Методическое руководство к уроку по деловой культуре на тему «Виды конфликтов и правила поведения в них»
Методическое руководство к уроку
Тема: «Виды конфликтов и правила поведения в них»
Дисциплина: Деловая культура
Цель: Сформировать единое представление по проблеме конфликта. Способствовать формированию умения правильного выхода из конфликтных ситуаций.
Задачи:
Образовательная: научить этике делового общения и этикета деловых отношений, закрепить полученные знания путём тренинга, упражнений, теста.
Развивающая: Развитие мышления, ведение диалога, развитие навыков самостоятельной работы и умение применять полученные знания в профессиональной деятельности, способствовать расширению кругозора.
Воспитательная: Познать себя, научиться управлять своими эмоциями, слышать и понимать другого человека, жить в согласии с окружающими и принимать многообразие окружающего мира.
Прогнозируемые результаты:
Знать:
- правила поведения в конфликтных ситуациях
- приемы успешного решения спорных вопросов и приемы, нормализующие эмоциональное состояние
Уметь:
- Преодолевать конфликтные ситуации,
-успешно применять эффективные приемы ведения переговоров;
- применять приемы, нормализующие эмоциональное состояние на практике
Материалы и оборудование: учебник, ПК, мультимедийный проектор, презентация урока, мультимедийное сопровождение к уроку.
Используемые технологии:, компьютерная, игровая.
Методы работы: Беседа, проведение опроса, объяснение, самостоятельная работа,
Виды контроля:
1.Диагностический (выявляется уровень знаний на момент изучения темы)
2.Текущий (проверка эффективности обученности на разных этапах урока)
Формы деятельности на уроке: коллективная, групповая, индивидуальная
План - конспект урока
«Виды конфликтов и правила поведения в них»
Пока слово не произнесено, оно - узник того, кто собирался его сказать. Когда же слово сказано, его пленником становится тот, кто произнес его.
Древняя мудрость
Организационная информация
Тема урока Виды конфликтов и правила поведения в них
Дисциплина Деловая культура
Курс 1 гр.15
Тип урока Урок - деловая игра
Автор урока (ФИО, должность) Чернова Елизавета Александровна-преподаватель.
Образовательное учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Ростовской области профессиональное училище №61 Героя Советского Союза Вернигоренко И.Г.
Республика/ край/ город/поселение Россия, Ростовская область, город Новошахтинск
Время реализации урока 45 мнут
Необходимое оборудование и материалы Мультимедийное оборудование, учебники, пк, конспект урока, презентация, мультимедийное сопровождение к уроку.
Список учебной и дополнительной литературы:
Основная:
1.Г.М.Шеламова Основы деловой культуры Академия 2012 год.
Г.М. Шеламова Деловая культура и психология общения Академия 2009
Дополнительная:
В.А. Родионов Развитие навыков делового общения. Академия Развития 2005 год.
Сценарий урока
№
п/п Этапы урока Деятельность преподавателя Деятельность студентов
1. Организационный
момент.
Приветствует студентов:
-Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть, надеюсь, что это взаимно. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок. Приветствуют преподавателя.
2. Отметка отсутствующих.
-Староста, назовите отсутствующих. Открываем тетради и записываем сегодняшнее число и тему нашего урока:
Виды конфликтов и правила поведения в них. (Слайд 1,2)
Пишут тему урока.
Просматривают слайды презентации
3. Проверка готовности к уроку.
Прежде чем перейти к новой теме давайте вспомним материал прошлого урока. Вы, наверное, знаете, что неумение
слушать друг друга, не идти на компромисс, нарушает взаимоотношения
человека с людьми, ведёт к внутреннему разладу, т.е. приводит к конфликтам.
Внимание на доску (слайд3,4)
Что вы сейчас увидели?
Вот мы и подошли с вами к теме нашего предыдущего урока «Конфликт и его структура»
Для этого проведём устный опрос учащихся.
Вопрос:
-Скажите, что такое конфликт? Какие типы конфликтов вы знаете?
(Слайд6,7)
Хорошо, теперь ответьте на следующий
вопрос:
-Что необходимо собравшимся вместе
очень разным людям для успешности их совместной работы?
Слушают преподавателя
Просматривают слайды презентации.
Отвечают на вопросы.
Предполагаемые ответы:
межличностный конфликт, межгрупповой конфликт.
Слушают преподавателя
Отвечают на вопросы преподавателя.
Предполагаемые ответы:
Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов партнёров по общению.
типы конфликтов:
внутри личностный, межличностный, межгрупповой, конфликт между группой и личностью.
Взаимопонимание, доверие, умение слушать друг друга.
Таким образом, мы ещё раз вспомнили, что такое конфликт, какие типы конфликтов бывают.
К сожалению, конфликты в нашей жизни, как правило, неизбежны. Однако все люди ведут себя в ситуации конфликта по-разному.
Наверное, и некоторые из вас участвуя в конфликте, находили пути выхода из него.
Поделитесь своим опытом.
Слушают преподавателя
Отвечают на вопрос преподавателя.
Предполагаемые ответы:
Применял силу, договаривалась, уступали, прерывал спор и.т.д.
4. Изучение нового материала.
Презентация урока.
Объясняет новый материал: Предлагаю вместе разобраться
какие существуют пути выхода из конфликтов это, и будет темой сегодняшнего урока.
Чтобы лучше усвоить новый материал и успешно его закрепить, в ходе урока вы будете самостоятельно заполнять опорный конспект, а в этом вам поможет работа с мультимедийным оборудованием.
Наверное, никто даже не станет оспаривать утверждение: чтобы стать профессионалом в деловом мире, надо уметь слушать, слышать и понимать, о чем говорит партнер по бизнесу и уметь самому говорить так, чтоб тебя уважали.
Итак,
Послушайте одну довольно известную притчу: два человека не
могли поделить один апельсин. Каждый утверждал, что это его апельсин и не
хотел уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если
бы этим людям не пришла в голову простая, но совершенно гениальная
мысль выслушать другого. И тогда выяснилось, что одному нужен апельсин
для того чтобы выжать из него сок, а второму, чтобы из семечек вырастить
новое дерево. Оказывается, можно решить проблему.
Вы можете сказать, ну а если им бы обоим был нужен апельсин для одной
цели? Что тогда?
Итак, по способу разрешения, конфликты можно подразделить на непродуктивные и конструктивные.
Непродуктивные конфликты — это конфликты, при которых разрушаются межличностные связи, резко снижается эффективность работы, а решение проблемы становится невозможным.
Конструктивные конфликты не выходят за рамки деловых отношений и предполагают пять стратегий поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание.
(Слайд8)
Что же представляют собой конструктивные конфликты? Приведите примеры. (Слайд 9,10)
- Вопрос:
- Скажите, что мы с вами сейчас
увидели?
Итак, как можно подразделить конфликты? (Слайд11.)
А теперь давайте разберём пять стратегий поведения. (Слайд 12)
-Соперничество (Слайд 13)
борьба за свои интересы
-Сотрудничество (Слайд14)
уважение своих и чужих интересов.
Компромисс (Слайд 15)
дипломатичность, гибкость.
-Избегание (Слайд 16)
неуверенность в себе, неумение отстоять свои интересы, ощущение своей неполноценности, уход от конфликта.
-Приспособление (слайд 17)
попытка сгладить противоречия.
.
Понятно, что ни одна стратегия поведения в продуктивном конфликте не может считаться лучшей, поэтому важно научиться эффективно, использовать каждую из них, учитывая обстоятельства и ситуацию.
Вопрос:
-Назовите 5 основных стратегий поведения в конфликте.
Слушают преподавателя, просматривают слайды презентации.
Отвечают на вопрос
Применить силу, уступить.
Работают с учебником.
Просматривают слайды презентации.
Отвечают на вопросы преподавателя
Предполагаемый ответ:
Конструктивные конфликты не выходят за рамки деловых отношений и предполагают пять стратегий поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание.
Увидели конфликт на рабочем месте.
Увидели межличностный конфликт
Конфликты можно подразделить на конструктивные и непродуктивные.
Просматривают слайды презентации.
Слушают преподавателя
Отвечают на вопрос
Предполагаемый ответ
Соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
5. Задание
Возможно, в ходе урока некоторые из вас мысленно не раз спроси-
ли себя: А я конфликтный человек или нет? Что окружающие думают обо мне, комфортно ли им рядом со мной?
Чтобы развеять ваши сомнения и помочь вам определиться со стратегией поведения в конфликтной ситуации я предлагаю вам несколько
конфликтных ситуаций в сфере обслуживания на предприятиях торговли и методы разрешения конфликта. (Слайд20,21)
А теперь давайте разберем некоторые варианты ваших конфликтных ситуаций:
1.Общение менеджера с руководителем, который просит вас остаться во вне рабочее время.
2.Общение продавца с недовольным покупателем.
3.Общение с сотрудником, который нелестно отзывается о ваших профессиональных качествах.
4.Общение с покупателем, который отказывается
оплатить отсканированный товар.
Методы разрешения конфликта
1. Соперничество – отстоять свои интересы
2. Сотрудничество – попытаться найти такое решение, которое удовлетворит интересы обеих сторон
3. Компромисс – пойти на уступки
4. Избегание – попытаться убежать.
5. Приспособление – безропотно согласиться.
В конфликтной ситуации и уже разыгравшемся конфликте всегда нужно помнить о «золотом правиле» нравственности, о соблюдении вежливости и тактичности.
Слушают преподавателя
6. Закрепление изученного материалы.
Вступительное слово
-В закрепление знаний о стратегиях поведения в конфликтных ситуациях, я предлагаю Вам пройти Коммуникативный тренинг (работа в парах)
В отношении между людьми большое значение имеет умение принять человека таким, какой он есть, понять образ его мыслей, увидеть те или иные события, явления его глазами,
поставить себя на место другого человека в той или иной ситуации. Попытаемся сделать это. ( Слайд 24)
Проводит Коммуникативный тренинг. ( Слайд25)
Ученику в роли «старшего продавца» необходимо убедить коллектив остаться после работы для уборки территории магазина по случаю предстоящего праздника. (Ситуацию можно усложнить: представить, что у работников на это время уже куплены билеты в кино.)
Задаёт вопрос по изученному материалу:
Дайте определение понятия «Открытые вопросы» Слушают преподавателя.
Просматривают слайды презентации
Принимают участие в тренинге.
Отвечают на вопросы.
Предполагаемый ответ:
Это вопросы, которые требуют развёрнутого ответа .Подведение итогов урока.
Оценивает работу обучающихся на уроке.
Итак, сегодня мы обсудили, каковы могут быть стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Какая самая лучшая, решать вам самим. И всё-таки, стоит заметить, что
побеждает не тот, кто последним скажет что-то оскорбительное, а тот, кто сумеет пресечь ссору. Войну можно победить только отказом от неё. (Слайд26)
Хочу сказать всем спасибо за работу, вы успешно с ней справились и заслужили высокие оценки. Домашнее задание.
Выдаёт домашнее задание.
В тетради аргументированно ответьте на следующие вопросы:
1.Решить возникшее противоречие можно только путём спора, а не ссоры.
Почему?
2.Какая стратегия характерна для вас?
3.Попробуйте определить, какую позицию в конфликте вы чаще всего занимаете?
Задача: придумать ситуацию, где необходима именно ваша стратегия поведения в конфликте.
Преподаватель: Урок окончен. Спасибо за внимание. Удачи Вам! Записывают домашнее задание.