Программа по внеурочной деятельности Изучаем природу родного края(Воронежская область)
Пояснительная записка
Краеведение, изучение родного края, учит младшего школьника по-новому взглянуть на свою землю, свой народ, задуматься о главном. В этом возрасте краеведением заниматься лучше всего с малого – с истории своей семьи, своего рода, своей фамилии. Именно отсюда начинаются истоки патриотизма. Кроме того, поиск историко-родословных связей, проникновение в суть предшествующих поколений – интересное и увлекательное занятие. Оно приковывает внимание следопыта к истокам своего рода, позволяет находить в истории собственной фамилии примеры достойного служения Отчизне. Это подталкивает исследователя к приумножению лучших традиций семьи, заметно способствует воспитанию человека.
В повседневной жизни имеются такие ценности, которые мы порой не замечаем, да мы, они пришли к нам с рождения, как данность. Это ценности особого рода, для каждого из нас они священны – мать, род, отчий край, Родина. Поэтому любовь к отчему краю, своей малой родине приходят с взрослением, со знанием этой самой родины. Занятия краеведением помогают школьнику познать мир вокруг себя, заинтересоваться краем, гордиться родной землей и людьми, которые здесь жили и живут до сих пор.
Занятия краеведением помогают развивать у ребенка любознательность, наблюдательность, чувство дружбы и коллективизма. Во время экскурсий и туристических прогулок дети получают первые туристические навыки, развивают ловкость и выносливость.
Приобщение детей к глубинному нравственному наследию и эстетическому богатству культуры России, своего края, своей семьи способствует воспитанию личности, формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного исторического пути государства, народа, каждой семьи.
Актуальность данного курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни. Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности.
Цель:
овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.
Реализация программы проектной внеурочной деятельности предполагает взаимосвязь с курсом «Окружающий мир» и имеет отличительные особенности:
Краеведческая направленность курса, связанная с изучением родного края.
Долгосрочный характер познания природы и культуры своего края.
Проектная деятельность может носить как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.).Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.
Цель проектной деятельности по созданию пособий – изучение природы родного края.
Конечный результат 2-го года занятий обучающихся – пособие для внеурочной деятельности учащихся «Опыты, наблюдения, эксперименты», коллективный продукт, результат совместной работы детей (описание этапов проведения опытов, экспериментов, наблюдений с фотографиями, рисунками ,презентацией),учителя, библиотекаря школы (пополнение картотеки классной библиотеки) и родителей (фотографии этапов и результатов проведения опытов, экспериментов, наблюдений).
Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания).
Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); групповая (результат работы двух учеников); коллективная деятельность (результат работы коллектива – «Опыты, наблюдения, эксперименты»)Курс «Изучаем природу родного края» во 2 классе рассчитан на 34 часа (1 часа в неделю).
2. Содержание программы
Наш край на карте (3 часа)
Географическое положение на карте России. Практическая работа с контурной картой Воронежской области. Ориентирование по компасу, солнцу, местным признакам.
Климат (3 часа)
Климатические сезоны года (весна, лето, осень, зима). Практическая работа с климатической картой Воронежской области. Погода в нашем крае.
Поверхность края (8 часов)
Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Полезные ископаемые края, их свойства, практическое значение. Практическая работа с коллекциями ископаемых, изучение свойств полезных ископаемых.
Охрана недр. Практическая работа «Изображение условных знаков». Ознакомление с важнейшими видами почв края (черноземные). Охрана почв от прямого уничтожения, от разрушающего действия ветра и потоков воды, от загрязнения ядохимикатами.
Водоёмы края (7 часов)
Поверхностные воды. Реки и озера Воронежской области. Практическая работа по физической карте Воронежской области. Подземные воды.
Свойства воды. Проведение опытов. Презентации по материалам опытов. Охрана водоёмов. Практическая работа «Условные знаки по охране водоёмов».
Леса, луга края, их значение в природе и жизни человека (11 часов)
Леса, луга края, их значение в природе и жизни человека. Практическая работа «Цепи питания леса и луга». Правила поведения в лесу, на лугу. Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе). Практическая работа «Оформление плаката о поведении в лесу и на лугу».
Экскурсия в лес. Хвойные деревья нашего края. Почему ель не сбрасывает листья на зиму. Отчёты по материалам. Практическая работа «Изображение и выставка рисунков семян и шишек хвойных растений».
Экскурсия «Лиственные деревья нашего края». Создание презентации «Лиственные деревья нашего края».
Экскурсия на луг. Создание презентации «Растения луга».
Карты туристических маршрутов по Воронежской области (2 часа)
Заповедные места нашего края. Обобщение материала «Мой край - Воронежская область».
3. Тематическое планирование
№ Дата Тема занятия Количество часов Примечание
Наш край на карте(3 часа)
1 Практическая работа с контурной картой Воронежской области. 2 Географическое положение на карте России. 3 Практическая работа. Ориентирование по компасу солнцу, местным признакам. Климат(3 часа)
4 Климатические сезоны года (весна, лето, осень, зима). 5 Практическая работа с климатической картой Воронежской области. 6 Погода в нашем крае. Поверхность края(8 часов)
7 Изменение поверхности края в результате деятельности человека. 8 Охрана поверхности края(восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок ,борьба с оврагами) 9 Полезные ископаемые края ,их свойства, практическое значение) 10 Практическая работа с коллекциями ископаемых ,изучение свойств полезных ископаемых) 11 Охрана недр 12 Практическая работа. Изображение условных знаков. 13 Ознакомление с важнейшими видами почв края(подзолистые, черноземные) 14 Охрана почв от прямого уничтожения, от разрушающего действия ветра и потоков воды. от загрязнения ядохимикатами) Водоёмы края(7 часов)
15 Поверхностные воды. Реки и озера Воронежской области. Практическая работа по физической карте Воронежской области. 16 Поверхностные воды. Реки и озера Воронежской области. Практическая работа по физической карте Воронежской 17 Поверхностные воды. Реки и озера Воронежской области. Практическая работа по физической карте Воронежской 18 Подземные воды 19 Свойства воды. Проведение опытов. 20 Презентации по материалам опытов. 21 Охрана водоёмов. Практическая работа. Условные знаки по охране водоёмов. Леса, луга края, их значение в природе и жизни человека(11часов)
22 Леса, луга края, их значение в природе и жизни человека 23 Практическая работа. Цепи питания леса и луга. 24 Правила поведения в лесу, на лугу.
25 Практическая работа. Оформление плаката о поведении в лесу и не лугу. 26 Экскурсия в лес. Хвойные деревья нашего края 27 Хвойные деревья нашего края.
Почему ель не сбрасывает листья на зиму. 28 Отчёты по материалам экскурсии. Практическая работа. Изображение и выставка рисунков семян и шишек хвойных растений 29 Экскурсия «Лиственные деревья нашего края». 30 Создание презентации «Лиственные деревья нашего края». 31 Экскурсия на луг. 32 Создание презентации «Растения луга». Карты туристических маршрутов по Воронежской области(2 часа)
33 Заповедные места нашего края 34 Обобщение материала «Мой край - Воронежская область». Создание портфолио о родном крае. Планируемые результаты
Личностные УУД:
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
Принятие образа «хорошего ученика»;
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения;
Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России;
Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
Мотивация учебной деятельности;
Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально нравственная отзывчивость;
Гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества;
Метапредметные планируемые результаты:
Коммуникативные УУД:
Обращаться за помощью;
Формулировать свои затруднения;
Задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Предлагать помощь и сотрудничество;
Определять общую цель и пути ее достижения;
Осуществлять взаимный контроль;
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
Вести устный и письменный диалог, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров;
Прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрении; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
Регулятивные УУД:
Формировать и удерживать учебную задачу;
Ставит новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
Составлять план и последовательность действий;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Адекватно принимать предложение учителей, товарищей, родителей;
Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи;
Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Различать способ и результат действий;
Осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
Познавательные УУД:
Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
Сбор необходимой информации из различных источников, обработка и передача информации;
Анализ, синтез, сравнение, классификация по заданным критериям;
Установление аналогий, причинно-следственных связей;
Осуществлять рефлексию способов и условий действий;
Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
Ставить, формулировать и решать проблемы , самостоятельно составлять алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
Построение рассуждения , обобщение, интерпретация информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощь ИКТ);
Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
Моделировать, т.е. выделять и обобщено фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
В области предметных результатов обучающиеся научатся:
читать условные обозначения карт;
описывать природную зону родного края;
называть системы органов человека;
понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для укрепления и сохранения своего здоровья.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение;
выбрать оптимальные формы проведения на основе изученных правил безопасности;
собирать материал и составлять портфолио о родном крае.