕЦЕНЗИЯ
Фамилия, имя, отчество: Яворский Константин Иванович,
Должность, место работы: преподаватель физической
культуры Донецкого горного техникума им. Е.Т. Абакумова
Вид рецензируемой работы: Рабочая программа
Фамилия , имя , отчество автора: Соколова Алла Петровна
Название учебного заведения: ГПОУ « ДЭМТ »
Отзыв рецензента
Рецензируемая программа учебной дисциплины ОГСЭ.04 «Физическая культура» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования ДНР и предназначена для изучения физической культуры в учреждениях среднего профессионального образования при подготовке специалистов среднего звена, служащих по специальности: 27.02.04 Автоматические
системы управления.
Рабочая программа ориентирована для достижения следующих целей:
развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значение в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций; восемнадцать
приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Основу программы составляют разделы:
1. Основы физической культуры;
2. Развитие двигательных качеств различными видами физической культуры;
3. Физическая культура в профессиональной деятельности младшего специалиста;
4. Основные физические качества: сила, ловкость, быстрота, гибкость выносливость);
5. Общая физическая подготовка. Контроль и самоконтроль;
Раздел “Плавание, лыжи” в связи с отсутствием условий, заменен ритмической гимнастикой, стэп-аэробикой, настольным теннисом, атлетической гимнастикой, дыхательной гимнастикой, футболом .
Рабочая программа направлена на укрепление здоровья, повышение физического потенциала работоспособности обучающихся, на формирование у них жизненных, социальных и профессиональных мотиваций.
Преподаватель физической культуры,
специалист высшей категории ________ К.И. Яворский
РЕЦЕНЗИЯ
Фамилия, имя, отчество: Беляева Галина Васильевна
Должность, место работы: преподаватель высшей категории
ГПОУ ДЭМТ
Вид рецензируемой работы: рабочая программа
Фамилия, имя, отчество автора: Соколова Алла Петровна
Название учебного заведения: ГПОУ «ДЭМТ»
Отзыв рецензента
Рецензируемая программа учебной дисциплины ОГСЭ.04 «Физическая культура» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования ДНР и предназначена для изучения физической культуры в учреждениях среднего профессионального образования при подготовке специалистов среднего звена, служащих по специальности: 27.02.04 Автоматические системы управления.
Базисом программы явились практические проблемы современного образа жизни молодежи, состояния ее физического, психического и нравственного здоровья, становление личности профессионала.
Программа (теоретические, практические, учебно-методические, учебно-тренировочные занятия) направлена на совершенствование физической кондиции валеологической и профессиональной двигательной подготовки обучающихся с учетом требований к молодым специалистам в современных социальных условиях.
Программа нацелена на формирование у обучающихся физической культуры личности здорового образа жизни и психофизических способностей и качеств, которые обеспечивают готовность к социально-профессиональной деятельности.
Преподаватель физической культуры,
специалист высшей категории ________________Г.В. Беляева
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.04 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.04 «Физическая культура» предназначена для организации занятий по физической культуре для подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии: 27.02.04. «Автоматические системы управления»
Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» составлена в соответствии с требованиями ГОС СПО, утвержденного приказом Минобразования и науки ДНР от 25 сентября 2015 г. № 589 (зарегистрирован в Минюсте ДНР 12 октября 2015 г., регистрационный № 637), обязательными при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования на основе примерной программы учебной дисциплины «Физическая культура» для профессий среднего профессионального образования ДНР и специальностей среднего профессионального образования ДНР (Минобразования и науки Донецкой Народной Республики 2015г.).
Физическая культура осваивается как базовый учебный предмет в объеме 270 час.
Рабочая программа ориентирована для достижения следующих целей:
развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций; восемнадцать
приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Рабочая программа «Физическая культура» направлена на укрепление здоровья, повышение физического потенциала, работоспособности обучающихся, на формирование у них жизненных, социальных и профессиональных мотиваций.
Программа содержит теоретическую и практическую части. Теоретический материал имеет валеологическую и профессиональную направленность. Его освоение обеспечивает формирование мировоззренческой системы научно-практических основ физической культуры, освоения обучающимися значения здорового образа жизни и двигательной активность в профессиональном росте и адаптации к изменяющемуся рынку труда.
Практическая часть предусматривает организацию учебно-методических и учебно-тренировочных занятий. Учебно-тренировочные занятия II - III курс включают обязательные виды спорта: л/атлетика, гимнастика и спортивные игры. Лыжная подготовка и плавание в связи с отсутствием плавательного бассейна и снега заменены видами спорта: атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика. Дополнительно включены нетрадиционные виды спорта: акробатика, спортивная аэробика, степ-аэробика, дыхательная, стретчинг гимнастика, массаж, самомассаж.
На самостоятельную работу обучающихся для формирования устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, разработка комплексов утренней гимнастики: комплексов общей физической подготовки; на развитие и укрепление мышечной системы; написание рефератов. Составление комплексов упражнений с гантелями для укрепления мышц спины, рук, ног; комплексы упражнения на развитие гибкости (профилактика остеохондроза); написание рефератов, подготовка мультимедийных презентаций. Содержание учебно-методических занятий обеспечивает ознакомлений обучающихся с основами валеологии; формирование установки на психическое и физическое здоровье; освоение методов профилактики профессиональных заболеваний; овладение приемами массажа и самомассажа, психорегулирующими упражнениями; знакомство с тестами, позволяющими самостоятельно анализировать состояние здоровья и профессиональной активности; овладение основными приемами неотложной доврачебной помощи.
На учебно-методических занятиях преподаватель проводит консультации обучающихся, на которых по результатам тестирования помогает определить индивидуальную двигательную нагрузку с оздоровительной и профессиональной направленностью.
Учебно-тренировочное занятие содействует развитию физических качеств, повышению уровня функциональных и двигательных способностей организмом, укреплению здоровья обучающихся, а также предупреждению и профилактике профессиональных заболеваний. Обязательные контрольные задания для определения оценки уровня физической подготовки обучающихся.
Меж предметные связи: химия, физика, биология, история, информатика. Контроль и оценка результатов освоения учебного материала осуществляется в процессе проведения практических заданий, тестирования.
Итоговый контроль проводится в форме зачета.
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
14
условия реализации учебной дисциплины
30
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
32
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.04 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.04«Физическая культура» является частью основной профессиональной программы в соответствии с ГОС по специальности СПО 27.02.04. «Автоматические системы управления»
Программа учебной дисциплины предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности СПО.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Физическая культура» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому учебному циклу ППССЗ и входит в обязательную часть базового уровня (ОГСЭ.04)
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основе следующих нормативных документов:
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 25.06.2015;
приказ МОН ДНР «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» № 328 от 20.07.2015;
Государственный образовательный стандарт по специальности 27.02.04 . «Автоматические системы управления»
учебный план ГПОУ «ДЭМТ» по специальности СПО 27.02.04 . «Автоматические системы управления»
Программа отражает современные тенденции и требования к обучению и практическим применением физической культуры в повседневной жизни и направлена для повышения и укрепления собственного здоровья
специалистов среднего звена, совершенствование коммуникативных умений и навыков, повышение качества профессионального образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Изучение учебной дисциплины «Физическая культура» направлено на достижение следующих целей:
развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества
Требования к предметным результатам освоения базового курса учебной дисциплины «Физическая культура» в соответствии с ГОС:
умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;
владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Обучающиеся, освоившие учебную дисциплину «Физическая культура» должны обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);
организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем( ОК 2);
анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ОК 3);
осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач (ОК 4);
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5);
работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами( ОК 6);
исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) (ОК 7);
В результате освоения учебной дисциплины студент должен:
Уметь:
Использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Знать:
о роли физической культуры в общекультурном , социальном и физическом развитии человека;
основы здорового образа жизни.
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 270 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки студента – 180 часа;
- самостоятельной работы студента 90 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
280
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
180
в том числе:
практические занятия
180
теория
18
контрольная робота по теоретической части
1
сдача контрольных нормативов
Самостоятельная работа студента (всего)
90
в том числе: домашнее задание (разработка гимнастических комплексов упражнений):
- Комплекс утренней гимнастики
20
- Комплекс упражнений с гантелями
10
- Посещение тренажерного зала
-
- Комплекс упражнений дыхательной гимнастики.
5
- Комплекс упражнений на развитие гибкости
5
- Комплекс упражнений ОФП
10
- Комплекс упражнений на пресс
5
- Комплекс упражнений на укрепление мышц спины
5
- Комплекс упражнений на укрепление мышц рук
10
- Комплекс упражнений на укрепление мышц ног
10
- Комплекс упр. на грудные мышцы
10
- Выполнение упражнений по беговым видам легкой атлетики на
развитие выносливости и скоростно-силовых качеств
-
Темы рефератов:
10
- О вреде и профилактике курения, алкоголизма, наркомании
1
-Формирование основ здорового образа жизни обучающихся средствами физической культуры и спорта
1
- Физические качества: понятия, характеристика.
1
- Правила техники безопасности на занятиях л/атлетики, гимнастики, спортивных играх
1
- Жизнь и деятельность Пьера де Кубертена
1
- История возникновения Олимпийских игр
-
- Аэробика. Виды и история возникновения аэробики
1
- история, правила и техника игры Баскетбол
1
- история, правила и техника игры Волейбол
1
- история, правила и техника игры Футбол
-
- история, правила и техника игры Настольный теннис
1
- Основные признаки утомления на занятиях физкультуры
Точечный массаж и самомассаж
1
Итоговое оценивание в форме зачета
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.04 Физическая культура
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала практических занятий, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1
Основы физической культуры
3 с
12
Тема 1.1
Введение. Основы здорового образа жизни
Физическая культура в обеспечении здоровья
Содержание учебного материала
Современное состояние физической культуры и спорта. Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждений профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержание репродуктивной функции. Валеологическая и профессиональная направленность организации физического воспитания в учреждениях СПО.
Требования к технике безопасности на занятиях физическими упражнениями разной направленности в условиях спортивного зала и спортивных площадок.
4
1
Теоретические занятия:
2
1
Валеология – наука о здоровье. Саморегуляция организма.
2
Здоровье и его диагностика. Функциональные системы организма
3
Рациональное питание и профессия. Коррекция фигуры.
4
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:
написать реферат на 1 из предложенных тем:
1. О вреде и профилактике курения, алкоголизма, наркомании.
2. Правила техники безопасности на уроках л/атлетики, гимнастики, спортивных играх.
3. Формирование основ здорового образа жизни студентов средствам физкультуры.
4. Влияние наследственных заболеваний в формировании здорового образа жизни.
5. О вреде и профилактике курения, алкоголизма, наркомании. Материнство и валеология.
6. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни.
Двигательная активность. Влияние экологических факторов на здоровье человека.
7. Вводная и производственная гимнастика. Комплексы упражненний.
2
3
Тема 1.2
Социально биологические основы физической культуры.
Самоконтроль самостоятельных занятий.
Содержание учебного материала
Средства физической культуры в регулировании работоспособности студента
Общее представление об организме человека и его саморегуляции.
Современные оздоровительные системы физического воспитания и их роль в формировании здорового образа жизни. Влияние экологических факторов на здоровье человека.
4
1
Теоретическое занятие:
2
1
Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их формы.
2
Особенности и виды самостоятельных занятий для юношей и девушек.
3
Факторы регуляции и саморегуляции нагрузки.
4
Основные признаки утомления.
5
Основные принципы построения самостоятельных занятий и их гигиена.
6
Контроль и самоконтроль в процессе физического совершенствования организма.
Самостоятельная работа обучающихся по темам:
Темы рефератов (презентация):
1.Особенности самостоятельных занятий для юношей и девушек.
2. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом. Контроль уровня
совершенствования профессионально-важных психофизиологических качеств
3. Значение мышечной релаксации.
Аутотренинг и его использование для повышения работоспособности
4. Основные причины изменения общего состояния обучающихся в период экзаменационной
сессии.
2
3
Тема 1.3
Оздоровительные и профилированные методы физического воспитания.
Гигиена и контроль состояния здоровья.
Содержание учебного материала
Оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Контроль (тестирование) состояния здоровья двигательных качеств, психофизиологических функций, к которым профессия (специальность) предъявляет повышенные требования. Отдых и занятия физической культурой и спортом.
4
1
Теоретические занятия:
1
Вводная и производственная гимнастика. Комплексы упражнений на дыхание.
2
Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений.
2
3
Техника безопасности при занятиях различными видами спорта на стадионе и в спортзале.
4
Основные признаки утомления на уроках физической культуры.
5
Состав средств физического воспитания: физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.
6
Показания и противопоказания к занятиям различными видами спорта.
7
Состав средств физического воспитания: физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.
Самостоятельная работа обучающихся:
написать реферат на 1 из предложенных тем :
1.Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений.
2.Основные признаки утомления на уроках физической культуры.
3.Показания и противопоказания к занятиям различными видами спорта.
4.Отдых и занятия физической культурой и спортом.
5. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания.
2
3
Раздел №2
Развитие двигательных качеств различными видами физической культуры.
56
Тема 2.1
Л/атлетика.
Бег на короткие дистанции.
Прыжки в длину с места.
Содержание учебного материала:
Обучение техники бега на короткие дистанции с низкого, среднего и высокого старта. Повышение уровня ОФП (специальные беговые упражнения). Развитие, совершенствование физических качеств (быстроты, координации движений, ловкости и т. д.)
10
1
Практические занятия
6
2
1
Техника бега на короткие дистанции. ( 30 м., 60 м,.)
2
Челночный бег 4х9 м.;
3
Прыжок в длину с места способом «согнув ноги» (см)
Самостоятельная работа обучающихся:
написать реферат на 1 из предложенных тем:
1.Легкая атлетика. История возникновения. Виды легкой атлетики.
2. Комплекс упражнений ОФП.
3. Кроссовая подготовка. Бег на выносливость 6 мин.
4. Подтягивание в висе на перекладине.
5. Метание теннисного мяча в цель.
4
3
Тема 2.2
Легкая атлетика.
Бег на средние дистанции. Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги»
Содержание учебного материала:
Обучение техники бега на средние дистанции с низкого, среднего и высокого старта. Повышение уровня ОФП (специальные беговые упражнения). Развитие совершенствование физических качеств (быстроты, координации движений, ловкости и т. д.) Практика судейства.
10
1
Практические занятия:
6
2
1
Техника бега на короткие дистанции. ( 100 м., 200 м,.)
2
Челночный бег 4х100 м.;
3
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» (см)
Самостоятельная работа обучающихся:
написать реферат на 1 из предложенных тем:
1.Комплексы упражнений по легкой атлетике
2. Комплекс упражнений ОФП.
3. Комплексы на развитие скорости и выносливости.
4. Посещение тренажерного зала.
4
3
Тема 2.3
Легкая атлетика.
Бег на длинные дистанции. Прыжки
со скакалкой (1мин,.)
Содержание учебного материала:
Обучение техники бега на длинные дистанции с низкого, среднего и высокого старта. Повышение уровня ОФП (специальные беговые упражнения). Развитие, совершенствование физических качеств (быстроты, координации движений, ловкости и т. д.) Практика судейства.
10
1
Практические занятия:
8
2
1
Техника бега на длинные дистанции(500 м.,1000 м.,) Бег 3000 м (без учета времени)
2
Бег 1000 м.,
3
Бег 3000 м (без учета времени)
4
Прыжки со скакалкой за 1 мин.;
Самостоятельная работа обучающихся:
написать реферат на 1 из предложенных тем:
1. Посещение тренажерного зала.
2. Приседания на одной ноге попеременно держась за перекладину (35 раз на каждую ногу)
3. Подтягивание в висе на перекладине (12 – 30 раз по 5 подходов)
4. Прыжки через скакалку 100 раз (без учета времени)
5. Прыжки в группировке( 30 сек.,) Упражнения на выносливость.
2
3
Тема 2.4
Легкая атлетика.
Бег на короткие, средние, длинные дистанции. Прыжок в длину с места, с разбега способом «согнув ноги»
Содержание учебного материала:
Выполнение контрольного норматива техники бега на короткие дистанции. Выполнение К.Н.: прыжка в длину с места и с разбега способом «согнув ноги».
Выполнение К.Н.: 500 метров – девушки, 1000 метров – юноши.
14
1
Практические занятия:
12
2
1
Сдача контрольных нормативов. Бег на короткие дистанции 30,60 м.;
2
Бег на средние дистанции 100, 200 м., Выполнение К.Н.: прыжка в длину с места
3
Эстафетный бег 4х100м.
4
Выполнение К.Н.: прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги».
5
Выполнение К.Н.: 500 метров – девушки , 1000 метров – юноши.
6
Выполнение контрольных нормативов.
Самостоятельная работа обучающихся:
написать реферат на 1 из предложенных тем:
1. Посещение тренажерного зала.
2. Легкий бег 1000 метров без учета времени.
3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (до 50 раз)
4. Комплекс упражнений на развитие силы, скорости и выносливости .
2
3
Тема 2.5
Спортивные игры.
Настольный теннис.
Содержание учебного материала: Н / теннис. Теоретические сведения. Изучение правил игры, оборудование, инвентарь. ОФП. Изучение техники и методика обучения игре (н/теннис). Удары, срезка слева и справа, подачи, нападающий удар «накат», Виды движений. Практический материал. Прием «подставка..», «топ спин», «азиатская,» «европейская». Тактические действия: атакующие, контратакующие. Ведение игры. Нападающий стиль, защитный стиль действий. Соревнования. Проведение парных встреч в учебной группе. Контрольная игра.
12
1
Практические занятия:
10
2
1
Н / теннис. Правило игры. ОФП
2
Совершенствование техники подачи (н/теннис)
3
Совершенствование техники игры (н/теннис)
4
ОФП. Учебная игра
5
Сдача контрольных нормативов по н/теннису
Самостоятельная работа обучающихся:
написать реферат на 1 из предложенных тем:
1. Комплекс упражнений на укрепление мышц рук.
2. Комплекс упражнений на укрепление мышц спины.
3. набивание теннисного шарика на ракетке (1мин.;)
4. Соревнования. Проведение парных встреч в учебной группе.
2
3
Раздел № 3
Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста.
4 с
63
Тема 3.1
Средства физической культуры в регулировании работоспособности.
Содержание учебного материала:
Личная и социально- экономическая необходимость специальной оздоровительной и психофизической подготовки к труду. Оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности. Динамика работоспособности обучающихся в учебном году и факторы, ее определяющие. Критерии нервно – эмоционального, психического и психофизического утомления обучающихся. Методы повышения эффективности производственного и учебного труда.
6
1
Теоретические занятия:
4
2
1
Основные признаки утомления на уроках физической культуры. Аутотренинг и его использование для повышения работоспособности.
2
Методы повышения эффективности производственного и учебного труда. Значение мышечной релаксации. Заполнение дневника здоровья.
Самостоятельная работа обучающихся:
написать реферат на 1 из предложенных тем или подготовить м/м презентацию:
1. Аутотренинг и его использование для повышения работоспособности.
2. Оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях
различными двигательной активности.
3. Состав средств физического воспитания: физические упражнения, естественные силы
природы и гигиенические факторы.
4. Основы профессионально – прикладной подготовки и значение оппп.
5. Виды гимнастики и ее значение для обучающегося.
2
3
Тема 3.2
Гимнастика.
Атлетизм.
Виды аэробной гимнастики.
Содержание учебного материала:
Изучение общеразвивающих упражнений. Изучение строевой подготовки. Разработка гимнастических комплексов упражнений ( утренней гимнастики ,упражнений на дыхание , на растяжение мышц и их расслабление, на укрепление мышц рук, ног, туловища, спины, позвоночника и т. д.)
12
1
Практические занятия:
6
2
1
Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты)
2
Атлетическая гимнастика, работа на тренажерах, с гантелями, штангой
3
Сдача контрольных нормативов по гимнастике.
Самостоятельная работа обучающихся:
написать реферат на 1 из предложенных тем или подготовить м/м презентацию:
(разработка гимнастических комплексов упражнений):
1. Комплекс утренней гимнастики(м/м м.)
2. Комплекс упражнений с гантелями (гиря, штанга)
3. Комплекс упражнений на пресс(м/м м.)
4. Комплекс упражнений на развитие гибкости и растяжки. (м/м м.)
5. комплекс упражнений коррекции опорно – двигательного аппарата(м/м м.)
6. комплекс упражнений тонического стретчинга(м/м м.)
6
3
Тема 3.3
Спортивные игры.
Баскетбол.
Развитие скоростной и силовой
выносливости.
Содержание учебного материала:
Основные направления развития физических качеств. Формирование ценностей ориентации и мотивации здорового образа жизни. Овладение совершенствование техникой выполнения ведения мяча, передачи и броска с места. Овладение и совершенствование передачи мяча в движении и броска мяча в кольцо после двойного шага. Броски мяча в кольцо с места. Развитие логического мышления в баскетболе. Применение правил игры в баскетбол в учебной игре. Совершенствовать технические элементы баскетбола в учебной игре.
13
1
Практические занятия:
8
2
1
Техника игры баскетбол. Ведение мяча
2
Обучение техники передвижения по площадке. Обучение техники штрафных бросков.
3
Применение правил игры в баскетбол в учебной игре. Двухсторонняя игра (баскетбол).
4
Сдача контрольных нормативов по баскетболу.
Самостоятельная работа обучающихся:
написать реферат на 1 из предложенных тем или подготовить м/м презентацию:
1. Комплекс упражнений на укрепление мышц ног
2. Комплекс упражнений на грудные мышцы
3. реферат на тему «Баскетбол»
5
3
Тема 3.4
Профессиональная
прикладная
Содержание учебного материала:
ППФП имеет цель содействовать повышению эффективности подготовке молодежи к одной из профессий. Развивает физические качества, определяет уровень их развития. Помогает
19
1
физическая подготовка
формированию нужных навыков. Для определения уровня развития ведется тестовый мониторинг. Целью ППФП является выбранная профессия. Задачей является развитие и совершенствование профессионально важных двигательных навыков и качеств, совершенствование психофизиологических функций, профилактика неблагоприятного воздействия условий труда.
Практические занятия:
12
2
1
Поднимание туловища из положения сидя (60 с). Метание предметов в цель поочередно
( правой и левой рукой). Наклоны вперед из положения сидя (см).
2
Групповые упражнения с гимнастической скамейкой
(наклоны вправо, влево попеременно)(60 с). Прыжки через скакалку (30 с.)
3
Прыжки в группировке .(30 с.) Прыжки с вращением вокруг себя 90*180*360*градусов.
4
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз).Подтягивание в висе на перекладине.(кол-во раз без учета времени)
5
Сдача контрольных нормативов
Самостоятельная работа обучающихся:
написать реферат на 1 из предложенных тем или подготовить м/м презентацию:
1. Поворот на одной ноге на 90,180,360 градусов
2. Волна руками и туловищем.
3. Прыжки через скакалку (30 с.)
4. Прыжки в группировке (30 с)
5. Бег с преодолением препятствий.
6. Приседание на одной ноге попеременно (правой и левой ноге)
7
3
Тема 3.5
Развитие общей выносливости и координации движений.
Футбол.
Содержание учебного материала:
Теоретические сведения. Тактика футбола, групповые, командные действия. Тактика игры в нападении, действии в защите. Развитие качеств эстафетами, подвижными играми. Физические качества можно тренировать спортивными играми, легкой атлетикой, круговой тренировкой. Психологические качества можно вырабатываются при требовательности тренера и самоподготовке. Аутогенная тренировка.
13
1
Практические занятия:
8
2
1
Техника тактика игры. Азбука футбола.
2
Правила, поле, мяч игры в футбол. Учебная игра.
3
Обучение ведения мяча, передвижения, обманные движения, ведение, отбор мяча, удары игрока по мячу, вбрасывание мяча, техника вратаря и т. д. ОФП
4
Сдача контрольных нормативов по спортивным играм.
Самостоятельная работа обучающихся:
написать реферат на 1 из предложенных тем или подготовить м/м презентацию:
1.Посещение тренажерного зала.
2. Все о футболе (м/м презентация, видео уроки)
3. ОФП футболиста.
4. Участие в соревнованиях по футболу.
5
3
Раздел № 4
Основные физические качества: сила, быстрота, ловкость, гибкость.
5 с
68
Тема 4.1
Спортивные игры.
Волейбол.
Содержание учебного материала:
Волейбол. Обучение техники приема, передачи мяча. Обучение технике игры (волейбол). ОФП. основные направления развития физических качеств.
38
1
Теоретические занятия:
4
1
Основные направления развития физических качеств. Аутогенная тренировка.
2
Формирование ценностей ориентации и мотивации здорового образа жизни.
Практические занятия:
22
2
1
Техника перемещений, стоек, технике верхней и нижней передач двумя руками. Учебная игра.
2
Техника нижней подачи и приема после нее. Учебная игра.
3
Техника прямого нападающего удара и ранее изученных приемов. Учебная игра.
4
Совершенствование техники владения волейбольным мячом. Учебная игра.
5
Подача мяча на точность. Учебная игра.
6
Обучение технике передачи мяча двумя руками сверху и снизу на месте и после ведения. Учебная игра.
7
Закрепление техники приема мяча с подачи двумя руками снизу на месте. Учебная игра.
8
Выполнение технических элементов в учебной игре. Учебная игра.
9
Учебная игра с применением изученных положений. Подача мяча на точность по ориентирам на площадке.
10
Учебная игра с применением изученных положений. Жесты судьи.
11
Сдача контрольных нормативов. Контрольная игра.
Самостоятельная работа обучающихся:
написать реферат на 1 из предложенных тем или подготовить м/м презентацию:
1. посещение бассейна.
2. посещение тренажерного зала.
3. волейбол (м/м материал)
12
3
Тема 4.2
Стретчинг
гимнастика.
Атлетизм.
Массаж.
Виды аэробики.
Дыхательная гимнастика.
Содержание учебного материала: Преподавание гимнастики в техникуме происходит с учетом подготовленности студентов и обеспечения снарядами и спортивным оборудованием. Данная тема является инновационной и проводится впервые. В виде домашних заданий студенты познакомятся с УГГ – утренней гигиенической гимнастикой. Ознакомятся с приемами массажа и самомассажа. В самостоятельную работу входит посещение тренажерного зала и залов аэробики, что является мотивацией к здоровому образу жизни и занятиям спортом.
30
1
Практические занятия:
22
2
1
Комплексы утренней гигиенической гимнастики.
2
Комплексы точечного массажа, самомассажа.
3
Комплекс упражнений на дыхание.
4
Комплекс упражнений на развитие гибкости. ОФП.
5
Комплекс упражнений, коррекции опорно-двигательного аппарата.
6
Комплекс упражнений тонического стретчинга.
7
Аэробика.
8
Акробатические упражнения (группировка, перекаты, кувырки из разл. положений)
9
Степ – аэробика.
10
Техника безопасности перед занятием в тренажерном зале.Упражнения с гирями и штангой .
11
Сдача контрольных нормативов.
Самостоятельная работа обучающихся:
написать реферат на 1 из предложенных тем или подготовить м/м презентацию:
разработка гимнастических комплексов упражнений):
1. Комплекс упражнений на развитие гибкости
2. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики
2. Совершенствование к.у. на дыхание. ОФП
3. Точечный массаж (обучающий фильм)
4. Самомассаж (обучающий фильм)
8
3
Раздел № 5
Общая физическая подготовка.
Контроль и самоконтроль.
6 с
71
Тема № 5.1
Усовершенствование
подвижных игр
Баскетбол.
Настольный теннис.
Волейбол.
Содержание учебного материала:
Выполнение технических действий по ведению и броску мяча. Выполнение технических действий по приему, подаче, передаче мяча. Изучение правил соревнований. Закреплений знаний и умений учебными играми.
19
1
Практические занятия:
14
2
1
Техника ведения б/б мяча. Техника передвижения без мяча. Техника выполнения броска в кольцо. Тактические действия. Правила игры.
2
Учебная игра по правилам соревнований.
3
Техника подачи в/б мяча. Техника приема мяча. Техника нападающего удара. Техника блокирования. Тактические действия. Правила игры.
4
Учебная игра по правилам соревнований.
5
Совершенствование техники подачи и техники игры настольный теннис.
6
Учебная игра по правилам соревнований.
7
Сдача контрольных нормативов по подвижным играм.
Самостоятельная работа обучающихся:
написать реферат на 1 из предложенных тем или подготовить м/м презентацию:
1. История развития игры баскетбол. Знаменитые спортсмены.
2. История развития игры волейбол. Знаменитые спортсмены.
3. Настольный теннис. История развития и правила игры.
4. Посещение тренажерного зала.
5
3
Тема № 5.2
Шейпинг.
Пилатес.
Атлетизм.
Содержание учебного материала:
Изучение общеразвивающих упражнений . Изучение строевой подготовки. Разработка гимнастических комплексов упражнений( утренней гимнастики ,упражнений на дыхание , на растяжение мышц и их расслабление, на укрепление мышц рук, ног, туловища, спины, позвоночника и т. д.) Выполнение комплексов упражнений на тренажерах на все группы мышц.
24
1
Практические занятия:
14
2
1
Шейпинг. Выполнение комплексов упражнений под музыку.
2
Комплекс упражнений на развитие гибкости. ОФП.
3
Комплекс упражнений, коррекции опорно-двигательного аппарата.
4
Степ – аэробика. Аэробика. Акробатические упражнения ( группировка, перекаты, кувырки из разл. положений)
5
Работа в тренажерном зале. Круговая тренировка.
6
Работа в тренажерном зале. Круговая тренировка.
7
Сдача контрольных нормативов.
Самостоятельная работа обучающихся:
написать реферат на 1 из предложенных тем или подготовить м/м презентацию :
Комплекс упражнений на дыхание.
Комплекс упражнений тонического стретчинга.
10
3
Тема № 5.3
ОФП.
Содержание учебного материала:
Воспитание устойчивого интереса к спортивным занятиям. Содействие овладению профессиональными занятиями. Формирование адекватной самооценки личности, нравственного мировоззрения. Обучение технике выполнения упражнений на пресс из положения лежа на мате. Обучение технике выполнения подтягивания на высокой
перекладине из виса – юноши, на низкой перекладине из виса лежа – девушки. Овладение и закрепление техники выполнения упражнений на мышцы брюшного пресса из положения лежа. прыжки через скакалку. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Броски метбола снизу.
28
1
Теоретические занятия:
4
1
История Олимпийских игр. Жизнь и деятельность Пьера Де Кубертена.
2
Методика развитии основных физических качеств: сила, быстрота, ловкость, гибкость. Контроль и самоконтроль.
Практические занятия:
14
2
1
Упражнение на пресс лежа на мате. (кол-во раз за 1м.,)Метание теннисного мяча в цель и на дальность. Прыжки в группировке.
2
Бег 30 м., на время.(с низкого старта и с ходу). Упражнение на подтягивание в висе на перекладине.(кол-во раз без учета времени). Прыжки через скакалку(кол-во раз за 1м.,)
3
Метание набивного мяча из разных положений. Приседание «пистолет» на одной ноге без опоры. Упражнение « уголок» в висе на гимнастической лестнице (30 с.)
4
Челночный бег 4х9м.Прыжки в длину с места. Поднимание туловища без учета времени.
5
Прыжки в длину с разбега «тройной шаг» Бег 1000 м на время. Измерение пульса ЧСС после бега и перед ним. Подтягивание в висе на перекладине. Подъем переворот .
6
Выполнение контрольных нормативов ОФП.
7
Выполнение контрольных нормативов ОФП.
Самостоятельная работа обучающихся:
написать реферат на 1 из предложенных тем или подготовить м/м презентацию
1. Методы развития физических качеств.
2. Методы развития скоростно – силовых качеств.
3. Методы развития скоростных способностей.
10
3
4. Методы развития быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости.
5. Что такое гармонично развитая личность?
6. Техника безопасности и профилактика травматизма на уроках Ф.К.
Всего
270
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы имеется в наличии спортивный зал, плоскостные спортивные сооружения, открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий.
Оборудование спортивного зала: баскетбольная, волейбольная, мини-футбольная площадки, раздевалка (женская), раздевалка (мужская), душевая комната на 4 душевые кабины, кладовая комната.
Оснащение спортивного зала:
баскетбольные щиты,
волейбольные стойки,
гимнастическая стенка,
гимнастические скамейки,
маты гимнастические,
гантели,
тренажеры (механические),
грифы,
блины( общим весом -200 кг),
гири 16, 24,32 кг,
баскетбольные мячи,
волейбольные мячи,
футбольные мячи,
скакалки,
обручи гимнастические,
степ-платформа(10 шт),
бадминтон,
ворота для игры в футбол,
гранаты 500гр.,700гр.,
теннисный стол,
теннисные ракетки,
шахматы,
конь,
козел,
эстафетные палочки,
параллельные брусья,
навесные нестандартные перекладины,
рулетка,
секундомер.
мячи для метания,
мячи набивные
мячи для фитнеса.
Технические средства обучения: видеокассеты, аудиокассеты, телевизор, музыкальный центр.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов
Основные источники:
1.Бишаева А.А. Физическая культура (3-е изд.стер.) М-«Академия» учебник 2011г.
2.Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни- М.:Мысль 2008
3.Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры- М.:Астрель- АСТ,2008
4.Решетников Н.В. Физическая культура (11-е изд.стер.) М-«Академия» учебник 2011г 5.Решетников Н.В.; Кислицин Ю.Л. Физическая культура. Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. 2-е изд.,перераб.и доп:М-«Академия» 2009.
6.Полиевский С.А.; Старцева И.Д. Физическая культура и профессия. М.:ФиС 2008
7.Железняк Ю.Д. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения.(6-е изд.стер.) М-«Академия» учебник 2011г.
8.Железняк Ю.Д, Портной Ю.М. Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства. (2-е изд.стер.) М-«Академия» учебник 2008г.
9. Барчуков И.С. Физическая культура.- М., 2010.2. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании.- М., 2008
10. Бишаева А.А., Зимин В.Н. Физическое воспитание и валеология: учебное пособие для студентов вузов: в 3ч. Физическое воспитание молодежи с профессиональной и валеологической направленностью.- Кострома, 2012г.
11.Туревский И.М. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры.- М., 2009.
12.Хрущев С.В. Физическая культура детей заболеванием органов дыхания: уч. пособие для вузов.- М.,2009.
Дополнительные источники:
1.Тело для жизни. 12-недельная программа по совершенствованию тела, разума жизни. Перевод с анг. Л.А. Бабук .Мн.: ООО 2010г. Бодибилдинг для всех. «феникс» 2009г
2.Физическая культура. Теоретический материал. Учебное пособие. Под ред.В.Ю. Волкова. СПБ «Нестер» 2008
3. Закон ДНР «О физической культуре и спорте в ДНР» от 25.08.2015 № 428
4.Лаптев А.П.;Полиевский С.А. Гигиена. Учебник для институтов и техникумов физической культуры М.:ФиС 2009
5.Журнал «Физическая культура в школе»
Интернет-ресурсы:
1. Сайт библиотех: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Центр информационно-образовательных ресурсов – fcior.edu.ru
3. Учебно методический центр СПО ДНР
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентом контрольных заданий и нормативов, индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
уметь:
- использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
знать:
- о роли физической культуры в общекультурном, социальном и физическом развитии человека.
- основы здорового образа жизни.
проверка техники бега на короткие, средние и длинные дистанции.
Владение техническими приёмами используемыми для игры в волейбол и баскетбол.
Разработка комплексов ОРУ.
Защита рефератов по физической культуре и основам здорового образа жизни.
Обучающиеся должны: Знать/понимать:
- влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни;
-способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;
- правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;
Уметь:
- выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
- выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
- проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями;
- преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
- осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
- выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по л/атлетике, гимнастике при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья функциональных возможностей своего организма
оценка результатов защиты рефератов по разделу 1
-устный опрос по разделу 1
формализованное наблюдение и оценка за ведением личного дневника самоконтроля
наблюдение и оценка за дыханием, частотой пульса, антропометрических данных
оценка результатов защиты рефератов по разделу 1
-устный опрос по разделу 1
формализованное наблюдение и оценка результатов практических работ:
по легкой атлетики
по спортивным играм
по гимнастике
защита и оценка комплекса упражнений точечного массажа, самомассажа
Наблюдение и оценка за дыханием, частотой пульса, антропометрических данных.
защита и оценка рефератов по комплексам упражнений оздоровительной направленности
формализованное наблюдение и оценка результатов практических работ: спортивные игры
формализованное наблюдение и оценка результатов практических работ:
по легкой атлетики
по спортивным играм
по гимнастике
Итоговая аттестация в форме зачета
13PAGE \* MERGEFORMAT14215
13PAGE \* MERGEFORMAT142015
13PAGE \* MERGEFORMAT14715
13PAGE \* MERGEFORMAT143315
Заголовок 115