Методическое руководство Работа школьного методического объединения
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красногорская средняя общеобразовательная школа»
608330142684500
Методическое руководство
Методическая работа и её роль в профессиональном росте учителя
Авторы: Афонина Р.Ф., учитель химии,
Шевнина Е.А., заместитель директора школы поучебно- воспитательной работе
Красногорское
2014г
Содержание
1.Аннотация_____________________________________________________3
2.Пояснительная записка______________________________________________4-5
2.1. Актуальность темы____________________________________________4
2.2. Адресная направленность_______________________________________4
2.3. Основные направления работы__________________________________4
2.4. Функции методической работы___________________________________5
2.5. Функции руководителя МО______________________________________5
2.6. Принцип работы_______________________________________________5
3.Концептуальная часть___________________________________________ 6-10
3.1. Методическая тема школы_______________________________________6
3.2. Методическая тема МО__________________________________________6
3.3. Решаемая проблема, цель_________________________________________6
3.4. Подготовительный этап (2011 – 2012 гг.)_______________________________7
3.4.1. Задачи теоретического плана________________________________________7
3.4.2. Научно – методические ресурсы_____________________________________7
3.5. Операционально – исполнительский этап (2012-2013 гг.)__________________7
3.5.1. Задачи практического плана________________________________________7
3.6. Экспертно – аналитический этап (2013-2014 гг.)_________________________8
3.7. Рефлексивно - обобщающий этап (2014-2015гг.)_________________________9
4. Заключение________________________________________________________11
5. Приложение___________________________________________________12-17
5.1. Анкета участника МО______________________________________________12
5.2. Рефлексивно-ролевая игра __________________________________________14
Аннотация
В руководстве описана нетрадиционная форма организации работы методического объединения «Лаборатория нерешенных проблем» на основе педагогического исследования коллег – единомышленников. Работа на основе исследования направлена на решение общих проблем дидактического, психологического характера. Определены функции методической работы и руководителя методического объединения. Предлагается подробное планирование работы на подготовительном, экспертно-аналитическом, рефлексивно-обобщающем этапах. Представлено приложение. Руководство адресовано:
руководителям школ для построения системы управления профессиональным ростом учителя;
руководителям методического объединения для организации системной, согласованной методической работы как средства обеспечения профессионально – личностного роста педагога;
учителям как главным субъектом самоуправления своим профессиональным ростом.
Ключевые слова: цикловое методическое объединение «Лаборатория нерешённых проблем», исследовательская работа.
Key words: cycle methodical association “Laboratory of unsolved problems”, research.
Пояснительная записка
В деле обучения и воспитании, во всём школьном
деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя.
Учитель живёт до тех пор, пока он учится.
Как только он прекращает учиться, в нём умирает
учитель.
К.Д.УшинскийАктуальность. Тема «Методическая работа и её роль в профессиональном росте учителя» актуальна, так как в настоящее время динамические процессы в системе образования требуют непрекращающегося самосовершенствования, широкого общения учителя с коллегами, преподающими разные дисциплины, психологами, социологами и т.д. В работе циклового методического объединения «Лаборатория нерешённых проблем» принимают участие учителя химии, биологии, физики, информатики, географии, психолог. Работа объединения направлена на решение общих проблем дидактического, психологического характера. В период внедрения профессионального стандарта педагога, который призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования, методическая работа одно из важных средств обеспечения профессионально-личностного роста учителя.
Адресная направленность. Системная, согласованная методическая работа как средство обеспечения профессионально-личностного роста учителя поможет руководителям школы в построении системы управления профессиональным ростом учителя.
Основные направления работы
1.Повышение профессиональной компетенции учителей. Работа проводится согласно плану методического объединения.
2. Индивидуализация методической помощи учителям при выполнении ими учебных программ (индивидуальные консультации, посещение уроков, выявление затруднений, разработка индивидуальных рекомендаций по решению проблем в работе, семинары, практикумы по составлению рабочих программ и т.д.)
3. Создание мотивационной среды для учителей (работа по программе «Путь к мастерству», цель которой – создание условий для преодоления молодым специалистом противоречий между готовностью к работе в школе, ожиданием радости творчества и проблемами педагогического общения в период адаптации в новой социально – педагогической среде; содействие внедрению новых педагогических технологий; методическая помощь учителям – участникам конкурсов разного уровня),4. Обобщение педагогического опыта (посещение уроков, собеседование с педагогами, чей опыт работы изучается, оказание помощи в его распространении).
Функции методической работы
Обогащение профессиональных знаний учителя на основе решения проблем дидактического, психологического характера.
Развитие мотивов творчества в педагогической деятельности с помощью создания мотивационной среды..Формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, взглядов, убеждений учителя.
Функции руководителя МО:
собеседник(функция моральной, эмоциональной поддержки);
фасилитатор (создание условий для творческого развития учителя);
психотерапевт (функция педагогической, методической поддержки);
эксперт (информативная, консультативная, рекомендательная функции).
Принцип работы
Работающему, творчески настроенному учителю полезно следовать принципу «изюм – в булочку»; узнал о новом, интересном приёме обучения, обнаружил интересную задачу – используй на практике; получилось неудачно – «вынь эту изюминку из булочки» (всю булочку печь заново не нужно).
Ю.М.Колягин, заслуженный учитель школы РФ
Основные формы работы циклового методического объединения преподавателей естественно-научных дисциплин «Лаборатория нерешённых проблем» - работа по индивидуальной программе, парная работа «Наставник – молодой специалист», работа микрогрупп и коллективная работа. План методического объединения составляется, учитывая основную проблему, выявленную при анализе работы методического объединения за прошедший год, индивидуальные программы профессионального самообразования учителей, результаты анкетирования коллег (см. приложение 1).
Приведём пример планирования работы МО.
Концептуальная часть
План работы на 2011 – 2015 гг.
Методическая тема школы: индивидуализация обучения и воспитания, основанная на создании оптимальных условий для формирования творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
Методическая тема МО: формирование потребности учащихся в самообразовании и саморазвитии при изучении естественных наук как компонентов культуры, базы для формирования естественно-научной картины мира.
Решаемая проблема: возможности социализации учащихся в учебном процессе.
Цель: создание условий для функционирования образовательного пространства, способствующего самореализации и социализации личности.
Внимание современного учителя направлено на решение проблемы социализации учащихся. Эта проблема актуальна и не всегда успешно решается в школе. Для достижения поставленной цели работа методического объединения включает несколько органично связанных этапов.
Подготовительный этап (2011 – 2012 гг.)
Задачи теоретического плана
Изучить:
1.Затруднения учителей в организации образовательного процесса на уроке (индивидуальная работа с учителем, анкетирование, анализ результатов анкетирования).
2.Психологические основы индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании, педагогической оценки как основной формы взаимодействия учителя и учащихся (публичная презентация на тематическом педсовете).
3.Что такое социализация? Позитивная и негативная роль школы в развитии и самоизменении обучающихся (мини-лекция (10 мин) с обсуждением (20 мин).4. Способы социализации обучающихся в учебном процессе (мини-лекция (10 мин) с обсуждением (20 мин).Научно – методические ресурсы
Андреева Г.М Социальная психология.- М., 2008.
Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения. – М., 1982.
Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М., 2007.
Поташник М.М. Требования к современному уроку. - М., 2007.
Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. - М., 2010.
Операционально – исполнительский этап (2012-2013 гг.)
Задачи практического плана
Провести педагогическое исследование по теме «Социализация учащихся в учебном процессе».
Цель: выявление возможности социализации учащихся в учебном процессе.
Объект исследования: возможности социализации учащихся в учебном процессе.
Предмет исследования: уровень сформированности признаков социализации.
Гипотеза: учебный процесс является сферой социализации учащихся.
Задачи: с помощью педагогического мини-исследования выявить уровень сформированности признаков социализации по блокам: психологическому, коммуникативному, социальному, инструментальному; провести анализ полученных результатов.
Приёмы проведения данного исследования
1. Наблюдение на уроке (самоанализ, анализ урока коллегами). Цель: выявление сформированности признаков социализации (психологические, коммуникативные, социальные, инструментальные).
2. Портфолио ученика. Цель: интеграция текущих результатов индивидуальной учебно-познавательной деятельности учащихся.
3. Анкетирование учащихся. Цель: определение эффективности способов, средств, форм организации индивидуальной учебно-познавательной деятельности учащихся.
4.Тестирование учащихся. Цель: выявление эффективности реализации возможностей учащихся в различных учебных ситуациях.
5. Опрос учащихся. Цель: выявление уровня социальной адаптации, активности, самостоятельности и нравственной воспитанности учащихся.
6. Индивидуальная работа с родителями. Цель: выявление проблем в домашнем учебном труде ребёнка, оказание адресной методической помощи родителям.
7. Контрольно-методические срезы (промежуточный контроль). Цель: определение взаимосвязи между педагогической деятельность учителя и образовательными результатами учащихся.8. Обработка результатов. Цель: определение особенностей учащихся в классных коллективах, выбор приоритетных направлений педагогической поддержки успешности учащихся в учебном процессе.
Экспертно – аналитический этап (2013-2014 гг.)
Рефлексивно-ролевая игра с приглашением учителей других школ «Учебный
процесс как сфера социализации учащихся» (см. приложение 2.)
Рефлексивно-обобщающий этап (2014-2015гг.)
Рефлексия: «Я», «МЫ», «ДЕЛО»
Подведение итогов: удовлетворённость учителя работой с коллегами
единомышленниками в МО, осознание значимости результатов педагогического исследования для организации успешной учебно-познавательной деятельности учащихся и профессионально-личностной мотивации как определяющего компонента опыта педагогического творчества, создание методического пакета «Опорные точки для учителя», содержащего арсенал педагогических
приёмов, способов, средств из опыта работы коллег – единомышленников.
Обобщение опыта. Диссеминация передового опыта педагогов.
Федеральный уровень. Богданова С.А. (учитель физики) участник проекта «Школа – лаборатория инноваций» издательства «Эффектико - пресс», редакция научно – методического журнала «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования» - представление на техническую экспертизу разработки «Приёмы преодоления отчуждённости предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода» (май – июнь 2014 г.). Проект признан победителем, школе присвоено звание «Школа – лаборатория инноваций».
Краевой уровень. Авторские педагогические разработки Афониной Р.Ф.(учитель химии), Логиновой Е.И.(учитель географии) по теме: «Хозяйство Западно-Сибирского экономического района», «Неметаллы и их соединения (Экологические проблемы малой Родины)» успешно прошли общественно-профессиональную экспертизу и внесены в банк передового педагогического опыта краевого профессионального объединения учителей естественно-научных дисциплин(URL: bttp://www.akipkro.ru/kpop-mail/pedagogicbeskij-opyt.btml)/
Богданова С.А., Петкау А.В., Тупикина Ю.П., Афонина Р.Ф. участвовали в экспертизе методических материалов на странице «Общественно – профессиональная экспертиза» краевого профессионального объединения учителей ЕНД сайта КГБОУ АКИПКРО www.akipkro.ru (апрель 2014 г.)
Богданова С.А. Окружная методическая неделя «Переход на новые стандарты образования: опыт, результаты, проблемы» секция «Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС». Тема «Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально - пассивными детьми на основе деятельностного подхода»22.04.2014 г. – Диплом, приказ № 2 филиала АКИПКРО г. Бийска от 24.04.2014 г.
Реализация данного плана на практике показывает, что такая форма работы эффективна для организации совместной работы коллег-единомышленников (сотрудничество и сотворчество). Она позволяет учителю почувствовать себя лично ответственным за уровень своего профессионализма, добиться оптимальных результатов в саморазвитии. Члены методического объединения коллективно творчески исследуют сложившую в школе ситуацию, выделяют проблемы, требующие особого внимания, и находят пути решения.
Методическая работа – это система, которая имеет цель, задачи, функции, содержание, формы организации, структуру и критерии оценки её эффективности. Критерий – это то, что позволяет увидеть соответствие между целью и результатом. Наиболее эффективны следующие критерии: критерий стимулирующей роли методической работы, критерий рациональности расходования времени, критерий результативности. Использование критериев оценки эффективности методической работы проводится в два этапа:
на первом этапе используются критерии промежуточного результата работы с педагогами;
на втором этапе через определённое время используются показатели качества образования обучающихся (взаимосвязь между педагогической деятельностью учителя и результатами его труда)
Критерии оценки эффективности методической работы
Критерий стимулирующей роли методической работы Методические мероприятия должны быть добровольными для педагога и побуждающими к работе над собой. Это главное условие обеспечения профессионально - личностного роста учителя.
Критерий рациональности расходования времени Предполагает индивидуальный, дифференцированно – групповой подходы на обеспечение личностно-профессионального роста учителя.
Критерий результативности Определяется по уменьшению затруднений учителя после проведения с ним методической работы по сравнению с тем уровнем, что был у него до начала работы с ним.
Заключение
В методическом пособии мы остановились на четырёх инновационных идеях в организации работы по управлению личностно-профессиональным ростом педагога:
1. Самообразование – это путь профессионально-личностного роста учителя. Оно должно произвольным, самопроектируемым процессом.
2. Построение системы обеспечения профессионального роста учителя должно строиться на основе изучения затруднений педагогов в проектировании и осуществлении образовательного процесса.
3. Методическая работа должна быть направлена на решение общих проблем дидактического, психологического характера.
4. Оценка эффективности работы с педагогическими кадрами должна осуществляться на основе критерий промежуточного и конечного результатов, а не по числу и номенклатуре проведенных мероприятий.
Приложение 1.
Анкета
участника МО учителей естественнонаучных дисциплин «Лаборатория нерешенных проблем» на основе исследовательской работы
Уважаемый коллега!
В целях обеспечения успешности совместной работы коллег-единомышленников просим Вас заполнить эту анкету.
1. Сообщаю о себе:
Фамилия, имя, отчество
Образование____________ ВУЗ _______________________ Год его окончания_______
Категория: имею_______________ планирую аттестоваться на_______________.
Последние курсы повышения квалификации пройдены в_________ г. на базе АКИПКРО, района, дистанционно (нужное подчеркнуть), другое____________
Работаю по учебникам (укажите авторов и классы) ________________________
Е – mail:_____________________________________________________________
2. Участвую в работе МО, потому что…..(выберите из списка и отметьте три наиболее значимые для Вас позиции):
1. □ это необходимо мне для того, чтобы пройти аттестацию 2. □ рассчитываю повысить уровень теоретической подготовки
3. □ хочу узнать о возможностях социализации учащихся в процессе преподавания своего предмета
4. □ надеюсь получить конкретные рекомендации по выбору УМК по предмету
5. □ вижу противоречия, проблемы в собственной деятельности и рассчитываю найти пути их разрешения
6. □ стремлюсь освоить новую для меня методику, технологию
7. □ вижу возможность расширить круг профессионального общения
8. □ рассчитываю на профессиональное сотрудничество (совместную деятельность) в разрешении определённых проблем
9. □ хочу увидеть перспективы и способы профессионально-личностного роста как объекта самоуправления_____________________________________________
10. □ другое (укажите, что именно) ______________________________________
3. Продолжите предложения:
Основные цели, которые ставлю как учитель, преподавая предмет ____________
Тема по самообразованию ______________________________________________
В своей профессиональной деятельности успешно осуществляю_______________
4. Оцените по 10-бальной шкале уровень своих профессиональных компетенций относительно следующих умений:
владение умением организации работы по самоуправлению профессиональным ростом - 12 3 4 5 6 7 8 9 10
осуществлять самоанализ своей педагогической деятельности – 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
работать с информацией - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
осуществлять опытно-экспериментальную работу – 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
сотрудничать с коллегами в команде – 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вступать в диалог с коллегами по проблемам образования – 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
обеспечивать оптимальные эстетические условия обучения – 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
оценивать целесообразность и обоснованность использования тех или иных средств обучения – 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
выстраивать систему оценки качества образования по предмету – 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
5. Хочу получить ответы по теме МО ___________________________________
6. Хочу получить другие тематические консультации _____________________
Благодарю за сотрудничество!
Приложение 2.
Рефлексивно-ролевая игра с приглашением учителей других школ или через сетевое взаимодействие
«Учебный процесс как сфера социализации учащихся»
Участники делятся на три группы-лаборатории, пресс-центр, группа экспертов, группа социологов.
1-3-я группы-лаборатории, где участники «младшие научные сотрудники». Руководитель «лаборатории» выбирается научными сотрудниками. Он организует работу сотрудников по вопросам, которые ставит ведущий – руководитель методического объединения. На обсуждение каждого вопроса отводится от 3 до 5 минут.
4-я-группа – пресс-центр, состоит из главного редактора, который возглавляет и организует работу администратора сайта «Содружество учителей Красногорского района» и специальных корреспондентов. Задача пресс-центра систематизировать и обобщить результаты работ «лабораторий», создать с помощью персонального компьютера презентацию и поместить её на сайте. Как можно больше творчества и фантазии! Когда объявляется вопрос для обсуждения, пресс-центр командирует своих корреспондентов в «лаборатории», где они записывают ход дискуссии и возвращаются с рабочим материалом, который обрабатывается и оформляется за короткое время.
5-я-группа – эксперты (3 чел.). Их выступление должно быть коротким, чётким, отвечающим на вопросы:
Достаточно ли полно и глубоко освещена проблема?
Какие дополнения и замечания, по мнению экспертов, следует сделать?
Пресс-центр учитывает мнение экспертов.
Функции ведущего:
задаёт вопросы, проецируя их с помощью интерактивной доски;
делает обобщение или замечания, не отнимая инициативы у пресс-центра и экспертов;
следит, чтобы не нарушались временные границы.
При обсуждении вопросов, которые задаёт ведущий, высказать мнение в «лаборатории» может каждый, не повторяя уже сказанного. В конце работы ведущий предлагает подвести итоги и сделать анализ проведённой работы. При этом просит высказаться всех, кто принимал участие в работе.
Ведущий с помощью интерактивной доски предлагает вопросы:
1. Нужно ли учитывать в педагогическом процессе индивидуально-типологические особенности нервной системы ребёнка? Кратко обоснуйте свой ответ. (Эксперты обрабатывают результаты, пресс-центр оформляет характерные и часто встречающиеся ответы).
2. Среди основных свойств нервной системы выделите свойства, заметно влияющие на обучение учеников. (Эксперты обрабатывают результаты, кратко подводят итоги, которые поступают в пресс-центр).
3. Какие виды учебных ситуаций затрудняют индивидуальную познавательную деятельность учащихся со слабой и инертной нервной системой? Какие приёмы делают её успешной? Результаты Вашего исследования. (Эксперты обрабатывают результаты, выделяютвиды учебных ситуаций, затрудняющие индивидуальную познавательную деятельность учащихся со слабой и инертной нервной системой и делающие её успешной. Пресс-центр оформляет итог работы ).
4. Какие признаки социализированности можно формировать в процессе преподавания и как с учётом генотипической природы нервной системы учащихся? Результаты индивидуальной работы «Анализ блоков признаков социализированности. Слайд. Признаки социализированности. (Эксперты подводят итоги обсуждения, пресс-центр оформляет результаты).
Ведущий предлагает подвести итоги в ходе созданной пресс- центром презентации:
Что «наработали»?
Каков продукт «на выходе»?
То, что «наработали» по 1-3 вопросу легли в основу концептуальной модели «Учитель – субъект социализации», которая состоит из шести компонентов:
координатор образовательного процесса, методический компонент, психологический компонент, содержательный компонент, результирующий компонент, рефлексия.
Координатором образовательного процесса является учитель как субъект социализации учащихся в учебном процессе.
Методический компонент опирается на единство психологического и содержательного компонентов. Включает в себя основные элементы исследования, системную, согласованную работу коллег-единомышленников, участие в инновационной и экспериментальной педагогической деятельности. Его теоретической основой является теория поэтапного формирования умственной деятельности П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной.
Психологический компонент обеспечивает в образовательном процессе психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся, их эмоциональную удовлетворенность познавательной деятельностью и её результатами.
Содержательный компонент. Его цель - создание благоприятных психолого-педагогических условий для формирования потребности учащихся в самообразовании и саморазвитии при изучении естественных наук как компонентов культуры, базы для формирования естественно-научной картины мира.
Результирующий компонент включает критерий результативности. Использование этого критерия позволяет проследить взаимосвязь между педагогической деятельностью учителя и результатами его труда.
Рефлексивный компонент включает в себя средства:
определения уровня удовлетворённости учителя своим педагогическим
трудом, уровня удовлетворённости учеников и родителей образовательным процессом;
осознание коллегами – единомышленниками значимости результатов
педагогического исследования для организации успешной учебно-познавательной деятельности учащихся.
То, что «наработали» по 4 вопросу позволило внести учителям, как субъектам, социализации в процесс обучения продуктивные коррективы по преподаваемым в школе предметам; разработать методическую систему, содержащую собственный арсенал педагогических приёмов, способов, средств педагогической поддержки успешности индивидуальной учебно-познавательной деятельности учащихся