Роль педагога — организатора в проведении и организации психологической акции
Роль педагога – организатора
в организации и проведении психологической акции.
В последнее время в обществе наиболее остро стоит проблема безопасности, и также наиболее актуальной является проблема безопасности в образовательной среде. Поэтому одной из задач школы является создание условий для формирования психологически безопасной образовательной среды. Для решения данной проблемы, по нашему мнению, необходимо создать систему работы, которая будет способствовать формированию психологически безопасной образовательной среды. Одним из элементов этой системы, по нашему мнению, может являться психологическая акция. Психологическая акция является особым видом игровой работы в школе. Это – игровая среда, которая на определенное время создается в пространстве школы, параллели или классе. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет собственное содержание, правила, намеченный результат.
Основная цель таких «акций» расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений. Разработчиками данной концепции являются Марина Ростиславовна Битянова, Игорь Викторович Вачков, Елена Александровна Леванова. «Психологические акции» могут быть эпизодичны, внезапны, не велики по количеству участников или длительности проведения. Важной особенностью «акции» - ненавязчивость и необычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто хочет ее не замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции на время своей жизни создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; школа становится единым целым, а находящиеся в ней люди – близкими и интересными собеседниками.
Психологические акции могут работать не только на общую цель - создание психологически безопасной образовательной среды, но и способствовать решению задач сопровождения учащихся на различных возрастных этапах (профилактика суицидального риска среди подростков, буллинга в образовательной среде, поддержка положительного психоэмоционального состояния всех участников образовательного процесса, создание атмосферы всеобщего единения и принятия в общеобразовательном учреждении и т.п.). Проект реализуется в течение двух лет, акции в течение учебного года распланированы с учетом актуальности для образовательного учреждения, возрастных особенностей участников образовательного процесса. Периодичность проведения акций - 1 раз в четверть, акции проводятся совместно с другими развивающими и воспитательными мероприятиями.
Роль педагога – организатора заключается в организации работы ребят по проведению акции, написание итогов акций совместно с педагогом – психологом, социальным педагогом.
Цель проведения акции: создание системы работы по формированию психологически безопасной образовательной среды для всех участников образовательного процесса с использованием приема психологической акции
Задачи акции:
1. Развитие рефлексии у участников образовательного процесса
2. Создание условий для безопасного отреагирования эмоций и обучение эффективным способам их выражения.
3. Создание условий для формирования атмосферы всеобщего единения и принятия в образовательном учреждении
4. Поддержка психоэмоционального состояния всех участников педагогического процесса.
Проведенные акции:
Итого проведено мероприятий : 15, 2014-2015 и 2015-2016 учебные года, МОУ "Лицей №7", количество участников - общее количество учащихся и педагогов лицея.
Описание представлено далее
1. "Цветок настроения класса", октябрь 2014, МОУ "Лицей №7" г.о. Электросталь, 884 человека, акция направлена на осознание своего эмоционального состояния каждым участником и выражение с помощью арт-методов. В каждый класс был выдан шаблон цветка, каждому ученику предлагалось оформить свой лепеток в цвете, классный руководитель оформлял середину цветка, итогом акции стало общее представление всех цветков классов на общешкольном стенде.
2. "Мы - это много "Я"", октябрь 2014 года, МОУ "Лицей №7", участники - педагогический коллектив лицея, 50 человек, акция направлена на осознание единения, сплочения педагогического коллектива. Участникам акции предлагалось на лепестках цветка написать свои варианты ответов на поставленные вопросы.
3. "Голосуем за здоровый образ жизни", октябрь 2014 года, МОУ "Лицей №7", количество участников - 475 человек, акция направлена на поддержку здорового образа жизни, участникам предлагалось обвести свою ладошку на плакате и написать в центре почему они голосуют за здоровый образ жизни.
4. "Почта радости", октябрь 2014 года, МОУ "Лицей №7", количество участников - 800 человек, акция направлена на поддержку позитивного психоэмоционального состояния всех участников образовательного процесса. Участникам акции предлагалось написать короткое эмоциональное послание своим друзьям, либо тем, кому на их вгзляд требуется поддержка, на следующий день "почтальоны радости" разносили послания адресатам.
5. "Волшебная шкатулка", март 2015 года, МОУ "Лицей №7", количество участников - 874 человека, акция направлена на развитие рефлексии и поддержку позитивного психоэмоционального состояния. Из "волшебной " шкатулки участникам предлагалось вытащить листок с жизнеутверждающими словами.
6. "Сделай шаг к хорошему настроению", апрель 2015 года, МОУ "Лицей №7", количество участников - 874 человек, акция направлена на поиск личного ресурса для преодоления кризисных ситуаций. Участникам акции предлагалось на следе, вырезанном из бумаги, написать то, что повышает их настроение и оставить свой след на общешкольном плакате ("дорожке"). 7. "Письмо психологу", октябрь 2015 года, МОУ "Лицей №7", количество участников - 400 человек (среднее звено, 5-9 классы), акция направлена на создание условий безопасного отреагирования эмоций и формирование интереса к психологическим знаниям. Участникам акции предлагалось написать анонимное послание для школьного психолога, задать интересующий вопрос и получить на него ответ, прочитав на стенде школьного психолога.
8. "Волшебная лавка", октябрь 2015 года, МОУ "лицей №7", количество участников - 400 человек (среднее звено, 5-9 классы), акция направлена на развитие рефлексии. Участникам предлагалось из списков качеств "продать" ненужные им качества, а взамен "купить" необходимые.
9. "Мечтать не вредно", октябрь 2015 года, МОУ "Лицей №7", количество участников - 480 человек (младшее звено, 1-4 классы), акция направлена на развитие рефлексии. Участникам предлагалось на вырезанных облачках написать свои мечты и наклеить на общее "небо" (плакат). 10. "Забор умных мыслей", октябрь 2015 года, МОУ "лицей №7", количество участников - 300 человек (среднее звено), акция направлена на создание условий для безопасного отреагирования эмоций, чувств, переживаний. Участникам предлагалось на большом плакате закончить предложения своим вариантом ответа.
11. Неоконченные предложения, декабрь 2015 года, МОУ "Лицей №7", количество участников – 400 человек (среднее звено), акция направлена на создание условий безопасного отреагирования эмоций.
12. «Елка пожеланий», декабрь 2015 года, МОУ «Лицей №7», количество участников – 280 человек (младшее звено) и «Собери мешок Деду Морозу», декабрь 2015 года, МОУ «Лицей №7», количество участников – 300 человек (среднее звено). Акции направлены на поддержку позитивного психоэмоционального состояния.
13. "Волшебная шкатулка", декабрь 2015 года, МОУ "Лицей №7", количество участников - 938 человек, акция направлена на развитие рефлексии и поддержку позитивного психоэмоционального состояния. Из "волшебной " шкатулки участникам предлагалось вытащить листок с жизнеутверждающими словами.
14. «Подари улыбку миру», март 2016 года, МОУ «Лицей №7», количество участников – 938 человек, цель акции - создание атмосферы всеобщего единения и принятия в образовательном учреждении. Участникам предлагалось выбрать «улыбку» понравившегося цвета, написать имя и фамилию адресата и наклеить на общее полотно.
15. «Талисман удачи», май 2016 года, МОУ «лицей №7», количество участников – 1000 человек, акция направлена на создание атмосферы взаимоподдержки и принятия в образовательном учреждении.
Охват акций: В реализации проекта были задействованы участники инициативной группы проекта, активные классные руководители и дети. Проект направлен на всех участников образовательного учреждения, участие в акциях было добровольным, примерный охват проекта - 70% участников образовательного учреждения.