Сценарий конкурса чтецов «Ах, какая осень!»» для начальных классов


Сценарий конкурса чтецов «Ах, какая осень!»» для начальных классов.
Цель:
Создание условий для расширения знаний учащихся об осени.
Обучение умению слушать и слышать поэтическое слово, музыку.
Воспитание эстетического отношения к природе.
Оформление: мультимедиа; зал оформлен в осеннем стиле, на стендах рисунки учащихся на осеннюю тему и репродукции известных художников об осени. Стоят столики, на которых лежат произведения поэтов XIX века. Все участники вечера, гости сидят за столиками. У участников конкурса на груди приколот листок клена с номером выступления.
Психологический настрой.
Звучит классическая музыка (презентация). Ребята рассаживаются за столики. На фоне музыки ведущие начинают конкурс.
(Звучит вальс)
Сегодня наш конкурс посвящен прекрасному, нежному, немного грустному времени года - осени, которое завладело землей, садами и реками, лесами и полями. Все сразу стало осенним.
Осень, самое живописное время года. Она радует нас своими красками. Когда выдаются ясные и тихие дни, в душе каждого, кто встречается с природой, поселяется покой и тихая радость. Сегодня мы будем любоваться чудесными картинами осенней природы, учиться видеть прекрасное во всём, что окружает нас, слушать музыку, и, конечно же, стихи, которые вы приготовили к этому празднику.
А оценивать ваши вступления будет наше компетентное жюри, в состав которого входят……
Поэзия соткана из красоты: в ней нет места тусклому, невыразительному, обыденному. Это качество поэзии нашло яркое выражение в пейзажных стихотворениях, посвященных самому красивому времени года - осени. У каждого из поэтов свое видение окружающего мира и осенней природы. Каждый из поэтов находит свои неповторимые образы для передачи впечатлений и чувств.
(Под музыку Бетховена «Лунная соната» чтец читает стихотворение «Осень»)
Одним из таких поэтов является И. Демьянов. В его стихотворениях осень вызывает желание побродить по лесу, почувствовать его простор. Приметы минувшего лета и ранней осени наблюдаем мы вместе с поэтом. Поэт пользуется словом, как художник красками.
Его стихотворения сейчас нам прочитают ученики 1б класса….
Стихотворения об осени напоминают нам пейзажи художников-живописцев. Например, картину Исаака Ильича Левитана, которая запечатлела красоту родной осенней природы. Все красочное богатство русского пейзажа передано в полотне Левитана ''Золотая осень''. Глубочайшая синева реки и золото падающих листьев берез одухотворено незримым присутствием человека. В картине запечатлена красота русского леса, захватывающий размах необозримых российских просторов и далей, печальное движение реки, тихая грусть осеннего дня.
Осенью земля надевает свои самые дорогие наряды. Каких только оттенков не увидишь в природе. Сентябрь и начало октября - чародей цвета. Отправляясь в лес, для своей работы осень берет самые яркие краски. Березы и клены покрывает лимонной желтизной, листья осинок напоминают спелые яблоки, а могучий столетний дуб-богатырь одевает в медную кованую бронзу.
Эту красоту увидел и описал в стихах Иван Алексеевич Бунин. Замечательный поэт, который отобразил все краски русской природы в своих стихотворениях.
Читают стихи И. А. Бунина ученики 4 класса….
- Что получится, если к словам прибавить мелодию. ПЕСНЯ.
(Дети поют песню «Скворушка»
Задумчива, печальна, полна таинственности природа в картине И.И.Шишкина ''Осенний пейзаж. Парк в Павловске''. В тихом опустевшем парке качаются от ветра верхушки деревьев, за которыми начинается лес. А над ними раскинулось низкое осеннее небо, затянутое тучами.
Живописец создает картину посредством линии, цвета, светотени. Материалом писателя являются слова, способствующие созданию неповторимого образа, и у каждого из поэтов, как и художников, он свой, потому что осень вызывает у них разные чувства.
Осень приходит незаметно, вкрадчиво. Ей еще не нравится холодное имя, и вначале она зовется ''бабьим летом'', но кусты уже пожелтели, на березках появились желтые прядки.
Федор Иванович Тютчев не скрывает своего восхищения ''дивной порой'' ''первоначальной осени''.
Послушаем, как говорит он об этом в своих стихах.
Читают стихотворения Ф. И. Тютчева ученики 3 класса….
Осень своей красотой вдохновляет не только поэтов и художников, но и музыкантов. Музыкальное произведение выражает душевное настроение композитора, надеющегося, что найдутся души, которые чутко отзовутся на его музыку. Таким композитором стал П. И. Чайковский, который написал музыкальный альбом «Времена года». Каждому времени года посвящены по 3 пьесы с названием месяца, а вступлением служат поэтические строки. Прослушаем по небольшому отрывку.
(Звучат отрывки из произведения П. И. Чайковского «Времена года»)
По-своему увидел осень Алексей Николаевич Плещеев, его произведения пронизаны грустными, печальными нотками.
Чувство грусти, вызванное осенним увяданием, часто сменяется чувством бодрой радости, которое охватывает поэтов, когда они рассказывают о красоте осеннего пейзажа, ведь красота увяданья - красота особая.
Читают стихотворения А. Н. Плещеева ученики 1б класса…
( Дети поют песню «Ах, какая осень!»)
И завершить сегодняшний конкурс чтецов нам хотелось бы стихами замечательного русского поэта А. С. Пушкина. Этот поэт, как никто другой воспевал красоту осени. Это было его самое любимое время года. Осень вдохновляла его на создание самых красивых произведений. Его волшебное слово способно задеть, встревожить самые глубоко спрятанные, самые затаенные струны в человеческом сердце.
Читают стихотворения А. С. Пушкина ученики 2 класса….
Пройдёт ещё немного времени, и земля покроется белым снегом. Зима сменит осень
Впереди у нас новые радости: катания на санках, лыжах, коньках и, конечно же, каникулы. Как говорится, в родном краю плохой погоды не бывает – всякая погода благодать.
Пока члены жюри советуются, выбирают победителей, мы с вами подгадываем загадки.
Это что за невидимка
Хлопает в саду калиткой,
На столе листает книжку,
Шорохом пугает мышку,
Сорвал с бабушки косынку,
Покачал в коляске Димку,
Поиграл листвой, поверьте!
Ну, конечно, это…
(ветер)
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит.
(лужа)
Серебристый занавес
с неба вдруг спустился.
Серебристый занавес
каплями пролился.
Уронила занавес
тучка, представляешь?
Что за чудный занавес?
Может, угадаешь?
(дождик)
И так, на этом наш конкурс завершён. Приглашаем всех участников подняться на сцену.
Давайте поблагодарим их за прекрасное выступление дружными аплодисментами!
А теперь слово жюри.