Открытый урок по физике по теме«Передача давления в твёрдых телах, жидкостях и газах».

Овчаренко Ольга Владимировна,
учитель физики
МБОУ гимназии № 103
г. Минеральные Воды
Разработка урока физики в 7 классе.
Тема урока: «Передача давления в твёрдых телах, жидкостях и газах».
Цели урока:
образовательные: обеспечить понимание физического смысла давления всеми учениками; выяснить особенности передачи давления в разных средах; продолжить формирование навыков практической деятельности учащихся, умений применять знания для решения качественных задач в знакомой и незнакомой ситуации;
развивающие: научить обобщать и систематизировать учебный материал; развивать исследовательские умения и навыки работы в группах, устанавливать причинно-следственные связи, развивать мышление и речь учащихся;
воспитательные: формировать навыки самостоятельной работы, взаимоконтроля, положительное отношение к учению.
Формируемые УУД:
Познавательные:
логическое мышление;
навыки представления информации в виде таблицы;
на основе анализа делать выводы;
Коммуникативные:
развивать умение слушать и понимать других;
оформлять свои мысли в устной форме с использованием физических терминов;
развивать умение работать в паре, в группе.
Личностные:
развивать творческие способности;
развивать умения высказывать свое мнение, выражать свои эмоции, переживания;
формировать мотивацию к изучению явлений природы, повышать интерес к физике.
Регулятивные:
развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом урока;
прогнозировать предстоящую работу;
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Тип урока: урок-исследование.
Класс разделен по группам. Три группы исследуют давление в твердых телах, жидкостях и газах.
Оборудование для эксперимента:
Для исследования давления в твердых телах: пластилин, гвоздь, воздушный шарик, гиря.
Для исследования давления в жидкости: тюбик зубной пасты.
Для исследования давления в газах: воздушный шар, мыльные пузыри.
Опорный лист (раздать каждому учащемуся); на столах учащихся рабочий лист для конспекта с пропусками, которые должны быть заполнены по ходу урока.
Агрегатное состояние
Подвижность молекул
Передача давления
Рисунок

Твёрдое




Жидкое




Газообразное





Использование элементов педагогических технологий:
исследовательская деятельность;
проблемное обучение;
игровое обучение;
деятельностный подход.
Ход урока.
Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Приветствие учеников и членов комиссии:
- Здравствуйте! Я рада встрече с вами. Всем доброго дня и хорошего настроения.
Вступительное слово учителя:
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок-исследование, и вы сегодня не просто обучающиеся, а исследователи.
Вы разделены на три группы: «Снежинки», «Капельки», «Невидимки». Каждая группа будет самостоятельно проводить исследование физического явления, формулировать выводы.
Мотивация к учебной деятельности.
Давайте вспомним основные физические понятия и явления, я вам буду предлагать варианты ответов, а вы сами будете формулировать к ним вопросы. Итак, приготовьтесь. Смотрите на экран.
Образец.

Варианты ответов:
химия, биология, физика, история
Вопрос: «Какая наука изучает явления природы?»



1
Варианты ответов:
работа, мощность, давление, энергия.
Вопрос: «Какая физическая величина равна отношению силы давления, приложенной к данной поверхности, к площади этой поверхности?»


2
Варианты ответов:
молекула, атом, частица, электрон.
Вопрос: «Как называется мельчайшая частица вещества?»



3
Варианты ответов:
паскаль, килограмм, ньютон, квадратный метр.
Вопрос: «Единица измерения давления?»


4
Варианты ответов:
жидкость, твердое тело, газ, вакуум.
Вопрос: «Одно из агрегатных состояний вещества?»


5
Варианты ответов:
Галилей, Ньютон, Аристотель, Паскаль.
Вопрос: «В честь каких ученых названы единицы измерения физических величин?»




3. Актуализация и подготовка к исследовательской деятельности.
Для нашего исследования нам понадобятся знания об агрегатных состояниях вещества.
1) Какие вы знаете агрегатные состояния вещества? (Твердое, жидкое и газообразное)
2) Приведите пример вещества в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном (Например: лед, вода и водяной пар).
3) При каком условии вещества могут переходить из одного агрегатного состояния в другое? (При изменении их температуры)
Целеполагание.
Итак, три состояния вещества и физическая величина «давление».
Что объединяет эти понятия?
(Давление в твердых телах, жидкостях и газах.)
Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Передача давления в твердых телах, жидкостях и газах».
Ребята, а какие цели мы запланируем на сегодняшний урок? (Выяснить, как передается давление в твердых телах, жидкостях и газах. Провести интересные исследования и т.д.).
Исследовательская работа в группах (10 мин).
Предлагаю группам исследовать особенности передачи давления в различных агрегатных состояниях вещества
1 группа «Снежинки» - представляет агрегатное состояние вещества – твердое и будет исследовать передачу давления в твердых телах.
Лист исследования 1 группы.
Исследовать передачу давления в твердых телах.
Возьмите пластилиновый кубик и гвозди, проделайте несколько отверстий гвоздем в кубике. Пронаблюдайте за движением гвоздя.
Возьмите воздушный шарик, поместите в него тяжелые твердые предметы. Пронаблюдайте за давлением (куда направлена сила).
По результатам эксперимента сделайте вывод о передаче давления в твердых телах.
Объясните наблюдаемое явление на основе строения вещества.
Подготовьте отчет о проделанной работе, заполните таблицу.
Агрегатное состояние
Подвижность молекул
Передача давления
Рисунок

Твёрдое






2 группа «Капельки» - представляет агрегатное состояние вещества – жидкое и будет исследовать передачу давления в жидкостях.
Лист исследования 2 группы.
Исследовать передачу давления в жидкостях.
Откройте тюбик с зубной пастой, сделайте сбоку несколько отверстий и выдавите содержимое.
По результатам эксперимента сделайте вывод о передаче давления в жидкостях.
Объясните наблюдаемое явление на основе строения вещества.
Подготовьте отчет о проделанной работе, заполните таблицу.
Агрегатное состояние
Подвижность молекул
Передача давления
Рисунок

Жидкое






3 группа «Невидимки» - представляет агрегатное состояние вещества– газообразное и, соответственно, исследует передачу давления в газах.
Лист исследования 3 группы.
Исследовать передачу давления в газах.
Возьмите воздушный шарик, надуйте его. Какой формы получился шарик? Попробуйте его сжать в нескольких местах и отпустить. Получается ли изменить форму?
Возьмите мыльные пузыри, выдуйте несколько мыльных пузырей. Какой формы получился мыльный пузырь?
По результатам эксперимента сделайте вывод о передаче давления в газах. (Почему воздушный шарик и мыльный пузырь всегда принимают сферическую форму?)
Объясните наблюдаемое явление на основе строения вещества.
Подготовьте отчет о проделанной работе, заполните таблицу.
Агрегатное состояние
Подвижность молекул
Передача давления
Рисунок

Газообразное






Сравним, как будут оказывать давление на стенки твердые тела, жидкости и газ. (Объяснение и демонстрация опытов учениками).
Учитель показывает на доске таблицу и предлагает учащимся провести самопроверку и заполнить раздаточный материал.
Агрегатное состояние
Подвижность молекул
Передача давления
Рисунок

Твёрдое

Атомы колеблются около положения равновесия
Давление передается по направлению действия силы (перпендикулярно поверхности)




Жидкое

Частицы не расходятся на большие расстояния, скачками меняют свое положение
Давление передается по всем направлениям одинаково



Газообразное

Частицы двигаются по всем направлениям, почти не взаимодействуя друг с другом
Давление передается по всем направлениям одинаково




Есть ли различия в передаче давления? Что необычного?
Ученики формулируют вывод. (Отличия есть - в случае давления твердых тел мы видим, что давление передается по направлению действия силы, а в жидкостях и газах давления передается по всем направлениям одинаково). Молодцы! А вы знаете, что только что сами сформулировали закон Паскаля, который исследовал свойства жидкостей и газов. Откройте стр.87 учебника, найдите закон Паскаля и прочтите его. Совпадает ли наша формулировка с этим законом?
  Блез Паскаль - французский математик, механик, физик, литератор и философ. Широко известны не только его научные открытия, но и афоризмы. Мне больше всего нравится его высказывание о том, что величие человека - в его способности мыслить.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Проведем опыт с жидкостью. Вода вытекает из отверстий пластиковой бутылки по всем направлениям одинаково. Объясните действие закона Паскаля.
Просмотр видео опыта с шариком, воздушным колоколом и вакуумным насосом. Почему шарик надувается? ( Так как давление воздуха в шарике больше и оно давит на стенки шарика, тем самым надувает его).
Включение знаний в систему и повторение.
Задания на слайдах «Проверим себя».
1) Как проще удалить вмятину с мячика для настольного тенниса?
Ответ: опустить мячик в горячую воду. Оболочка мячика станет пластичной, а газ внутри при нагревании расширится и выровняет оболочку до состояния шара.
2) Дай совет спасателям, которые пытаются вытащить из проруби утопающего.
Ответ: ползти на животе, так как на лед будет действовать меньшее давление.
3) Злобный джин, находящийся в газообразном состоянии внутри закупоренной бутылки, оказывает сильное давление на её стенки, дно и пробку. Чем же джин «лупит» во все стороны, если в газообразном состоянии не имеет ни рук, ни ног? Какой закон разрешает ему это делать?
Ответ: молекулами, закон Паскаля.
4) Для космонавтов пищу изготавливают в полужидком виде и помещают в тюбики с эластичными стенками. Что помогает космонавтам выдавливать пищу из тюбиков?
Ответ: закон Паскаля.
5) Почему взрыв снаряда под водой губителен для живущих в воде организмов?
Ответ: в воде ударная волна распространяется с большей интенсивностью => все живые организмы (рыбы) погибают мгновенно.
Физкультминутка.   
- Вы устали?  Давайте немного отдохнем.
Сделаем так, чтобы давление на стул уменьшилось. Встаньте. На что мы сейчас оказываем давление?
Постоим на одной ноге, на другой. Что происходит с давлением?
Встаньте на цыпочки, потянитесь. Как изменилось давление на пол?
Молодцы! Садитесь!
9. Домашнее задание (творческое): найти интересные факты из биографии Б. Паскаля, мудрые изречения Паскаля, заинтересовавшее вас, записать в тетрадь примеры проявления этого закона в жизни и природе.
10. Заключительное слово учителя.
- Вот и подходит к концу наше занятие. Ребята! Каждый из вас заполнил таблицу, в которой обобщил свои знания по теме «Давление твердых, газообразных и жидких тел». Вложите их в свои тетради.
Объявляются и комментируются оценки за урок.
11. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Ребята вам понравился урок?
Что понравилось больше всего?
Какие знание вы, уходя с урока, возьмете в жизнь?
Сделайте один хлопок те, кто плохо понял тему сегодняшнего урока.
Сделайте два хлопка те, кто понял тему частично.
Похлопайте те, кто достиг цели урока.
А я аплодирую вам, потому что мне с вами было приятно работать.
На этом урок окончен.  До свидания.




Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 4Рисунок 6Рисунок 10Рисунок 315