Итоговый урок закрепления и обобщения знаний «Мой дневник музыкальных наблюдений» по предмету Слушание музыки
МБОУ ДОД
«Детская музыкальная школа» с. Дивеево
Урок по предмету «Слушание музыки»
Преподаватель Л. Ю. ШешенинаГруппа:1 класс фортепиано, хоровое дирижирование.
Количество учащихся – 7 человек. Уровень интеллектуального развития – средний. Дети активные, творческие, любознательные исполнительные, занимаются на уроке с удовольствием, открыто.
Тема урока Итоговый урок закрепления и обобщения знаний
«Мой дневник музыкальных наблюдений».
Тип урока Урок комплексного применения знаний.
Методическая цель Демонстрация нетрадиционных методов обобщения материала по школьному курсу предмета «Слушание музыки».
Оценка результатов уровня усвоения учащимися теоретического и музыкального материала, сформированности умений и навыков с целью привнесения в технологию обучения тех или иных изменений.
Образовательные цели Систематизировать, закрепить и проверить знания учащихся по пройденным музыкальным произведениям, записанным в «Дневнике музыкальных наблюдений»;
Создать условия для дальнейшего формирования навыка художественного восприятия музыкального произведения;
Создать условия для дальнейшего формирования вокальных и исполнительских навыков;
Способствовать расширению конкретно-чувственного опыта путём разнообразия предметов и понятий, с которыми учащиеся работают на уроке;
Научить понимать сюжеты музыкальных пьес программного характера.
Развивающие цели Закрепить полученные знания, умения и навыки в познавательных играх «Музыкальная Викторина», стихи-загадки;
Закрепить полученные знания в работе с нотным текстом данного музыкального произведения;
Дать возможность учащимся проявить свои творческие способности в игре «Композитор», в пении и игре на шумовых музыкальных инструментах, в сочинении собственных стихотворений, в рисунках;
Вызвать интерес к предмету и показать неразрывную связь музыки с живописью и литературой, посредством рисунков детей, стихотворений, стихотворений-загадок;
Способствовать развитию образно-ассоциативного мышления, внимания, воображения, памяти;
Развивать желание играть на музыкальных инструментах, использовать разнообразные приемы игры на них;
Совершенствовать речь детей, умение свободно и четко высказывать свои мысли, обогащать словарный запас;
Научить творчески и логически думать;
Развивать тембровый слух посредством применения на уроке возможностей цифрового фортепиано;
Формировать ответственное отношение к своим трудовым делам, тщательности в работе, дисциплинированности, ответственности в труде, трудолюбия;
Формировать умения и навыки трудиться и жить в коллективе, подчинять свои личные интересы общественным.
Воспитательные цели Расширить область знаний у учащихся по предмету;
Способствовать сплочению учащихся через честную игру, привить уважение к сопернику;
Способствовать формированию чувства уверенности в себе;
Воспитать художественный вкус, эмоциональную отзывчивость, организованность, внимание, ответственность в момент музыкального музицирования;
Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру.
Задачи урока Отгадать загадки про «Музыкальные термины» и «Музыкальные инструменты»;
Вспомнить названия музыкальных произведений и их авторов из «Дневника музыкальных наблюдений»;
Узнать музыкальные произведения, во время прослушивания музыкальной викторины;
Применить полученные знания в разборе музыкального произведения «Весеннее настроение» и игре «Композитор»;
Методы и приёмы обучения - наглядный – показ, иллюстрация, демонстрация;
- практический – вокальное исполнение, игра на шумовых музыкальных инструментах, игра на фортепиано;
- ситуации занимательности – «Музыкальная викторина», стихи-загадки;
- использование зрительных опор – карточки, портреты композиторов, рисунки детей, «Дневник музыкальных наблюдений», нотный текст;
- посильное задание каждому ученику – игра «Композитор»;
- игровой приём – стихи-загадки, игра «Композитор»;
- активизация работы на уроке, посредством заинтересованности учащихся при закреплении материала – видеть, слышать, угадывать, анализировать;
- положительный настрой;
- создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания.
Общие задачи Выявление и развитие творческих задатков и способностей детей;
Выработка качеств личности и деятельности, обусловливающих проявление творчества в любом деле;
Личностно-ориентированный подход и создание условий для самовыражения;
Развитие общей музыкальности и творческого отношения к музыке;
Развитие музыкального слуха, как основы для практических навыков (чтение и записи музыки);
Опираясь на тесную связь со всеми музыкальными дисциплинами, развитие слуха на лучших образцах классической и современной музыки, а также в исполнении песен;
Применение принципа единства обучения и воспитания, развитие мышления и самостоятельности;
Вооружение учащихся знаниями, а также привитие умений и навыков в области доступных детям видов искусств – музыки, пения, рисования, художественного слова.
Формы организации урока Групповая, индивидуальная.
Межпредметная связь Класс фортепиано, класс хорового дирижирования, сольфеджио, литература, живопись.
Оборудование урока:
DVD, телевизор;
CD диск с записью «Музыкальной викторины»;
Листок (формат А 4) с нотным текстом;
Карточки с названием произведений музыкальной викторины;
«Дневник музыкальных наблюдений»;
Портреты композиторов;
Рисунки детей;
Учебник Л. Абелян «Забавное сольфеджио»
Шумовые музыкальные инструменты;
Электронное фортепиано;
Магнитная доска.
Магниты
План урока:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. РАСПЕВКА. (3МИН.)
ПОВТОРЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ (3 МИН.)
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. (5 МИН.)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА (10 МИН.)
РАБОТА С РИСУНКАМИ (5 МИН.)
РАЗБОР ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ВЕСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ»
(7 МИН.)
ИГРА «КОМПОЗИТОР» (5 МИН.)
ПЕНИЕ И ИГРА НА ШУМОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ (5 МИН.)
ИТОГ. ОЦЕНКИ (2 МИН.)
Вступление.
Выдающимся государственным деятелем А.В. Луначарским были намечены основные пути осуществления музыкального воспитания:
а) развитие способности воспринимать музыку (слушание);
б) развитие необходимых для воспроизведения музыкальных произведений способностей и умений (пение, игра на инструментах);
в) усвоение нужных знаний (грамотность).
Решительный акцент делается на эмоциональное, творческое восприятие музыки, на обогащение музыкального слуха и музыкального опыта детей. Проблема живой, непосредственной реакции на музыку выдвигается как первоочередная задача воспитания.
Для педагога-музыканта, который ставит перед собой такие важные цели, как привить интерес и любовь к искусству, самое главное – любить детей и музыку, уметь общаться с детьми и творчески относиться к процессу музыкального воспитания, сохранив при этом основные методологические принципы программы и систематически обновляя методы работы и музыкальный материал. Только при этих условиях ребенок может эмоционально откликнуться на музыку.
Можно оформить вопросы в виде плакатов и вывешивать их во время слушания на доске. Принято различать три основных группы вопросов и заданий:
по идейно эмоциональному содержанию музыки (что выражает);
по выразительным средствам (как выражено);
по определению причин (почему так выражено);
по программе (что изображает).
Такие вопросы задаются с целью сделать более ясным понимание взаимосвязи содержания и формы, действительности музыкального искусства. Ответы на эти вопросы многому учат детей.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. РАСПЕВКА. (3МИН.)
Учитель:
Добрый день, начнем урок,
На нем мы подведем итог.
Какие пьесы мы узнали
Как мы их с вами разбирали
Как думали, как рисовали
Заметки к ним вы все писали.
На уроке нашем нет места для лени
Его мы назвали
«Мой дневник музыкальных наблюдений»!Будем вместе мы опятьСлушать, думать, сочинять.
В дневниках своих писать
Ну, и конечно петь, играть.
Занимательна, прекрасна
Музыкальная страна
Всем нам, всем без исключенья
Она очень уж нужна
Музыка нас вдаль уводит
В бесконечные миры
Каждый там себе находит
Путь фантазии, игры
Всех нас музыка встречает
Всех нас в гости к себе ждёт
Музыка нас вдохновляет
И нам радость лишь несёт.
Давайте сейчас распоёмся и настроимся ещё на одну встречу с музыкой.
Песня «Петь приятно и удобно» слова В. Степанова, музыка В. Кистеня.
Ну вот, все готовы к уроку. Не забываем про наше самое главное правило. Какое? Кто мне подскажет? Ответы детей: Слушаем внимательно, выполняем старательно.
Пишем всё, не отставая,Слушать, не перебивая.Говорить всем чётко, внятно,Чтобы было всё понятно.Если хочешь отвечать Надо руку поднимать.Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать.
В стране музыки большойНе теряйся и не ной,Путешествовать начнёмИ с вами до всего дойдём.
Александров Виталий
Дневник тот необычный
Он помощник наш отличный
Учит нас он музыку точно узнавать
И правильные термины
В таблицу записать
Вместе с дневником урок мы проведём
Всё правильно запишем и точно назовём.
Потом свои заметки
Оставить, не забыть
А в конце отметки
Конечно, получить.
ПОВТОРЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ (3МИН.)
Учитель:
Пробежимся по страницам «Дневника музыкальных наблюдений» и вспомним музыкальные термины, которые записаны у нас в таблице. (Все термины даются в форме загадок. Ученики дают свои ответы).1.
Черепаха еле-еле
Движется к заветной цели.
Да и толстый бегемот
От неё не отстаёт.
Заяц с ними не сравнится
Он быстрей вперёд умчится.
Они могут подсказать
Скорость в музыке назвать
(Темп)
2.
Мажор и минор.
Жили – были два соседа: До-минор и До-мажор.
И всегда у них беседа превращалась в жуткий спор.
Говорит Минор Мажору с осужденьем и тоской:
«Разве можно без разбору веселиться день-деньской?
Мне совсем не до улыбки: нужно поиграть на скрипке,
Подмести в квартире пол, а потом накрыть на стол».
Возразил Мажор Минору: «Это всё не для меня.
У меня весёлый норов и другой порядок дня.
Для начала – погулять, пообедать и поспать.
А потом - опять игра не отпустит со двора».
Ты – прыгун», - пропел Минор.
«Ты – ворчун», - Сказал Мажор.
От рассвета до заката длится этот разговор.
Помогите им, ребята, разрешите этот спор.
(Лады)
3.
У рояля много клавиш! Ты их все звучать заставишь.
В крайних слева бас гудит, будто он всегда сердит.
В крайних справа звук высок, будто птичий голосок.
В средних клавишах как раз тот же голос, что у нас.
(Регистр)
4.
Нежно музыка звучит,Будто ручеёк журчит,Чуть печальна и грустна,Словно шёпот ветерка.
В плавном танце мы пойдёмИ покружимся вдвоём.Если всё нам удаётся,Даже музыка смеётся,Звонко, весело играет,Поплясать нас приглашает.
Выходите танцевать,Хлопать, бегать и скакать.
(Характер)
5. Чтобы музыкой соседейНе тревожить утром рано,Вы играйте тихо-тихо,«Тихо» в музыке – «пиано».Наконец, соседи встали,Вы теперь их раззадорьтеИ играйте громко-громко,«Громко» – это значит «форте»!
(Динамика)
6.
Окраску звука так зовут.
С ним индивидуальность тут.
И ловит каждый человек эту окраску слухом
Имеет каждый инструмент свою окраску звука.
(Тембр)
Учитель:
Разобраться очень просто
Можно в песне со словами.
А вот музыку без текста
Мы домысливаем сами.
Чтоб понятно содержанье
Было слушателям сразу,Музыке дают названье -
Или слово, или фразу.
Рисовать она нам сможет
Дождь и снег, зиму и лето...
А название поможет
Без труда понять все это.
Учитель: Сейчас я попрошу вас вспомнить названия пьес и их авторов из «Дневника музыкальных наблюдений»
Ответы детей:
С. Ляпунов «Серый волк»
П. Чайковский «Мама»
Д. Кабалевский «Игра в мяч»
С. Слонимский «Кошачья колыбельная»
Н. Мясковский «Весеннее настроение»
М. Равель «Мальчик с пальчик»
К. Дебюсси «Снег танцует»
С. Губайдуллина «Птичка-синичка»
Ж. Бизе «Волчок»
10)Э. Григ «Шествие гномов»
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. (5 МИН.)
Учитель: Домашнее задание было таким, вам нужно было подобрать стихотворения к каждой пьесе. Ответы детей:
«Мама» - Александров Виталий
«Игра в мяч» - Щербакова Юлия
«Шествие гномов» - Шешенина Ксения
«Мальчик с пальчик» - Вячкина Елена
«Снег танцует» - Вячкина Елена
«Кошачья колыбельная» - Баксанова Елизавета
«Серый волк» - Александрова Екатерина
«Птичка-синичка» - Баксанова Елизавета
«Волчок» - Александров Виталий
«Весеннее настроение» - Коробова Валерия
МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА (10 МИН.)
Учитель: На магнитной доске портреты 10-ти композиторов, авторов этих музыкальных произведений. У меня на столе 10 карточек с названиями музыкальных произведений викторины. Кто угадает произведение тому я дам карточку, а он прикрепит её рядом с портретом композитора, который написал это произведение. Так что будьте внимательны, нужно угадать не только название произведения¸ но и композитора.
Музыкальная викторина: (прослушивание с CD диска)
1) С. Ляпунов «Серый волк»
2) П. Чайковский «Мама»
3) Д. Кабалевский «Игра в мяч»
4) С. Слонимский «Кошачья колыбельная»
5) Н. Мясковский «Весеннее настроение»
6) М. Равель «Мальчик с пальчик»
7) К. Дебюсси «Снег танцует»
8) С. Губайдуллина «Птичка-синичка»
9) Ж. Бизе «Волчок»
10)Э. Григ «Шествие гномов»
РАБОТА С РИСУНКАМИ (5 МИН.)
Учитель: Ко всем произведениям вы рисовали свои рисунки, сейчас мы вспомним самые яркие и интересные среди них.
На доске рисунки учеников по прослушанным произведениям, каждый рассказывает про свой рисунок.
Шешенина Ксения – «Мама»
Коробова Валерия – «Игра в мяч»
Коробова Валерия – «Кошачья колыбельная»
Баксанова Елизавета – «Шествие гномов»
Щербакова Юлия – «Мальчик с пальчик»
Вячкина Елена – «Снег танцует»
Вячкина Елена – «Серый волк»
Александрова Екатерина – «Птичка-синичка»
Александров Виталий – «Волчок»
Александров Виталий – «Весеннее настроение»
РАЗБОР ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ВЕСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ»
(7 МИН.)
Учитель: Последнее произведение в нашем «Дневнике музыкальных наблюдений» «Весеннее настроение» Николая Яковлевича Мясковского.
Работа с нотным текстом Н. Я. Мясковский «Весеннее настроение».
У каждого на парте листок с нотным текстом произведения Н. Я. Мясковского «Весеннее настроение». Давайте послушаем это музыкальное произведение в исполнении ученицы 3 класса Вячкиной Анастасии и посмотрим по нотам, какими музыкальными средствами композитор воспользовался для изображения весеннего настроения. Вячкина Лена зачитает нам, что она записала в «Дневнике музыкальных наблюдений» об этом произведении.
После прослушивания произведения ученики делают разбор произведения.
(Мажорная тональность, умеренный темп, длительности восьмые и четверти, паузы, нет больших, тяжёлых аккордов, легато, плавное движение мелодии в конце ритенуто (замедление) и фермата, то есть продление звучания). А теперь я попрошу Щербакову Юлю зачитать записи из «Дневника музыкальных наблюдений» по таблице. Александров Виталий нам зачитает свои заметки.
Учитель:
Но здесь мы не видим какого-то знака. Что это за знак? (Нет обозначения динамики). Ответы учеников. Давайте мы сами напишем знаки, а Настя ещё раз нам проиграет пьесу. Во время игры ученики расставляют динамические оттенки в нотном тексте.
Учитель:
Не просто музыку писать,Но композитор взял тетрадь,И первый музыкальный слог
На нотную бумагу лег...
Окончен труд, но музыка
Еще не зазвучит пока...
Пока не дарит свой талант
Нам исполнитель - музыкант!По нотоносцу вьется нить
Из нот - их нужно оживить:Исполнить - спеть или сыграть,Чтоб музыка могла звучать.
ИГРА «КОМПОЗИТОР» (5 МИН.)
Учитель:
Давайте мы сейчас с вами попробуем себя в качестве композиторов и попробуем сочинить свои произведения с такими же названиями, которые мы сегодня с вами слушали.
Угадайте загадку про музыкальный инструмент
Инструмент старинный, знатный.И звучал он в век «галантный».Его очень баловали,Даже ножки украшали.
Французы, немцы, итальянцыДля него писали танцы.И гавот, и менуэтТанцевали много лет.
(Клавесин)
Электронное фортепиано настраивается на тембр клавесина.
И сыграет нам своё произведение «Птичка-синичка» на клавесине Баксанова Лиза
«Игра в мяч» сыграет на клавесине Шешенина Ксения
И сыграет нам своё произведение «Весеннее настроение» на клавесине Вячкина Лена
«Мальчик с пальчик» сыграет на клавесине Александров Виталий
Учитель:
Чем нежнее меня бьют
Тем певучее поют
Деревянные пластинки
На моей широкой спинке
(Маримба)
Электронное фортепиано настраивается на тембр маримбы.
И сыграет нам своё произведение «Мама» на маримбе Щербакова Юлия
«Кошачья колыбельная» сыграет на маримбе Вячкина Лена
«Снег танцует» сыграет на маримбе Баксанова Лиза
Учитель: а теперь ещё одна загадка:
Вот мы пришли в концертный зал.Как дом, там инструмент стоялСмотри, готический фасад,Больших и мелких трубок ряд!Ему ведь много сотен лет -Такой старинный инструмент.
(Орган)
Электронное фортепиано настраивается на тембр органа
А сыграет нам своё произведение «Серый волк» на органе Александров Виталий
«Шествие гномов» сыграет на органе Александрова Катя
«Волчок» сыграет на органе Коробова Лера
ПЕНИЕ И ИГРА НА ШУМОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ (5 МИН.)
Учитель: А теперь мы возьмём музыкальные инструменты и сыграем и споём песню «Кто, на чём играет», слова В. Семернина, музыка Л. Абелян. Каждому раздаю инструмент:
Лиза – треугольник
Лера – треугольник
Лена – бубенчики
Юля – маракасы
Ксюша – маракасы
Катя – тарелочки
Витя – бубен
ИТОГ. ОЦЕНКИ (2 МИН.)
Учитель:
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились
Вот закончен наш урок
Знаний подведён итог
Кто же лучше всех трудился?
Кто сегодня отличился?
Молодцы сегодня все!
Справились с заданьями
И блеснули знаньями
По пятёрке получите
Ну, и до свидания!
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОТКРЫТОМУ УРОКУ:
КАРТОЧКИ С НАЗВАНИЕМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПЬЕС ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВИКТОРИНЫ и ДЛЯ ИГРЫ «КОМПОЗИТОР»:
«Мама» «Игра в мяч» «Шествие гномов» «Мальчик с пальчик» «Снег танцует»
«Кошачья колыбельная» «Серый волк» «Птичка-синичка» «Волчок» «Весеннее настроение»
ПОРТРЕТЫ КОМПОЗИТОРОВ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВИКТОРИНЫ:
ДНЕВНИК МУЗЫКАЛЬНЫХ НАБЛЮДЕНИЙ: (одна страница)
Дата ___________________________
Композитор___________________________________________________
Название произведения____________________________________________
ТЕМП ЛАД РЕГИСТР ХАРАКТЕР ДИНАМИКА ТЕМБР Мои заметки по поводу прослушанного произведения
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛИСТОК ФОРМАТА А4 С МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ «Весеннее настроение»