Реферат по географии на тему: Основные формы международных экономических отношений. География и многообразная роль мирового туризма
ООО «Учебный центр «Профессионал»
Реферат по дисциплине: География.
по теме: «Основные формы международных экономических отношений. География и многообразная роль мирового туризма».
Исполнитель:
Рыбина Татьяна Вячеславовна
г. Москва 2016
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
1. Формы международных экономических отношений…………………….4
2. Международный туризм и его роль в мировой экономике………………5
3. География туризма……………………………..……………………………6
3.1. Физико-географические факторы оказывающие воздействие на международный туризм………………………………………………..………7
3.2. Экономико-географические факторы оказывающие воздействие на международный туризм……………………………………………………….8
Заключение……………………………………..………………………………10
Список литературы……………………………………………………………11
Введение.
В процессе труда, на основе отношений людей к природе, складываются и определенные взаимоотношения людей. Они обусловлены производством материальных благ и услуг и называются экономическими отношениями.
Экономические отношения образуют сложную иерархическую систему. Их можно рассматривать под различным углом зрения в зависимости от цели анализа и критериев классификации входящих в нее элементов. В данной системе можно выделить отношения воспроизведенного характера, т.е. производства, распределения, обмена и потребления. Можно классифицировать отношения по формам собственности: государственной и частной. Конкретизация отношений системы может осуществляться также по уровням организации общественного производства.
К одним из видов экономических отношений можно отнести международные экономические отношения.
Международные экономические отношения (сокращенно – МЭО) – комплекс экономических связей, возникающих между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими крупными игроками рынка. К таким связям причисляются торговые, инвестиционные, информационные, финансовые виды отношений. У истоков МЭО лежат разделение труда и тенденция к глобализации.
Ключевая роль в координации МЭО принадлежит интернациональным финансовым организациям, например, Международному Валютному фонду. В результате международного разделения труда МЭО распределяются по трем полюсам экономического развития: Североамериканский, Западноевропейский и Азиатско-Тихоокеанский.
МЭО являются продолжением экономических отношений локального уровня, однако, с количественными показателями совершенно иного масштаба. Притом МЭО сохраняют принадлежность к рыночной экономике, а, следовательно, подчиняются ее принципам.
К числу признаков принадлежности международных экономических отношений к рыночной экономике можно отнести следующие:
- На МЭО действуют классические законы спроса и предложения.
- Для МЭО свойственна свободная конкуренция.
- Обмен товарами (как и, например, перемещение рабочих ресурсов) обусловлен денежными потоками.
- Фундаментальный принцип МЭО – разделение труда.
- Каждый из участников МЭО характеризуется экономической обособленностью.
- За развитием МЭО следят интернациональные структуры (например, Всемирная торговая организация – ВТО).
- В сфере МЭО возможна монополизация – в том случае, если сбыт одного из видов товара сконцентрируется в руках конкретного государства.
1. Формы международных экономических отношений.
Выделяют шесть основных форм международных экономических связей:
1. Мировая торговля – самая старая форма международных отношений, но в то же время она является и наиболее развивающейся – по темпам роста она превосходит, например, промышленное производство.
Интересно, что основной характеристикой мировой торговли считается ее неравномерность – 70% ее оборота приходится на развитые страны, а из них свыше 40% – на европейские государства. Классифицировать международную торговлю принято по объекту – выделяются торговля продуктами, машинами, сырьем, услугами.
2. Кредитно-финансовые отношения. Эта форма более молода – она включает в себя капиталовложения и международные кредиты.
До Второй Мировой войны основными экспортерами капитала являлись развитые страны Европы – Великобритания, Франция, а импортерами – колонии этих стран, например, французская Гвиана. Сейчас же 70% всего объема обмена деньгами приходится на развитые страны, остаток - на развивающиеся государства, в том числе страны СНГ.
3. Международные услуги. Прежде под международными услугами подразумевались только транспортные услуги, однако, за последние десятилетия появились и новые виды – рекламные, инженерные, финансовые. Удельный вес международных услуг в МЭО по стоимости – примерно 20%. Более 80% всех международных услуг на данный момент оказывается развитыми государствами Запада.
4. Производственное сотрудничество подразумевает международную специализацию и подетальное производство. Благодаря производственному сотрудничеству в изготовлении одного вида товара может быть задействовано сразу несколько стран – одна поставляет сырье, вторая изготавливает детали, третья занимается сборкой. Преимущество производственного сотрудничества заключается в максимально эффективном использовании наличествующих ресурсов.
5. Научно-технические связи как форма МЭО обусловлены НТР. Выражается эта форма МЭО в обмене новейшей технической информацией и купле-продаже разработок, а также в совместной реализации проектов. В научно-технических связях как форме МЭО преуспевают страны Западной Европы и США.
6. Международный туризм. Сюда входят услуги по доставке туристов в страну назначения, предложение отелей и питания. Международный туризм важен не только для развитых стран (Испания), но и для развивающихся (Хорватия, Кипр). Для многих из развивающихся стран международный туризм - основной источник дохода.
2. Международный туризм и его роль в мировой экономике.
Сегодня, благодаря научно-техническому прогрессу, мир превратился в единое пространство, большие расстояния перестали быть барьером для желающих совершить путешествие. В наше время туризм является мощной мировой индустрией. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании ВВП, создании дополнительных рабочих мест, обеспечении занятости.
Туризм способствует внедрению и применению передовых технологий, вызывает активизацию мирового рынка товаров и услуг, способствует инвестированию средств в различные сферы производства, помогает решать проблемы занятости и оздоровления населения.
Международные туристские связи стали важной составной частью мирового процесса интернационализации социально-экономических отношений. Во многих странах сложилась и стабильно развивается индустрия туризма, располагающая солидной материальной базой, предоставляющая рабочие места миллионам людей и взаимодействующая практически со всеми отраслями хозяйства.
Туризм оказывает огромное влияние на такие важнейшие отрасли экономики, как транспорт и связь, сельское хозяйство, строительство, производство товаров народного потребления и другие, т. е. выступает катализатором экономического развития.
Значение туризма, как источника валютных поступлений и расширения международных контактов, постоянно растет.
Туристская индустрия является значительным фактором, способствующим более интенсивному экономическому развитию тех районов земного шара, которые расположены в отдалении от крупных промышленных центров и имеют незначительные хозяйственные ресурсы.
В постиндустриальном обществе сфера обслуживания становится важным фактором его экономического развития. Туризм как социально-экономическое явление превратился в отдельную сферу мировой экономики, на долю которого уже сегодня приходится более 30% всего экспорта услуг или около 7% всего мирового экспорта товаров и услуг.
По данным ВТО, вклад туризма в мировую экономику составляет 10,9% мирового ВВП. К обслуживанию такого количества перемещающихся по всему миру людей привлекается еще большее количество специалистов многих смежных с туризмом отраслей, которые и составляют суть индустрии и инфраструктуры туризма. В туризме занято 130 млн. человек (каждый 15-й).
В ряде государств туризм стал крупной самостоятельной отраслью хозяйства, занимающей ведущее положение в экономике. Во многом это объясняется тем, что современная туристская индустрия предоставляет большой объем услуг, потребляемых туристами в ходе заграничного путешествия.
Для индустрии туризма присущи особые специфические свойства:
- ресурсная ориентация в размещении туристских предприятий;
- сезонный цикл в производстве туристских услуг;
- высокие требования к уровню развития социальной инфраструктуры информационных сетей.
Индустрия туризма выполняет важную функцию в развитии хозяйственного комплекса и экономики страны, так как:
- увеличивает местные доходы;
- создает новые рабочие места;
- способствует развитию отраслей, ориентированных на производство туристских услуг;
- развивает социальную и производственную инфраструктуру в туристских центрах;
- увеличивает валютные поступления в бюджет страны.
Помимо влияния на экономику международный туризм оказывает воздействие на социальную и культурную среду, экологическую обстановку. В свою очередь они влияют на туризм.
Туризм является не только источником прибыли, но и сильным фактором роста престижа страны, ее значения в глазах мирового сообщества.
3. География туризма.
Специфический подход географии туризма, от других направлений физической и экономической географии, состоит в том, что ее интересует не комплексное исследование природы, населения и хозяйства той или иной страны и не установление характера взаимодействия между человеческим обществом и географической средой, а изучение и описание тех особенностей природы, климата, ландшафта, флоры и фауны страны, которые делают ее привлекательной в качестве туристского объекта.Существенное место в географии туризма занимает историко-культурный компонент, поскольку многие страны мира привлекают туристов не столько благоприятным климатом и красотой природных ландшафтов, сколько памятниками истории и культуры.
В сферу интересов географии туризма кроме природных и историкокультурных достопримечательностей входят разнообразные объекты и события, которые могут привлечь людей с самыми разнообразными интересами и потребностями, лечебные, учебные, научные учреждения, торговые центры, спортивные, научные, праздничные мероприятия, сезонные распродажи товаров и т д.
Своим происхождением туризм обязан разнообразию географических районов мира и стремлением людей с этим разнообразием ознакомиться.
Цели, виды и формы путешествий, а также выбор маршрута тесно связаны с определенными географическими районами и объектами. Таким образом, географический фактор в туризме играет ключевую роль.
Географические факторы, оказывающие воздействие на международный туризм, можно разделить на две основные группы:
- физико-географические факторы;
- экономико-географические факторы.
3.1. Физико-географические факторы оказывающие воздействие на международный туризм.
Характер природных условий оказывает большое влияние на выбор потенциальными туристами маршрута или района путешествия. Туристы принимают во внимание климатические и ландшафтные особенности, богатство и уникальность растительного и животного мира, естественные возможности для активного отдыха. Как правило, стремление отдохнуть, сменить обстановку сочетается у многих людей с желанием познакомиться с экзотикой. Экзотические природные объекты являются одним из важнейших туристских ресурсов. Наиболее широко для привлечения туристов используется уникальная природа и ее достопримечательности в странах Юго-Восточной Азии, Африки, Центральной и Южной Америки, Австралии и Океании.
Весьма важную для туризма роль играет географическое положение района или страны, прежде всего, здесь следует отметить близость к морю, к горным и лесным массивам, характер береговой линии, положение страны по отношению к основным поставщикам туристов, нахождение региона на важных транзитных путях и т. д.
Большое значение для туристов имеет рельеф района. Популярностью пользуются районы со сложным и, как правило, живописным рельефом. Горный рельеф выигрывает перед равниной не только в эстетическом плане. Он располагает и большим запасом рекреационных ресурсов благодаря чистоте горного воздуха, повышенному уровню ультрафиолетового излучения, возможности организации горно-лыжных и альпинистских центров и т. д. Поэтому неслучайно многие горные системы мира стали процветающими туристскими районами.
Стремясь к полноценному отдыху, туристы предпочитают маршруты и времена года, характеризующиеся благоприятными погодными условиями. Нередкие капризы природы, присущие районам с неустойчивым климатом, а также стихийные бедствия способствуют снижению числа гостей в такие места.
Учитывая требования туристов к погодно-климатическим условиям, главные туристские регионы расположены в зонах умеренного климата обоих полушарий, а также на островах жаркого пояса, где высокая температура воздуха компенсируется морскими ветрами. Однако в последние десятилетия возрос интерес туристов к экзотическим уголкам земного шара, что способствует расширению зоны международного туризма.
Наличие в стране морских и океанских побережий благоприятствует развитию туристских регионов. В условиях комфортного климата, хорошо прогреваемой у берегов морской воды и наличия удобных пляжей они могут стать подходящим местом для создания морских курортов, также морские побережья обеспечивают удобство сообщения, возможность проведения круизных путешествий, являются великолепным естественным- украшением ландшафта.
Реки и озера также являются важными туристскими ресурсами. Они украшают ландшафт, формируют благоприятный микроклимат, предоставляют туристам возможность отдыхать на воде, заниматься водными видами спорта, обеспечивают туристские центры водой. В настоящее время приозерные курорты и зоны отдыха Финляндии, Польши, Венгрии, Швейцарии и других стран являются популярными районами туризма.
К туристским ресурсам относятся и леса, благодаря которым в местах отдыха создается обстановка, позволяющая «изолироваться» от внешнего мира и «цивилизации». Лес имеет очень большое оздоровительное значение, снижает уровень шума в зонах отдыха.
Для большинства туристов характер животного мира посещаемого района никакой роли не играет, тем не менее в ряде мест для привлечения гостей большое внимание уделяется их интересу к экзотическим животным. Множество национальных парков, заповедников и открытых для охоты зон Африки, Азии, США и Канады, Австралии и Европы стали настоящими туристскими центрами.
В некоторых странах (Чехия, Венгрия, Германия, Австрия и т.д.) важным туристским ресурсом являются минеральные воды и грязи, обладающие целебными свойствами. Международные курорты на минеральных водах привлекают достаточно устойчивые потоки туристов.
В целом о влиянии физико-географических факторов на развитие международного туризма можно сказать, что, чем большим числом разнообразных природных ресурсов, пригодных для рекреации, располагает определенный район, тем больше у него возможностей для привлечения туристов.
3.2. Экономико-географические факторы оказывающие воздействие на международный туризм.
Влияние экономико-географических факторов на международный туризм осуществляется по двум направлениям: в первом — данные факторы выступают как объект, привлекающий туристов в определенный район, а во втором — как важное средство, с помощью которого развивается туризм.
Экономико-географические факторы являются объектом, благоприятствующим туризму, в том смысле, что экономика разных стран и районов довольно различна между собой по структуре и уровню всех отраслей хозяйства, по их территориальному размещению и сочетаниям, специфике технологических процессов и т. д., что вызывает интерес у представителей деловых и промышленных кругов. Растущие потребности мировой экономики влекут за собой рост международных контактов. Нередко в программу путешествий бизнесменов и промышленников входит посещение научных центров и производственных предприятий с целью ознакомления с результатами достижений данной страны в научно-технической сфере, изучения опыта, технологий, повышения профессионального уровня и квалификации.
Экономико-географические факторы как средства, способствующие развитию международного туризма, определяются ростом туристской инфраструктуры и фондов размещения, развитием международных и внутренних коммуникаций, совершенствованием транспортных средств.
Развитие материальной базы международного туризма осуществляется двумя методами: интенсивным и экстенсивным. Гостиницы, мотели, пансионаты и другие средства размещения появляются на все большей территории Земли, охватывая самые отдаленные и экзотичные уголки, развиваясь и увеличиваясь на освоенных уже ранее территориях. По такому же принципу происходит развитие предприятий общественного питания, розничной торговли, спортивных объектов, индустрии развлечений.
Параллельно с увеличением числа объектов туристской индустрии происходят и серьезные качественные изменения, это, прежде всего, модернизация и реконструкция объектов, внедрение новейших технических средств и информационных технологий, изменения в структуре туристских комплексов и т. д., что способствует как улучшению сервиса, так и повышению экономической эффективности в сфере международного туризма.
Важнейшая роль в развитии туризма принадлежит транспорту. В последние десятилетия в результате научно-технического прогресса транспорт стал более скоростным, безопасным, емким и комфортабельным.
К экономико-географическим факторам, влияющим на развитие международного туризма, можно отнести следующие:
- экономико-географическое положение принимающей страны (положение по отношению к туристским рынкам, транзитные возможности);
- экономический уровень принимающей страны и стран, являющихся для нее основными поставщиками туристов;
- наличие достаточного числа квалифицированных кадров для организации приема зарубежных туристов;
- конкретный для данной территории уровень цен на рекреационные ресурсы, услуги средств размещения, транспорта, общественного питания и т. д.;
- уровень развития внешних и внутренних транспортных связей данного района.
Заключение.
Международный туризм становится катализатором развития многих стран, экономика которых все больше зависит от этого вида деятельности, а также многих малоосвоенных, но привлекательных для целей отдыха территорий. Международный туризм выступает в качестве важного фактора регионального развития, стимулируя освоение пустынных местностей, брошенных земель, отсталых и депрессивных районов, экстремальных территорий.
Международный туризм способствует формированию нового типа пространственных связей, снижающих риск войн, региональных конфликтов, способствующих культурному и техническому обогащению стран и народов.
Ожидается, что к 2020 году ведущим туристическим направлением мира станет Китай, а следующими по популярности станут США, Испания и Гонконг (как самостоятельное от Китая направление).
К наиболее популярным видам туризма к 2020 году можно будет отнести: приключенческий, экологический, культурно-познавательный, тематический, а также круизы. Время, которое люди выделяют на свой отдых, будет сокращаться, поэтому туристы будут искать туристский продукт, дающий максимум удовольствий в минимальный отрезок времени. Современный этап развития глобального туристского рынка характеризуется усилением власти потребителя. На конференции министров стран Организации экономического сотрудничества и развития в Оттаве было заявлено, что «контроль…незаметно перешел к десяткам миллионов, а вскоре перейдет к сотням миллионов потребителей во всем мире». Сегодня туристский рынок принадлежит потребителю. Он развивается, постоянно меняется, принимая зрелые формы.
Хотя все регионы фиксируют рост международного туризма, страны с формирующейся рыночной экономикой по-прежнему остаются движущей силой развития данной сферы.
Сфера туризма при успешном развитии может стать одним из ключевых элементов, позволяющих создать условия для достижения стратегических целей развития, а именно, повышения благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста и обеспечения занятости населения, повышения уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей, создания потенциала для будущего развития государств и укрепления международных позиций. При у слови проведения эффективной государственной политики туристская индустрия обеспечивает рост качества услуг, стимулирует развитие человеческого капитала, повышает качество жизни создает и совершенствует инфраструктуру.
Таким образом, все выше сказанное, свидетельствует о растущей роли международного туризма в мировой экономике в настоящее время, а также о перспективах развития туризма в ближайшем будущем.
Список литературы.
1. Артемова Е.Н., Козлова В.А. Основы гостеприимства и туризма. Учебное пособие. – Орел: ОрелГТУ 2005.-104 с;
2. Романов А.А. Саакянц Р.Г. География туризма. Учебное пособие .- М: Советский спорт. 2002;
3. Мирсаякова В.А. Значение туризма в мировой экономике//Молодой ученый.-2016 - №5.5;
4. Александрова А.Ю. Международный туризм. - М.: Аспект Пресс, 2012;
5. Романов А.А. Зарубежное туристское страноведение. - М.: Советский спорт, 2001;
6.Гаврильчак И.Н. Основные принципы организации и развития международного туризма. СПб., 2011. С. 4 - 5.
7. Стригунова Д.П. Понятие международного туризма // Юрист, 2012, №6;
8. Туризм в цифрах, 2013: Стат. сб. - М.: Статистика России, 2014.