Дневник фенологических наблюдений (6 класс)
Министерство образования Республики Казахстан
Средняя общеобразовательная школа №39, г. Павлодар
Учитель биологии: Сыздыкова Ляззат Замзамовна
ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ
НАБЛЮДЕНИЯ ПО БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ (6 класс).
Ученика 6 «__» класса________________________________________________________
Фенологические наблюдения не требуют наличия сложных приборов, они помогают проникнуть в существо биологических явлений, дают возможность понять взаимосвязь процессов в природе. Правильно организованные фенологические наблюдения, проводимые параллельно с метеорологическими, дают доступный материал для понимания влияния экологических факторов на животный и растительный мир. Фенологические наблюдения имеют цикличный характер и не должны прерываться в каникулярное время.
Часть I V.
«Осенние явления»
(должны отмечаться во II половине суток).
Объект наблюдения: 1) Дерево – 2 вида_____________________________________________
(название растения)
Осенние изменения у растений.
№ п.п
Название растения
Созревание семян и плодов
\дата\
Начало окрашивания листвы
\дата\
Полная раскраска листьев
Листопад
Метеоявления
Начало
конец
I-й иней на почве
I-й
снег
I-й
заморозок в воздухе
1.
2.
Образование устойчивого снежного покрова
Замерзание реки
3.
4.
В графы таблицы вписывают даты наблюдаемых явлений. При ненормальном начале листопада, или наоборот запоздалом листопаде указывают его причины.
Место наблюдения_____________________________________________
Название участка______________________________________________
Почва_______________________________________________________
Часть I.
«Зимние явления».
Выявление выносливости путем наблюдения за степенью перезимовки выбранных древесных растений.
Объект наблюдения: 1) Дерево – 2 вида_______________________________
(название вида)
Зимостойкость оценивают по 5-бальной системе по наличию повреждений и общему состоянию растений весной, в начале вегетации.
Критерии зимостойкости
Отличная зимостойкость (5) – признаков повреждений нет;
хорошая (4) - следы обмерзания имеются, но очень слабые,
не отражающиеся на жизнедеятельности
растений (замедленное распускание почек);
удовлетворительная (3) - наблюдаются слабые повреждения (легкое
подмерзание цветочных почек, слабое по-
темнение древесины или сердцевины побегов,
подмерзание концов молодых проростков).
плохая (2) - сильные повреждения, вызывающие длитель-
ное заболевание или угнетение растения (ги-
бель цветочных или ростовых почек;
очень плохая (1) - гибель всего растения.
КАРТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ НАД_____________________________________________________
№\№
Название растений
Степень
перезимовки
метеоявления
Поведение животных (птицы, кошки, собаки)
Даты оттепелей
даты сильных метелей
Даты самой низкой температуры
1.
2.
Примечание______________________________________________________
_________________________________________________________________
Зимние метеонаблюдения за амплитудой температур.
декабрь
январь
Февраль
дата
Температура воздуха
дата
Температура воздуха
дата
Температура воздуха
1
2
Амплитуда – это____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
________________
·___________________________________________________________________________
Вывод:_______________________________________________________________________________
Часть II.
Весенние явления в природе (на выбранном участке).
Гидрометеонаблюдения
КАРТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ.
Первые проталины (появление пятен обнаженной земли)
Первые проталины около деревьев
Сход снежного покрова
Первая подвижка льда
Конец ледохода
Первая гроза
Первый весенний дождь
Последний заморозок в воздухе, на почве
дата
дата
дата
дата
дата
дата
дата
дата
2. Наблюдения за растениями и животными.
КАРТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ над_____________________________________________
Распускание почек
Начало цветения
Массовое цветение
Образование молодой поросли
Образование плодов
распространение
Раздвигание чешуек – видны кончики зеленых листьев
Развертывание первых листьев
3. Многолетние травянистые растения.
Название растения
начало цветения
Начало вегетации
Массовое цветение
1. Мать-и-мачеха
2. Касатик
Материал для фотовыставки
Вывод: (Отметить особенности прохождения фаз развития у данных растений)____________________________________________________
Причина ____________________________________________________
КАРТОЧКА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ЖИВОТНЫМИ.
Прилет птиц
Появление бабочек
Появление муравьев на муравейниках
Постройка гнезд
Случаи выпадения града
Видовое
название
Дата
Материал для фотогалереи
Особенности жизни:
Часть III.
Летние явления.
КАРТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ФЕНОФАЗАМИ.
Кустарник (шиповник)______________________________________________
Дерево: ( два вида) _______________________________________________
Трава (однолетняя) _______________________________________________
(многолетняя) _______________________________________________
№/№
Название растения
Начало цветения
Массовое цветение
Появление плодов
Созревание плодов
1.
КАРТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ НАД ЖИВОТНЫМИ
СОВМЕСТНО С МЕТЕОНАБЛЮДЕНИЯМИ.
Метеонаблюдения
Появление мошек, комаров
Вылет птенцов из гнезда
Появление первых стай птиц
Начало отлета птиц
Дата гроз
Дата самого жаркого дня
Случаи выпадения града
Вывод:________________________________________________________
______________________________________________________________
Метеонаблюдения за амплитудой летних температур воздуха
Дата
Температура воздуха
Дата
Температура воздуха
Дата
Температура воздуха
1.
Вывод:_____________________________________________________
____________________________________________________________
СВОДНАЯ ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
№\№
Фенологические объекты и явления
Г о д ы
1.
Сравнивая даты по годам, можно выявить синхронность развития растений, природные особенности местности, устанавливать связь сроков наступления сезонных явлений в различные годы с различными экологическими факторами (что необходимо указать в выводе).
ПРАВИЛА РЕГИСТРАЦИИ
РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЙ
1) Записи делаются непосредственно в ходе их проведения – в поле, саду, сквере.
2) Полевые записи ведутся простым карандашом в блокноте, а по возвращении с маршрута сразу переносятся в дневник наблюдений.
3) Записи должны быть полными, с объяснениями, чтобы спустя много лет их можно было прочесть и понять.
4). Дневники должны вестись отдельно по годам.
5). Над избранным объектом каждый учащийся должен проводить наблюдение в течение все