Конспект урока по литературному чтению на тему Русская народная сказка Лиса и Журавль
Тип урока: открытие нового знания
Цели:
познакомить учащихся со сказкой “Лиса и журавль”, закрепить знания о видах сказок.
развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения;
развивать навык выразительного чтения по ролям;
воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, стремление делать добрые дела.
УУД:
Личностные:
1.Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.
2.Формирование общего представления о моральных нормах поведения.
3. Освоение статуса ученика; формирование мотивации к учению.
4. Формирование ценностного отношения к культурному наследию родной страны.
Регулятивные:
1.Организация своего рабочего места под руководством учителя.
2.Составление плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя.
3.Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
4.Реализация плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя.
5.Нахождение отличия верно выполненного задания от неверного.
6.Использование в своей деятельности простейших смысловых моделей.
Познавательные:
1.Ориентация в учебнике: определение умений, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.
2.Формирование умения извлекать информацию из текста и иллюстраций.
3.Нахождние отличия нового от уже известного с помощью учителя.
4.Перерабатывание полученной информации: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные:
1.Формирование умения слушать и понимать других.
2.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Соблюдение простейших норм речевого этикета: умение выступать с монологом после получения разрешения, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику.
4.Формирование умения согласованно работать в группах и коллективе.
5. Участвовать в обсуждениях, работая в паре;
6. Не бояться собственных ошибок и участвовать в обсуждении
Оборудование:
Презентация, учебник, дидактический материал
Литература:
Учебник
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Евгеньевна. Этот урок литературного чтения проведу у вас я.
Долгожданный дан звонок –Начинается урок.Каждый день – всегда, везде,На занятиях, в игре,Смело, чётко говоримИ тихонечко сидим.
Учитель спросит – надо встать.Когда он сесть позволит – сядь.Ответить хочешь – не шуми,А лучше руку подними.
Эмоциональный настрой детей к познавательной деятельности
Актуализация знаний и пробное учебное действие
А вы любите сказки?
Какие сказки вы знаете?
Какие сказки вам читала мама?
Вы сами?
В школе?
Какие из вами названных являются вашими любимыми?
Каких животных из сказок вы знаете?
Ответы детей
Локализация индивидуальных затруднений
Сейчас, мы поиграем в игру «Имя главного героя»
Узнайте животных по прозвищам.
*Кумушка, сестричка
*Куманёк, «зубами щёлк»
*Толстопятый, косолапый, «давай реветь»
*Норушка
*Квакушка
*Побегайчик, косой, серый, длинноухий,
*Дереза
– Где их так называют?
А что же такое сказка?
В сказках происходят удивительные приключения, поучительные истории, забавные случаи. Вместе с героями сказок мысленно переносимся мы в тот сказочный мир, где живут эти герои.
Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую реальную мысль.
Лиса
Волк
Медведь
Мышка
Лягушка
Зайчик
Коза
В сказках.
Предположения детей
Построение проекта в пробном учебном действии
Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Лиса и Журавль».
Откроем учебник на странице 42, и прочтём неизвестные слова.
Сейчас мы проведём словарную работу.
На доске записаны слова.
– Объясните, если знаете, что значат слова:
Куманек(кум)– крестный отец по отношению к родителям крестника.
Сама стряпала – сама приготовила пищу.
Не обессудь – не суди строго.
Потчевать – угощать.
Досада – обида, чувство неудовольствия.
Несолоно хлебала – обманулась в ожидании.
Давайте прочитаем сказку.
Чтение сказки учителем.
Назовите героев сказки
Какова главная мысль сказки?
Давайте ещё раз прочитаем сказку. Но читать мы будем не просто так, а будем готовиться читать по ролям.
Лиса и Журавль
Реализация проекта пробного учебного действия
Для того чтобы нам было удобно прочитать сказку по ролям,
возьмём карандаш и в тексте выделим их реплики. Перед словами автора ставим букву А, пред словами лисы-Л, перед словами журавля –ж. (несколько реплик выделяем вместе, далее дети доделывают самостоятельно).
-Для чего мы выделяли слова героев?
-Не забудьте об интонации, которой мы должны передавать слова героев. Как читаем за лису, журавля?
- Читаем по ролям.
Обобщение во внешней речи
Физкультминутка
Все движения разминки
Повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок
Приступаем за урок!
Найдите пословицу в этой сказке
Как вы понимаете эту пословицу?
Верно. Так давайте ещё подберем к этой сказке пословицу.
Я называю пословицы.
А вы отвечаете подходит она или нет.
*Что есть в печи, все на стол неси.
Делу время, потехе
*За добро добром платят.
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
*Хороший гость дому радость.
*Гостю щи не жалей, а побольше лей.
*Умей в гости звать, умей и угощать.
Как аукнется, так и откликнется
Как ты относишься к человеку, так и он будет относиться к тебе.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Ребята, а теперь давайте придумаем счастливый конец этой сказки, где лиса и журавль помирились. Это задание мы пишем самостоятельно на листках, подписывая лист:
Например:
За праздничным столом
Однажды у Медведя был день рождения. Он созвал всех зверей и птиц.
Случилось так, что Журавль с Лисой оказались рядом за праздничным столом. Возле Лисы стоял кувшин с лесной ягодой, а возле Журавля тарелка с мёдом. Никак не получается у них полакомиться этим угощением!
Сидели они, сидели, да и решили извиниться за старое, поменялись угощениями. Наелись досыта, улыбнулись друг другу.
С тех пор дружат Лиса и Журавль.
Включение в систему знаний и повторений
Что нужно было сделать лисе, чтобы журавль не обиделся?
А как журавль должен был угостить лису?
Так почему распалась дружба лисы с журавлём?
Чему учит сказка?
- Положить кашу в глубокую тарелку.
Налить окрошку в глубокую тарелку.
Не умеют дружить.
Уметь дружить: не делать плохо другу, а только хорошее.
Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
Всё ли вам было понятно?
Понравилась вам сказка?
Прочтёте её дома маме или папе?
Домашнее задание:
читать (с. 42–44); выполнить задания 3, 4 (с. 44).
Ответы детей
15