Формы и методы проектной и исследовательской деятельности на уроках английского языка


Формы и методы проектной и исследовательской деятельности
Традиционные методы и формы обучения не позволяют в полном объеме решить задачи, поставленные на современном этапе перед школой. В образовании необходим новый способ отношений: не авторитарный, а сотрудничество учителя и ученика в решении общей задачи – получения знаний.
Американский педагог Хелен Паркерхерст, изучив положение дел в школах, пришла к заключению о том, что в них осуществляется насильственное обучение, подавляющее естественное желание детей свободно высказывать свои мысли, задавать вопросы, играть. Поэтому она поставила своей задачей найти новые подходы организации жизнедеятельности детей в образовательном процессе. Х. Паркерхерст разработала «Лабораторный план», имеющий своей целью научить детей жить в социуме, развивать ум, тело и дух.
В основе технологии «Лабораторного плана» лежала идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных целей обучения.
Цели Дальтон-технологии:
• обеспечить индивидуализированное развитие ученика;
•  обеспечить развитие его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности .Дальтон-план – это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на трех принципах:
•  свобода,
•  самостоятельность,
•  сотрудничество.
Все эти принципы объединяются ведущим принципом – принципом гуманизма. В этом суть философии Дальтон-технологии.
Задания составляют содержательную основу технологии Дальтон. Они должны носить творческий характер. В каждом задании определяется задача (проблема), а сами задания формулируются на уровневой основе. Могут быть задания исследовательского характера с постановкой эксперимента, разработкой проекта и т.д. Задания могут ограничиваться учебной программой или выходить за ее рамки. Выполнение задания не только проверяется учителем индивидуально у каждого ученика, но и дается проверочная работа для всех. Собственно говоря, именно результаты этой работы и оцениваются. За каждое задание отметка не ставится, а только отмечается его выполнение и дается устная оценка учителем.
К самим заданиям предъявляются следующие требования:
• задания носят уровневый характер;
• задания охватывают достаточный объем учебного материала;
• четко формулируется цель задания, а значит и результат его выполнения;
• задание должно быть понятным и интересным ученику;
• задание рассчитано на возможность ученика самостоятельно справиться с ним. Для этого в задании даются указания, литература, сроки выполнения;
• задания предполагают различные формы их выполнения, возможность сотрудничества с другими;
• в заданиях предусматривается возможность для учета, самоконтроля и контроля (например, выступление в группе и др.);
• ученику в процессе выполнения задания должно быть ясно, когда и к кому можно обращаться за помощью;
• содержание задания предполагает предварительное и последующее обсуждение.
Срок выполнения задания может быть различным – от нескольких дней до нескольких месяцев (индивидуальный проект). Задание – это своего рода контракт между учителем и учеником. Учащийся обязуется выполнить определенный объем работы к определенному сроку. В практике использования опыта Дальтон-плана можно встретить термин «подряд» вместо «задание», так как ученик как бы «подряжается» выполнить работу.
Использование Дальтон-плана позволяет развивать чувство ответственности за выполняемую работу. Неотъемлемой частью этого процесса является развитие способности оценивать результаты своей работы, что можно достигнуть с помощью самопроверки, то есть учащийся проверяет свою работу с помощью соответствующей проверочной модели. Затем работа может быть проверена учителем или учащиеся могут обсудить ее друг с другом. В каждом задании должно быть предусмотрено наличие проверочной модели или ориентиров, которыми учащиеся смогут руководствоваться самостоятельно. Индивидуальную проверку можно осуществлять на основе беседы по той или иной теме с соответствующей группой учащихся, а также с помощью отчетов, рефератов, проектов и так далее.
А.Эйнштейн когда-то сказал: «Где это только возможно, обучение должно стать переживанием». Высказывание перекликается с требованием нового образовательного стандарта, включающим умение применять приобретенные знания и навыки для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением человеком типичных социальных ролей . Такие умения можно развивать, используя кейс-метод. Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. 
Метод был впервые применен в  HYPERLINK "http://school/" Harvard Business School в 1924 году. Преподаватели Гарвардской бизнес-школы быстро поняли, что не существует учебников, подходящих для аспирантской программы в бизнесе. Слушателям давались описания определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности для того, чтобы ознакомиться с проблемой и найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение. Кейс-метод широко используется в бизнес обучении во всем мире и продолжает завоевывать новых сторонников.
Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
Классификация кейсов
По структуре
Структурированные кейсы (highly structured case) — короткое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными.
Неструктурированные кейсы (unstructured cases). Они представляют собой материал с большим количеством данных и предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определенной области.Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases) могут быть как очень короткие, так и длинные. Наблюдение за решением такого кейса дает возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за отведенное время. Если проходит групповое решение, то может ли он подхватить чужую мысль, развить её и использовать на практике.
Сложной задачей для учителя, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, т.е. подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть. Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством учителя. Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе. 
Кейс также представляет собой и некоторую ролевую систему. Высокая концентрация ролей в кейсе приводит к превращению кейс-метода в  игровой метод обучения, сочетающий в себе в себе игру с тонкой технологией интеллектуального развития и тотальной системой контроля. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Учащиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и учителя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Учащиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия необдуманных решений.
Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса.
Ситуационная методика опирается и включает в себя многочисленные методы преподавания, но предпочтение отдается методам стимулирования и мотивации учебно–воспитательной деятельности.
Кейс-метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейс-методе свои роли.
Метод «Мозговой штурм» является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу. Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.
Возможности использования разнообразны:
- при систематизации, повторении материала;
- при работе с текстом;
- при повторении в начале урока;
- при введении в тему;
- при сборе необходимого языкового материала;
- при контроле.
Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя – роль проводника, заставляющего учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.
Метод «Кластер» служит для стимулирования мыслительной деятельности. Спонтанность, освобождённая от какой-либо цензуры. Графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определённом порядке.
Технология составления: запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом создаются ассоциативные цепочки.
Этот метод может быть использован
- при систематизации информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
- на стадии рефлексии. При проверке полученных знаний по теме.
Следующий метод, который можно использовать на уроках английского языка – это метод Синквейна. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. Слово «синквейн» происходит от французского, означает – пять. Синквейн –это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Каждому учащемуся даётся 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн, затем он повернётся к партнёру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даёт возможность критически рассмотреть данную тему. Этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными сиквейнами. Это может породить дальнейшую дискуссию.
Правило написания синквейна:
- В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
- Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
- Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
- Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
- Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Cинквейны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации.В современном образовательном пространстве сложилась тенденция ориентации на развитие познавательного потенциала личности, повышения способности к обучению, овладению новыми системами знания, развитие творческих  способностей школьников и расширение их творческих возможностей. При этом, естественно, повышается ответственность педагога, призванного найти эффективные пути улучшения программы обучения. Представленные формы являются эффективными, так как оказывают положительное воздействие на мотивацию, развитие творческих умений, умений получать и перерабатывать информацию.