Сценарий экскурсии в природу по темеТипы взаимоотношений в природе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 пгт. Тымовское»
694400, Россия, Сахалинская область, Тымовский район, пгт. Тымовское, ул. Криворучко, 27,
тел./факс: 8 (42447) 2-17-19, 2-10-40
Экскурсия в природное сообщество школьного сквера:
«Типы взаимоотношений организмов в природе»
Номинация: «Экскурсия в рамках факультативной работы»
И.А.Манько, учитель биологии
МБОУ СОШ № 3 пгт.Тымовское
пгт.Тымовское2016г.
Пояснительная записка
Данная экскурсия способствует формированию экологического мировоззрения школьников и позволяет на практике изучить типы взаимоотношений организмов в природе. Во время экскурсии происходит знакомство детей с разными объектами живой природы школьного сквера: растениями, мхами, лишайниками, что позволяет передать экскурсантам знания о взаимосвязях и взаимовлияниях в природе, а также приобрести практический опыт по изучению и наблюдению за объектами и явлениями живой природы. Материал экскурсии позволяет в дальнейшем найти и сформулировать темы для будущих научно-исследовательских работ по биологии и экологии.
Экскурсия способствует развитию личностных качеств - внимательности, терпения, точности, сотрудничества, создаёт условия для воспитания у детей природоохранного поведения. Организация подобной экскурсии во время занятий внеурочной деятельности по экологии позволяет педагогам приобретать опыт активной работы с детьми в природных условиях. При этом экскурсантам не только сообщается познавательная информация о взаимоотношениях в живой природе, но и создаются условия для самостоятельного мини-исследования, для наблюдения, определения и описания типов наблюдаемых природных взаимоотношений. Экскурсия позволяет увидеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах, прикоснуться к живым растениям, побуждает замечать различные проявления экологических факторов природы, учит правильно их оценивать.
Оборудование: термины, напечатанные на листах бумаги - терпение, внимательность, точность и сотрудничество, пакет для сбора мусора, фотоаппарат, репродукция картины Винсента Ван Гога «Осенний пейзаж», репродукция картины Исаака Левитана «Берёзовая роща», плотная повязка для глаз.
Сценарий экскурсии
Цель: Создать условия для непрерывного экологического образования школьников и активного познания природы.
Задачи: 1. Сформировать у школьников представление о типах взаимоотношений в природе и особенностях структуры и функционировании естественного природного сообщества школьного сквера.
2. Распознать типы взаимоотношений организмов школьного сквера и выявить экологические проблемы, вытекающие из этих взаимоотношений.
3. Развивать эстетическое восприятие красоты живой природы, творческое мышление, а также чувство личной ответственности за экологическое состояние объектов окружающей среды, развивать коммуникативные навыки.
Ход экскурсии: Здравствуйте, друзья природы! А могу ли я вас так называть? (ответы детей).
Скажите ребята, какими качествами ,по вашему мнению, должны обладать настоящие друзья природы? (ответы детей). Согласны ли вы с утверждением, что настоящие друзья должны хорошо знать друг друга? (ответы детей) Как утверждает американский натуралист Винсон Браун в «Настольной книге любителя природы», настоящему исследователю тайн природы крайне необходимы четыре важных качества: терпение, внимательность, точность и сотрудничество (демонстрация терминов, напечатанных на бумаге). Все эти качества пригодятся надёжным друзьям. Но зачем? (Далее, в ходе диалога, необходимо обсудить, зачем друзьям и любителям природы нужны эти качества). Можно попросить детей привести примеры ситуаций, когда эти качества им могут пригодиться. Молодцы! Я уверена, что сегодня на экскурсии вам эти качества также пригодятся, а эпиграфом к нашему занятию я предлагаю взять слова детского поэта Самуила Яковлевича Маршака:
«Пусть каждый день и каждый
час вам новое добудет.
Пусть будет добрым ум у Вас,А сердце умным будет».
Поэт не даром так сказал, ведь наш разум многогранен и многолик, но только хорошие мысли сердце одобрит, а от недобрых удержит.
Сегодня мы идём на экскурсию в мир природы, считайте, что она пригласила вас к себе в гости. Постарайтесь выразить ей свою любовь и уважение своим добрым поведением и отношением. А для этого давайте вспомним правила поведения на экскурсии.
Дети формулируют правила с помощью учителя:
1.Идём строго по маршруту, если видим мусор, стараемся его убрать, за это природа скажет нам спасибо.
2.Замечаем старые, полувысохшие деревья, готовые упасть, относимся к ним, как к выполнившим долг солдатам. И пусть их участь еще раз напомнит нам о необходимости беречь лес.
3.Уважаем жизнь в сквере, даже ту, что невидима нам, включая микроорганизмы, которые обитают в почве и в опавшей листве. От них в немалой степени зависит здоровье природного сообщества.
4.Берем на память о природе только фотографии.
5.С уважением относимся ко всем животным, которые встретятся нам на маршруте. Не стоит пугать их громкими криками и тем более преследовать или ловить. Помните, что это не ваша, а их территория, и пусть им будет спокойно и безопасно жить на ней.
6.Идя по тропе или находясь на стоянке, не создаём лишнего шума, не кричим, не включаем телефон, лучше слушаем сами и даём возможность другим услышать музыку природы: пение птиц, шелест листвы, шёпот трав.
Правила вспомнили, что ж, вперёд! Но какова цель нашего сегодняшнего путешествия в природу? Чтобы это выяснить, я прочитаю вам стихотворение Изидора Винокурова:
Я нарядная рябинка,На моих плечах – косынка.
Бусы ярки, как огонь, Только их пока не тронь.Мои бусы – украшеньеИ для птичек угощенье.Любят птички зимним днемУгощение мое.
О чём это стихотворение? Кого угощает рябина? (ответы ребят) Можно сказать, что рябина и птицы вступают во взаимоотношения? Какие эти отношения? Вот и сегодня на экскурсии мы будем на живых примерах изучать типы взаимоотношений организмов в природе. А каким образом мы сможем это сделать? Правильно, наблюдая, замечая, рассматривая внимательно всё, что встретится нам по пути.
Отношения в природе могут быть разными: полезными, вредными, нейтральными. Мы найдем примеры таких взаимоотношений в нашем сквере, опишем их и оценим их значение.
И первый тип – взаимополезные отношения, их экологи обозначают знаком «плюс- плюс». О них рассказал нам поэт Винокуров, ведь птицы не только кормятся ягодами рябины, но и являются распространителями семян, чем способствуют расселению растений, значит, такие отношения приносят друг другу пользу. Давайте поищем в сквере рябину. (Дети находят рябину. Рассматривают её ствол, строение листьев.) По какому признаку рябину можно легко отличить от других деревьев? (ответы детей). Природа такая выдумщица! Она каждому листочку придумала свою форму, вырезала красивый край, определила цвет. Постарайтесь запомнить, как выглядит рябина, чтобы научиться узнавать ей в лесу. Давайте обнимем рябину, поблагодарив за заботу о птицах, и сфотографируем её. (Дети выполняют задание).
Чтобы узнать ещё об одном типе взаимоотношений, угадайте загадку: «Мягок, а не пух, зелен – а не трава, не сучок, не листок, а на дереве растет». Правильно, это мох! А с кем ещё у мха бывают взаимосвязи? (возможные ответы детей: птицы используют мох для строительства гнёзд, грызуны утепляют им норки). А теперь давайте в сквере
найдём пример, о котором говорилось в загадке (дети находят дерево, на котором поселился зелёный мох). Прикоснитесь ко мху щекой, потрогайте его рукой, понюхайте мох и опишите свои ощущения (дети описывают, что они почувствовали).
Дело в том, что мхи очень любят воду и плохо переносят яркий солнечный свет, поэтому они поселяются в тенистых местах и условиях повышенной влажности, в данном случае не потрескавшейся коре деревьев. Листва даёт им тень, а ствол дерева
обеспечивает водой. Как вы думаете, страдает ли дерево от соседства с ним? (ответы детей). На самом деле, мхи не приносят дереву вреда, ведь они не являются паразитами, а питаются, как и все растения, за счёт энергии солнечного света, поэтому такой вид отношений называется полезно- нейтральными. Экологи обозначают их «плюс- ноль». Но мы должны понимать, что мхи - это всё-таки индикаторы ослабления деревьев, так как присутствие хотя бы маленького мохового нароста говорит о том, что почва в этом месте слишком сильно увлажнена, кислотность её повышена, а крона дерева нуждается в прореживании. Эта информация полезна экологам, которые охраняют парки и скверы. Посмотрим, много ли таких ослабленных деревьев в нашем сквере? Найдите такие примеры и сфотографируйте их. (Дети выполняют задание и делают вывод о необходимости оздоровительных мероприятий в сквере.)
Следующее задание: мы должны отыскать в сквере примеры, несомненно вредного влияния одного организма на другой. Попробуйте найти такой организм, который страдает от воздействия другого. (Дети находят дерево – ива маньчжурская, на котором поселились грибы-паразиты). Все подходим к дереву. Ребята, что вы чувствует, глядя на это дерево? (ответы детей). Давайте пожалеем иву, погладим. Все её ветви покрыты уродливыми наростами гриба трутовика. Давайте сфотографируем этот тип взаимоотношений. Как вы думаете, какова судьба ивы? Послушайте стихотворение про гриб - паразит:
«Гриб ленивый трутовик,Он работать не привык -В неподвижной позеДремлет на берёзе».
Поселяются грибы – паразиты не только на берёзах, но и на других деревьях. Заражение произошло, вероятно, через раны, вызванные механическими повреждениями, а также через обломанные отмершие сучья. Возможно, эти раны оставили люди, которые отламывали ветви дерева. Споры гриба попали на кору и проросли внутрь, ведь грибу нужны питательные вещества, которые он находит в живом дереве. Это дерево уже не спасти, но для того, чтобы споры не распространялись на другие деревья, его нужно вырубить, а ещё не нужно отламывать
у живых деревьев ветви и кору, ведь это может привести к таким печальным последствиям. Этот тип отношений экологи обозначают «плюс – минус». Грибам польза, а их хозяевам – вред.
Чтобы определить ещё один тип отношений, я принесла вам репродукции известных картин великих художников: «Осенний пейзаж» Винсента Ван Гога и пейзаж Исаака Левитана «Берёзовая роща». Что изображено на этих репродукциях? В каком состоянии находятся деревья на картинах? (ответы детей). Как вы думаете, почему берёзы у Левитана выглядят здоровыми, сильными, красивыми, а одно дерево на картине Ван Гога высохло? (ответы детей). Конкуренция – тип отношений, когда организмы соперничают за лучшие для себя условия: место, воду, минеральные соли. Изображение такого типа взаимоотношений мы увидели на картине голландского художника. Винсенту было 27, когда он наконец понял, что жаждет стать художником. "Не могу выразить, как я счастлив, что стал рисовать. Я часто думал об этом, но считал, что рисование выше моих возможностей". Так Винсент писал брату. Понравилась вам его картина? Она поможет вам найти пример конкурентных отношений в нашем сквере (дети находят пример конкуренции деревьев). Обратите внимание, что конкурируют не только деревья, но и травы: клевер с лютиком, полынь с мятликом ( демонстрируются примеры). Предлагаю сыграть в игру: «Угадай растение!» (педагог может выбирать для участников игры деревья, выросшие рядом, находящиеся в конкурентных отношениях, или одиноко стоящие деревья, для лучшего запоминания информации). Ведомому ребёнку нужно завязать глаза плотной повязкой, затем ведущий несколько раз поворачивает ведомого вокруг своей оси, подводит к дереву и даёт время на
ощупывание, вдыхание запаха, тактильного запоминания особенностей строения. Затем отводит ребёнка в исходное место, развязывает глаза, и предлагает найти загаданный объект. После отгадывания важно узнать у ребёнка,, что ему помогло узнать «своё» дерево или кустарник). Какими знаками экологи могут обозначить конкурентные отношения? «Минус-минус». Сфотографируем их.
А бывают ли в природе взаимно – нейтральные отношения? (ответы детей). Травы и грибы паразиты, хоть и живут на одной территории, не получают друг от друга ни пользы, ни вреда, и даже если одна из сторон этих взаимоотношений исчезнет с лица планеты, то вторую сторону это напрямую не коснется. Такие отношения экологи называют «ноль – ноль». Поищите примеры в сквере (ребята находят примеры и фотографируют их).
Какие отношения мы ещё не нашли? Правильно, нейтрально-вредные, когда одному организму другой не мешает, но сам он оказывает отрицательное воздействие на своего соседа по среде обитания. Такие отношения бывают между молодыми деревцами и крупными, взрослыми деревьями. Давайте их найдем! Кстати будет прочесть отрывок из стихотворения Юнны Мориц:
Что говорят деревья друг о друге?Что птицы друг о друге говорят?Что друг о друге говорят зверюги,Стрекозы, бабочки, холмы и все подряд?
Как вы думаете, что бы сказали эти два дерева друг другу? (Двое ребят изображают диалог). Такие отношения обозначаются в экологии как «ноль- минус».
Вот и подошла к финалу наша экскурсия.
Подведём итоги: ребята, путешествие в школьный сквер было для вас полезным? Что вы узнали сегодня нового? Смогли ли вы проявить сегодня качества настоящего друга и исследователя природы? Напомните мне их. Было ли наше с вами поведение в природе добрым, как советовал С.Я. Маршак? Что вас удивило сегодня? Нужно ли людям знать информацию о взаимоотношениях в природе и почему? Вы бы хотели рассказать о нашей экскурсии кому – нибудь? Предлагаю на следующем занятии создать презентацию о типе взаимоотношений организмов в нашем школьном сквере,
используя наши знания и фотографии. Эта презентация поможет другим ребятам при написании исследовательских проектов, и может быть использована на занятиях по внеурочной деятельности и на уроках биологии.
Список литературы:
1. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми/ Л.И. Грехова.- М.: Илекса, Ставрополь, 2000.
2. Дендрология: учебное пособие / Ф.Л. Чепотьев.- Киев, 1990.
3.Здоровье экосистемы – здоровье общества / Анатолий Грешневиков // Гидрометеоиздат, 2003.
3. Как знакомить детей с правилами поведения в природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991.
3. Настольная книга любителя природы. В.Браун, Гидрометеоиздат, 2005.
4. По закону – привет почтальону/Ю.Мориц //Изд. Время, Москва, 2005.
4. Собрание сочинений в 8 томах. / С.Я.Маршак // Т.5. М.: Художественная литература, 2007.
5. Юный эколог. 1- 4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации/авт.- сост. Ю.Н.Александрова.- Изд.2-е.-Волгоград: Учитель, 2014.
6. http://goodfon.org/photo/zhivopis/levitan_quot_berjozovaja_roshha_quot/77-0-14467. http://gallerix.ru/album/Vincent-Van-Gogh/pic/glrx-462372134