Дидактический разбор урока физики в 7 классе по теме: «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах» методом рефлексии профессиональной деятельности педагога.
Дидактический разбор урока физики в 7 классе по
теме: «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах» методом рефлексии профессиональной деятельности педагога.
Автор:
Логунова Лариса Владимировна
учитель математики и физики МАОУ
«Средняя школа п.Батецкий»
п.Батецкий
2016г.
Тема урока: Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цели урока:
Образовательная: сформировать знания учащихся о диффузии, как о явлении самопроизвольного смешивания веществ вследствие движения молекул: раскрыть особенности этого явления.
Развивающая: продолжить формирование умение делать выводы и обобщения, обнаруживать в быту изучаемые явления; в целях развития научного мировоззрения учащихся показать роль физического эксперимента и наблюдений в физике; развивать универсальные учебные действия школьников.
Воспитательная: формировать навыки сотрудничества, взаимоподдержки, помощи «слабому» однокласснику в коллективном учебном труде; воспитывать познавательный интерес к новым знаниям.
Деятельностная: формировать у учащихся умения самостоятельной исследовательской деятельности с постановкой учебной задачи и гипотезы; проводить физический эксперимент и делать выводы на основе полученных результатов; применять знание по физике в проблемных ситуациях.
Задачи урока:
1) дать объяснение процесса диффузии; раскрыть особенности этого явления; рассмотреть примеры диффузии в окружающем мире (предметные результаты)
2) продолжить развитие умений ставить и проверять гипотезы, работать в группах (метапредметные результаты);
3) формировать умение выражать свои мысли, выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
Методы и методические приёмы: проблемный, наглядный, частично поисковый.
Оборудование для учителя: ноутбук, мультимедийный проектор.
Оборудование для учащихся:
Пробирка с ватой, смоченной духами и закрытой пробкой;
Два сосуда с холодной и горячей водой;
Два пакетика чая и гуашь.
Литература для учащихся: 1) А.В. Перышкин Физика 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М. : Дрофа 2014;
Р.Д. Минскова, В.В. Иванова Рабочая тетрадь по физике; 7 класс; к учебнику А.В. Перышкина «Физика 7 класс» М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Ход урока:
Этап урока. Развивающие задачи этапа.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Создание мотивации к учебной деятельности. Самоопределение. Развитие познавательных и регулятивных УУД
Учитель: Современному человеку нельзя обойтись без знаний основ физики, чтобы иметь правильное представление об окружающем нас мире. Сегодня вы узнаете очень много о законах природы. Покорите ещё одну вершину знаний. Давайте заглянем с вами в наш "Чёрный ящик". Что же сегодня он нам приготовил? (показ презентации "Золото этрусков", слайд 1) По крупицам собирают археологи и историки сведения об этрусках, таинственном древнем народе, некогда заселявшем большую часть современной Италии. При раскопках городов Этрурии археологам удалось найти удивительные ювелирные изделия этрусков, и среди них так называемые гранулированные украшения, подлинные шедевры безымянных мастеров. они представляют собой медные пластинки со сложными узорами, выложенными тысячами мельчайших (диаметром около 0,2 мм золотых шариков). Как же удавалось мастерам создавать такие ювелирные изделия? А вот ещё чудо! Перед вами две розы. Совсем недавно они были одного цвета. А сейчас одна из них жёлтая, а другая белая. Как это объяснить? А что ещё находится в этом ящике? Почему вы так решили?
- А другие вещества могут смешиваться друг с другом?
- Вы встречались с такими ситуациями? Приведите примеры.
- Как вы относитесь к такому явлению?
- Нужно ли его изучать?
- Что бы вы хотели узнать о поведении молекул в веществе?
- Какие источники информации мы будем использовать?
- Какая тема нашего урока?
- Заготовьте место для записи темы урока. Позднее мы это сделаем.
Какое явление имеет здесь место?
Учащиеся пытаются объяснить и понимают, что не могут этого сделать
Апельсин.
Учащиеся высказывают любые мнения, например, запах апельсина смешался с воздухом.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
2. Целеполагание. Развитие познавательных и регулятивных УУД
Учитель просит объяснить данные явления с точки зрения знаний по физике, работая в парах необходимо выработать единое мнение и озвучить его перед всеми. Принимает все высказывания детей без обсуждения, и подводит их к тому, что у них нет чёткого определения. Предлагает сформулировать цель и задачи урока. Записывает их на доске.
Учащиеся, работая в парах, обсуждают предложенные явления, приходят к одному мнению и выступает один из пары. Формулируют цель - изучить данное явление.
Задачи урока:
1) дать чёткое определение увиденному явлению по примерам. 2) узнать его название.
3) выяснить особенности явления.
4) узнать практическое его применение.
3. Актуализация знаний. Локализация затруднений. Развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД
Учитель: Сейчас для достижения первой задачи нашего урока я предлагаю вам вспомнить, как устроено вещество. На ваших столах находятся карточки с вопросами. Все они начинаются со слов "Верите ли вы что". Ответ на вопрос может быть только: Да(+) или Нет(-). Время на обдумывание и обсуждение не более 5 минут. "Верите ли вы что..."
1) Вещество состоит из мельчайших частиц, едва различимых не вооружённым глазом?
2) Объём газа при нагревании увеличивается, так как каждая молекула становится больше по объёму?
3) Атом - мельчайшая частица вещества?
4) Объём тела равен сумме объёмов его молекул?
5) Молекулы воды и льда одинаковые?
6) Объём тела при нагревании уменьшается?
7) Атомы - состоят из молекул?
8) Соль растворится быстрее в холодной воде?
9) При сжатии газа уменьшается объём его молекул?
10) Распространение запаха духов, засолка огурцов, заварка чая, припаивание золота к меди - это всё примеры проявления одного явления? Давайте проверим ответы на эти вопросы и проясним те ответы, которые вызвали затруднение. Если вы не смогли ответить на 10 вопрос, то вам придётся найти ответ самостоятельно в ходе нашего урока.
Учащиеся выполняют задания, затем обсуждают его в парах. Если мнения расходятся, задают вопрос "Почему?", сверяют с правильными ответами на доске. (кроме 10-го вопроса)
4. Постановка учебной задачи. Развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД
Учитель: Сейчас мы с вами выполним эксперименты. Ваша задача постараться сделать вывод по каждому заданию. Напомните мне правила работы со стеклянной посудой.
Учащиеся вспоминают правила работы со стеклянной посудой. Открывают в конспекте таблицу "Строение вещества".
5. Открытие нового знания. Развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД
Учитель: У вас на партах лежат конверты с заданиями. Возьмите карточку №1 и выполните предложенное задание. Задание 1. оборудование: пробирка с ватой, смоченной духами. Эксперимент:
1) Откройте на короткое время пробирку с ватой, смоченной духами. Закройте пробирку.
2) Что вы почувствовали?
3) Как можно объяснить? Возьмите карточку №2 и выполните предложенное задание. Задание 2. Оборудование: стакан с водой, кусочек твёрдого тела - гуаши.
Эксперимент:
1) Отпустить кусочек гуаши в воду. 2) Пронаблюдать за процессом.
3) В выводе ответьте на вопрос: Что происходит с гуашью в воде. (Показ видеоролика о перемешивании молекул одного вещества среди молекул другого.) После увиденного предлагает ученикам сформулировать определения для данного явления. Подводит класс к единому определению: диффузия (лат. diffusio - распространение, растекание, рассеивание.)
Диффузия - это взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.
И так мы посмотрели примеры диффузии в газах и жидкостях. Какую гипотезу вы можете выдвинуть?
Как вы думаете, почему диффузия в газах происходит быстрее, чем в жидкостях?
Происходит ли диффузия в твёрдых телах? (презентация слайд)
В твёрдых телах диффузия происходит, но медленнее, чем в жидкостях. В твёрдых телах расстояние между частицами совсем маленькие. Проникновение через такие малые промежутки частиц другого вещества крайне затруднено и поэтому происходит очень медленно. Изучение диффузии в твёрдых телах стало одним из наиболее интересных исследовании в физики наших дней. Столетиями рабочие сваривали металлы и получали сталь нагреванием твёрдого железа в атмосфере углерода, не имея представления о происходящих при этом диффузионных процессах. лишь в 1896 году началось научное изучение проблемы. Английский металлург Вильям Роберте-Аустин в простом эксперименте измерил диффузию золота в свинце. И обнаружил, что нагретый металл диффундирует в другой металл, когда они тесно прижаты друг к другу. Вот мы и подходим к разгадке Этрусских мастеров. Попробуйте объяснить, как же удавалось этрусским мастерам соединить медь и золото в своих украшениях? А на следующем уроке вы расскажите нам, как же была раскрыта тайна техники "грануляции" (на помощь вам придёт Интернет). Возьмите карточку №3 и выполните задание.
Задание 3.
Оборудование: два стакана с холодной и горячей водой, два пакетика чая.
Эксперимент:
1) Опустить одновременно два пакетика в стаканы с водой.
2) Пронаблюдать за процессом в обоих стаканах.
3) В выводе ответьте на вопрос: Что происходит с чайным пакетиком в воде? Чем отличаются процессы в стаканах с горячей и холодной водой?
Учащиеся работают в парах, объясняют опыт: молекулы духов проникают среди молекул воздуха кабинета.
Учащиеся работают в парах и объясняют опыт.
Учащиеся пытаются сформулировать определение.
В таблицу "строение вещества" записывают определение диффузии
Учащиеся выдвигают гипотезу: Диффузия в газах происходит быстрее, чем в жидкостях.
Учащиеся объясняют.
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учащиеся работают в парах с предложенным , оборудованием по плану. Формулируют вывод: Чем выше температура, тем быстрее происходит диффузия. Отвечают на вопросы учителя (фронтально).
6. Первичное закрепление знаний. Развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД
Учитель: Сейчас я попрошу вас разбиться на 4 группы. Задание: На доске вы видите ромашку, у которой отсутствуют лепестки. Ваша задача собрать как можно больше лепестков для ромашки. Каждый лепесток должен содержать материал по теме «диффузия».
Учитель: предлагаю вам поиграть в игру «Я – молекула»
Учитель говорит:
В сосуде газ.
В сосуде жидкость.
Твердое тело.
В сосуде вода и краска
Учащиеся разбиваются на 4 группы ( объединяются две парты) и выполняют предложенное задание.
На доске появляются 4 ромашки. Каждая группа комментирует свою работу.
Ребята встают у своих мест. Им предлагается играть роль молекулы
Учащиеся своим поведением показывают поведение молекул.
7. Самостоятельная работа. Развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД
Учитель: Предлагаю вам ответить самостоятельно на вопросы теста: Условия прохождения диффузии:
а) имеются различные вещества;
б) между ними существует тесный контакт;
в) происходит самопроизвольное смешивание.
Закон прохождения диффузии чем выше температура, тем быстрее происходит диффузия.
Рассмотрите следующие опыты и выберите ответ.
Опыты:
1. Огурцы были одновременно залиты: одна банка холодным рассолом, вторая банка горячим. Во второй банке огурцы просолились быстрее. Почему?
2. В сосуд с водой осторожно, при помощи пипетки, наливают слой раствора медного купороса.
3. На стекло насыпают кучу мелких песчинок.
4. В сосуд с водой опускают кусочек льда.
5. В чай положили кусочек сахару и размешали ложкой.Ответы:
А. Наблюдается диффузия, так как выполняются все условия.
Б. Диффузии нет, так как отсутствует условие а).
В. Диффузии нет, так как отсутствует условие б).
Г. Диффузии нет, так как отсутствует условие в).
Д. Опыт отражает закон диффузии.
Правильные ответы: 1Д; 2А; 3В; 4Б; 5Г
Учащиеся выполняют тест. Первые справившиеся с работой показывают результаты учителю и оказывают помощь одноклассникам.
8. Включение знаний в систему. Развитие познавательных УУД.
Учитель: Явление диффузии наблюдается в природе, используется в науке и производстве.
Воздух, как известно, представляет собой смесь газов. Однако вследствие диффузии на одной высоте от Земли состав атмосферы оказывается достаточно однородным.
Она широко используется в пищевой промышленности при консервировании овощей и фруктов, при засолке огурцов.
Диффузия играет важную роль в питании растений, переносе питательных веществ, кислорода в организме человека и животных.
Диффузия используется при выплавке стали. Для придания стальным деталям прочности их помещают в специальные печи, где, находясь в разогретом состоянии, они насыщаются углеродом. Атомы углерода проникают в поверхностный слой металла и повышают его прочность.
С ее помощью изготавливают многие полупроводниковые приборы.
Порою диффузия бывает вредным и даже опасным явлением. Природный горючий газ, которым мы пользуемся дома для приготовления пищи, не имеет ни цвета, ни запаха, поэтому трудно сразу заметить его утечку. А при утечке за счёт диффузии газ распространяется по всему помещению. Между тем при определённом соотношении газа с воздухом в закрытом помещении образуется смесь, которая может взорваться, например, от зажжённой спички. Газ может вызвать и отравление людей.
Учащиеся заносят данные о применении диффузии в таблицу «строение вещества».
9. Рефлексия. Развитие познавательных и регулятивных УУД
Учитель: Давайте вспомним, какие задачи мы хотели решить на нашем уроке?
Учитель: Все задачи нами были решены?
На какой вопрос мы не нашли ответа?
А теперь попробуем оценить свою деятельность на уроке: 1) Достигли мы цели урока? 2) Какие новые знания получили? 3) Какие моменты урока для вас были наиболее интересными? 4) Что показалось наиболее трудным на уроке?
Учащиеся отвечают: 1) Дать определение увиденному явлению по примерам. 2) Узнать его название. 3) Выяснить особенности явления. 4) Узнать практическое его применение.
Учащиеся отвечают.
Учащиеся отвечают, что ими была не раскрыта тайна техники грануляции.
10. Домашнее задание
Для всех: Прочитать параграф 10 учебника, подготовиться к ответу на вопросы в конце параграфа. Выполнить задание 1,2 после параграфа.
Для желающих: Найти в Интернете информацию о диффузии в окружающем мире. Подготовить её творческое представление (в форме презентации, рисунков, фотографий). Выполнить задание 3 после параграфа 10.
Дидактический разбор урока с использованием метода рефлексии профессиональной деятельности.
Уважаемые коллеги! Меня зовут Логунова Лариса Владимировна. Я работаю в МАОУ «Средняя школа п.Батецкий» учителем математики и физики. Стаж работы в школе 30 лет.
Урок, физики, рефлексия которого представляется Вашему вниманию, я проводила в 7 классе, где обучаются 14 учащихся. Я предлагаю подробный конспект урока.
Тема урока: Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цели урока:
Образовательная: сформировать знания учащихся о диффузии, как о явлении самопроизвольного смешивания веществ вследствие движения молекул: раскрыть особенности этого явления.
Развивающая: продолжить формирование умение делать выводы и обобщения, обнаруживать в быту изучаемые явления; в целях развития научного мировоззрения учащихся показать роль физического эксперимента и наблюдений в физике; развивать универсальные учебные действия школьников.
Воспитательная: формировать навыки сотрудничества, взаимоподдержки, помощи «слабому» однокласснику в коллективном учебном труде; воспитывать познавательный интерес к новым знаниям.
Деятельностная: формировать у учащихся умения самостоятельной исследовательской деятельности с постановкой учебной задачи и гипотезы; проводить физический эксперимент и делать выводы на основе полученных результатов; применять знание по физике в проблемных ситуациях.
Задачи урока:
1) дать объяснение процесса диффузии; раскрыть особенности этого явления; рассмотреть примеры диффузии в окружающем мире (предметные результаты)
2) продолжить развитие умений ставить и проверять гипотезы, работать в группах (метапредметные результаты);
3) формировать умение выражать свои мысли, выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
Методы и методические приёмы: проблемный, наглядный, частично поисковый.
Оценку своего урока в процессе рефлексии я хотел бы провести исходя из выполнения системы требований, предъявляемых современной дидактикой к урокам, проводимым в системно-деятельностной парадигме. Указанные требования послужат критериями анализа моей деятельности на уроке.
Важное дидактическое требование состоит в том, чтобы на уроке присутствовал мотивационный этап, на котором учащимися уясняют личностный смысл своей деятельности. На данном уроке я задала школьникам проблемный вопрос о том, что общего между гранулированными украшениями, прекрасными разноцветными розами, апельсином. Какое явление здесь имеет место? Они предложили свои гипотезы, а я в свою очередь предложила провести ряд экспериме6нтов, что бы более подробно познакомиться с этим явлением. Таким образом, личностным смыслом учебной деятельности школьников стал познавательный интерес. Это способствовало тому, что они с интересом включились в самостоятельную работу. (Принцип деятельности)
Еще одно дидактическое требование состоит в том, что на уроке должно осуществляться целеполагание деятельности, в процессе которого указываются признаки (показатели), по которым в дальнейшем, на этапе итоговой рефлексии, учащиеся могут сделать вывод о достижении цели. Обозначив проблемы своего исследования, учащиеся сами сформулировали цель урока и определили задачи, которые необходимо решить для достижения данной цели. В качестве показателя достижения цели нашего урока мы использовали результаты выполнения тестовой работы, проведенной на этапе самостоятельной работы. После контроля выполнения теста учащиеся сделали вывод о том, что цель урока для большинства (12 из 14) достигнута. На остальных школьников мне предстоит обратить внимание и оказать в дальнейшем индивидуальную помощь.
С точки зрения идеологии современных образовательных стандартов на уроке должен присутствовать этап включения учащихся в самостоятельную работу по поиску знаний. (Принцип деятельности) В процессе этой работы они должны испытывать посильное затруднение (Принцип минимакса), заставляющие их искать вывод из проблемной ситуации. На своем уроке я предложила раскрыть тайну техники «грануляции» и выполнить экспериментальные задания, где они должны были сделать вывод, провести сравнительный анализ. Поисковая работа заключалась в том, что учащиеся провели сравнительный анализ результатов окрашивания горячей и холодной жидкости пакетиком чая. И пришли к выводу, что скорость диффузии зависит от температуры.
Современная дидактика требует чтобы на уроке присутствовали различные формы межличностного взаимодействия («ученик» - «ученик»; «ученик» - «класс»; «ученик» - «учебная группа»; «ученик» - «учитель» и др). Подобное взаимодействие достигается групповыми, парными или фронтальными формами организации обучения и интерактивными методами проведения урока. На моем уроке проходила преимущественно парная работа. Учащиеся совместно выполняли практические задания и заполняли таблицу. При выполнении самостоятельной работы учащиеся, выполнившие задание первыми становились консультантами. Они должны были подойти к ученику, который поднял руку и оказать ему индивидуальную помощь.
На этапе первичного закрепления знаний мною была использована групповая работа. Группы учащихся подобраны мною таким образом, чтобы каждый ученик мог внести посильный вклад в достижении общего успеха.
На уроке должен присутствовать этап самостоятельной деятельности школьника, результаты которой он может оценить исходя из определенных, заданных педагогом критериев и показателей. Такой этап присутствовал и на моем уроке. Школьникам предлагалась самостоятельно выполнить тест. Задание состояло из двух частей: в первой надо было вспомнить условия и закон прохождения диффузии, рассмотреть опыты. Во второй части им необходимо было выбрать ответ. По окончании работы я показала через проектор правильные ответы и выставила оценки тем ученикам, которые успешно справились с заданием.
Федеральные образовательные стандарты требуют, чтобы атмосфера, создаваемая учителем на уроке, способствовала сотрудничеству и взаимной поддержки учащихся(Принцип психологического комфорта). Это обеспечивается доброжелательным тоном педагога и созданием ситуации успеха в обучении. На моем уроке ученик мог ощутить поддержку на любом этапе при любом затруднении. Эту поддержку кроме меня мог оказать сосед по парте, и любой одноклассник, к которому затрудняющийся ученик обращался за помощью.
Одним из принципов реализации ФГОС является принцип творчества. Творчество учащихся может иметь самые различные формы, Творческим было домашние задание к следующему уроку. Желающим учащимся было предложено найти в Интернете информацию о диффузии в окружающем нас мире и подготовить её творческое представление (в форме презентации, рисунков, фотографий). А также раскрыть тайну техники «грануляции».
Современная дидактика для проведения уроков в системно деятельностной парадигме требует, чтобы учащиеся периодически рефлексировали свою деятельность, оценивая полученные продукты деятельности. Понимая под рефлексией критериальный анализ ,я задавала критерии выполнения той или иной работы на каждом её этапе. Например, в конце урока мы обратились к цели урока. Учащиеся проанализировали содержание составленной таблице и сделали вывод о том, насколько они достигли поставленной цели.
На некоторых уроках, проводимых в системно-деятельностной парадигме, учащиеся готовят проекты, которые потом защищают. Таким проектом у меня является таблица «Строение вещества», которую мы заполняем несколько уроков подряд и продолжили заполнять на данном уроке. Таблица имеет четыре графы. 1- есть промежутки, 2 –хаотично движутся, 3- взаимодействуют, 4 – мне это интересно. На уроке учащиеся заполняют первые три графы, 4 графа – это творчество учащихся.
Общие выводы по уроку:
Проведенный урок прошёл интересно. Мне удалось решить поставленные задачи и достичь цели. Показателем достижения цели служило высокая активность учащихся при самостоятельном решении поставленных задач. С самостоятельной работой, проводимой в конце урока ,успешно справились 12 учащихся из 14, что составило 85,7%.
Вместе с тем урок обозначил проблемы, над которыми мне предстоит работать в дальнейшем:
1.учить учащихся интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие;
2) учить планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, работать в паре, корректировать и оценивать деятельность партнера.
3) учить анализировать и синтезировать знания, выводить следствие, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, выдвигать и обосновывать гипотезы.
15