Величие России в святости Руси.

ВЕЛИЧИЕ РОССИИ В ИСТОРИИ СВЯТОЙ РУСИ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Каждый народ имеет свои дарования, определяющие характер его стремлений, интересов и жизни, согласно которым он создаёт и называет себя. Так, по стремлению к силе и богатству Британия назвала себя «Великой», Германия – «Ученая», «La Belle» France назвала себя по любви к изяществу и красоте. Русский народ, особо одаренный религиозно, назвал себя, по особой любви к святости – «Святая Русь».


(М. Нестеров. «Святая Русь», 1901-06)
У России всегда была постоянная главная национальная идея – движение к идеалу Святой Руси, и поиск национальной идентичности сегодня не может не учитывать этого вектора развития страны.
Русский учёный, историк, педагог, публицист Василий Осипович Ключевский (1841-1911 гг.) отмечал, что в каждом из нас есть более или менее напряжённая потребность духовного творчества, выражающаяся в наклонности обобщать наблюдаемые явления. Имя В. О. Ключевского по праву стоит рядом с именами Н. М. Карамзина и С. М. Соловьёва. Эти три патриарха отечественной исторической мысли дали непревзойдённое описание Истории России. И каждый из них выразил дух своего времени.
Вот некоторые афоризмы, изречения и шутливые замечания Ключевского, дошедшие до нас в его записных книжках, лекциях студентов, слушавших его, воспоминаниях о нем друзей и знакомых.
-Почему люди так любят изучать свое прошлое, свою историю? Вероятно, потому же, почему человек, споткнувшись с разбегу, любит, поднявшись, оглянуться на место падения.
-Мы гораздо больше научаемся истории, наблюдая настоящее, чем поняли настоящее, изучая историю. Следовало бы наоборот.
-История – не учительница, а назидательница, наставница жизни; она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.
-Торжество исторической критики: из того, что говорят люди известного времени, подслушать то, о чем они умалчивали.
История, говорят не учившиеся истории, а только философствующие о ней, никого ничему и не научила. Если это даже и правда, истории это нисколько не касается, как науки: не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. Но и это не правда: история учит даже тех, кто у нее не учится; она их проучивает за невежество и пренебрежение. Кто действует помимо нее или вопреки ей, тот всегда в конце концов жалеет о своем отношении к ней. Она пока учит не тому, как жить по ней, а как учиться у нее: она пока только сечет своих непонятливых или ленивых учеников, как желудок наказывает жадных или неосторожных гастрономов, не сообщая им правил здорового питания, а только давая им чувствовать ошибки их в физиологии и увлечениях их аппетита.
-Помнить прошедшее и знать историю – не одно и то же. Помнить прошедшее, значит, знать, что было, и по бывшему гадать, не повторится ли и впредь нечто подобное. Знать свою историю, значит, понимать, почему так было и к чему неизбежно приведет бывшее.

Будущее народа – в памяти о своем прошлом.
Б. Ольшанский «Помни Имя свое».
Вот почему знаток прошедшего – не историк. Для первого события минувшего – случайности, грядущие явления – неожиданности, иногда лишь напоминающие собою нечто, бывшее прежде; для второго все минувшее – только слагаемые той суммы, которую мы называем настоящим, а будущее – только ряд неизбежных следствий настоящего. Первый не идет дальше чтения и запоминания строк древних хартий и документов; второй силится читать и между строками, стараясь угадать, о чем они умолчали.
-Мудрено пишут только о том, чего не понимают.
-Блестящее перо и светлая мысль – не одно и то же.
-Крепкие слова не могут быть сильными доказательствами.
-Слово, что походка: иной ступает всей ступней, а шаги его едва слышны; другой крадется на цыпочках, а под ним пол дрожит.
Писатель весь переходит в свою книгу, композитор – в свои ноты, и в них они остаются вечно живыми. Раскройте книгу, разверните ноты, и кто умеет читать то и другое, перед ним встанут их творцы. Учитель – что проповедник: можно слово в слово записать проповедь, даже урок; читатель прочтет записанное, но проповеди и урока не услышит.
-Гармония мысли и слова – это очень важный и даже нередко роковой вопрос для нашего брата, преподавателя. Мы иногда портим свое дело нежеланием подумать, как надо сказать в данном случае; корень многих тяжких неудач наших – в неумении высказать свою мысль, одеть ее как следует. Иногда бедненькую и худенькую мысль мы облачаем в такую пышную одежду, что она путается и теряется в ненужных складках собственной оболочки, и до нее трудно добраться; а иногда здоровую, свежую мысль выразим так, что она вянет и блекнет в нашем выражении, как цветок, попавший под тяжелую жесткую подошву.
-Разномыслие от чего бывает? Видят один и тот же предмет, но смотрят на него с разных сторон.
-Ученые диссертации, имеющие двух оппонентов и ни одного читателя.
Науку часто смешивают со знанием. Это – грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует.
-Чтобы быть ясным, оратор должен быть откровенным.
-Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
Собрание
мудрости всех времён и народов.
Автор афоризма
Содержание афоризма

Фукидид
(ок.460-400 гг. до н.э.) Великий греческий учёный.

«История – это философия в примерах»



Аристотель
(384-322 гг. до н.э.) Древнегреческий философ и учёный.
«Историк и поэт отличаются друг от друга не речью – рифмованной или нерифмованной; их отличает то, что один говорит о случившемся, другой же о том, что могло бы случиться. Поэтому в поэзии больше философского, серьёзного, чем в истории, ибо она показывает общее, тогда как история – только единичное».








Марк Туллий Цицерон
(106-43 гг. до н.э.) Древнеримский политический деятель, оратор, писатель.
1.«История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».
2. «История – учительница жизни».
3. «Кто знает, что первый закон истории – бояться какой бы то ни было лжи, а затем не бояться какой бы то ни было правды».
4. «Не знать историю – значит всегда быть ребёнком».
5. «Первая задача истории – воздержаться от лжи, вторая – не утаивать правды, третья – не давать ни какого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности».
6. «Первый закон истории – бояться какой бы то ни было лжи, а затем – не бояться какой бы то ни было правды».

Гай Плилий Цецилий Секунд (Плилий Младший)
(61-114 гг.)
Римский писатель.
1.«История не должна переступать пределов истины, и для честных поступков достаточно одной истины».
2. «История пишется для установления строгой истины».

Мигель де Сервантес Сааверда
(1547-1616 гг.)
Испанский писатель.
«История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».

Дени Дидро
(1713-1784 гг)
Философ-просветитель.
«Величайшее недоразумение – это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов».

Иоганн Вольфганг Гёте
(1749-1832 гг.)
Немецкий поэт.
1.«Вся история церкви – смесь заблуждения и насилия».
2. «Лучшее, что нам даёт история, – это возбуждаемый ею энтузиазм».

Наполеон I Бонапарт
(1769-1821 гг.)
Французский государственный деятель, полководец, император.

«Дабы погубить отечество, достаточно даже одного негодяя: тому в истории было не мало примеров».

Пётр Яковлевич Чаадаев
(1794-1856 гг.)
Русский мыслитель и публицист.
«Вся наша история – продукт природы того необъятного края, который достался нам в удел. Это она рассеяла нас во всех направлениях и разбросала в пространстве с первых дней нашего существования».

Томас Карлейль
(1795-1881 гг.)
Английский критик, романист, философ, историк и публицист.
1.«История мира – это биография великих людей».
2. «История – это квинтэссенция сплетни».
3. «Счастлив тот народ, чьи анналы отсутствуют в исторических книгах».

Оноре де Бальзак
(1799-1850 гг.)
Французский писатель-романист.

«Хорошо написанные исторические романы стоят больше курсов истории».

Александр Иванович Герцен
(1812-1870 гг.)
Русский писатель, философ
«Нет народа, вошедшего в историю, который можно было бы считать стадом животных, как нет народа, заслуживающего именоваться сонмом избранных».

Иван Сергеевич Тургенев
(1818-1883 гг.)
Русский писатель.
«Когда переведутся донкихоты, пускай закроется книга истории. В ней нечего будет читать».

Фридрих Энгельс
(1820-1895 гг.)
Немецкий общественно-политический деятель, философ, один из основоположников марксизма.


«В истории ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели».

Василий Осипович Ключевский
(1841-1911 гг.)
Русский историк.
1.«В истории мы узнаём больше фактов и меньше понимаем смысл явлений».
2. «Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности».


Анатоль Франс (настоящая фамилия Тибо)
(1844-1924 гг.) Французский писатель.
1.«Повествовательная история всегда страдает неточностью, но она есть портрет. Статистическая же история всегда будет лишь механическим оттиском».
2. «Прекрасное воображение столь же необходимо историку, как и поэту, ибо без воображения нельзя ничего увидеть, нельзя ничего понять».

Оскар Уайльд
(1854-1900 гг.)
Английский писатель и критик.

«Единственный наш долг перед историей – это постоянно её переписывать»

Рабиндранат Тагор
(1861-1941 гг.)
Индийский писатель и поэт.

«Человек не выявляет себя в истории: он пробивается сквозь неё».

Максим Горький (Настоящее имя и фамилия Алексей Максимович Пешков)
(1868-1936 гг.)
Русский писатель.

«История человеческого труда и творчества гораздо интереснее и значительнее истории человека,–человек умирает, не прожив и сотни лет, а дело его живёт века».

Стефан Цвейг
(1881-1942 гг.)
Австрийский писатель.
«Историческое деяние бывает закончено не только когда оно свершилось, а лишь после того, как оно становится достоянием потомков».

Андре Моруа
(настоящее имя и фамилия Эмиль Эрзог)
(1885-1967 гг.)
Французский писатель.

«Можно стать романистом или историком, но драматургами рождаются».

Алберт Камю
(1913-1960 гг.)
Французский писатель.
«Ответственность перед историей освобождает от ответственности перед людьми. В этом её удобство».

Понятен практический интерес, побуждающий нас изучать историю России особо, выделяя её из состава всеобщей истории: ведь это история нашего Отечества. Но этот воспитательный, то есть практический, интерес не исключает научного, напротив, должен только придавать ему более дидактической силы. Итак, начиная особый курс русской истории, можно поставить такой общий вопрос: какую научную цель может иметь специальное изучение истории России, истории российского народа? Это цель должна быть выведена из общих задач исторического изучения, то есть из задач изучения общей истории человечества.
История – действительность в её развитии, движении, наука о развитии общества и природы, прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. Это всякий процесс развития в природе и обществе. Комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества. Источники изучения истории традиционно делятся на материальные (летописи, своды законов, частная переписка, остатки материальной культуры самых разных форм и конфигураций) и нематериальные (обряды, песни, поговорки).
Сегодня наиболее актуальными для исторической науки являются следующие задачи: во-первых, тщательное, объективное, вдумчивое изучение всех новых источников, как отечественных, так и зарубежных, во-вторых, поиск новых методологических подходов в изучении истории.

Рисунок 115