«Методика проведения экскурсий в природу с учащимися в рамках курса «Окружающий мир»
Министерство образования и науки РФ
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету: «Технологии начального образования по естествознанию»
на тему: «Методика проведения экскурсий в природу с учащимися в рамках курса «Окружающий мир»
Выполнила: студентка 331 гр.
Цыганкова Е.В.
Проверила: к.п.н., доцент
И. В. Елистратова
Нижний Тагил
2014
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Основные положения…………………………………………………4
§ 1.1. Сущность экскурсий ………………………………………………….....4
§ 1.2 Функции экскурсий ………………………………………………………5
§ 1.3 Виды экскурсий ……………………………………………………….…6
Глава 2. Методика проведения естественнонаучных экскурсий……………8
§ 2.1.Подготовка к экскурсии…………………………………………………9
§ 2.2.Проведение экскурсии и подведение итогов …………………..…….11
§ 2.3. Урок-экскурсия "Жизнь растений осенью" УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс.…………………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….22 Введение
В начале 90-х годов XX века в стране начался процесс обновления начального образования, ориентированный на принципиальное изменение в понимании целей обучения. На первый план были выдвинуты развивающая функция обучения, становление и развитие личности младшего школьника. Правильно спланированные и целесообразно организованные экскурсии развивают познавательную деятельность школьников, их интерес к окружающему миру.
Экскурсия является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым, развивая познавательную активность младшего школьника. Экскурсия развивает умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта, видеть существенное, не выделяющееся из окружающего; инициативность и любознательность; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания к объектам природы. Многие прогрессивные ученые и методисты прошлого неоднократно подчеркивали важность экскурсий. Это такие известные ученые как Вахтеров В.П., Герд А.Я., Зуев В.Ф., Новиков Н.И., Скаткин М.Н., Сонгайло К.А., Ушинский К.Д. и др. Способствовало этому также распространение работ чешского педагога А.Я. Коменского. Рекомендации о проведении экскурсий появились в "Уставе народных училищ" (1786), в "Школьном уставе" (1804). На практике количество экскурсий по сравнению с классными уроками незначительно - обычно не более 3-5 в год. Это связано с тем, что далеко не все изучаемые объекты и явления можно наблюдать в окрестностях школы, своего населённого пункта. Учитывая высокую эффективность правильно организованной экскурсии, учителю целесообразно использовать каждую возможность для экскурсионного изучения окружающего мира, вопросов взаимоотношений человека и природы.
Целью данной работы является изучение методики подготовки и проведения экскурсий в природу с учащимися в рамках курса «Окружающий мир».
Задачи: - изучить литературу и интернет-источники по теме;
- рассмотреть сущность, функции и виды экскурсий;
- описать методику проведения экскурсий в природу с учащимися в рамках курса «Окружающий мир»;
- разработать экскурсию в природу с учащимися в рамках курса «Окружающий мир».
§ 1.1. Сущность экскурсий.
Наряду с уроками учебная и воспитательная работа в школе проводится в форме экскурсий. Слово экскурсия (excursion) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения и воспитания, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем перехода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.
Экскурсия - это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях. Экскурсии по природоведению имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки.
§ 1.2. Функции экскурсий.
Экскурсии обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой. Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении выполняют ряд существенных дидактических функций: с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями; экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой; экскурсии способствуют политехническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве; экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом и делами работников промышленности и сельского хозяйства.
Кроме того, экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Условия экскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных положениях. Таким образом, экскурсии имеют немаловажное значение для воспитания коллективистских навыков.
Экскурсии проводятся во всех тех случаях, когда предметы или явления природы должны быть рассмотрены в естественной обстановке.
§ 1.3. Виды экскурсий.
В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой точки зрения все проводимые в школе экскурсии условно разделяются на несколько видов. К первому виду относятся производственные экскурсии. Это экскурсии учащихся по физике, химии, экономической географии, посещение учащихся промышленных предприятий (заводы и фабрики), в колхозы, совхозы, новостройки и т. д. производственные экскурсии помогают изучению производства, основ современной индустрии и способствуют расширению политехнического кругозора и трудовому воспитанию учащихся. Вторым видом экскурсий являются естественнонаучные экскурсии. Они проводятся по ботанике, зоологии, географии, по анатомии и физиологии человека. Это экскурсии в поле, лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк. К третьему виду относятся историко-литературные экскурсии. Это экскурсии по литературе, истории и обществоведению в историко-литературные музеи, в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов. Четвертый вид составляют краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края. Пятый вид - комплексные экскурсии, которые охватывают сразу несколько предметов. Например, экскурсия на стеклозавод может проводиться одновременно по физике, химии, математике, географии, и по каждому из этих предметов изучаются специфические вопросы. Физик и химик знакомят учащихся с применением этих наук на производстве, географ рассказывает об экономических связях предприятия и т.д.
Но классификация учебных экскурсий зависит также от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются два типа экскурсий. Одни из них служат средством изучения нового материала учащимися, другие используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе. Например, при изучении окружающего мира темы "Реки" экскурсия может проводиться с целью осмысления и усвоения нового материала. Учащиеся под руководством учителя выходят к реке, и он объясняет им основные вопросы о течении реки, учит определять левый и правый берега, разъясняет, почему один берег реки, как правило, бывает крутой, а другой пологий и т.д. Отсюда вытекает, что основная задача данной экскурсии состоит в том, чтобы наглядно сообщить учащимся новые знания. Но по этой, же теме экскурсия может быть проведена и в другом плане. Учитель, пользуясь картинами и схемами, излагает все эти вопросы на уроке, а затем организует с учащимися экскурсию к реке с целью закрепления изложенного на занятиях материала.
Глава 2. Методика проведения естественнонаучных экскурсий Экскурсии по естествознанию бывают вводными (по курсу или теме), текущими (по мере изучения материала темы) и обобщающими (после изучения материала темы).
На вводных экскурсиях учащиеся получают общее представление об изучаемом материале, задания по наблюдению на всю тему, проводят кратковременные наблюдения. Примером вводной экскурсии может быть экскурсия в III классе по теме «Весенние изменения в природе».
Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе. Примером текущей экскурсии может быть экскурсия на тему «Ознакомление с особенностями местного водоема, его использованием и охраной».
Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы или части ее и предполагают конкретизацию, систематизацию и обобщение изученного материала. Они строятся таким образом, чтобы школьники нашли в окружающей их природе то, что изучали в классе и по учебнику дома, и ответили на поставленные учителем вопросы. Примером обобщающей экскурсии может быть экскурсия в IV классе на тему «Формы земной поверхности».
В общем плане разработка экскурсии включает в себя: а) подготовку экскурсии, б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий, в) обработка материалов экскурсии и подведение её итогов.
§ 2.1.Подготовка к экскурсии
Подготовительная работа к экскурсии: а) план экскурсии с образовательно-развивающими и воспитательными целями, б) методами обучения на экскурсии, в) объектами наблюдения, г) постановка перед учащимися конкретных вопросов; д) с ходом экскурсии; е) посещение зрителем объекта экскурсии, решение вопроса о том, кто будет выступать в качестве экскурсовода. Если учитель хорошо знает объект экскурсии, то лучше, чтобы объяснения он давал сам. Если объяснения даёт сопровождающий, то учителю следует заранее с экскурсоводом обговорить цели экскурсии, ее содержание, методику объяснения. При движении по территории предприятия и производственным помещениям во главе группы школьников должен идти сопровождающий, а учителю необходимо находиться на месте замыкающего и держать под наблюдением всех учеников. Если экскурсия на производство, то необходимо договориться о сопровождающем ответственном лице от предприятия, выяснить, сколько учеников одновременно могут осматривать объект, и определить, следует ли разбивать класс на группы.
Успех экскурсии определяется подготовкой учеников: учитель должен определить познавательные задания для учащихся в ходе экскурсии, определить маршрут и порядок движения, провести инструктаж по технике безопасности, инструктаж о правилах поведения в природе, о правилах сбора материалов, о движении на маршруте, о поддержании определенной дисциплины.
Вводная беседа: сообщается цель и задачи экскурсии, выясняется готовность детей к восприятию содержания экскурсии, сообщаются задания для работы на экскурсии (полностью или частично). Учитель ставит вопросы, которые они должны будут решить на экскурсии; распределяет задания для наблюдений и сбора природного материала. Необходимо объяснить, что и как нужно подготовить экскурсантам, какие должны быть сделаны записи, как оформить результаты наблюдений.
Познавательные задания: зарисовки, сбор материалов, определить объекты для наблюдения и план наблюдения.
Итак, организуя наблюдения, учитель должен принимать во внимание следующие рекомендации:
Четко формулировать перед учащимися общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи.
Организовать условия для возможно более эффективного наблюдения: продумать место наблюдения, расположение объектов, рациональное размещение детей.
Намечать план и способы наблюдения, готовить вопросы которые будут заданы во время последовательного рассмотрения объекта, а также пот ходу диалога с детьми.
Кроме непосредственного рассматривания, которое на основе зрительного восприятия, использовать другие анализаторы - слух, вкус, обоняние.
Заранее наметить и продуктивную деятельность, которая будет использована в процессе наблюдения. Это прежде всего выполнение разнообразных зарисовок, схематических изображений предметов, моделирование их, сбор природного материала для дальнейшей работы в классе
§ 2.2.Проведение экскурсии и подведение итогов
В структуре самой экскурсии выделяются следующие основные моменты: вводная беседа, самостоятельная работа детей по выполнению заданий, беседа по материалам самостоятельных работ, обобщающая беседа, подведение итогов экскурсий.
Любую экскурсию в природу лучше всего начать с описания природного ландшафта. Учитель обращает внимание детей на время года, на состояние неживой и живой природы в данном сезоне, дает характеристику местности или проводит беседу с учащимися на основании их непосредственного наблюдения. Далее учитель конкретизирует тему и задачи экскурсии, характеризует основные понятия материала и предлагает школьникам выполнять задания по самостоятельному наблюдению. Задания должны быть краткими и конкретными, направляющими внимание детей на изучаемый объект или явление. В заданиях необходимо предусмотреть сравнение наблюдаемых предметов и явлений, выявление их признаков сходства и различия.
В ходе экскурсии следует делать остановки для объяснения, зарисовок, сбора материалов. Во время экскурсии на производство надо рассказывать не только об объектах экскурсии, но и о работниках, их квалификации, о характере выполняемой ими работы - этим осуществляется трудовое воспитание и профориентация. Длительность экскурсии не может превышать 1 часа, т.к. большая продолжительность утомляет учащихся, снижает их интерес и внимание, поэтому экскурсия не должна быть всеобъемлющей. В начальной школе практикуются экскурсии в природу имеют большое значение для развития наблюдательности. Учителю следует решительно пресекать разрушительные действия учащихся (собирать различные цветы, листья и травы, ловить ящериц, бабочек). Еще до начала экскурсии детей следует предупредить о недопустимости нарушения естественного состояния природной среды - природный материал нужно собирать в ограниченном количестве и только тот, который действительно понадобится в учебном процессе на последующих уроках. Собранный материал надо доставить в школу и бережно хранить для дальнейшего использования.
Во время проведения экскурсии необходимо организовать активную работу экскурсантов, не оставлять их только зрителями и слушателями. Для этой цели им следует давать индивидуальные самостоятельные задания, такие как отыскание, сбор и распределение материала, наблюдения за теми или иными явлениями природы, выполнение конкретных замеров и пр.
В младших классах самостоятельная работа учащихся по изучению намеченных объектов ведется в процессе наблюдений по вопросам-заданиям. При подготовке к экскурсии учитель тщательно продумывает задания, которые должны направить внимание детей на нужный объект или явление, помочь детям провести сравнение изучаемых объектов, рассмотреть объект по частям, обнаружить и дать характеристику некоторым качествам предмета, явления и т.п. При этом учителю следует помнить, что в задания включается только тот материал, который вполне конкретно можно изучить на экскурсии. Не следует говорить о том, что дети не смогут увидеть в природе в данный момент. Исключения составляют лишь те случаи, когда нужно установить факт отсутствия в природе каких-то объектов. Например, на экскурсии поздней осенью и зимой в III классе, по программе Клепининой З.А. "Природоведение", учитель обращает внимание детей на отсутствие в природе насекомых [5, с. 48].
Во время экскурсии должна быть конкретность материала, изучаемых объектов и заданий. Длинных и словесных объяснений и всяких отступлений от основной темы и объектов экскурсии лучше избегать.
Не следует также перегружать экскурсантов множеством специальных терминов и названий тех или иных объектов. Следует иметь в виду, что детям свойственно желание узнать название того или иного предмета - это совершенно естественное стремление соотнести предметное и словесное представление о конкретном объекте. На экскурсиях с младшими школьниками целесообразно рассматривать не более 8-10 объектов. Задача экскурсии - вскрыть те связи и соотношения, которые наблюдаются в природе.
Экскурсовод должен правильно показывать на экскурсии различные объекты, не исключая и самых мелких. Давая какое-нибудь объяснение, учитель должен сначала убедиться, что все экскурсанты собрались вокруг него.
Учебная экскурсия не должна превращаться в прогулку, поэтому необходимо приучить учащихся все свои наблюдения и работы записывать в тетради, не полагаясь на свою память; иначе многое ими будет забыто.
Чаще всего на экскурсии всем учащимся даются одинаковые задания, но иногда класс разбивается на группы, и каждая группа получает особые задания. В ходе наблюдений по этим заданиям дети приходят к каким-то своим выводам. Бывают случаи, когда эти выводы оказываются ошибочными. В таких случаях учитель дает дополнительные задания для наблюдений, которые помогут получить достоверные знания. Например, в III классе по программе Клепининой З.А. на осенней экскурсии учащиеся знакомятся с отличительными признаками деревьев, кустарников и трав. Очень часто дети отмечают такие отличительные признаки этих групп растений: деревья высокие, кустарники поменьше, а трава совсем маленькая. Нужно показать на молодое деревце. Дети знают, что это дерево, но оно ниже кустарника. Среди травянистых растений можно найти деревья первого года жизни. Они будут ниже некоторых трав. Так путем дополнительных заданий и сравнений будут опровергнуты неверные выводы учащихся, и дети будут подведены к правильным знаниям. Добытые таким образом знания отличаются большей прочностью, доказательностью, чем полученные при простом рассказе учителем об отличии этих групп растений.
После выполнения учащимися заданий проводится их проверка и итоговая беседа, заканчивающаяся выводами.
Подведение итогов, возможно, проводить в форме беседы с оценкой полученных знаний и выполняемых работ.
Иногда на экскурсии дети делают сбор природного материала, который должен быть строго ограничен - ровно столько, сколько нужно для последующей работы в классе. Кроме того, должны быть строго определены объекты для сборов. Без ущерба для природы можно собирать опавшие листья, растения-сорняки, ветки деревьев и кустарников после обрезки и расчистки посадок, насекомых-вредителей, например колорадского жука, бабочку-капустницу, репницу и др. Сразу после экскурсии сделанные сборы необходимо привести в порядок: растения заложить в гербарные сетки для просушки или поставить в воду, насекомых поставить в банки с частью растений, которыми они питаются, банки обвязывать марлей, чтобы поступал воздух. Без этого многое погибнет - испортится, и к моменту изучения в классе не сможет быть использовано. Учителю необходимо чётко определить какие объекты подлежат сбору, а какие нельзя собирать ни в коем случае. По некоторым экскурсиям делаются записи в "Дневниках наблюдениях".
Сбор любых живых объектов должен быть целесообразным, а сами объекты должны быть использованы впоследствии для пополнения школьных пособий или подробного изучения в классе. В противном случае достаточно провести наблюдение на экскурсии. Это способствует выработке у школьников природоохранных навыков и экологическому воспитанию не на словах, а на деле.
Из собранных материалов и рисунков можно организовать выставку по теме экскурсии. Обработанные материалы экскурсии обсуждают в классе. Лучшие материалы передают в школьный кабинет для последующего использования в классной работе.
Экскурсия может считаться законченной, когда проведены все необходимые работы, наблюдения, а собранный материал в достаточной мере проработан и подведены итоги экскурсии. Учащиеся обрабатывают свои экскурсионные записи, рисунки, собранные материалы. Содержание записей, дневников оформляется в виде выводов или кратких сообщений.
В заключении необходимо оценить качество работы учащихся на экскурсии и при подведении итогов, выставить оценки.
По завершении экскурсии следует обработать собранные материалы и наблюдения, подговорить коллекции, альбомы, выставки, стенгазеты, доклады, рефераты. Большой воспитательный эффект имеет указание фамилии и имени в подготовленных альбомах, на экспонатах выставки и др. материалах экскурсии, кем и когда они подготовлены. Эти сведения вместе с экспонатами и материалами обычно долго хранятся в школе и составляют предмет гордости ее выпускников. Некоторые экспонаты со временем могут представлять даже этнографический интерес.
Значение экскурсий. Во время экскурсий не только закрепляются экологические знания школьников, но и формируются умения правильно вести себя в природе.
Экскурсия является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым развивая познавательную активность младшего школьника, т.е. "природа изучается в природе".
Экскурсия как процесс познания представляет собой предметно-чувственную, практическую деятельность людей. Объекты познания - предметы внешнего мира.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с природой, учатся видеть и понимать ее красоту. Познание природы, оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей, раскрывает гармоничность и слаженность жизни. Развивается эстетическое чувство, пробуждается интерес и любовь к природе. На экскурсиях учащиеся познают природу во всем ее многообразии [41, С-.73].
Кроме того, экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Условия экскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных положениях. Таким образом, экскурсии имеют немаловажное значение для воспитания коллективистских навыков.
Экскурсии проводятся во всех тех случаях, когда предметы или явления природы должны быть рассмотрены в естественной обстановке.
§ 2.3. Разработка экскурсии «Жизнь растений осенью»
1 класс ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
В блоке «Родная страна»
Цель экскурсии:
-познакомить учащихся с изменениями в жизни растений осенью, с разнообразием форм, окраски листьев растений в осенний период.
Задачи экскурсии:
-дать понятие о лиственных и хвойных растениях;
-познакомить с представителями растений, произрастающих в родном краю;
-развивать внимание, наблюдательность, речь, память, логическое мышление, аналитические способности детей;
- развивать умение работать в паре при изучении объектов и заполнении карточек-заданий;
-укрепление физического здоровья, душевного равновесия, бережного отношения к природе.
Подготовка к экскурсии.
Выбор места экскурсии, разработка и проверка маршрута, изучение объектов и места для их изучения.
I.Разъяснение работы с карточками-заданиями для пары детей.
Карточки-задания:
Рассмотреть берёзу и записать данные в карточке: фамилия имя, дата, название дерева, преобладающий цвет листвы.
Рассмотреть осину и записать данные в карточке: фамилия имя, дата, название дерева, преобладающий цвет листвы.
Рассмотреть сирень и записать данные в карточке: фамилия имя, дата, название дерева, преобладающий цвет листвы.
Рассмотреть клён и записать данные в карточке: фамилия имя, дата, название дерева, преобладающий цвет листвы.
Рассмотреть дуб (на экологической тропе) и записать данные в карточке: фамилия имя, дата, название дерева, преобладающий цвет листвы.
6. Рассмотреть ольху и записать данные в карточке: фамилия имя, дата, название дерева, преобладающий цвет листвы.
7 Рассмотреть рябину и записать данные в карточке: фамилия имя, дата, название дерева, преобладающий цвет листвы.
8 Рассмотреть ель и записать данные в карточке: фамилия имя, дата, название дерева, преобладающий цвет иголок.
9 Рассмотреть сосну и записать данные в карточке: фамилия имя, дата, название дерева, преобладающий цвет иголок.
Фамилия имя 1
2
Дата Дерево Преобладающий цвет листвы
Присутствие других оттенков листвы (нет, немного-какого цвета) II. Инструктаж по ТБ и по правилам поведения на природе.
III.Путешествие по лесу.
Остановка № 1 «В мастерской художницы Осени».
- Учитель:
Первая наша остановка называется «В мастерской художницы Осени». Давайте полюбуемся яркими красками расписного осеннего шатра.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И. Бунин
Попробуйте сосчитать, сколько цветов и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников?
Обратите внимание, что листья разных деревьев отличатся по цвету. Посмотрите, какого цвета листья на берёзе? На клёне? На рябине?
На осине? На сирени? Правильно, на берёзе и липе листья – жёлтые, на клёне, рябине, осине – красные, даже с фиолетовыми оттенками. А зелёными листья часто остаются на кустах сирени до самых морозов.
-Учитель: А знаете, отчего листья желтеют?
-Учитель: Летом листья зелёные потому, что в них содержится много зелёного красящего вещества — хлорофилла. Помимо него, в листьях находятся и другие красящие вещества желтого и красного цвета. Но зеленого вещества так много, что летом оно заглушает все другие оттенки. Это зеленое вещество очень важное для растения и очень интересное. В процессе жизни растения оно постепенно разрушается, но под действием солнечного света вновь образуется. Летом солнце светит долго, солнечного света много, и лист все время остается зеленым. А осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света. Зеленое красящее вещество в листьях разрушается, и не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листьях убывает. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, они желтеют, а где больше красного цвета, краснеют. А поскольку в листьях количество красящих веществ разное, то растения и раскрашиваются множеством разнообразных оттенков.
- Учитель: А теперь посмотрите на листья сирени и ольхи, какого они цвета?
- Учитель: Почему они осенью не меняют свою окраску?
- Учитель: Правильно, потому что в листьях этих деревьев, кроме зелёного других красящих веществ нет.
А вы знаете, что лесной воздух богат кислородом и очень полезен и для зверей, и для человека. Он отличается чистотой и содержит полезные вещества, которые, губительно действуют на болезнетворные микробы. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья.
- Учитель: Вспомните, какое дыхание – через нос или через рот – полезнее и почему?
- Учитель: Привыкайте дышать через нос, особенно если погода прохладная: холодному воздуху необходимо согреться в ваших тёплых носиках, прежде чем он попадёт в лёгкие. Давайте сделаем дыхательную гимнастику, тем самым укрепим здоровье. (Дети становятся в круг).
Дыхательная гимнастика «Часики».
Стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить «тик-так» 10 раз.
«Вырасти большой».
Наклон туловища влево, левая рука скользит вверх, правая вниз; выдох – возвращение в и. п., произнося «сссс». То же самое в др. сторону. 7 раз.
«Паровозик».
Встать друг за другом и медленно, проходя по кругу, делать попеременные круговые движения, приговаривая «чух-чух-чух». 30 секунд.
«Лыжник».
Ходьба по кругу с имитацией ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука «м-м-м». 2 минуты.
«Гуси летят».
Медленно двигаться друг за другом по кругу. На вдох – руки в стороны, на выдох – вниз, с произнесением длительного звука «гу-у». 2 минуты.
Остановка № 2 «Листопадная».
-Учитель: Почему осенью с растений облетают листья?
Нет, не только ветер является главной причиной листопада. Весной и летом много ветреных дней, а листья с деревьев не опадают.
- Посмотрите вот на эту сломанную ещё летом ветку. Листья на ней засохли, легко крошатся, но отрываются плохо. А теперь попробуйте оторвать листочек с неповреждённой ветки. Лист отделяется легко. Почему? - Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду.
- Учитель: Посмотрите, есть ли ранки от опавших листьев на веточках?
(Учитель предлагает ученикам рассмотреть опавшие листья разных деревьев и кустарников и убедиться, что у всех гладкий, округлый край черешка). - Учитель: Ранок нет, потому что листья не обрываются с веток, а отделяются в определенном месте — там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой.
- Учитель: Листопад – это защита деревьев от зимней стужи и засухи. За теплые месяцы только одна большая берёза испаряет около 7 тонн воды, а это очень много. Сохранив на зиму листья, через которые эта вода испаряется, берёза погибла бы от засухи: зимой столько воды из почвы не получишь. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, падающий на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему осенью идет листопад у лиственных деревьев и кустарников.
- Мы идём по мягкому цветочному ковру. Приглядитесь, листьев, каких деревьев больше всего вы видите на земле?
- Учитель: Оказывается, раньше всех теряет листья липа, берёза и вяз, позже – сирень, вишня, осина.
(Дети вместе с учителем переходят от дерева к дереву, собирают и рассматривают опавшие листья, из которых на уроке трудового обучения будут делать поделки).
Остановка № 3 «Хвойная».
-Но все ли деревья и кустарники сбрасывают листву? Как выглядят в эту пору ель и сосна?(Вместе с учениками учитель рассматривают листья-хвоинки).
- Учитель: Из-за особых свойств листьев эти деревья называют хвойными. Зимой эти растения остаются зелеными. Почему?
Правильно, листья-иголки маленькие, узкие, смолистые. Воды они испаряют меньше, чем лиственные деревья. Зимняя засуха елям и соснам не страшна. Ветки ели растут наклонно и зимой от малейшего толчка, дуновения ветра снег легко соскальзывает с их ветвей. Потому ветки ели под тяжестью снега не обламываются. Эти деревья не сбрасывают всю хвою на зиму, и все же листопад у них идет. Но их листья-хвоинки опадают понемногу. Это происходит незаметно для нашего глаза, и нам кажется, что на ели всегда одни и те же листья-иголки.
- Посмотрите, кто знает, как называется это дерево?
(Ребята рассматривают лиственницу).Конечно это – лиственница. А почему это хвойное дерево получило такое название?
- Правильно, потому что осенью, как и лиственные деревья, она сбрасывает свои листья-хвоинки.
- Учитель: Ребята, давайте поиграем в игру «Деревья» и покажем, как вы умеете различать хвойные и лиственные деревья. Если я назову название хвойного дерева, то вы поднимите руки вверх, а если лиственного – то присядете.
(Учитель в разнобой называет названия лиственных и хвойных деревьев.)
Остановка № 4 «Загадочная».
Ветвепад — еще одна загадка жизни растений осенью. Это явление ярко выражено у таких деревьев, как осина, дуб, вяз, ива, тополь. Ребята, посмотрите на землю под этой старой осиной. Здесь валяется много веточек разной длины. Рассмотрите их.(Дети рассматривают веточки.)
- Учитель: Эти веточки живые, не засохшие, с них только что опали листья. На конце каждой веточки — почки. Если их разломить, то увидите зеленые зачатки листьев. Следующей весной такая почка могла бы распуститься. Почему же веточки оказались на земле? Чтобы ответить на вопрос, посмотрите на тот конец веточки, где она отделилась от дерева.
(Дети рассматривают веточки.)
- Учитель: Поверхность его ровная, округлая. Никакой поломки не было. Веточка отделилась от дерева сама и в совершенно определенном месте. Точно так же, как пожелтевший лист. Значит, дерево намеренно осенью избавляется от «лишних» ветвей. Вот и раскрыта ещё одна загадка жизни растений осенью - ветвепад.
Остановка № 5 «Игровая».
- А теперь давайте поиграем. Угадайте, с какого дерева этот листок.
Вариант I
Учитель держит в руке листья разных деревьев. Показывает ребятам листок одного из деревьев и предлагает им подбежать к этому дереву.
Вариант II
Учитель раздает каждому ученику по одному листку и говорит: «Когда я скажу "Раз, два, три – беги", каждый из вас должен подбежать к тому дереву, листок с которого держит в руках. Я буду проверять, не ошиблись ли вы». Через некоторое время дети обмениваются листьями, и игра продолжается. Выигрывают те ученики, которые сделали меньше ошибок.
III Подведение итогов экскурсии.
- Вот и закончилась наша экскурсия в осенний лес. Сегодня вы узнали и увидели много нового и интересного. Расскажите, какие изменения в жизни растений происходят осенью?
- Посмотрите, друг на друга, как здорово вас раскрасила художница Осень. Ваши щёки стали румяными, глаза светящимися. Почему?
- Правильно, потому, что пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье, а здоровый человек всегда красив.
- Давайте поблагодарим природу за гостеприимство, за красоту и радость, которыми она щедро поделилась с нами. И подарим ей несколько поэтических строк.
(Дети читают наизусть несколько стихотворений об осени. Варианты стихотворений могут быть разные)
Обработку результатов-заполнение карточек мы закончим на уроке в классе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экскурсии по естествознанию имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Экскурсия - это увлекательная форма работы учителя с классом, в ходе которой дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, экскурсия как форма обучения решает целый комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач. В начальной школе дети должны получить определенную систему знаний о неживой и живой природе. Процесс формирования познавательного интереса на экскурсии будет более эффективным, если содержание материала будет разностороннем, а процесс учебной деятельности учащихся и их общение будет многообразным, что и даёт нам экскурсия – открытие мира новых явлений общественной жизни.
Методика проведения экскурсий в природу с учащимися в рамках курса «Окружающий мир» учителем начальных классов должна быть изучена досконально, поскольку значение воспитательной, развивающей, социализирующей функций экскурсии неоспоримы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бакулин В.М. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей // Начальная школа Плюс Минус. -2001. - № 5. - С.12-17.
2.Богданец Т.Л. Концепция вида в начальном естествознании // Начальная школа. - 2005. - № 10. - С.58-62.
3. Вахрушев А.А. Мир и человек. 1-4 классы. М.: Дрофа, 2010. 76 с.
4.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. М.: Академия, 1999.
5. Клепинина З.А Природа и люди. Книга для учителя. !-4 класс. М.: Ассоциация XXI век. 2001.
6.Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками // Начальная школа. 1998. № 6. С.50-51.
7.Петросова Р.А., Голов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. М.: Академия. 2000. 176 с.
8. Плешаков А.А. "Зелёный дом". М.: Просвещение. 2002.
9. Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир. Смоленск: Ассоциация XXI век. 2013. 112 с.
10.Титова В.В. Пути развития наблюдательности учащихся при изучении окружающего мира // Начальная школа. 2005. №1. С.65-68.
11. Харина В.А. Урок-экскурсия в III классе // Начальная школа. 2004. № 12. С.62-63.