Открытый урок на тему Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах
Тема "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах"
Цель урока: сформировать у учащихся представление о явлении диффузии.
Задачи урока: продолжить формирование у учащихся первоначальных сведений о строении вещества. Познакомить учащихся с опытными обоснованиями молекулярно-кинетической теории с диффузией в организме. Напомнить учащимся о правильном питании, о ведении здорового образа жизни.
Оборудование: спиртовка, вода, марганец, посуда, освежитель воздуха.
Ход урока
Повторение.
Какие гипотезы о строении вещества вы знаете?
Каков состав вещества?
Что такое молекула?
Что такое атом?
Какие примеры о прерывистости вещества вы знаете?
Почему при нагревании проволоки длина её увеличивается?
Почему можно размельчить кусочек сахара?
Новый материал:
Учитель – “Ребята, послушайте отрывок из произведения Джерома К. Джерома “Трое в одной лодке”, и, прослушав его, ответьте, пожалуйста, на вопрос.
Отбирая продукты для путешествия, герои книги решили не брать с собой сыр: “у нас будет печенье, холодное мясо, хлеб с маслом и варенье – но, ни крошки сыра. Сыр, как и керосин, слишком много о себе воображает. И он, видите ли, желает заполнить собой всю лодку. Он становится хозяином положения в корзине с провизией и придаёт запах сыра всему её содержимому.
Вы не можете сказать в точности – едите ли вы яблочный пирог, или сосиски с капустой, или клубнику со сливками. Всё это кажется сыром. Сыр очень уж силён по части благоухания”.
Благодаря какому физическому явлению запах сыра становится “хозяином положения”?
Из предположений и ответов учащихся учитель делает уточнение: Молекулы веществ движутся и проникают между друг другом.
1. Диффузия – это явление проникновения молекул одного вещества в межмолекулярные промежутки другого.
Диффузия подтверждает хаотическое движение молекул. Определение, напечатанное в учебнике, зачитывает учебник.
Опытные обоснования молекулярно-кинетической теории.
Диффузия – явление проникновения молекул одного вещества в межмолекулярные промежутки другого (подтверждает хаотическое движение молекул)
Броуновское движение – хаотическое движение взвешенных в жидкости или газе частиц под действием ударов молекул жидкости или газа (“танец” пылинок в солнечном луче). Открыто в 1827 г. англ. ботаником Броуном.
2. Причина и закономерности явления диффузии:
Причина: молекулы вещества находятся в непрерывном и беспорядочном движении. Это утверждение является вторым положением молекулярно-кинетической теории.
Закономерности:
1) Разная скорость диффузии в различных состояниях вещества.
диффузия в газах. Пример распространения запаха от освежителя воздуха. Вывод: молекулы газов движутся быстро, но распространение не мгновенно, т. к. молекулы вещества движутся среди молекул воздуха, которые тоже непрерывно и хаотически движутся;
диффузия в жидкостях. Пример с распространением кусочка краски в воде. Время для растворения в стакане с водой больше, чем распространение пахучего вещества в воздухе.
2) Скорость диффузии связана с температурой вещества.
Опыт: крупинки краски опускаем в одинаковые объёмы воды с горячей и холодной водой.
Какой вывод из наблюдения за протекающими процессами можно сделать?
3. Диффузия в природе.
Диффузные процессы и обмен веществ между организмом и средой. Питание. Дыхание.
III. Закрепление и повторение материала урока.
Дайте определение явления диффузия.
В какой воде – горячей или холодной – надо замочить фасоль для варки супа, чтобы она разбухла быстрей?
Почему мы, находясь в комнате, через некоторое время чувствуем запах дыма, если возле дома жгли листья?
В каком случае эффект воздействия лекарств одного назначения лучше: таблетками или каплями?
Почему нельзя во время стирки белья класть рядом белое и цветное бельё?
За счёт какого явления попадают питательные вещества из земли в растение?
Почему со временем листочки бумаги окрасятся?
IV. Кратковременная с/р.
ВАРИАНТ 1
№ 1 В одну банку с огурцами налили холодный рассол, а в другую – горячий. В какой из двух банок огурцы быстрее просолятся? Почему?
№ 2 Если в стакан с водой опустить крупинку краски, то через некоторое время вокруг нее образуется цветное «облачко». Объясните это явление.
ВАРИАНТ 2
№ 1 Детский резиновый шарик, наполненный водородом через несколько часов становится слабо надутым. Почему?
№ 2 Почему дым от костра по мере подъёма его перестает быть видимым, даже в безветренную погоду?
V. Домашнее задание.
§ 9, задание 2 (1)
VI. Итог урока.
15