Внеклассное мероприятие ЕСТЬ У ЛЕСА НАДЁЖНЫЕ ДРУЗЬЯ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Глебовская средняя общеобразовательная школа»
Фатежского района Курской области
Внеклассное мероприятие


Подготовила:
учитель географии
МБОУ «Глебовская СОШ»
Гранкина Жанна Вячеславовна
2014 год
Любовь к природе, впрочем, как и
вся человеческая любовь, несомненно,
закладывается у нас с детства.
И. Соколов-Микитов
Цели мероприятия:
Воспитательные:
Воспитывать у детей бережное, экологически обоснованное и социально активное отношение к природе;
Продолжать формирование умения обучающихся видеть красоту родной природы.
Развивающие:
Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, логическое мышление, умения обобщать и сравнивать.
Предметные:
Раскрыть и объяснить связь между человеком и лесным сообществом;
Познакомить обучающихся с профессиями лесника и лесничего.
Оборудование: проектор, карта растительности России, карта Курской области, иллюстрации о лесе, клей, ватманы, выставка книг о лесе.
Форма работы: групповая
Участники: обучающиеся 5 класса, заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель 5 класса, учителя-предметники МО естственно-географического цикла, главный специалист-эксперт лесного хозяйства по Золотухинскому лесничеству Фатежского отделения Пашин А.П., корреспондент районной газеты «Фатежские будни» Т.А. Машевская.

Ход мероприятия.
Вступительное слово:
Учитель:
Наше мероприятие я хочу начать с загадки (все имена в загадке – имена обучающихся 5 класса):
Богатырь стоит богат,Угощает всех ребят:Настю — земляникой,Дашеньку - черникой,Наденьку — орешком,Дениса — сыроежкой,Ирочку — малиной,А Илью - рябиной.Букетик – Ангелине,
Саньку – грибов в корзине
По наводящим вопросам учителя дети самостоятельно формулируют тему мероприятия:
Учитель:
- Как вы думаете, о каком богатыре у нас сегодня пойдёт речь?
- Кто для леса является самым главным, добрым и надёжным другом?
Учитель выводит на экран тему внеклассного мероприятия: «У леса есть надёжные друзья…» /Слайд №1/
Учитель произносит эпиграф к мероприятию. / Слайд №2/
Учитель предлагает детям самостоятельно сформулировать цели мероприятия, после ответов детей выводит цели на экран.
Основная часть:
Учитель:
- Наша страна, самая богатая лесными ресурсами. /Работа с картой растительности России/
- Как вы думаете, какую роль лес играет в жизни человека?
(Сначала учитель слушает ответы детей, затем показывает слайд №3)
Учитель:
С одной стороны, лес, являясь одной из главных составляющих частей окружающей среды человека, в большой степени влияет на климат, наличие чистой воды, чистого воздуха, защищает сельскохозяйственные земли, обеспечивает места для комфортного проживания и отдыха людей, сохраняет разнообразие живой природы (средообразующая, или экологическая роль леса).
С другой стороны, лес - источник множества материальных ресурсов, без которых человечество пока не может обойтись и вряд ли сможет обойтись в обозримом будущем - древесины для строительства, производства бумаги и мебели, дров, пищевых и лекарственных растений и других (экономическая, или ресурсная роль леса).
С третьей стороны, лес - часть той культурно-исторической среды, под воздействием которой формируются культура и обычаи целых народов, источник работы, независимости и материального благополучия значительной части населения, особенно тех, кто живет в лесных деревнях и поселках (социальная роль леса).
- Для человечества в целом одинаково важны все три роли леса - экологическая, экономическая и социальная, но для каждого конкретного человека, в зависимости от того, где он живет и чем он занимается, та или иная роль леса может играть большее или меньшее значение. Как правило, чем меньше леса в той или иной местности - тем заметней его средообразующая роль, тем выше ценится роль леса в сохранении рек и ручьев, защите прилегающих сельскохозяйственных земель от иссушения и эрозии, благотворном влиянии на воздух, обеспечении мест для отдыха. Чем больше леса в той или иной местности - тем, наоборот, большее значение имеет лес как источник работы, экономического благополучия, строительных материалов, дров, грибов, ягод и других материальных ресурсов. Однако, для каждого человека, где бы он ни жил и чем бы он ни занимался, важны все роли леса.
Разминка.
/Обучающиеся отгадывают загадки про лес и лесных жителей (учитель сам корректирует, сколько загадок задать детям). На иллюстрациях о лесе дети находят ответы/
Дом со всех сторон открыт,Он резною крышей крыт.Заходи в зеленый дом -Чудеса увидишь в нем. (Лес.)
Зелена, а не луг,Бела, а не снег,Кудрява, а без волос. (Береза)
Живёт в дупле, живёт - в гнезде,
Лесной орех, грибы таскает.
И на немалой высоте
Пушистый хвост, как луч, мелькает. (Белка)
Раскидистый, могучий,Поднялся к самой туче. (Дуб)
Уши длинные, несмелый.
То он серый, то он белый.
То бежит, а то уж скачет,
Куцый хвост от волка прячет. (Заяц)
У меня длинней иголки, чем у ёлки.Очень прямо я расту в высоту.Если я не на опушке,Ветви только на макушке. (Сосна)
Из малых кошек, из пятнистых,
А на ушах, представьте, кисти!
Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,
Она ведь хищник грозный… (Рысь)

Её всегда в лесу найдешь - Пойдешь гулять и встретишь.Стоит колючая, как ёж, Зимою в платье летнем. (Ель)

Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт? (Медведь)
Почки - липучие,
листья - пахучие,
плоды - летучие. (Тополь)
Предок всех собак, поверь,
Этот серый хищный зверь.
Знает в овцах, козах толк
Страшный, хитрый, лютый… (Волк)
С моего цветка берёт Пчелка самый вкусный мёд. (Липа)
Хвост веслом! Пловец отменный!
Да и мех имеет ценный,
Строит «хатки» и плотины
Из ветвей, камней и тины. (Бобр)
Что за дерево стоит - Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
Ценный мех, пушной зверёк,
На хвосте его колечки.
Из еды, что приберёг,
Всё полощет хищник в речке. (Енот)
- Видите, ребята, какой у нас удивительный лес!
2. Работа в группах.
Учитель:
- Наша страна самая богатая лесная страна в мире. Лес - величайший источник здоровья. Ценность леса не только в красоте и необходимости его для здоровья человека. Знаете ли вы, что даёт нам лес? Как человек использует его?
Учитель предлагает обучающимся составить схему-кластер по теме роль леса в жизни людей. Для этого они делятся на две команды, и на ватман, находящийся на столе у каждой команды, наклеивают заранее приготовленные стрелочки, на которых написаны слова, обозначающие что-либо, дающее лесом человеку.
Учитель:
- Решите, какие названия вам необходимо приклеить на лист бумаги. Каждая команда должна защитить свой кластер.
(Дети могут наклеить не все слова, здесь должна возникнуть ПРОБЛЕМА, которую учитель совместно с детьми решает).
Учитель произносит речёвку про лес, дети все вместе.
-Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен? Вот стоит обычный стол.
Дети: это лес!-Или рама, двери, пол?
Дети: это лес!-А пенал красивый наш?Дети: это лес!
-Или этот карандаш?
Дети: это лес!-Ну, а стол, скамейка, парта?
Дети: это лес!-А тетрадка, книга, карта? Оглянитесь, все вокруг - Это наш зелёный друг!
Дети: это лес!
Учитель:
- Леса играют большую роль в развитии экономики, улучшении окружающей среды, повышении благосостояния народа. Из древесины изготавливают более 20 тысяч видов изделий и продуктов. Без нее не может обойтись ни одна отрасль народного хозяйства. Лес – это среда обитания для большинства видов животных, он являются кормильцем животных и человека, дарящий им орехи, ягоды, грибы, съедобные побеги, травы и лишайники.
(Обучающимся, разбившимся на пары, заранее было дано задание, приготовить сообщение о врагах леса и нарисовать плакат на соответствующую тему)
Учитель:
- Как вы думаете, есть ли у нашего могучего зелёного богатыря враги?
Об этих врагах и о том, как с ними бороться мы сейчас узнаем.
/Каждая мини-группа представит своё сообщение и свой плакат/
1 группа. Огонь – самый страшный враг леса. В борьбе с пожарами большую роль играет пожарная профилактика. Она включает комплекс мероприятий, направленных на предотвращение возникновения лесных пожаров, ограничение их распространения и своевременное обнаружение очагов огня. И взрослым, и детям необходимо соблюдать исключительную осторожность с огнём в лесу, с ним шутить нельзя. Каждая зажжённая в лесу спичка или сигарета должна быть тщательно потушена. Посетителям леса в целях предупреждения пожаров надо соблюдать правила пожарной безопасности в лесах.
Согласно правилам, в пожароопасный сезон запрещается разводить костры в хвойных молодняках, старых горельниках, на участках повреждённого леса (ветровал, бурелом и т.д.), торфяниках, лесосеках с остатками заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев.
Обнаружив начавшийся пожар, постарайтесь немедленно его потушить, а при невозможности справиться своими силами, сообщите о нём в ближайшее лесничество.
Потушить лесной пожар в начале его возникновения – дело нетрудное. Самый доступный и простой способ остановки огня – захлёстывание кромки его зелёными ветками и молодыми деревьями, лучше хвойных пород. Для этого бьют по горящей кромке резкими скользящими ударами, сбивают пламя и сметают угли на выгоревшую площадь. Этот способ эффективен при тушении слабых низовых пожаров.
Если есть под рукой лопата, огонь можно потушить, закидав кромку пожаров грунтом. Таким способом тушат пожары средней силы на лёгких песчаных почвах. Небольшой огонь можно затоптать ногами. Действенное средство то огня – вода.
2 группа. Огромный ущерб лесу наносят грибы-вредители. Они живут много лет и достигают очень больших размеров. Если на стволе растет плодовое тело гриба – дерево больное. На сосне лиственнице встречается гриб, похожий на небольшое копыто - это сосновая губка. Она разрушает древесину. Деревья заражаются в возрасте 40–50 лет, и чем старше и толще древостой, тем больше больных деревьев. Гриб поражает нижнюю часть ствола. А заражение начинается с пустяка. Идут по лесу ребята или взрослые, сломают ветку или нанесут рану ножом, иногда животные обгрызут кору. В такую рану попадают споры гриба, имеющиеся в воздухе. Для развития гриба из споры нужны вода, питательные вещества и воздух. Воду и пищу даёт дерево, воздух поступает через рану. Развиваясь, гриб начинает разрушать дерево изнутри. Сначала образуется твёрдая гниль, потом ситовая (срез дерева похож на сито), а позже – дупло.
На многих лиственных породах развиваются трутовики. Гриб вызывает сердцевинную белую гниль с чёрными полосами.
На ели, сосне, реже на лиственных породах встречается корневая губка. Гриб растёт на корневой шейке и на обнажённых корнях живых деревьев, на пнях и мёртвых деревьях. Хвоя у больных деревьев становится бледно-зелёной.
Гриб боится света и чаще встречается в густых лесах, преимущественно спелых и перестойных.
3 группа. Захламление лесов. Большой вред лесным экосистемам наносит захламление лесов древесными остатками при заготовке древесины или бытовым мусором. Кучи сучьев, коры, тонких стволиков, высокие пни становятся местами размножения лесных вредителей. Бытовой мусор, оставленный в пригород – ном лесу отдыхающими, туристами или сваленный из автомашин, ухудшает эстетический вид леса, а при сильном захламлении способствует смене лесных трав растениями мусорных местообитаний – рудералами (в первую очередь – крапивой и чистотелом). Для предотвращения захламления надо строго контролировать исполнение правил заготовки древесины, все древесные остатки использовать для приготовления древесностружечных плит или отправлять на химическую переработку. Ветки хвойных деревьев – ценный корм, из них готовят витаминные концентраты. Для предотвращения захламления бытовым мусором лесопарков устанавливают контейнеры для его сбора, проводят очистку замусоренных лесов.
4 группа. Обеднение видового состава лесов при использовании химических препаратов. В современном лесоводстве применяют химические средства борьбы с насекомыми-вредителями. В год использования пестициды подавляют вредителей, но вместе с ними уничтожают много «врагов наших врагов» – хищных насекомых (ос, муравьёв) и птиц. На следующий год более массовые популяции вредителей могут вновь быстро восстановиться, а контролирующие их плотность менее многочисленные виды вообще исчезнуть. Экологическое равновесие будет нарушено, и пестициды придётся применять каждый год, всё больше ухудшая экологическую ситуацию в лесу и уменьшая разнообразие обитающих в нём животных. При соблюдении правил лесозаготовок и обеспечении охраны муравейников нет необходимости применять в лесу пестициды. Плотность насекомых-фитофагов регулируется механизмами экологического равновесия.
Учитель:
- Вы сегодня многое узнали о лесе. Как уже выше отмечалось, Россия – самая богатая лесными ресурсами страна. Но мы с вами живём в лесостепной зоне - на этой территории преобладает степная растительность, состоящая в основном из трав, но и леса у нас тоже есть./Работа с картой растительности Курской области/
- А сейчас давайте узнаем, кто же самый главный в лесу, кто его охраняет и бережёт.
На наше мероприятие мы пригласили главного специалиста-эксперта лесного хозяйства по Золотухинскому лесничеству Фатежского отделения Пашина Алексея Павловича, человека, который значительную часть своей жизни посвятил работе в лесном хозяйстве.
/Гость рассказывает обучающимся о своей работе, дети задают, заранее подготовленные вопросы/
1) Кто такой лесничий?
Лесничий - специалист лесного хозяйства, непосредственно руководящий всем комплексом работ по рациональному использованию, воспроизводству, охране и защите леса в лесничестве.
2) Кто такой лесник?
Лесник - работник государственной лесной охраны в лесничестве.
3) Что такое обход?
За лесником закрепляется участок леса (обход).
4) Какие обязанности лесника вы знаете?
Лесник обязан: проверять документы на право рубки леса, пастьбы скота, сенокошения, др. виды пользования и охоты в лесу; составлять акты о самовольных порубках леса, нарушениях правил пожарной безопасности, правил охоты; задерживать лиц, виновных в возникновении лесных пожаров.
5) За чем должен следить лесник?
Следить за сохранностью мостов, пожарных вышек, телефонной и электрической сети и др.; сообщать в лесничество об обнаружении на своём участке насекомых-вредителей и болезней древесных пород.
6) Какие работы проводит лесник?
Проводит работы по лесосеменному делу, переработке древесины и утилизации древесных отходов, отводу лесосечного фонда и отпуску леса на корню;
7) Главная задача лесников и лесничего?
Охрана леса.
8) Когда в РК появилась лесная охрана?
Постановление о государственной лесной охране РК принято было 21 апреля 1994 года.
После выступления Пашин А.П. предлагает на базе МБОУ «Глебовская СОШ» создать «Школу лесничества» - детское объединение природоохранной направленности.
Совместно с приглашёнными на мероприятие педагогами, Пашин А. П. торжественно посвящает обучающихся 5 класса в «юные лесоводы».
Учитель:
-Теперь вы не просто школьники, вы еще защитники и помощники леса. И поэтому вы должны знать как правильно вести себя в лесу. Для этого каждая группа должна выработать правила поведения в лесу и зачитать их.
/Дети формулируют «Правила поведения в лесу». В это время звучит запись «Звуки леса»/.
/После того, как каждая группа напишет свои правила, на слайде №4 показываются «Правила поведения в лесу» и дети сверяют свои правила с эталоном.
Не ломай ветки деревьев и кустарников.
Не повреждай кору деревьев.
Не собирай берёзовый сок.
Не рви на лугу, в лесу цветов.
Не сбивай грибы, даже несъедобные.
Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
Не лови бабочек, шмелей и других насекомых.
Не разоряй муравейник.
Береги лягушек, жаб, головастиков.
Не убивай змей даже ядовитых.
Не лови диких животных и не уноси их домой.
Не подходи близко к гнёздам птиц.
Не шуми в лесу.
Не бросайте горящие спички на сухую траву.
Не оставляйте осколки стекла или бутылки в лесу.
Место для разведения костра необходимо выбирать вдалеке от деревьев или где уже есть готовые кострища.
Костер необходимо всегда тщательно заливать водой.
Непищевой мусор (пластиковые бутылки, резину, полиэтилен, стекло и железные банки) необходимо обязательно вывозить в ближайшие мусорные контейнеры.
При уходе из леса костер необходимо всегда тщательно заливать водой.
Помните! В лесу нет дворников, поэтому мусор за собой можете убрать только вы и никто кроме вас
/После этого лесничий Пашин А.П. говорит напутственное слово юным лесоводам и дарит им красочно оформленную в стихотворном стиле папку «Правила поведения в лесу». Учитель обратила внимание детей на выставку книг о лесе и предложила после мероприятия с ними более подробно ознакомиться/
Учитель:
- Мы сегодня говорили и рассуждали о лесе, о его роли в жизни человека, о профессиях связанных с лесом, о правилах поведения в лесу. Я предлагаю работу отряда юных лесоводов начать с малого: придумать название отряду, эмблему, девиз и отрядную песню.
/Возвращаясь к целям мероприятия, учитель предлагает детям несколько вопросов/
Достигли ли мы поставленных целей мероприятия?
Как вы оцениваете свою работу в группах и работу класса в целом?
Что вам больше всего понравилось на мероприятии, что хотелось бы изменить?
Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные сегодня, в жизни?
Заключительное слово учителя
Лес
Вот и лес. Прохлада и покой.
Тишина, как в монастырской келье.
Папоротник лапой вырезной
Мне кивает под корявой елью.
По холмам ворчит лениво гром.
Реет ястреб плавными кругами.
Ни души. И остро пахнет мхом,
Свежестью смолистой и грибами.
Так бы никогда и не ушел
Из лесного ласкового плена,
До того легко и хорошо
Пред черникой преклонять колена.
Елизавета Росс-Базилевская/Учитель всех благодарит за внимание/

Богатырь стоит богат, угощает всех ребят….
/Мероприятие начинается с интересной загадки/
Эпиграфом к мероприятию послужили слова русского писателя И. Соколова-Микитова: «Любовь к природе, впрочем, как и вся человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства»

Самостоятельное формулирование темы и целей мероприятия.

- Как вы думаете, какую роль лес играет в жизни человека?

Работа в группах: составление схемы-кластера по теме «Роль леса в жизни людей»


Защита своих кластеров, постановка проблемы и совместное её решение…
Отчёты мини-групп: сообщение о врагах леса и защита плакатов на соответствующую тему

Выступление главного специалиста-эксперта лесного хозяйства по Золотухинскому лесничеству Фатежского отделения Пашина А.П.

Торжественное посвящение обучающихся 5 класса в «юные лесоводы»

«…У леса есть надёжные друзья – такие же девчонки, такие же мальчишки, такие же счастливые, как ты и я…»

- Какие правила поведения в лесу мы знаем.