Сценарий урока: «Лиса, заяц и петух». Русская народная сказка. Л.Пантелеев «Две лягушки».
«Лиса, заяц и петух». Русская народная сказка. Л.Пантелеев «Две лягушки».
Цель: учить различать народные и авторские сказки (слайд 1).
Задачи:
Формировать умение осмысленного чтения.
Показать на примере литературного произведения необходимость бороться, преодолевать трудности, выдерживать жизненные испытания стойко.
Формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нем ответы на вопросы.
Развивать аналитические способности, предполагающие наблюдение и анализ сложившейся ситуации.
Развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление, воображение.
Оборудование: учебник Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др. Литературное чтение. 1 кл. 1ч., 2012г., ЭП к учебнику, презентация, мультимедийный проектор, экран, иллюстрации к сказкам, выставка книг.
Ход урока.
Этап урока Деятельность учителя Примечание
1. Орг. момент Цель: концентрация внимания учащихся.
- Здравствуйте, ребята.
- Проверьте, все ли готовы к уроку, у всех ли есть учебник:
Пусть сказки друзьями заходят в дома.
Читать будем их, набираться ума.
Сказка верный друг детей,
С ней живется веселей (слайд 3)
-Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? 2.Актуализаци опорных знаний
Цель: подготовить учащихся к восприятию нового материала; учить различать народные и авторские.
- Давайте прочитаем девиз нашего урока.
«В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!». (слайд 4)
- Догадались? Правильно, о сказке.
Скажите, какие бывают сказки? Назовите народные сказки. Назовите авторские сказки. А чем различаются авторские и народные сказки?
- Найдите лишнюю фразу среди данных (слайд 5):
Книжный шкаф ……
Жили – были …..
По щучьему веленью ……
Научная конференция……
Я там был мед пиво пил …..
Тяжел камень ……
- Что объединяет эти все фразы?
- Скажите, с каких слов обычно начинается сказка? (Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве; в тридевятом царстве, в тридесятом государстве). А как называется эта часть сказки? (зачин).
(слайд 6)
Какими словами сказка обычно заканчивается? (я там был, жили они долго и счастливо, стали они жить поживать и добра наживать). А как называется эта часть сказки? (концовка). (слайд 6)
- А между зачином и концовкой что находится? (основная часть). (слайд 6)
- Это основные этапы сказки. Ребенок читает на слайде девиз урока.
Коллективная работа
Физкультминутка - Ребята, давайте немного отдохнем. Электронное приложение.
3.Изучение нового учебного материала.
Цель: формировать осмысленное чтение, умение анализировать жизненные ситуации и умение найти выходы из этой ситуации.
-Скажите, чем отличается сказка от других жанров произведений? (волшебством, чудом, волшебными предметами). Какую функцию выполняют волшебные предметы?
-А в каких ситуациях человеку нужна помощь? А вы были в таких ситуациях?
- В каких произведениях герои попадали в беду и кто им помогал?
- Я не случайно заговорила с вами об этом. Сегодня мы познакомимся с произведениями, в которых герои попадают в сложную ситуацию. И посмотрим, как они из нее будут выходить.
Сказка называется «Лиса, заяц и петух». Выскажите предположение, кто из трех героев может попасть в беду и почему.
- Давайте посмотрим, как все происходило на самом деле.
-Послушайте внимательно сказку. (Аудиозапись).
- Понравилась ли вам сказка?
- Оправдались ли наши предположения?
- Кто из героев вам понравился больше? Почему?
- А теперь прочитайте сказку в полголоса.
- Какие непонятные слова вам встретились? (заулочкам). А где мы можем узнать его значение? (в словаре на стр.92). (работа с информацией).
- Какие герои нам встретились в сказке?
- Давайте проследим, кого на протяжении всей сказки встречал зайчик. Найдем их разговор в сказке. (работа с книгой). С каких слов начинается их разговор? Чем заканчивается эта встреча?
- Кого встретил зайчик следующим? Найдите их разговор. С каких слов начинается? Чем заканчивается?
- (слайд 7)
Давайте найдем качество каждого героя:
Заяц - беззащитный;
Лиса – хитрая;
Петушок – смелый;
Собаки – пугливые (трусливые);
Медведь – трусливый.
- Посмотрите, какому диалогу соответствует каждое качество? Найдите моменты в сказке, где герои проявили эти качества.
- Что можно сказать о зайце? О лисе?
- Почему лиса испугалась?
- Кто оказался настоящим другом зайчика? Почему?
- Скажите, какими качествами должен обладать настоящий друг?
- Ребята, а у вас есть настоящие друзья? Почему вы так считаете?
-Подумайте, что общего в поведении собаки и медведя. Чем отличается поведение петушка?
- Ребята, а какой мы можем дать совет зайчику? (слайд 8) («не падай духом»). Используется метод беседы, который поможет подготовить детей к восприятию материала и настроить на учебную деятельность.
Учитель опирается на знание детьми ранее изученных сказок.
Развивается умение внимательно слушать.
Дети читают в полголоса. (жужжащее чтение).
Физкультминутка - Ребята, вы, наверное, устали? Давайте немножко отдохнем. Электронное приложение.
4.Закрепление изученного материала. Цель: формировать умение соотносить характеры персонажей сказки с характерами людей.
- Ребята, рассмотрите иллюстрации к сказкам на страницах учебника. Какими словами из сказки можно подписать рисунок. (работа с иллюстрацией).
-Давайте представим, что мы актеры и попробуем сыграть героев на сцене.
-Давайте вспомним, как говорят герои. Как передадим их характер?
- С какой интонацией надо произносить их реплики?
-Передайте при чтении настойчивость петушка, его терпение, желание, во что бы то ни стало помочь зайчику.
-Опишите выражение лица героев, одежду. Какие вы используете краски, чтобы передать настроение героев?
-А теперь послушайте другую сказку Л.Пантелеева «Две лягушки». По названию сказки можно догадаться о ком будет речь? Что будет происходить в сказке? (аудиозапись).
-Расскажите, что приключилось с лягушками. Как они попали в горшок со сметаной?
-Сравните, как вела себя каждая лягушка. Кто из них тебе больше понравился? Почему?
-Скажите, чем эти сказки похожи, а чем отличаются?
-Скажите, какая мысль их объединяет? Работа с иллюстрацией.
Используется метод словесного рисования.
Используется метод драматизации.
5. Рефлексия Цель: проверка умения учащимися осмысливать содержание сказок и выделять главную мысль.
- А вы попадали в похожую трудную ситуацию? Какие качества вы проявляли?
- Скажите, какой совет мы можем дать всем, кто попадает в беду? 6.Задание на дом. Цель: пробуждать у учащихся интерес к сказкам.
- Нарисуйте иллюстрацию к наиболее понравившемуся эпизоду сказки и объясните, почему вы выбрали этот момент. Используемая литература:
[1] Климанова Л. Ф. Уроки чтения : 1 кл. : метод. пособие к учеб. «Литературное чтение. 1 класс» / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М. : Просвещение, 2008.—94 c.
[2] Учебник Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др. Литературное чтение. 1 кл. 1ч., 2012г.
[3] http://hdvideocom.allalla.com/dve-lyagushki-panteleev-aleksey.html[4] http://prochtu.ru