Авторская образовательная программа дополнительного образования детей Сочиведение
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
центр детского и юношеского туризма и экскурсий г.Сочи
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОБУ ДОД ЦДиЮТиЭ
_____________Р.Р.Искаков
протокол совета учреждения
от «___»________ 20___г №_____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА)
Туристско-краеведческое
(наименование объединения)
«Сочиведение»
(наименование учебной дисциплины, курса)
3 года
(срок реализации программы)
авторская
(вид программы)
7-15 лет
(возраст обучающихся)
Кегеян Тариел Давидович
педагог дополнительного образования
(ФИО преподавателя, составителя, должность)
2012г
г.Сочи
Пояснительная записка
Город Сочи избрал туризм основой развития своей экономики. На обслуживание туристов уже сейчас работают прямо или косвенно большая часть жителей. Опыт других стран, строящих свою экономику на туризме, показывает, что эффективность отрасли зависит во многом от уровня подготовки жителей и к работе в ней.
Туризм представляет собой эффективное средство физического и нравственного совершенствования человека, данная программа позволяет обучить учащихся основным навыкам туризма и краеведения, показать значимость туризма для развития экономики города, подготовить обучаемых для выполнения работ среднего звена в сфере туризма и народного образования, подготовить квалифицированный туристский актив через изучение истории и географии своей малой Родины в чем и заключается актуальность данной программы.
Краеведение – один из важнейших элементов обществоведческого образования в школе. Изучение регионального курса помогает конкретизировать факты истории России, углубить знания, повысить интерес к культурным традициям своего и других народов, вызвать чувство сопричастности к своим корням, развить духовные потребности, воспитать нравственные качества личности: патриотизм, любовь и чувство гордости за свою Родину.
Изучение истории и географии в школе не связано с Малой Родиной, со своим городом, а это разрывает сознание его соответствия. Идет отчуждение от местного исторического, географического процесса.
Необходимо заинтересовать и погрузить ребенка (ученика) в историю, географию ореола, где он родился. На сегодняшний день мало кто из подрастающего поколения является истинным патриотом своей Родины. А Родина, как известно, это то место, где человек родился. А как можно стать патриотом, если ты даже не знаешь истории и географии своего города.
Город Сочи имеет богатую историю. Жизни города коснулись события Кавказской войны (по крайней мере, ее последствий), заселение Черноморского побережья, революции, коллективизации, Великой Отечественной войны. Однако сегодня мало кто представляет исторический и географический путь города в целом.
Данная программа предполагает углубленное изучение своей местности, приводит в систему знания о родном городе, позволяет повысить уровень культуры школьников, расширить краеведческие знания о родном городе.
Цель программы – формировать будущих граждан города, любящих и знающих его историю, географию и туристские возможности, развивать историко-географическое самосознание ребенка.
Задачи:
Ознакомить детей с информацией о городе, интересующей гостей;
Обучить простейшим навыкам туризма и краеведения;
Оказать помощь в выборе профессии;
Раскрыть место города Сочи на карте Краснодарского края, России и его роль и значение в их экономике и культуре;
Основу программы составляет проектный метод. Стержневой линией программы выступает коллективная творческая деятельность учащихся – исследовательско-краеведческий метод.
Программа создана на основе учебно-методического плана и учебных тем, (по истории, географии).
Программа кружка «Сочиведение» относится к туристско-краеведческой направленности, срок реализации программы рассчитан на 3 года для детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет. Программа каждого года обучения рассчитана на разное количество учебных часов, включает теоретические занятия, практические занятия в помещении и на местности: 1 год обучения – 216 часов, 2 год обучения – 324 часа, 3 год обучения – 324 часа.
Прием желающих заниматься в объединении «Сочиведение» проводится на добровольной основе в начале учебного года и также возможен внеплановый набор в течение года.
Занятия проводятся следующим образом: 1 год обучения – 2 раза в неделю: в течение учебной недели 2 часа, в выходной день – 4 часа (проведение учебно-тренировочных занятий на местности, участие в соревнованиях, выезды на детские туристские базы, проведение экскурсий); 2 и 3 годы обучения в течение учебной недели по 2 часа каждое, в выходные дни – 5 часов (проведение учебно-тренировочных занятий на местности, походов выходного дня, многодневных походов, экскурсий, участие в соревнованиях, выезды на детские туристские базы).
Программа предполагает групповую форму обучения.
Данная программа будет способствовать повышению мотивации воспитанников, становлению их компетентности, самостоятельности, а в целом поможет их социальной адаптации. Кроме того, обучающиеся получат навыки ведения проектной работы, что в дальнейшем поможет им самостоятельно или в творческой группе разрабатывать социально-значимые проекты.
В качестве подведения итогов реализации данной программы является разработка воспитанниками мини проектов, участие в городских краеведческих олимпиадах и конференциях, а также участие в городских профильных туристских лагерях.
Механизмы оценки результатов деятельности воспитанников:
Каждые выход, поход, практическое занятие, экскурсия завершается подведением итогов, разбором, составлением фотоотчета и техописаний.
В конце каждого раздела изучения проводится итоговая работа в виде соревнований, конкурсов, викторин
В конце последнего года обучения выполняется самый сложный для этой возрастной категории поход (вне сетки часов), в результате которого оформляются спортивные разряды по пешеходному туризму.
Дети, прошедшие обучение по данной программе получат специально отобранную информацию о своем городе. Они смогут проинформировать гостя о местонахождении интересных и нужных для полноценного отдыха мест и в дальнейшем реализовать себя в качестве волонтеров.
Занятия по программе позволит привить детям задатки таких качеств, как любовь к городу, уважение к гостям, стремление выполнять свою работу так, чтобы гости были довольны.
Данная программа стимулирует сознательный выбор профессии, связанной с обслуживанием туристов и способствует улучшению качества обслуживания гостей в частном секторе.
К концу 1 года обучения воспитанники должны
знать:
- краткую историю микрорайона, района проживания;
- краткую историю города Сочи;
- элементарные туристские навыки;
- способы ориентирования на местности;
- этапы работы над проектом.
уметь:
- анализировать исторический материал;
- ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты и компаса;
- пользоваться элементарными туристскими навыками;
- ориентироваться в своем микрорайоне, районе, городе;
- выполнять практические работы в строгой последовательности;
- проводить простые исследования для разработки мини проектов;
К концу 2 года обучения воспитанники должны
знать:
- географические особенности города Сочи;
- особенности особо охраняемых территорий на территории города;
- особенности растительного и животного мира города;
- эндемиков, экзотов растительного и животного мира города;
- географические особенности Черного моря;
- элементарные туристские навыки;
- способы ориентирования на местности;
- этапы работы над проектом.
уметь:
- анализировать теоретический материал;
- ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты и компаса;
- пользоваться элементарными туристскими навыками;
- выполнять практические работы в строгой последовательности;
- определять растения без учебников;
- различать обычных представителей растительного и животного мира от
эндемичных;
- создавать гербарии;
- отличать морфометрические характеристики моря;
- проводить простые исследования для разработки мини проектов;
- выполнять работу в определенной последовательности, доводить ее до
завершения.
К концу 3 года обучения воспитанники должны
знать:
- экскурсионные возможности города Сочи;
- демографические особенности города Сочи;
- демографические проблемы города Сочи;
- миграционные особенности города, как пограничного;
- особенности транспорта города;
- проблемы общественного транспорта города;
- социально-политическую структуру города;
- экологию города, его экологические проблемы;
- элементарные туристские навыки;
- способы ориентирования на местности;
- этапы работы над проектом.
уметь:
- анализировать теоретический материал;
- выполнять практические работы в строгой последовательности;
- анализировать статистический материал;
- разрабатывать половозрастные пирамиды;
- составлять графики, диаграммы;
- создавать планы мероприятий по решению демографических,
экологических, транспортных проблем;
- создавать свою социально-политическую структуру;
- проводить простые исследования для разработки мини проектов;
- создавать проекты;
- создавать фотоотчет;
- составлять план путешествия и разрабатывать маршрут;
- выполнять работу в определенной последовательности, доводить ее до
завершения;
- самостоятельно разрабатывать экскурсии и проводить их для других
школьников.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов, блоков, тем
Всего часов
Количество часов
Теоретические учебные занятия
Практические учебные занятия
Выездные (индивидуальные) учебные занятия
1 год обучения
1
Введение. Техника безопасности
2
2
2
Почему в Сочи приезжает много гостей?
2
2
3
Разные виды отдыха в Сочи.
26
6
4
16
3.1.
Активный отдых в Сочи
4
2
2
3.2.
Пассивный отдых в Сочи
2
2
3.3.
Оздоровление, лечение
4
2
2
3.4.
Экскурсия в бальнеологический центр «Мацеста»
8
8
3.5.
ПВД в Мацестинский лесопарк
8
8
4
Микрорайон школы
40
10
6
24
4.1.
История основания микрорайона школы
4
2
2
4.2.
Улица, где находится наша школа
4
2
2
4.3.
Микрорайон школы в годы ВОВ
2
2
4.4.
Знаменитые личности микрорайона
2
2
4.5.
История школы
4
2
2
4.6.
Экскурсия в школьный музей, музей микрорайона
8
8
4.7.
ПВД по окрестностям микрорайона
8
8
4.8.
ПВД на реку Хоста
8
8
5
Наш район
42
14
4
24
5.1.
История названия и основания района
4
4
5.2.
Экскурсионные возможности района
6
4
2
5.3.
Район в годы ВОВ
6
4
2
5.4.
Знаменитые личности района
2
2
5.5.
Экскурсия в музей истории Хосты
8
8
5.6.
ПВД по району
8
8
5.7.
ПВД на гору Ахун
8
8
6
Краткая история города
82
28
6
48
6.1.
Легенды и мифы Кавказа
2
2
6.2.
Стоянки древнего человека. Культура дольменов.
6
4
2
6.3.
Экскурсия на Волконский дольмен
8
8
6.4.
ПВД в поселок Каткова щель
8
8
6.5.
ПВД на Красную Поляну
8
8
6.6.
Следы пребывания греков, римлян, византийцев, турков.
2
2
6.7.
Местные племена адыго–абхазской группы.
6
4
2
6.8.
Русско–турецкие войны за выход к морю.
2
2
6.9.
Кавказская война.
2
2
6.10
История города Сочи во второй половине 19 века
4
4
6.11
История заселения города
2
2
6.12
Город Сочи в ВОВ
4
4
6.13
ПВД на Агурские водопады
8
8
6.14
ПВД на Змейковские водопады
8
8
6.15
Символика города Сочи
4
2
2
6.16
Экскурсия в музей истории города
8
8
7
Подготовка к участию в массовых мероприятиях, выходов
20
20
8
Итоговое занятие
2
2
ИТОГО:
216
62
42
112
2 год обучения
1
Введение. Техника безопасности
2
2
2
Географические характеристики города Сочи
86
28
14
44
2.1.
Географическое положение
4
2
2
2.2.
Административно-территориальное деление
4
2
2
2.3.
ПВД на Корыта
8
8
2.4.
Характеристики рельефа города
4
4
2.5.
Кавказ – горная система Черноморского побережья
6
4
2
2.6.
Горные породы
4
4
2.7.
ПВД на мокрый каньон реки Псахо
8
8
2.8.
Климатические особенности города
6
4
2
2.9
Особенности почвенного покрова города
6
4
2
2.10
Реки и озера города Сочи
8
4
4
2.11
Экскурсия на Агурские водопады
6
6
2.12
Поход на озеро Три ключа
22
22
3
Черное море
38
16
6
16
3.1.
Географические характеристики Черного моря
6
4
2
3.2.
Богатства Черного моря
6
4
2
3.3.
ПВД в Имеретинскую бухту Адлерского района
8
8
3.4.
Экологические проблемы Черного моря
4
4
3.5.
Система Черного и Азовского морей
6
4
2
3.6.
ПВД на 33 водопада
8
8
4
Растительный мир города Сочи
82
32
14
36
4.1.
Особенности растительности города. Особенности высотной поясности
6
4
2
4.2.
Реликтовая растительность. Ярусы леса
6
4
2
4.3.
Растения-эндемики города
6
4
2
4.4.
Экзотическая растительность города
6
4
2
4.5.
ПВД в тисосамшитовую рощу
8
8
4.6.
Ядовитые (опасные) растения
6
4
2
4.7.
Лекарственные растения
6
4
2
4.8.
Грибы
4
4
4.9.
Охрана растительного мира города
6
4
2
4.10
Экскурсия в парк «Дендрарий»
6
6
4.11
Поход на хребет Алек
22
22
5
Животный мир города Сочи
72
24
12
36
5.1.
Особенности животного мира города. Особенности высотной поясности
6
4
2
5.2.
Мир членистоногих
6
4
2
5.3.
Земноводные. Пресмыкающиеся
6
4
2
5.4.
Птицы Сочи
6
4
2
5.5.
ПВД на Орлиные скалы
8
8
5.6.
Млекопитающие
6
4
2
5.7.
Охрана животного мира города
6
4
2
5.8
Экскурсия в вольерный комплекс КБЗ
6
6
5.9.
Поход по местам боевой славы на гору Индюк Туапсинский район
22
22
6
Особо охраняемые территории города
24
12
4
8
6.1.
Кавказский биосферный заповедник
6
4
2
6.2.
Сочинский заказник
4
4
6.3.
Сочинский национальный парк
6
4
2
6.4.
ПВД по окрестностям Сочинского национального парка
8
8
7
Подготовка к участию в массовых мероприятиях
18
18
8
Итоговое занятие
2
2
ИТОГО:
324
114
70
140
3 год обучения
1
Введение. Техника безопасности
2
2
2
Демография города Сочи
88
40
12
36
2.1.
Переселенческие движения в Сочинском округе
в конце XIX – начале XX веков
4
4
2.2.
Размещение населения города
4
4
2.3.
Численность населения города
6
4
2
2.4.
Поло-возрастной состав населения города
6
4
2
2.5.
Поход на хребет Алек
22
22
2.6.
Брачно-семейный состав населения города
6
4
2
2.7.
Этнический состав населения города
6
4
2
2.8.
Конфессиональный состав населения города
4
4
2.9.
Естественное движение населения города
6
4
2
2.10
ПВД на сухой каньон поселка Лесное
8
8
2.11
Миграционные процессы в городе
4
4
2.12
Демографические проблемы города
6
4
2
2.13
Экскурсия в городской отдел статистики
6
6
3
Экология города Сочи
48
12
6
30
3.1.
Экологические проблемы города
6
4
2
3.2.
ПВД на Краснополянский дольмен
8
8
3.3.
Правила поведения на природе
6
4
2
3.4.
Экологические тропы
6
4
2
3.5.
Поход на озеро Три ключа
22
22
4
Рекреационные ресурсы города Сочи
44
16
6
22
4.1.
Город Сочи – бальнеологический и климатический курорт
4
4
4.2.
Природные рекреационные ресурсы
6
4
2
4.3.
ПВД на Три источника
8
8
4.4.
Антропогенные рекреационные ресурсы
6
4
2
4.5.
Экскурсионные объекты города
6
4
2
4.6.
Экскурсия на Агурские водопады
8
8
4.7.
Экскурсия в художественный музей города
6
6
5
Транспорт города Сочи
52
20
8
24
5.1.
Автомобильный транспорт
6
4
2
5.2.
Железнодорожный транспорт
6
4
2
5.3.
Воздушный транспорт
4
4
5.4.
ПВД на Хмелевские озера
8
8
5.5.
Водный транспорт
6
4
2
5.6.
Общественный транспорт
6
4
2
5.7.
Экскурсия по морскому вокзалу города
8
8
5.8.
ПВД на г.Колокольная
8
8
6
Социально-политический паспорт города Сочи
70
28
6
36
6.1.
Управление городом. Структурные подразделения
6
4
2
6.2.
Национально-культурные объединения города
4
4
6.3.
ПВД на Озера любви
8
8
6.4.
Образовательные учреждения города
4
4
6.5.
Учреждения здравоохранения и культуры города
4
4
6.6.
Гостиничная сфера города
6
4
2
6.7.
Поход по местам боевой славы на г.Индюк Туапсинского района
22
22
6.8.
Сельскохозяйственная отрасль города
4
4
6.9.
Правоохранительная сфера города
6
4
2
6.10
Экскурсия на Ореховские водопады
6
6
7
Подготовка к участию в массовых мероприятиях
18
18
8
Итоговое занятие
2
2
ИТОГО:
324
118
58
148
Содержание программы
1 год обучения
1. Введение. Техника безопасности – 2 часа
Особенности курса «Сочиведение». Важность данного курса. Цели и задачи продуктивного обучения. Содержание программы обучения. Проведение инструктажа по правилам техники безопасности и поведению в случае ЧС.
Материалы и инструменты, необходимые на занятиях. Обзор предстоящих практических занятий.
2. Почему в Сочи приезжает много гостей – 2 часа
Педагог кратко характеризует каждый из факторов, привлекающих гостей: субтропический климат (тепло и влага), теплое море, чистые реки, разнообразная природа, памятники древней истории, возможность лечить многие болезни, хорошее питание и возможности для развлечений. Поскольку дети-сочинцы воспринимают данные факторы как нечто обычное, необходимо показать их как бы глазами гостя. Привлечь впечатления детей от посещения других мест.
3. Разные виды отдыха в Сочи – 26 часов
Дать понятия о различных видах отдыха. Гости прибывают для: активного отдыха (походы в горах, горные лыжи, сплав по рекам, спуск в пещеры), пассивного отдыха (морские купания и развлечения), лечения, деловых контактов.
Практическая работа: 1. Составление списка объектов, используемых для активного отдыха. 2. Составление списка объектов, используемых для лечения и оздоровления.
Экскурсия: Бальнеологический центр «Мацеста»
ПВД: Мацестинский лесопарк
4. Микрорайон школы – 40 часов
Границы микрорайона. Составляющие его улицы. Что находится, кроме жилых домов? Интересные места. Транспорт. Использование картосхемы микрорайона. История основания микрорайона, история названия, первые поселенцы, улица, где находится школа: начало и конец улицы, магазины, организации на улице, как можно доехать с вокзала или аэропорта.
Знаменитые личности микрорайона, их вклад, достижения.
История школы, где учатся дети: дата основания, первые учителя, директор, ученики; гордость школы, современность.
Практическая работа: 1. Создание мини-проектов «Основатели микрорайона школы». 2. Нанесение на контурную карту крупных объектов улицы, где находится школа. 3. Создание презентаций «Моя школа».
Экскурсии: Школьный музей, музей микрорайона
ПВД: 1. Окрестности микрорайона. 2. Река Хоста.
Наш район – 42 часа
Границы района. Улицы. История названия и основания района: первые поселенцы, особенности названия, как развивался район, современное состояние района. Расположение пляжей, банков. Почтамта, переговорного пункта, рынков, мест торговли. Чем район привлекает гостей, что в нем лучше или хуже, чем в других районах города. Использование карты-схемы нашего района. Связь нашего района с остальными районами города.
Экскурсионные возможности района: основные достопримечательности, природные и антропогенные экскурсионные объекты: театры, кинотеатры, музеи, статуи, памятники, водопады, пещеры, дольмены и т.д.
Район в годы Великой Отечественной войны. Места расположения военных госпиталей в нашем районе.
Знаменитые личности района, их вклад, достижения.
Практическая работа: 1. Описание одного из экскурсионных объектов нашего района. 2. На карте района отметить памятники погибшим в Вов и санатории-госпитали.
Экскурсия: Музей истории Хосты.
ПВД: 1. Хостинский район. 2. Гора Ахун
Краткая история города – 82 часа
Древняя история. Легенды и мифы Кавказа. Стоянки древнего человека. Культура дольменов. Дольмены на территории города Сочи, виды дольменов. Следы пребывания греков, римлян, византийцев, турков. Местные племена адыго–абхазской группы. Турецкая колонизация. Русско–турецкие войны за выход к морю. Кавказская война. Возникновение укрепления, давшего начало городу в 1838 году. Имя Сочи – от названия племени Соатше (Шеаче) 1896 год. Заселение побережья переселенцами. Дачи высокопоставленных людей на побережье. Зарождение курорта Мацеста. Советский период строительства города. Город в годы Великой Отечественной войны. Символика города: герб.
Практическая работа: 1. Зарисовки разных видов дольменов, стоянок древнего человека. 2. На карте города отметить места поселений черкесских племен. 3. Создание своей символики города: герба, флага, гимна.
Экскурсия: 1. Волконский дольмен. 2. Музей истории города.
ПВД: 1. Каткова Щель. 2. Красная Поляна. 3. Агурские водопады. 4. Змейковские водопады.
Подготовка к участию в массовых мероприятиях – 20 часов
Подготовка к участию в массовых мероприятиях Центра. Подготовка к выходам: составление меню, списка личного и группового снаряжения, распределение обязанностей.
Подведение итогов участия в массовых мероприятиях Центра, выходов. Обсуждение всех положительных и отрицательных черт.
Обработка собранных материалов. Подготовка отчета. Творческие работы учащихся.
Составление паспорта и схемы маршрута. Изготовление коллекций, альбомов, фотоснимков.
Итоговое занятие – 2 часа
Подведение итогов работы за год. Проведение итогового теста. Проведение научно-практической конференции.
2 год обучения
1. Введение. Техника безопасности – 2 часа
Особенности курса «Сочиведение». Важность данного курса. Цели и задачи продуктивного обучения. Содержание программы обучения. Проведение инструктажа по правилам техники безопасности и поведению в случае ЧС.
Материалы и инструменты, необходимые на занятиях. Обзор предстоящих практических занятий.
2. Географические характеристики города Сочи – 86 часов
Географическое положение города: крайние точки, чем омывается, с кем граничит.
Административно-территориальное деление города: районы – Лазаревский, Центральный, Хостинский, Адлерский; села, поселки, поселки городского типа, аулы и т.д.
Рельеф города Сочи. Главные особенности рельефа, внутренние и внешние процессы, формирующие рельеф города Сочи. Карстовые формы рельефа как самые распространенные формы на территории города. Кавказские горы – самые молодые горы России. Горные вершины: горный массив Фишт-Оштен (2867м.), самая высокая вершина – г. Псеашхо (3265м.), г.Ахун (662м.). Главный Кавказский хребет. Пещеры: оборудованные для посещений – Воронцовская и Ахштырская (у поселка Казачий брод). Горные породы, слагающие территорию города.
Климатические особенности города. Влажный субтропический климат. Максимальные и минимальные температуры воздуха января и июля. Количество осадков. Гора Ачишхо – самое влажное место в России. Влияние моря и гор на климат города Сочи. Преобладающие ветры. Использование законов высотной поясности при характеристике климата города.
Почвенный покров города: каштановые, красноземы, желтоземы, глиноземы. Отсутствие самых плодородных почв – черноземов. Почвы гор. Влияние почв на характер растительного покрова города.
Гидрология города Сочи: реки, озера. Реки: самая большая – Мзымта, большие – Шахе, Аше, Сочи, Псезупсе. Особенности рек города Сочи. Водопады. Агурские, Ореховский, Змейковские. Озера: Кардывач, Хуко и т.д. Использование гидрологической сети города как одной из составляющей части рекреационных ресурсов.
Практическая работа: 1. Нанесение на контурную карту города Сочи крайних точек, соседей, границ города. 2. Составление картотеки административно-территориального деления каждого района города Сочи. 3. Составление картотеки вершин и хребтов города в алфавитном порядке. 4. Составление диаграмм, графиков суточного, месячного, годового хода температуры воздуха января и июля города Сочи. 5. Построение и описание профиля почвы. 6. Составление картотеки рек и озер города. 7. Описание морфометрических характеристик реки Агура.
Экскурсия: Агурские водопады.
ПВД: 1. Корыта. 2. Мокрый каньон реки Псахо.
Многодневные походы: Озеро Три ключа.
3. Черное море – 38 часов
Черное море. Общая характеристика. Реки, впадающие в Черное море. Соленость, температура, глубина. Страны, омывающиеся Черным морем, их сотрудничество. Связь Черного моря с Атлантическим океаном. Влияние моря на климат город Сочи.
Растительный и животный мир Черного моря: водоросли, моллюски, рыбы, млекопитающиеся. Истощение органического мира моря.
Экологические проблемы Черного моря: загрязнение, опреснение, влияние сероводорода, нефтяное загрязнение. Береговая линия моря.
Система Черного и Азовского морей, их связь.
Практическая работа: 1. Написание мини сочинений «Легенды Черного моря». 2. Составление картотеки органического мира Черного моря.
Брейн-ринг: Черное море мое.
ПВД: 1. Имеретинская бухта Адлерского района. 2. 33 водопада.
Растительный мир города Сочи – 82 часа.
Особенности растительного мира города. Влияние законов высотной поясности на распространение растительного покрова на территории Сочи.
Реликтовая растительность. Понятие реликта. Самшит колхидский, тис ягодный, рододндрон понтийский и т.д. Ярусы леса.
Растения-эндемики города. Понятие эндемики. Самшит кавказский, тис ягодный, падуб колхидский, пион Виттмана, косский цикламен и т.д.
Экзотическая растительность города Сочи: веерные пальмы, перистые пальмы, магнолии, кедр гималайский, сосна итальянская, гималайская, таксодиевые, кипарисы, эвкалипт и т.д.
Ядовитые растения. Предосторожность использования этих растений. Вороний глаз, купена, жимолость, волчье лыко и т.д.
Лекарственные растения. Их использование в качестве оздоровления, лечения.
Грибы. Места распространения, время сбора. Съедобные и ядовитые грибы.
Охрана растительного мира города. Красная книга города Сочи. Меры по охране и защите растительного мира города Сочи.
Практическая работа: 1. Написание мини-проектов на тему «Редкие и исчезающие виды растений». 2. Построение плана ярусов леса города Сочи. 3. Составление картотеки эндемичных растений города Сочи. 4. Составление картотеки экзотических растений города Сочи. 5. Сбор разных растений для создания гербария. 6. Составление рецептов использования лекарственных растений. 7. Изготовление гербария.
Экскурсии: Парк «Дендрарий»
ПВД: Тисосамшитовая роща.
Многодневные походы: Хребет Алек.
Животный мир города Сочи – 72 часа
Особенности животного мира города Сочи. Влияние законов высотной поясности на распространение животного мира на территории города. Эндемики.
Мир членистоногих: жужелица кавказская, бабочка медведица, бражник олеандровый и т.д.
Земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Основные представители.
Кавказский зубр, бурый медведь, олень, косуля, тур – представители животного мира горных районов.
Охрана животного мира города. Красная книга города Сочи. Меры по охране и защите животного мира Сочи.
Практическая работа: 1. Написание мини-проектов «Редкие и исчезающие виды животных города Сочи». 2. Составление картотеки членистоногих. 3. Написание сказок ««Змеи, ужики, лягушки, черепашки и квакушки». 4. Составление картотеки птиц города Сочи. 5. Создание презентаций «Млекопитающие города».
Экскурсия: Вольерный комплекс Кавказского биосферного заповедника.
Интеллектуальная игра: Этот удивительный мир животных.
ПВД: Орлиные скалы
Многодневные походы: гора Индюк Туапсинского района.
Особо охраняемые территории города – 24 часа
Особо охраняемые территории – что это?. Особенности функционирования, роль в защите природных комплексов.
Кавказский биосферный заповедник. Принадлежность, основные функции, назначение, структура деятельности, территория, границы. Научно – исследовательская работа. Ограничение прохода в заповедник.
Сочинский заказник. Принадлежность, основные функции, назначение, структура деятельности, территория, границы. Научно – исследовательская работа. Ограничение прохода в заказник.
Сочинский национальный парк. Принадлежность, основные функции, назначение, структура деятельности, территория, границы. Научно – исследовательская работа. Ограничение прохода в заказник.
Практическая работа: 1. Создание плана мероприятий по охране и защите особо охраняемых территорий. 2. Составление фотоотчета для Сочинского национального парка.
ПВД: Окрестности Сочинского национального парка.
Подготовка и подведение итогов участия в массовых мероприятиях, выходов – 18 часов
Подготовка к участию в массовых мероприятиях Центра. Подготовка к выходам: составление меню, списка личного и группового снаряжения, распределение обязанностей.
Подведение итогов участия в массовых мероприятиях Центра, выходов. Обсуждение всех положительных и отрицательных черт.
Обработка собранных материалов. Подготовка отчета. Творческие работы учащихся.
Составление паспорта и схемы маршрута. Изготовление коллекций, альбомов, фотоснимков.
Итоговое занятие – 2 часа
Подведение итогов работы за год. Проведение итогового теста. Проведение научно-практической конференции.
3 год обучения
1. Введение. Техника безопасности – 2 часа
Особенности курса «Сочиведение». Важность данного курса. Цели и задачи продуктивного обучения. Содержание программы обучения. Проведение инструктажа по правилам техники безопасности и поведению в случае ЧС.
Материалы и инструменты, необходимые на занятиях. Обзор предстоящих практических занятий.
2. Демография города Сочи – 88 часов
Переселенческие движения в Сочинском округе в конце 19 начале 20вв. Переселение народов из России, переселение армян из Турции, переселение греков.
Размещение населения по районам, селам, городу. Анализ размещения населения. Плотность населения города Сочи.
Численность населения города. Городское и сельское население. Занятость городского и сельского населения в частном и городском секторе. Трудовые ресурсы города.
Поло-возрастной состав населения города Сочи. Количество женщин, мужчин, возрастные особенности населения города. Половозрастная пирамида, ее составные части, назначение половозрастных пирамид.
Брачно-семейный состав населения. Количество женщин и мужчин в брачно-семейном возрасте. Количество браков, разводов. Социальный фактор – главный фактор в брачно-семейной структуре населения.
Этнический состав населения. Этнос. Языковые семьи, языковые группы: основные представители в городе Сочи. Самые крупные нации города: русские, армяне, украинцы, грузины, адыги. Этнические взаимоотношения между нациями города. Межнациональные конфликты.
Конфессиональный состав населения. Конфессия. Преобладающие религии города. Церкви, храмы, монастыри города. Религиозные взаимоотношения между населением города. Межрелигиозные конфликты.
Естественное движение населения города Сочи. Рождаемость, смертность, естественный прирост. Демографическое старение населения. Воспроизводство населения. Проблемы снижения рождаемости и увеличения смертности. Русский крест, его предназначение.
Миграционные процессы в городе. Причины возникновения миграций. Типы миграций. Близлежащие горячие точки страны, мира. Динамика миграционных процессов.
Демографические проблемы города Сочи. Проблема выживания людей. Здоровый образ жизни: правильное питание, занятия спортом, туризмом. Качественное медицинское обслуживание. Экологическое благосостояние города, его влияние на население. Демографическая политика страны, края, города.
Практическая работа: 1. Анализ численности населения города по итогам Всероссийской переписи населения 2002г. 2. Создание половозрастной пирамиды города Сочи. 3. Анализ брачно-семейного состава населения по итогам Всероссийской переписи населения 2002г. 4. Составление этнографической мозаики города. 5. Составление графиков, диаграмм по естественному движению населения города Сочи, их анализ. 6. Создание своей демографической политики для города.
Экскурсия: Городской отдел статистики.
ПВД: Сухой каньон поселка Лесное.
Многодневные походы: Хребет Алек.
3. Экология города Сочи – 48 часов
Экологические проблемы города Сочи: нерациональное природопользование, загрязнение воздуха, почвы, моря, рек. Методы решения экологических проблем города. Охрана особо охраняемых территорий города.
Правила поведения на природе. Экологическая культура школьников. Бережное отношение к природе своего города.
Экологические тропы города. Основные цели экологических троп. Требования к пешеходному маршруту, который может стать экологической тропой. Экскурсия по экологической тропе. Экологическая культура. Разметка и оформление экологических троп. Описание экологических троп. Работа на экологической тропе.
Практическая работа: 1. Создание плана мероприятий по экологической защите города Сочи. 2. Создание своих правил поведения в природе.
Конференция: «Давайте защитим наш город Сочи»
ПВД: 1. Краснополянский дольмен.
Многодневные походы: Озеро Три ключа.
4. Рекреационные ресурсы города Сочи – 44 часов.
Понятие «Рекреация». Рекреационные ресурсы. Для чего нужна рекреация, ее назначение.
Город Сочи – бальнеологический и климатический курорт. Сочи – черноморский курорт, здравница, бальнеологический центр России. Мацеста – сердце города Сочи.
Природные рекреационные ресурсы: геологические, геоморфологические, гидрологические, климатические, памятники природы. Их назначение, применение.
Антропогенные рекреационные ресурсы: памятники истории, археологии, культурно-исторические достопримечательности города. Их назначение и применение.
Экскурсионные объекты города. Самые крупные, наиболее посещаемые, пользующиеся спросом экскурсионные объекты Сочи. Экологическое благосостояние экскурсионных объектов города.
Практическая работа: 1. Создание картотеки природных рекреационных ресурсов. 2. Создание картотеки антропогенных рекреационных ресурсов. 3. Создание картотеки крупнейших экскурсионных объектов города Сочи.
Экскурсии: 1. Агурские водопады. 2. Художественный музей города.
ПВД: Три источника на Красной Поляне.
Транспорт города Сочи – 52 часа.
Виды и типы транспорта.
Автомобильный транспорт города Сочи. Какие мы видим на дороге машины. Проблемы заторов на дорогах. Влияние автомобильного транспорта города Сочи на окружающую среду.
Железнодорожный транспорт города. Проблема расположения ж/д путей на побережье Черного моря. Типы и виды ж/д транспорта. Железнодорожный вокзал города. Влияние ж/д транспорта города Сочи на состояние окружающей среды.
Воздушный транспорт города Сочи. Сочинский аэропорт. Система перевозки пассажиров. Дальность перевозок. Влияние авиатраснпорта на окружающую среду.
Водный транспорт. Типы и виды. Морской вокзал города. Грузооборот морского транспорта Сочи. Дальность перевозок. Влияние на окружающую среду.
Общественный транспорт. Типы и виды общественного транспорта. Проблемы общественного транспорта.
Практическая работа: 1. Нанесение на карту Сочи автомобильных дорог города. 2. Создание проекта переноса железнодорожных путей от береговой линии. 3. Нанесение на контурную карту грузооборота морского транспорта Сочи.
Экскурсии: Морской вокзал Сочи
Конференция: Проблемы общественного транспорта города.
ПВД: 1. Хмелевские озера. 2. Гора Колокольная.
Социально-политический паспорт города Сочи – 70 часов
Управление городом. Структурные подразделения. Сведения о руководящих органах муниципального образования. Управления, комитеты, районные администрации, сельские администрации. Городское собрание Сочи.
Национально-культурные объединения города. Их назначение, функции, представители.
Образовательные учреждения города: детские сады, школы, центры дополнительного образования детей, вузы, ссузы, ПТУ, колледжы, училища. Их назначение, функции. Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «О высшем и послевузовском образовании».
Учреждения здравоохранения и культуры города. Их функции, назначение.
Гостиничная сфера города. Назначение и функции гостиниц. Самые крупные гостиницы. Качественное обслуживание в гостиницах.
Сельскохозяйственная отрасль города. В чем смысл сельского хозяйства? Необходимо ли сельское хозяйство в городе?. Животноводство и растениеводство города. Совхозы города Сочи.
Правоохранительная сфера города. МВД, ФСБ, ГАИ, прокуратура, ОБЭП, органы защиты прав потребителей. Их роль, функции и назначение.
Практическая работа: 1. Создание схемы управления городом. 2. Составление картотеки гостиниц города Сочи.
Конференция: Если бы я был главой города
ПВД: 1. Озера любви.
Экскурсии: 1. Ореховские водопады.
Многодневные походы: Гора Индюк Туапсинского района.
Подготовка и подведение итогов участия в массовых мероприятиях, выходов – 18 часов
Подготовка к участию в массовых мероприятиях Центра. Подготовка к выходам: составление меню, списка личного и группового снаряжения, распределение обязанностей.
Подведение итогов участия в массовых мероприятиях Центра, выходов. Обсуждение всех положительных и отрицательных черт.
Обработка собранных материалов. Подготовка отчета. Творческие работы учащихся.
Составление паспорта и схемы маршрута. Изготовление коллекций, альбомов, фотоснимков.
Итоговое занятие – 2 часа
Подведение итогов работы за год. Проведение итогового теста. Проведение научно-практической конференции.
Методические рекомендации
Занятия начинаются с теоретической части: прежде всего, работа с литературой, справочниками, затем рассказ руководителя. Вторая часть занятий – практическая: проведение опытов, лабораторно-практических работ, изготовление пособий, экспонатов и т.д. Теоретическую и практическую части можно менять и комбинировать в зависимости от изучаемой темы. В целях поддержания устойчивого внимания и активизации учащихся необходимо сочетать устные объяснения материала с применением наглядных пособий и технических средств обучения, увязывать изучаемый материал жизнью, практикой, опытом учащихся, использовать различные аналогии.
Основные положения и определения теоретического цикла учащиеся должны заносить в рабочие тетради под диктовку. Все незнакомые термины руководитель записывает на доске.
На занятиях должны применяться различные формы массовой работы: олимпиады, викторины, вечера вопросов и ответов, устные журналы и т.п.
При проведении практических занятий педагог должен следить за правильным использованием оборудования, показывать приемы работы с инструментами, помогать разобраться в схемах и рисунках.
После каждого занятия следует подвести итоги, отметить активность отдельных членов кружка, обобщить проделанную работу (стадия рефлексии).
Данная программа не может привести к желаемым результатам только в системе дополнительного образования. Элементарные знания о городе и качества личности необходимые для обслуживания гостей в нашем городе необходимы всем будущим гражданам, а не только тем, кто избрал туристско–краеведческую направленность в качестве дополнительного образования. Данная программа органично вливается в школьный курс «Окружающий мир», так как этот курс предусматривает изучение своего города, его природы. «Сочиведение» связано с регулярными выходами на природу, что позволит на практике изучать вопросы естествознания.
Дети знакомятся с городом по принципу «от ближнего окружения к дальнему». Сначала изучается улица, затем микрорайон школы, затем район, город. Педагог отбирает для ознакомления те объекты, которые могут быть интересны гостю. Детям надо знать, где они находятся, как к ним пройти или проехать, что там полезного или интересного.
Воспитание качеств личности осуществляется во взаимосвязи с изучением города в форме разъяснения педагогом какие качества требуются для качественного обслуживания гостей и в форме тренировок в поведенческих ситуациях.
Учитывая возраст детей, рекомендуется в каждом занятии использовать игровые формы закрепления материала в виде викторин, соревнований между звеньями, дидактические игры, изготовленные руками детей: «Топографическое лото», «Мозаика» (карты районов, города) и т.п.
Для закрепления навыков поведения в отношении гостей рекомендуются экскурсии на объекты обслуживания туристов с обсуждением положительных и отрицательных сторон обслуживания. Кроме того, детям младшего возраста интересны ролевые игры, в которых они играют роли как хозяев, так и гостей. Некоторые из таких игр предложены в конце программы. Важны и практические задания, в ходе выполнения которых дети проводят микроисследования, составляют рекламные публикации, объявления для сети Интернет.
Необходимо также, чтобы дети пытались сделать свой двор, свою улицу лучше. Это могут быть посильные работы по благоустройству, уборке мусора.
Во время выходов в лесопарки дети обучаются элементарным навыкам нахождения и перемещений в лесу и горах. Эти навыки необходимы не только туристам, но и тем, кто выезжает на пикники, за грибами, каштанами, ягодами. Кроме того, во время выходов практически изучаются способы защиты природы. Основной упор педагог делает на необходимость сохранения уникальной природы города, так как именно она привлекает гостей. Ущерб природе обязательно снизит приток гостей.
Объекты Сочинского национального парка, изучаемые в рамках экскурсий, походов выходного дня и многодневных выходов могут быть выбраны педагогом самостоятельно.
При реализации данной программы педагог может использовать различные технологии обучения, применяемые современной педагогикой и переработанные в соответствии со спецификой программы. Основными методами и приемами работы являются:
Прием показа – обуславливает наглядность, направляет внимание на основные черты и стороны предметов, явлений.
Прием комментирования – используется, если объект демонстрируется в процессе развития или движения.
Прием движения – с его помощью познается экскурсионный объект и закрепляются знания. Продумывается маршрут движения.
Прием реконструкции – заключается в воспроизведении события или целой эпохи путем образного рассказа.
Прием локализации событий – привязка к определенному месту (один из основных методических приемов).
Прием сравнения – заключается в сопоставлении различных признаков одного и того же объекта, экспоната или различных объектов между собой.
Формы и методы педагогического контроля
№ п/п
Формы и виды контроля
Какие ЗУНы контролируются
1
Наблюдение. Анализ результатов деятельности воспитанников
Навыки самостоятельного ведения работы. Умение вести работу поэтапно, в соответствии с замыслом. Владение простейшими туристскими навыками. Деятельность учащихся во время похода
2
Выставка-просмотр. Защита творческих проектов
Уровень развития творческого мышления. Качество выполненных работ. Умение преподнести свой замысел. Навыки работы с литературой
3
Выставка. Коллективная работа
Умение работать в коллективе, осознание собственной индивидуальности. Внимательность, аккуратность.
4
Индивидуальное собеседование
Знание структуры проекта, методов работы с информацией.
5
Итоговый. Зачет
Уровень освоения материала. Знание теоретического материала по программе курса. Навыки сравнительного анализа различных экскурсионных объектов. Умение грамотно и логично построить высказывания
Список литературы для детей
С.А.Литвинская, А.П.Тильба. Редкие и исчезающие растения Кубани.-
Краснодар, 1983
К.П. Митрюшкина Справочник по охране природы. - Москва, 1980
Гвоздевский Н.А. Кавказ. Г.Москва, 1963.
Тихомиров. Горный мир Кубани, Краснодарское книжное изд., 1987.
В.С. Беляев, С.Д.Василевская. Изучаем природу родного края.- Москва 1971.
А.С. Солодько, П.В. Кирий. - Красная книга Сочи., Сочи 2002
По страницам Красной книги (растения). Популярный энциклопедический справочник. - Минск, 1987
Книга для чтения по охране природы. - Москва, «Просвещение», 1986
В.И.Борисов. Реки Кубани. Краснодар, 1978г.
Н.А.Гвоздецкий. Физическая география Кавказа. МГУ, 1958г.
Н.Е.Романов. Отдых и оздоровление на Черноморье. Краснодар, 1974.
Итоги Всероссийской переписи населения 2002г.
Знай свой край. Краснодар, 1974г.
Природа Краснодарского края. Научный редактор В.И.Коровин. Краснодар, 1979г.
Г.К.Плоников. Животный мир Краснодарского края. Краснодар, 19890г.
В.П.Чижова, А.В.Добров, А.Н.Захлебный. Учебные тропы природы. Агропромиздат, 1989г.
В.Тихомиров. Горный мир Кубани. Краснодар, 1978г.
Сочиведение, под редакцией С.Г.Гоголадзе. Учебно-методические материалы к курсу «Кубановедение», Сочи, ИМЦ УОН, 2004г.
И.А.Тверетинов «Социально-экономическое развитие Сочинского округа во второй половине19 начале 20 веков», Сочи, РИО СГУТиКД, 2000г.
И.А.Терская «География Краснодарского края», Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2003г.
Список литературы для педагога
Журналы «Спасение Чернеого моря» № 2, 2, 3
Журналы «Начальная школа» 1993-1999гг.
Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Кк учить экологии. М. 1995
Костиников Н.А. Использование модели школы «экология и диалектика» проф. Л.В.Тарасова в глобальном образовании. –Сочи. СЦРО, 1997
Сочиведение. Экскурсионные объекты. СЦРО, 2004
Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся, - М.: РМАТ, 2001.
Пособия по военно-прикладным видам спорта.
Русский турист: Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 1998-2000 гг. - Вып. 2. - М.: ТССР, 1998.
Русский турист: Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001-2004 гг. - Вып. 7. - М.: ТССР, 2001.
Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению и летнему отдыху детей / Сост. Ю. С. Константинов. - М.: ЦДЮТур РФ, 1995.
Социально-политический паспорт Сочи, Администрация г.Сочи, 2004г
Материалы музея природы Сочинского национального парка, 2002г.
Кавказский заповедник. Буклет.
Путеводитель по Кубани. ЕКраснодар, 2001г.
13PAGE 15
13PAGE 14915
15