Технологическая карта урока литературного чтения. 2 класс. Русская народная сказка Журавль и Цапля.
2 класс
Тема урока: Русская народная сказка «Журавль и цапля»
Цели урока: познакомить с русской народной сказкой «Журавль и цапля»; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизировать «вдумчивое» чтение, продолжить обучение выразительному чтению произведений; развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать; воспитывать культуру общения через анализ содержания художественного произведения.
Планируемые результаты:
Личностные результаты – пополнять жизненный опыт учащихся, учащиеся примут во внимание необходимость уважать мнение других людей.
Предметные результаты – познакомятся с русской народной сказкой «Журавль и цапля», научатся находить в тексте слова, характеризующие героев фольклорного произведения.
Метапредметные результаты – продолжать находить информацию в тексте, формировать навыки общения в парах, уметь участвовать в обсуждении, в дискуссии.
Оборудование: учебник литературного чтения Л.А.Ефросининой «Литературное чтение», 2 часть - 2 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение №2», иллюстрации к сказке и художественная книга «Журавль и цапля», мультимедийный проектор, карточки со словами-признаками.
Этапы урока; задачи деятельности обучающихся Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Организационный момент:
заинтересовать учащихся, привлечь внимание к теме урока. - Итак, друзья, начнём урок! Затей у нас большой запас! А для кого они? Для вас! Регулятивные УУД - целеполагание, личностные УУД – учебная мотивация, познавательные УУД– обще-учебные, речевые высказывания, осознание целей, коммуникативные УУД – передача информации.
2.Проверка домашнего задания:
установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания, устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы в заданиях. - Какое произведение мы исследовали на прошлом уроке?
- Что можете о ней рассказать?
- Почему К.Ушинский именно так озаглавил сказку? Как вы поняли?
- Давайте поиграем в «Переводчиков на новый лад»: я вам устаревшее слово, вы озвучьте его по современному:
- «мужичок-серячок»
- «избыть»
- «запеть лазаря»
- «хворость прикинулась»
- «судить да рядить»
- А кому из вас понравилась первая иллюстрация на стр.19? Поднимите руку.
- А теперь поднимите руку те, кому понравилась иллюстрация на стр.21. Найдите отрывок из сказки, который относится к этой иллюстрации.
- А кому понравилась последняя иллюстрация?
- Сказка народная или авторская?
- А кто является автором народных сказок?
- Похожа ли сказка «Плутишка кот» на народную?
-Знаете ли вы народные сказки о животных? Какие? Хотите познакомиться ещё с одной? - Сказку К.Ушинского «Плутишка кот».
- Авторская, о животных, о том, как кот…
(Ответы детей)
- Простой мужичок
- Избавиться от чего-либо
- Жаловаться, плакать
- Болезнь случилась
- Рассуждать, договариваться
- «-Ах ты, бедный волк, над волками князь! Не гневи ты нашего старшего…»
- Авторская, написал автор К.Ушинский.
- Народ
(Ответы детей) Познавательные УУД – произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно), поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации, коммуникативные УУД – развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, регулятивные УУД – выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, личностные УУД – установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, формировать чувство сопереживать героям.
3.Сообщение темы и целей урока, работа с текстом до чтения:
организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся,
определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста; выделение его героев, актуализация читательского опыта. - Ребята, откройте рабочие тетради на стр.18 и найдите задание 3. Прочитайте про себя вторую загадку. Кто это?
- Запишите рядом отгадку.
- А теперь прочитаем 1-ю загадку.
- Кто это?
- Запишите отгадку.
(Учитель помещает на доску карточки с иллюстрациями и со словами цапля и журавль)
- Какие слова помогли вам отгадать загадку? Прочитайте.
- Что вы знаете об этих животных?
- Как вы думаете, о ком будет произведение?
- Какую цель на уроке себе поставите?
(Учитель фиксирует на доске цели урока на ранее заготовленных карточках)
- Итак, сегодня на уроке вы становитесь исследователями русской народной сказкой «Журавль и цапля».
( Иллюстрации к сказке на доске). - Цапля.
(Учащийся читает вслух)
- Это журавль.
(Ответы детей)
- Это птицы, живут на болоте, питаются лягушками, имеют длинные ноги и клюв.
- О журавле и цапле.
- Познакомиться со сказкой,
- найти в ней мудрые мысли,
-исследовать построение русской народной сказки,
-познакомиться с устаревшими словами,
-уметь договариваться, сотрудничать друг с другом
Познавательные УУД - логическое предположение обще-учебных речевых высказываний, коммуникативные УУД – речевая деятельность с целью получения информации, личностные УУД – учебная мотивация, регулятивные УУД – постановка цели.
4. Знакомство со сказкой «Журавль и цапля», работа с текстом во время чтения:
первичное целостное восприятие произведения; чтение, слушание текста. - Как найти в учебнике эту сказку?
- На какой странице находится?
Приготовьтесь слушать и читать сказку. Возьмите простой карандаш и отметьте слова, значение которых покажутся вам непонятными. - По оглавлению.
- После сказки К.Ушинского на стр.24. Регулятивные УУД - самоконтроль чтения, прогнозирование, познавательные УУД–чтение, получение информации, личностные УУД – нравственное, этическое ориентирование, коммуникативные УУД –кооперация усилий.
- Чтение присказки
- Чтение 2-ой части
Словарная работа
- Чтение последней части сказки (читает учитель)
- Чтение продолжит…
(читает ученик)
- Как исследователи вы подчёркивали устаревшие, непонятные вам слова или словосочетания. Зачитайте их. (По ходу чтения слов, происходит обсуждение)
- Интересно ли вам узнать, чем закончилась сказка? Тогда слушайте внимательно. (читает учитель). - Ноги долги (длинные ноги);
- Худо летать (плохо летать)
- Долговязый (высокий)
- Несолоно хлебавши(остаться ни с чем) 5. Беседа после чтения. Анализ сказки. Выборочное чтение:
дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого материала, добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.
Работа в парах
Работа по учебнику
Работа в парах.
Выполнение учащимися модели обложки.
- Ребята, улыбнитесь те, кому понравилась сказка.
Гимнастика для глаз:
- Откиньтесь на спинку стула. Сядьте свободно. Закройте глаза ладошками.
- Откройте правый глаз и посмотрите на цаплю. Закройте его.
- Откройте левый глаз и посмотрите на журавля. Закройте его.
- Откройте правый глаз и посмотрите на журавля. Закройте его.
- Откройте левый глаз и посмотрите на цаплю. Закройте его.
- Откройте глаза. Поморгайте.
-Давайте побеседуем по содержанию сказки.
- Почему журавль решил жениться? Прочитайте.
- Сколько раз журавль сватался к цапле?
- Исполнилось ли желание журавля?
- Как вы думаете, почему?
- Какой фрагмент проиллюстрировал художник на стр.24?
- У каждой пары на столе есть конверт со словами-признаками, откройте их и распределите слова, те слова, которые по вашему мнению относятся к цапле – расположите под картинкой цапли, те слова, которые более подходят к характеристике журавля расположите под картинкой журавля.(Слова в конверте:
упрямый(ая)
смешной(ая)
капризный (ая)
нерешительный (ая)
добрый (ая)
умный (ая)
несговорчивый (ая)
придирчивый (ая)
хвастливый (ая)
честный (ая), а также иллюстрации цапли и журавля)
- Прочитайте выбранные слова.
- У каких пар такой же ответ?
- У всех ли получилось договориться друг с другом?
- Зачем нужно это умение?
- Какие слова объединяют цаплю и журавля?
- Ребята, послушайте, я прочитаю вам пословицу: «Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга»
- Как вы ёё понимаете?
- Как вы думаете подходит ли она к сказке «Журавль и цапля»?
Физминутка
«Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться».
- Давайте вспомним, как начиналась эта история? Что вы можете сказать о начале сказки?
- Что такое присказка? Найдите ответ в учебнике на стр.18.
- Зачем нужна присказка?
- Давайте ещё раз прочитаем присказку. Помните присказка читается по-особому – скороговоркой. А как это?
- Какие слова повторяются в присказке?
-Зачем нужны повторы?
- А как называется разговор двух героев?
- Ребята, найдите и прочитайте вместе со своим соседом по парте первый диалог журавля и цапли
- Второй диалог.
- Третий диалог.
- Смогли ли договориться журавль и цапля в этой сказке?
- Какие получились все диалоги у журавля и цапли? Приятными для них или нет?
- Давайте, попробуем составить такие диалоги, чтобы они не были такими обидными для героев сказки и научим журавля и цаплю договариваться друг с другом. На доске для вас есть небольшие подсказки, которыми вы может воспользоваться, но можно также применить и свои высказывания. Вы можете поблагодарить, за предложение, отказать, но в вежливой форме, оставить человеку надежду.
(На доске открываются слова:
-Спасибо за предложение.
Я очень благодарна тебе, что ты выбрал меня.
- Дай мне время подумать.
Можно мне подумать?
- У тебя такие замечательные перья.
- Как прекрасен твой клюв.
- У тебя такие великолепные ноги.)
- Представьте, что вы работаете художниками-иллюстраторами над созданием книги «Журавль и цапля». Исследуйте иллюстрации к сказке и расположите их в нужном порядке.
(Проверка)
- У вас на партах есть листочки, выполните на них модель обложки к этому произведению.
- Покажите свои модели.
- Сравните свою модель с модель на доске (На доске увеличенная модель обложки).
- Поднимите руки, у кого такая же модель обложки. - - Почему так нарисовали?
- Какие советы, пожелания вы высказали бы героям данного произведения? - «Стало скучно жить одному».
- Два раза.
- Нет.
- Не могут договориться, отказывают друг другу.
- Разговор героев сказки.
(Ответы детей)
- Упрямые, капризные, нерешительные, несговорчивые, придирчивые.
(Ответы детей)
- Начинается с присказки.
(Ответы детей)
- Привлекает наше внимание.
- Быстро, чётко, правильно.
(Чтение присказки)
- «Летела, хвостиком повертела»
- Готовят нас к повторам в сказке.
- Диалог.
(Ответы детей)
- Нет.
(Ответы детей)
Инсценировка.(Ответы детей)
- Это сказка о животных.
(Ответы детей) Регулятивные УУД - целеполагание, самоконтроль, самооценка, коррекция, познавательные УУД - умение структурировать знания, анализ, синтез, самостоятельный поиск решения, коммуникативные УУД – обмен информации, взаимодействие, кооперация, личностные УУД – развитие готовности к сотрудничеству.
6.Домашнее задание:
сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. - А дома попробуйте перед зеркалом представить себя журавлём или цаплей и расскажите эту историю про себя. А на уроке нам расскажите от имени цапли или журавля.
Выполнить письменно задания в рабочей тетради на стр.18 №1,2. 7. Итог урока:
проанализировать, дать оценку успешности достижения цели. - Могла ли эта история приключиться с людьми?
- Какое правило из этой сказки нам надо взять?
- Так достигли мы сегодня целей, которые ставили в начале урока? (учитель открывает доску, где записаны цели урока)
Оценки за урок. - Да, могла. Люди часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу.
- Надо учиться общаться друг с другом, учиться договариваться.
(Ответы детей) Регулятивные УУД - контроль, самооценка - выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, познавательные УУД –сравнение, обоснование, личностные УУД - этическая оценка, развитие толерантности, коммуникативные УУД – передача собственного мнения.
8.Рефлексия:
зафиксировать содержание, которое закреплено и уточнено на уроке, оценить собственную коррекционную деятельность, зафиксировать неразрешённые на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности. - Сегодня на уроке, мы учились выражать доброе отношение словами, а сейчас вы попробуйте выразить своё доброе отношение друг к другу не словами, а жестами.
- Спасибо за урок.
(Ребята пробуют выразить отношение друг к другу жестами)
Регулятивные УУД - актуальный рефлексивный контроль, познавательные УУД – извлечение необходимой информации, личностные УУД – развитие сопереживания, отзывчивости.