Роль игры и занимательности при обучении учеников начальных классов связной речи.


Роль игры и занимательности при обучении учеников начальных классов связной речи.
В настоящее время по-прежнему проблематичной в методике русского языка остается грамотность учащихся, многие выпускники школ, к сожалению, плохо владеют устной и письменной речью. На сегодняшний день актуальны слова С.В. Тандина. «Одна из серьезных проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности».
На мой взгляд, именно в раннем возрасте необходимо и можно сформировать навыки правильной устной речи детей. Вместе с тем нельзя не учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников. Необходимо заинтересовать детей, т.к. по мнению Никитченко Г.Ю.: «Интерес - основа при углубленном изучении русского языка».
Интерес в педагогической теории и практике рассматривается как огромный стимул обучения и воспитания, как средство активизации познавательной деятельности учащихся, позволяющее учителю сделать процесс овладения знаниями более продуктивными и привлекательными. Игра сопровождала человека на протяжении всей истории его существования, развивая его способности, умения и навыки, приспосабливая его к жизни, передавая опыт передовых поколений. Что такое игра? В психологическом словаре отмечается: «Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и управление общественного опыта фиксированного в социально-закрепительных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры». Действительно, в игре как особом виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, что способствует эмоциональному, интеллектуальному и нравственному развитию личности.
Что же привлекает педагогику в игре? Какие качества являются дидактически ценными?
Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно. Психолог А.Н.Лук пишет: «В игре нет принуждения, также нет непосредственно жизненной , так называемой утилитарной необходимости. Это чисто добровольная деятельность».
Так как учеба стоит часто на принуждении, игра воспринимается особенно радостно, а радость стимулирует расположение к учебному процессу, повышает интерес к нему. Игра вносит разнообразие в повседневную учебную деятельность, способствует развитию интереса не только к игре, но и к самому предмету. Игра дает возможность учащемуся оценить себя на фоне других учеников. Умение оценить себя правильно – это важная способность человека, помогая ему в жизни: недооценка своих способностей мешает человеку быть инициативным, решительным и энергичным. Игра выдвигает как бы новый критерий оценки. Ведь победителем чаще всего бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого к тому же развито воображение, кто умеет наблюдать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто располагает хорошей «кладовой памяти», но и может с умом пользоваться ее богатствами. Таким образом, игра в руках хорошего организатора превращается в действенное орудие как обучения, так и воспитания, требуя от участников большего умственного напряжения и принося в то же время большое удовольствие. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например: «Назови одним словом» или «Назови три предмета» нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, - главная задача многих словесных игр. Если ребенку достается роль гида в игре «Путешествие по городу», то он охотно рассказывает туристам о достопримечательностях города. Так развивается монологическая речь ребенка.
В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Например, в игре «Угадай, что мы задумали» необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: «да» или «нет». Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои убеждения, доводы. Например, при проведении игры «Что в мешочке?» формирование правильного произношения совмещается с развитием познавательной деятельности: дети на ощупь по форме, величине, твердости определяют предметы, а затем, вынимая их из мешочка, уточняют правильность ответа. В игре «Что растет на огороде?» дети учатся не только дифференцировать определенные группы звуков на слух и в произношении, но и уточняют, закрепляют свои знания и представления об овощах. Большую ценность для умственного и речевого развития представляют загадки. Они не только уточняют и расширяют представления детей о каком-то предмете или явлении, но и развивают наблюдательность, учат думать, отвлеченно мыслить, подмечать характерные признаки предметов, то есть способствуют умственному и речевому развитию. «Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припомнить виденное, сравнивать явления, мысленно их расчленять, выделяя каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает сообразительность, быструю реакцию, развивает умственную активность, самостоятельность, привычку глубже осмысливать мир».[1] Например, чтобы отгадать загадку о лисе – «Рыжая, с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом», дети должны иметь достаточно четкое представление об этом животном. Ребенок, не имеющий четкое представление о лисе, не сможет отгадать эту загадку: ведь у белки тоже пушистый хвост, живет она в лесу, летом рыжая. Но лиса живет под кустом, а белка на дереве, и поэтому дополнительному признаку, сопоставляя и сравнивая этих двух животных , ребенок выбирает правильный ответ. Таким образом, чтобы правильно отгадать загадку, недостаточно иметь разрозненные знания о животном, нужно иметь целостное представление о нем, а это возможно лишь в том случае, если ребенок умеет систематизировать имеющиеся знания и правильно использовать их. Не менее полезным для речевого и умственного развития являются занятия по заучиванию пословиц и поговорок. Небольшие по объему, они заключают в своем содержании ясную, четкую, краткую мысль, а в процессе высказывания обогащают роль говорящего. Стих как речевой материал для воспитания культуры речи имеют многоцелевое значение.
Так, разучивая стихотворение Н.Костарева «Бобер», с целью закрепления правильного произношения звука «р», учитель имеет возможность расширить представление детей о жизни данного животного, познакомить с некоторыми сторонами жизни бобра, с особенностью строения его зубов:
Посмотри-ка на бобра:
Без пилы, без топора
Валит он в лесу осину –
Строит в заводи плотину!
Зубы крепкие бобра
Поострее топора.
Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения.
Речь детей отличается от речи взрослых. Зачастую ребенок пытается сам осмыслить слова, придавая им иное значение, например: «Лодырь – человек, который делает лодки», «Деревня – где много деревьев» и т.д.
Работа с многозначными словами – часть словарной работы. Цель ее – обеспечить собственно языковое, речевое развитие, совершенствование владения языком. Кроме того, раскрытие смыслового богатства многозначного слова играет большую роль в точности словоупотребления.
Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.
Способность интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей своими изложениями помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах.
Известны два основных вида связной речи - диалогическая и монологическая. В школьном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи – пересказом и рассказом.
Рассказ сравнительно с пересказом – более сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового литературного произведения. Развитие связной речи осуществляется прежде всего при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложной фабулой и доводится до высших форм самостоятельного рассказывания.[2]
Перед учителем начальных классов стоят следующие задачи по формированию связной речи детей:
совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их;
воспитывать культуру речевого общения;
продолжать учить детей самостоятельно, выразительно, без повторов передавать содержание литературного текста; использовать в пересказе выразительные средства, характерные для произведения;
совершенствовать умение составлять рассказы о предмете (по плану, составленному коллективно или предложенному учителем), по картинке, по серии сюжетных картинок;
продолжать учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта;
закреплять умение составлять рассказы и небольшие сказки.
Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития школьников, на их речевую подготовку для дальнейшего обучения в школе.
Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей своими изложениями помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивать уверенность в своих силах.