Проект по технологии Ночная сорочка
Приокский район
Творческий проект
«Ночная сорочка»
Проект подготовила: Зубова Анна, ученица 8 класса А
МБОУ «Школа №174»
г. Нижнего Новгорода
Учитель: Гомоюнова Лариса Владимировна
2015 г.
Содержание
Обоснование возникшей проблемы и потребности
Определение конкретной задачи и ее формулировка
Выявление основных требований к изделию
Разработка идей, вариантов и выбор лучшего
Женская одежда Древней Руси
Виды тканей для пошива ночной рубашки
Выбор ткани, инструментов, приспособлений, оборудования
Исследование
Последовательность изготовления изделия
Инструкционно-техническая карта
Техника безопасности
Экономическое обоснование
Испытание изделия
Самооценка
Обоснование возникшей проблемы и потребности
В школе на уроках труда мы учимся конструировать, шить, моделировать и т.д. Для того, чтобы закрепить теорию и пройденный материал, который мы узнали, наша учительница по труду предоставила нашему вниманию задание: изготовить ночную сорочку.
Определение конкретной задачи и ее формулировка
Чтобы мне было легче работать над проектом, я изложила все вопросы в виде схемы размышлений:
Проблема, потребность
Практичность
Модель
Ткань
Инструменты, приспособление, оборудование
Конструирование, моделирование
Технология изготовления
Когда я обосновала возникшую проблему и потребность, то сразу поняла, моя задача – сшить практичную и удобную ночную сорочку.
Выявление основных требований к изделию
Сорочка должна быть:
Практичной при ношении
Удобной
Сшитой из тонкой ткани
Легкой при уходе.
Разработка идей, вариантов и выбор лучшего
Я в первый раз шила ночную сорочку, поэтому мне надо было определиться с моделью. Можно было выбрать абсолютно любую. Мне понравились 2 следующие модели:
Я выбираю модель №2. Я хочу сшить сорочку розового цвета, и поэтому буду чувствовать себя, как королева цветочных фей.
Женская одежда Древней Руси
Одной из составляющих женской одежды Древней Руси была сорочка или рубаха. Рубаха предоставляла собой нательное нижнее белье, ее делали из грубой и толстой ткани. Сорочку шили из легких и тонких материалов, она в основном была только у богатых женщин. Девушки на Руси также носили холщовую одежду под названием «запона», она выглядела как согнутый пополам кусок ткани с вырезом для головы.
Запону одевали поверх рубахи, обязательно подпоясывая. Женщины также носили такую верхнюю нарядную одежду, как «навершник». Она обычно была сделана из дорогостоящей ткани с использованием вышивки, выглядела как туника. В зависимости от вариантов исполнения, навершник был с рукавами разной длины или без них, кроме этого, он не подпоясывался.
В зимнее время жительницы Древней Руси одевали кожухи с мехом, а летом носили рубаху просто так. Для праздников облачались в специальные рубахи под названием долгорукавки. Кроме того, женщины на Руси вокруг бедер оборачивали шерстяной тканью, перехватив ее поясом на талии. Эта часть одежды называлась «понева» и чаше всего была в клетку. Стоит отметить, что для разных племен характерны были свои цвета поневы.
Например, для племен вятичей свойственна была синяя клетка, а для радимичей – красная. Понева была очень распространена в Древней Руси. Позже на Руси также появилась одежда под названием «саян» или «феряз», которая состояла из двух полотнищ, перехваченных лямками на плечах.
Виды тканей для пошива ночной сорочки
В шитье сорочек для жарких летних ночей используются разные виды тканей, важнейшее требование к которым – способность пропускать воздух. Чаще всего модели состоят из таких материй:
Ситец. Эта ткань относится к категории хлопчатобумажных. Она создается путем полотняного переплетения, обладает нежной и тонкой текстурой.
Бязь – гигиеничный, легкий и износостойкий материал. В отличие от ситца, бязь обладает высокой прочностью.
Сатин очень стоек к истиранию, поэтому достаточно долговечен. По своим свойствам сатин почти не отличается от шелка – натурального или искусственного. Эта материя может состоять как из натуральных, так и из синтетических волокон.
Батист – полупрозрачный материал, абсолютно безопасный для аллергиков. Он очень тонок и гигроскопичен, а используется для пошива ночных сорочек изысканного дизайна.
Я выбрала ситец, потому что он в меру тонкий, практичный и недорогой материал. Бязь более плотная и грубая для нательного белья.
Выбор ткани, инструментов, приспособлений, оборудования
За тканью мы с мамой пошли в магазин. Ткань решили выбрать нежной расцветки, с мелким рисунком. Остановили свой выбор на белом ситце с бледно-зелеными, бледно-голубыми и бледно-розовыми мелкими рисунками в виде бабочек и цветов. Все необходимое для шитья оборудование находится у нас в школе, и на уроках технологии мы можем им свободно пользоваться. Портновский мел и булавки я без труда приобрела в магазине. Миллиметровая бумага в большом количестве досталась в «наследство» от мамы.
Женские сорочки в XIX веке
Просторные женские сорочки в XIXвеке кроились из белого льняного или хлопчатобумажного полотна. Их характерными чертами были короткие рукава, длина до щиколотки, овальная либо прямоугольная горловина. Если поверх сорочки одевалось бальное платье, то горловина могла быть очень глубокой. В 1870-х годах женская нижняя рубашка укоротилась и стала более плотно прилегать к телу. К концу века она превратилась в отделанную кружевом и шитьем очень простого покроя на узких плечиках с разнообразным оформлением горловины – вырез мог быть круглым, прямоугольным или треугольным. Популярными тканями оставались хлопок и лен, реже использовался шелк. В 1890-х годах появились первые прототипы современного бюстгальтера, которые поддерживали грудь и надевались поверх корсета.
Последовательность изготовления изделия
Конструирование сорочки (измерение фигуры человека, построение чертежа, моделирование);
Моделирование по основному чертежу, изготовление выкройки сорочки;
Приготовление ткани к раскрою, раскрой;
Обработка плечевых срезов;
Обработка кокетки;
Обработка горловины;
Обработка плечевых срезов;
Обработка боковых срезов;
Обработка низа сорочки.
Инструкционно-техническая карта
Обработка нижнего среза ночной сорочки
Подогнуть припуск на 1см и заметать его по намеченной линии на 0,1 – 0,2 см от сгиба.
Развернуть деталь так, чтобы подшиваемый край был направлен от себя. Приметать.
Проложить машинную строчку с лицевой стороны.
Удалить приметку. Приутюжить подшитый край детали.
Обработка срезов косой бейкой
Срезать припуски обрабатываемых срезов до 6 мм.
Наложить подготовленную косую бейку на изделие (лицевыми сторонами внутрь) и приколоть к срезу горловины так, чтобы она выступала на 1 см за края разреза (в верхней части среднего шва спинки).
Притачать бейку швом шириной 6 мм (рис. 88 а).
Отвернуть бейку на изнаночную сторону изделия (сначала выступающие концы, а затем и всю бейку) и, обернув ею срезы, приколоть к припуску на шов (рис. 88 б).
Приметать.
Пришить бейку вручную с изнаночной стороны подшивочной строчкой или проложить машинную строчку с лицевой стороны изделия в край, прихватывая внутреннюю часть бейки.
Обработка боковых срезов
Стачать боковые срезы со стороны переда от проймы до линии низа. В начале и в конце строчки сделать закрепки.
Приутюжить припуски шва стачивания в сторону переда. После влажно-тепловой обработки удалить сметочные стежки. Припуски шва
обметать.(рис. 59 в)
Обработка плечевых срезов
Стачать плечевые срезы от горловины к пройме со стороны полочки по линии шва.
Приутюжить припуски шва в сторону спинки. Срезы припусков обметать. (рис. 58)
Защипы
Техника безопасности
- при работе с иглами, булавками, спицами и крючком 1. Работать с напёрстком. 2. Хранить иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.), не оставлять их на рабочем месте, ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот и не вкалывать их в одежду. 3. Не пользоваться для шитья ржавой иголкой. 4. Выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя. 5. Иглы и булавки хранить в специальной коробочке, по окончанию работы убирать их в место, недоступное для маленьких детей. 6. Куски сломанных иголок или булавок собирать и отдавать учителю.- при работе на швейной электромашине 1. Перед работой волосы убрать под косынку. 2. Сидеть на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперёд, перед иглой. 3. Расстояние от работающего до машинки должно быть 10-15 см. 4. Перед работой удалить из изделия иглы и булавки. 5. На платформе машинки не должно находиться посторонних предметов. 6. Руки во время работы должны быть на безопасном расстоянии от движущихся деталей машинки. 7. Подключать швейную машину к сети и отключать при разрешении учителя. 8. При подключении сначала подключать педаль к машине, а потом машину в сеть. При отключении - наоборот (сначала от сети, затем -от машинки) 9. Следить за тем, чтобы рядом с педалью не было сумок и пакетов. Ногу убирать с педали, если работа временно приостановлена. 10.Запрещается менять движущиеся части машины при включённом оборудовании в сеть. 11.Ногу на педали держать так, чтобы машинка работала с одинаковой скоростью.
Экономическое обоснование
Расчет затрат на материалы я оформила в виде таблицы.
Наименование материала
Цена
Расход материала на изделие
Затраты на материалы, руб.
Ткань
80 руб. за м
3 м
240
Булавки
25 руб.
25
Портновский мел
10 руб. за шт.
1 шт.
10
Украшение
50 руб. за м
1 м
50
Бейка
25 руб. за м
3 м
75
Итого: 400 рублей.
Сравнивая с ценой на готовое покупное изделие, можно сделать вывод, что сорочка, сшитая своими руками, стоит также. Но у нее свой фасон, украшения, цвет, чего нет в готовых.
Испытание изделия
Полностью сшитую сорочку необходимо было примерить. Надев наряд королевы цветочных фей, я поняла, что цель достигнута.
Работа была оценена на «отлично».
Самооценка
На мой взгляд, у меня получилось весьма достойное изделие. Сорочка была сшита именно так, как было задумано, и оправдала все ожидания. Мне было очень удобно в ней спать летом, особенно в жару.
13PAGE \* MERGEFORMAT141515
Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 4Рисунок 10Рисунок 11ђЗаголовок 215