Организация работы с высокомотивированными старшеклассниками через реализацию программы «Школьное лесничество»
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ «ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО»
Organization of work with highly motivated high school students through the implementation of the "School forest"
Н.Л.Лисунова,
N.L.Lisunova
учитель биологии МБОУ СОШ №3
г.Назарово Красноярский край
Ключевые слова: Программа «Школьное лесничество», высокомотивированные старшеклассники, педагогические технологии, кейс-технологии, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, технология критического мышления.
The program "School forestry", highly motivated high school students, educational technology, case-technology, health-preserving technology, gaming technology, technology of critical thinking.
Аннотация: Одной из программ, направленным на развитие способностей детей, является программа «Школьное лесничество». Реализация программы «Школьное лесничество», в работе с высокомотивированной молодежью, помогает создать условия для развития творческой индивидуальности, интеллектуальной и исследовательской активности старшеклассников, направленные на повышение интереса к миру биологии и экологии, проявляющуюся в интересе к разным учебной деятельности.
One of the programs aimed at development of abilities of children is the program "School forest".
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Будущее нашей страны зависит от молодежи, которая придет на смену нынешнему поколению. Быстро развивающемуся современному информационному обществу нужна молодежь мобильная, способная эффективно работать как в команде, так и самостоятельно. Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать неординарные задачи. Именно поэтому, сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленным на развитие способностей детей, на создание в учебных учреждениях условий для развития высокомотивированных старшеклассников.
Реализация программы «Школьное лесничество», в работе с высокомотивированной молодежью, помогает создать условия для развития творческой индивидуальности, интеллектуальной и исследовательской активности старшеклассников, направленные на повышение интереса к биологии и экологии, проявляющуюся в интересе к разным направлениям учебной деятельности.
Задачами программы являются:
раскрытие творческого и интеллектуального потенциала старшеклассников и расширение кругозора учащихся в области лесоведения и лесоводства;
воспитание у учащихся экологически и экономически обоснованного, социально-активного отношения к природе, вовлечение их в практическую природоохранную деятельность;
становление и развитие нравственных критериев личности;
осуществление индивидуализации, дифференциации обучения, использование личностно-ориентированного подхода развития ученика;
развитие способностей учащихся через участие проектной, исследовательской и экспериментальной деятельности.
профориентирование старшеклассников.
Для успешной реализации программы «Школьное лесничество» в работе с высокомотивированными учащимися ведется работа в следующих направлениях.
1. Создан банк данных старшеклассников, имеющих высокий уровень развития учебно-познавательной деятельности. Работа по выявлению высокомотивированных детей проводится на уроках и элективных курсах, где не только закладываются базовые знания по предметам, но и создаются условия для развития и проявления детской одаренности. Учитывая познавательные потребности учащихся, для учащихся 8 - 11 классов разработана и реализуется рабочая программа «Лес – наш дом».
2. Происходит внедрение новых педагогических технологий на занятиях[1]. Это информационно-коммуникационная технология, которая заключается в использовании новых технических средствах (SMART-доска, виртуальная лаборатория), использовании учащимися на занятиях медиаресурсов, создание собственных продуктов презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего характера.
В ходе использования технология критического мышления, школьники на тематических занятиях, экскурсиях в лес, встречах с работниками Назаровского лесничества, профориентационных мероприятиях, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим[1].
Метод проектов не является принципиально новым. Цель этой технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенным багажом знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания. Существующие проблемы леса интересуют и беспокоят ребят. Имея знания по лесоводству, лесопатологии, лесовосстановлению и изучив состояние леса в черте города Назарово, были проведены исследовательские работы и представлены отчеты на научно-практических конференциях г.Назарово, конференции «Открой в себе ученого» в г. Санкт-Петербург, заочной научно-практической конференции «Открытие» и др.
Использование в работе с высокомотивированными старшеклассниками игровых технологий помогает найти более деликатный и дифференцированный подход к учащимся в обучении. Обучение в игре позволяет научить распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять полученные знания[1]. Проведенные игры «Лес – источник чудес», «Школа лесных Робинзонов», «Пожар не пройдет!» стимулируют и активизируют познавательную и мыслительную деятельность, при этом самопроизвольно запоминаются сведения, формируется ассоциативное запоминание, усиливается мотивация к изучению предмета. Очень часто старшеклассники в роли ведущих и тьютеров вовлекают в экологические игры учащихся нашей школы.
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. На занятиях производится анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему леса (пожары, загрязнения мусором, незаконные вырубки, болезни и вредители леса, лесовосстановление), но и актуализируется определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы[1]. Результатом внедрения кейс-технологии является создание агитационного материала - листовок, плакатов, аншлагов на темы: «Нет! Лесному пожару», «Что такое лес?», «Мусор в лесу – мусор дома», «Правила поведения в лесу» и др. А также участие в акциях по охране и посадке леса «Кедр – 2015», «Лес Победы -2016», «Украсим город цветами», «Чистый город», акции по изготовлению и распространению скворечников» в честь «Дня птиц», и кормушек «Синичкин день» и др.
Организация учебной деятельности ведется с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий. Это соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности; рациональная плотность урока; четкая организация учебного труда; смена видов деятельности; обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.); благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки; профилактика стрессов.
3. Для анализа, обобщения, обмена педагогическим опытом по работе с мотивированными старшеклассниками с целью повышения результативности их обучения организуются конференции педагогов, где обсуждаются проблемы, осуществляется анализ программ, дидактического и методического материала и форм учебно-методического обеспечения работы с высокомотивированными учащимися. Преподавателем ведется работа с методической литературой, используются ресурсы сети Интернет. Пройдены курсы повышения квалификации по организации Школьного лесничества.
4. Необходимо сказать и о роли семьи в создании условий успешности обучения высокомотивированных старшеклассников. Осуществляется тесное взаимодействие с родителями по созданию условий успешности обучения мотивированных учащихся. Благодаря родителям стали возможными посещение выставок, музея леса в г.Красноярск, выезды на «Школу Лесной экологии» в г.Канск, слеты и съезды школьных лесничеств Красноярского края в г.Дивногорск. Понимая всю важность и ответственность за будущее своего ребенка, родители высокомотивированных учащихся посещают лектории, с целью определения направлений совместной работы школы, родителей и детей.
В соответствии с ФГОС ООО, в ходе реализации программы «Школьное лесничество» выделены требования к результатам освоения программы. У Учащихся должны сформироваться основные понятая о лесоведении и лесоводстве; причинах нарушения лесных экосистем; последствия нарушения окружающей среды; роль биогенных элементов и органических веществах в живых организмах, биосфере; существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; представителей царств живой природы; основные среды обитания живых организмов; природные зоны нашей планеты, их обитателей; выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям.
Метапредметные результаты обучения включают в себя умение проводить наблюдения, измерения, опыты; постановка учебных задач самостоятельно и под руководством учителя; составление плана выполнения учебной задачи; систематизация и обобщение разных видов информации; использование дополнительных источников информации для выполнения учебной задачи; самостоятельная подготовка сообщений; участие в совместной деятельности.
Личностные результаты обучения: формирование ответственного отношения к обучению; познавательных интересов и мотивов к обучению; навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры[2].
Работа с высокомотивированными учащимися проводится по принципам максимального разнообразия возможностей развития личности, , индивидуализации, дифференциации обучения, создания условий для самостоятельной работы учащегося, возрастания роли внеурочной деятельности, свободы выбора дополнительных образовательных услуг.
Библиографический список
1. Даутова О.Б.Современные педагогические тезнологии основной школы в условиях ФГОС. Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2013. – 176 с.
2. Флора и растительность Сибири и Дальнего Востока:чтения памяти Л.Черепнина и материалы Шестой Всероссийской конференции с международным участием(KRAS)/ отв.ред.Е.М.Антипова; Краснояр.гос.пед.ун-т им. В.П.Астафьева.- Красноярск, 2016. – 334с.