Элементы занимательности на занятиях и во время экскурсий в природу
Воспитатели ГПД, как известно, отличаются особой изобретательностью. Им удается даже самые непростые научные истины воплотить в занимательные, игровые, но, тем не менее, содержательные формы.
Хочу рассказать о том, как я использую элементы занимательности на занятиях и во время экскурсий в природу.
Во время экскурсий в природу, а также на занятиях в классе воспитатель использует загадки, стихотворения, занимательные игры. Дети готовят небольшие инсценировки, отправляются в воображаемое путешествие, сочиняют небольшие рассказы. Опытный педагог оснащает занятия яркими иллюстрациями, таблицами, сам нередко рисует пособия по различным темам, использует видео и диапозитивы. Приведу несколько примеров. Иллюстрирующих применение занимательных приемов на занятиях.
Осенью с шестилетками была проведена экскурсия на огород. Знания об овощах, полученные на экскурсии, закреплялись в виде небольшого театрализованного представления «Волшебный огород».
Девочка Маша (ее роль исполняла ученица IV класса) пришла на огород за овощами для обеда и просит разрешения взять их у бабушки Загадушки, рядом с которой сидит Песик Черный носик.
Бабушка Загадушка отвечает:
- Мой огород богатый. Растут в нем и капуста, и морковь, и лук, и зеленый огурчик. Только взять их нелегко: хитрый волшебник спрятал их загадки, назвал именами людей и посадил Песика Черного носика стеречь огород. Только того, кто отгадает загадки, пустит песик в огород.
Маша опечалилась:
- Что же мне делать? Не сумею я отгадать загадки.
- А ты ребят попроси, они смышленые, живо отгадают! – посоветовала ей бабушка Загадушка.
Дети с радостью соглашаются помочь Маше.
И вот бабушка Загадушка загадывает загадки, а Маша с помощью ребят разгадывает и объясняет их.
Красная девица родилась в темнице,
Выкинула косу за окошко ловко.
Наступает осень, выдернут… (морковку).
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке
Зеленые прядки. (Морковь)
Никого не огорчаю,
Всех плакать заставляю. (Лук)
Скинули с Егорушки золотые перышки,
Заставил Егорушка плакать без горюшка. (Лук)
Закутан ребенок
В сорок пеленок. (Капуста)
Кругла да гладка, откусишь – сладка,
Засела крепко на грядке… (репка)
Кругленькие братцы в домике ютятся.
В домике зеленом им совсем неплохо,
Варят их в бульоне и зовут… (горохом)
И зелен, и густ на грядке куст,
Покопай немножко – под кустом… (картошка)
В заключение бабушка Загадушка похвалила детей за то, что отгадали все загадки и помогли Маше набрать в корзинку то, что ей надо было.
На дом дети получили задание: найти другие загадки об овощах.
Знания детей об осенних изменениях в природе проверял Еж Ежович. Еж был сделан из картона, а на его иголках были наколоты картинки. Изображающие листочки, яблоки, грибы. Дети снимали их и читали (с помощью учителя или самостоятельно) вопросы и задания, написанные на обратной стороне. Например:
Его из леса ветер гонит,
И, как на крыльях, он летит
И сам он в речке не утонет,
И в ней воды не замутит.
Уносит осенью поток
Опавший желтенький…(листок)
Детям надо определить, с чьей ветки эти детки (по картинкам, где нарисованы плоды и листья деревьев и кустарников).
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)
Воспитатель задает вопросы: «Назови съедобные грибы и найди их на картинках. Какие птицы улетают от нас осенью? Какой зверек летом серый, а зимой белый?»
В следующий раз дети с удовольствием инсценировали небольшие рассказы Н. Сладков или Э. Шима. Например, разыграли такой диалог белки и медведя:
- ау, медведь! Ты что по ночам делаешь?
- Я-то? Да ем.
- А днем?
- И днем ем.
- А утром?
-Тоже ем.
- Ну, а вечером?
- И вечером ем.
- А когда же ты не ешь?
- Да когда сыт бываю.
- А когда ты сыт бываешь?
- Да никогда…
Один из главных путей изучения природы – прогулки и экскурсии в лес или парк, на луг. Многое удается наблюдать с детьми, если постоянно поддерживать их интерес, вводить элементы занимательности.
Так, перед началом зимней экскурсии педагог предложила детям загадку:
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
«Конечно, зима», - ответили дети. Воспитатель сообщила, что во время экскурсии они будут искать отгадки на зимние загадки. А загадок у зимы много – и про снег, и про мороз, и про лед на реке. Дети не только отгадывали загадки, но и наблюдали, какие изменения происходят в природе зимой.
Его весной и летом
М видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки,
Но зимние метели
В меха его одели.
Эту загадку про дерево дети услышали в парке. Под руководством учителя они учились различать лиственные и хвойные породы деревьев.
Что же это за девица –
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
При подведении итогов экскурсии учительница от имени Зимушки-Зимы похвалила ребят за их активность и наблюдательность.
На одном из занятий в классе я показала детям конверт, адресованный им. Когда его вскрыли, то обнаружили в нем письмо Почемучки. Там, где живет Почемучка, зимы нет. И он попросил ребят рассказать ему о зиме и ответить на его вопросы. Вот какие вопросы были в письме Почемучки: «Что такое зима? Какие месяцы считаются зимними? Как объяснить пословицы:
Декабрь год кончает, зиму начинает
Январь – году начало, зиме – середина.
Вьюги да метели под февраль налетели? »
По приготовленным заранее картинкам дети рассказали о медведе. Лисе, белочке, зайце, еже. О каждом животном были подобраны маленькие стихотворения.
Белка спряталась в дупло:
В нем и сухо и тепло,
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съесть и за год.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги.
А от голода – кора.
По картинкам дети вспомнили о том, какие птицы улетают осенью, какие остаются зимовать. В заключение дети рассказали Почемучке о своих зимних забавах, о веселом празднике – встрече Нового года. А чтобы Почемучке легче было представить зиму, учительница предложила детям нарисовать дома картинки о зиме и отправить их Почемучке.
***
Отправившись в воображаемое путешествие в зимний лес, дети познакомились с зимующими птицами.
На одном из занятий учительница показала рисунок, изображающий зимний лес. Она предложила детям прогуляться по лесу и внимательно посмотреть, какие птицы остались в нем зимовать.
Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор.
Многие ребята узнали дятла. Вызванный ученик нашел фигурку птицы среди других, разложенных на столе учительницы, и прикрепил ее на доску.
- Почему так говорят про дятла? Как еще называют дятла? – учительница выяснила знания детей и дополнила их. Она показала детям шишку, побывавшую в «кузнице» дятла.
Воспитатель рассказал, что там, где кормится дятел, часто можно видеть стайки синичек. Падают кусочки коры, а вместе с ними упадет иногда на снег жучок или личинка. В голодные зимние дни даже маленький жучок становится добычей для синичек.
Подобным образом дети познакомились со снегирями и другими зимующими птицами, прочитали о них стихи.
Выяснив, что зимой птицы прилетают ближе к жилью человека, чтобы люди помогли им, позаботились об их корме, дети читают плакат:
В холодные дни и зимние вьюги
Мы вас не забудем родные подруги!
На дом дети получили задание: понаблюдать за птицами, которые прилетают на кормушку, не забывать насыпать для них корм.
В другой раз в гости к детям пришел старичок Лесовичок. В руках у него корзинка с шишками, на них – листочками с вопросами и загадками о весне:
- Какие весенние месяцы вы знаете? Угадайте. О каком месяце говорится в каждом из отрывков:
Дует теплый южный ветер,
Снег чернеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (март)
Яростно рек ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
В лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (апрель)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (май)
- Какой снег быстрее тает: грязный или чистый?
- О чем рассказал на экскурсии ручеек?
- Какие птицы открывают весну?
- Какое дерево «плачет» весной?
- Какие цветы появляются первыми?
Любят дети соревноваться на лучшую команду и на личное первенство. Итоги учительница подводит по-разному: то к веточке, нарисованной на листе бумаги, прикрепляет зеленые, желтые и красные листочки в зависимости от правильности и полноты ответа (у какой команды веточка будет красивее?). То из «снежинок» делают горку, то на «кормушку» прилетают «птички» (на чьей кормушке их больше?). Дети, правильно ответившие на вопрос или загадку, получают на память фигурку птички, зверя, снежинку или сосульку, осенний листочек, грибок, цветочек и т.д.
Команда – победитель получает открытку или книжку.
Так, элементы занимательности, которые использует воспитатель на занятиях и во время экскурсий, делают детей активными, любознательными.