Урок литературного чтения Русская народная сказка «Лиса и Журавль» в обработке А. Н. Толстого
Открытый урок литературного чтения
"Русская народная сказка «Лиса и Журавль»" в обработке А. Н. Толстого
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: используя приемы технологии развития критического мышления и приём исследования, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.
Планируемые результаты:
Предметные
*учащиеся познакомятся с русской народной сказкой «Лиса и Журавль»;* научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта;
* осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
* находить главную мысль, сформулированную в тексте.
Метапредметные - познавательные УУД
* находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
* строить речевое высказывание в устной форме;
* учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
- коммуникативные УУД
* слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;
* участвовать в коллективном обсуждении;
* строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.
- регулятивные УУД
* принимать и сохранять учебную задачу;
* выделять необходимую (существенную) информацию из текста;
* оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.
- личностные
* формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу;
* развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
* развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование:
учебник
карточки для групповой работы
доска для работы и экран
мультимедийная презентация
Ход урока:
I. Организационный момент. Слайд 1
(Учитель проверяет готовность детей к активной работе на уроке.)
- Ребята, поднимите руку у кого много друзей.
- Часто ли вы ходите к ним в гости?
- А вы сами любите принимать гостей?
- У нас тоже сегодня гости. Давайте поприветствуем их и покажем свое гостеприимство хорошей работой.
(Приветствие друг друга и гостей.)
II. Стадия вызова. Составление кластера – индивидуальная мозговая атака.
- Я предлагаю посмотреть видеоролик и сделать предположение, о чём пойдёт речь на уроке? Слайд 2
(Просмотр видеоролика «В гостях у сказки». Дети высказываются – познакомимся со сказкой.)
- Работать будете в группах. Повторим правила работы. Слайд 3
Говори по теме, понятно, кратко.
Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.
Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен.
- Ваша задача: к слову сказка составьте кластер.
- Проверьте себя по слайду. Слайд 4
- У кого такой же результат?
Оцените работу смайликом
- Назовите раздел учебника, по которому мы работаем.
(Ответы детей: «Читая - думаем»)
- Какие сказки мы уже читали в этом разделе? (Как волк песни пел.; Сказка о том, как зайцы испугали Серого Волка.; За двумя зайцами.)
- Мы продолжаем знакомиться с произведениями нашего раздела.
- Сможете определить тему урока? (не знаем сказки, героев сказки)
- Какие задачи мы поставим на урок?
(Ответы детей:
- познакомиться с новой сказкой;
- узнать мудрые мысли;
- познакомиться с устаревшими словами)
- Чему будем учиться?
(- учиться рассуждать;
- правильно излагать свои мысли;
- уметь договариваться в группах и сотрудничать друг с другом;
- прислушиваться к мнению товарищей)
- Как вы считаете, случайно ли я начала наш урок с разговора о гостях?
- Мы прочитаем русскую народную сказку о гостеприимстве двух персонажей.
III. Стадия осмысления. Совместный поиск.
- Откройте учебник на стр. 62.
- Ваша задача: прочитайте слова в 3-ем задании и догадайтесь, о какой сказке идёт речь? (лиса, журавль, в гости, угощу, тарелка, кувшин, несолоно хлебала, врозь).
- Ваши предположения и доказательства. (главные персонажи Лиса и Журавль)
- Вам знакома эта сказка?
- Это авторская или народная сказка? (народная)
- Где можем проверить свои предположения?
- Если сказка народная, почему тогда «в обработке А. Толстого»? (пересказана Толстым)
- Вы встречались уже с произведениями Алексея Николаевича Толстого?
- Что вы можете рассказать о нём? Слайд 5
(Алексей Николаевич Толстой – поэт, советский писатель редкого таланта. Им были написаны многочисленные рассказы, сценарии, пересказаны сказки для детей. В подтверждении таланта вспомним сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино, которую Толстой обрабатывал и переводил более десяти лет. А также известные сказки «По щучьему велению», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Репка», «Теремок» и другие)
- Можем мы теперь назвать тему урока? (русская народная сказка «Лиса и Журавль» в обработке Л. Н. Толстого) Слайд 6
- Можно ли изменить заголовок другими словами? (мнение и высказывания ребят)
Чтение. Приём ИНСЕРТ
- Сегодня на уроке вы становитесь исследователями русской народной сказки. Приготовьтесь слушать и читать сказку. Возьмите простой карандаш, внимательно следите за чтением читающих и делайте пометки на полях знаками. Вспомним знаки: Слайд 7
«плюс» (+) отмечается информация, которая уже известна ученику.
«минус» (-) отмечается новое знание, новая информация, если впервые встретился с прочитанным текстом.
«вопрос» (?) отмечается непонятная информация и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Физминутка подвижная «Мультяшки»
Добывание информации из сказки. Стратегия ЗУХ. Взаимопроверка.
- У каждой группы лежит таблица с колонками: знаю, хочу узнать, узнал(а). Ваша задача: заполнить колонки информацией из прочитанного текста. Слайд 8
Знаю Хочу узнать Узнал(а)
Лиса и журавль – персонажи
Жанр - сказка Устаревшие слова Герои поссорились
- Сравним, что вы знали раньше и что узнали? Одна группа начинает, другие дополняют.
– Какая информация вам уже была известна? (главные персонажи – лиса и журавль; жанр текста – русская народная сказка)
– Что нового вы узнали? (в концовке сказки герои поссорились)
- Ожидали ли вы, что у сказки может быть такой конец?
– А могла ли она закончиться по другому? (Сказки всегда заканчиваются хорошим концом, а в этой сказке грустью. А можно было придумать: с тех пор они не обманывали друг друга и ходили в гости часто.)
- Могла ли эта история приключиться с людьми? (Да, могла, люди часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу.)
- Какое правило из этой сказки нам надо взять? (Надо учиться общаться друг с другом, учиться договариваться.)
Справочник из ларца. Игра «Переводчик».
– Много вы поставили знаков «?»?
- Назовите их. О чем бы вы хотели спросить?
- Предлагаю сыграть игру «Переводчик», переводить устаревшие слова на новый лад. Я вам устаревшее слово, а вы в ответ современное, а поможет вам слайд. Готовы? Слайд (Слова со значениями перепутались, нужно подобрать подходящие по смыслу)
куманёк (кум) - крёстный отец
стряпать - готовить пищу
потчевать - угощать
несолоно хлебавши – обмануться, остаться ни с чем
званый пир - обед, большое угощение
не обессудь - не суди строго
окрошка – холодное кушанье из кваса и сырых овощей
досада – обида
аукнулось – неприятное последствие (как поступишь, то получишь)
откликнулось – отозваться
врозь – не вместе
- Какие поставленные задачи мы решили? (познакомились со сказкой, с устаревшими словами)
Оцените работу смайликом
Физминутка для глаз
IV. Суммирование информации по содержанию текста. Анализ прочитанного. Слайд 10
- Понравилась вам сказка?
- Можно ли утверждать, что, прочитав сказку, читатели узнают особенности жизни и быта, традиции русского народа? Обоснуйте своё мнение. (слова потчевать, званый пир говорит об угощении и гостеприимстве, окрошка о еде русского народа, слово - куманёк)
- Почему лиса и журавль перестали дружить? (лиса гостеприимная, но не внимательная, увлёкшись едой, не замечала, что журавлю не достать каши, не угодила гостю)
- Как повёл себя журавль? (и виду не показал, он Лису поблагодарил за приём и пригласил к себе)
- Умышленно ли он это сделал? (Да, он хотел отомстить Лисе.)
- Заметил ли Журавль, что Лиса вертится вокруг кувшина? (Именно этого эффекта от своего угощения он и ждал.)
- Русский народ в пословицах заключает главную свою мудрость. Есть ли в нашей сказки мудрый совет? Прочитайте его? (Как аукнулось, так и откликнулось.)
- Какова главная мысль сказки? (Гость должен вести себя культурно, искренне, честно. Следить за собой, стараться никого не обижать, даже случайно. Потому что, если ты обидел не слишком умного и не очень-то культурного человека, он непременно отплатит тебе ещё большей обидой. Скупость хитрой лисы превратилась в глупость. Она надеялась обмануть журавля, но просчиталась. Журавль преподал хороший урок кумушке лисе.)
- В учебнике нам даются варианты заголовков. Попробуйте порассуждать и выбрать лучший вариант, который отражает смысл сказки?
- Какой не подходит? Почему?
V. Подведение итогов. Рефлексия.
- Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе? (Нет, эта сказка “о ложной дружбе”.)
- А вы хотите быть настоящими друзьями, хотите, чтобы у вас было много друзей? (Да.)
- Для этого нам надо зажечь волшебное солнце дружбы. (на доске – круг солнца)
- Возьмите конверты на столах. Выберите из всех слов - слова, обозначающие качества, которые вы хотели бы видеть у своего друга. (Работа детей.)
- Чтобы солнышко засветило, ему нужно добавить лучики.
- Какие слова вы выбрали? (Дети отвечают и одновременно прикрепляют к солнцу лучи с названиями качеств друга.)
- Ребята, вы прекрасно работали. Давайте посмотрим, с каким настроением вы заканчиваете урок?
- Поднимите карточку, которая соответствует вашему настроению. Я сделаю так же.
- Я очень рада видеть ваши весёлые лица. Вы настоящие друзья. Поэтому я хочу подарить вам это солнце дружбы, чтобы оно светило вам всегда, радовало и согревало вас.
VI. Домашнее задание. Слайд 11
Подготовить «радиотеатр».
- Наш урок закончен. Спасибо.