Логопедическое лексико-грамматическое занятие для детей подготовительной группы. Тема Предложение
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 46 "Малышок"
Логопедическое лексико-грамматическое занятие для детей подготовительной группы по лексической теме «Дикие животные». Тема «Предложение».
Разработала учитель-логопед
Писарева Е.А.
Саров 2015
Логопедическое лексико-грамматическое занятие для детей подготовительной группы по лексической теме «Дикие животные».
Тема «Предложение».
Цель: Развитие навыка составления простых распространенных предложений с помощью знаков-символов, дополняя их притяжательными прилагательными и обстоятельствами места, используя предлоги. Активизация словаря детей по теме, расширение словаря прилагательных и глаголов, закрепление употребление предлогов В, ИЗ, ИЗ-ПОД; развитие слуховой памяти, внимания.
Ход занятия.
1.Организационный момент
Логопед: какое время года наступило, весенние месяцы.
Введение в новую тему.
Логопед: В наших лесах много животных. Какие это животные? Почему называются дикими? Послушайте загадку:
Хвост пушистый, мех золотой
В лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса).
Как вы догадались, что это лиса? Что еще вы можете сказать о лисе?
Подберем слова-признаки: лиса какая?
(описание лисы: размер, покров тела, части тела, органы чувств, повадки, привычки).-пушистая, хвостатая, чуткая, хитрая, вороватая
Еще одна загадка:В горку бегом, с горы кувырком. (Заяц).
Заяц какой? Дети: ловкий, лопоухий, длинноухий, прыгучий, быстрый.
Сердитый недотрога Косолапый и большой,Живёт в глуши лесной. Спит в берлоге он зимой.Иголок очень много, Любит шишки, любит мёд,А нитки не одной. (ёж) Ну-ка, кто же назовет ? (медведь)
Логопед: Еж какой? Дети:Косолапый, большой, неуклюжий.
Зверька узнали мы с тобой Трав копытами касаясь,
По двум таким приметам: Ходит по лесу красавец,
Он в шубе серенькой зимой, Ходит смело и легко,
А в рыжей шубке - летом. Рога раскинув широко. (лось)
(белка)
Кто зимой холодной бродит злой голодный? (волк)
Подберем слова-признаки к отгадке.
3.Упражнения в образовании притяжательных прилагательных.
Логопед: Ребята, почему мы называем этих животных дикими? (выясняем, что дикие животные живут в лесу, а не рядом с человеком)
У каждого животного свое жилище.
-Где живет лиса? (в норе)
- Как называется жилище белки? (дупло)
-Где зимует медведь? (в берлоге)
-Вспомним название жилья волка. (логово)
-Где живут заяц и лось? (заяц под кустиком, лось - среди деревьев)
-Ребята, послушайте: Наступила весна. Пригрело ласковое солнышко, и мы отправились на прогулку в лес. Во время нашей прогулки мы увидели норки: одну - маленькую, ежиную, а другую большую. Чью? (Лисью). Шли мы, шли и увидели на земле следы большого зверя. Как вы думаете, чьи? (Медвежьи). Неподалеку оказалась и его берлога. Вдруг раздался протяжный вой. Угадайте, чей? (волчий) Мы испугались, что волк нас затащит в свое логово и поспешили обратно домой. Почти у самого дома мы увидели дуб, а в нем дупло. «Чье это дупло?» - подумали мы. Помогите, скажите, чье дупло? (Беличье).
4.Физ. минутка: Положите мяч на стол. Мяч на столе.
Спрячьте мяч под стол. Где мяч? ( Под столом).
Достаньте мяч из-под стола.
Уберите за спину.
Где мяч? (За спиной).
Достаньте из-за спины.
Поиграйте в мяч.
-Какие коротенькие слова помогли нам в игре с мячом? (В, на, за, под, из-за, из-под)
5.Составление предложений.
Поупражняемся в составлении предложений.
Предложение – это рассказ о чем-либо.
-Можно сказать, что «лиса»- это предложение? (нет, это слово)
Мы понимаем, что лиса делает? (Нет)
-Добавим слово-действие и обозначим его стрелкой. Что делает лиса?
(Лиса бежит.) Это предложение?(Да, т.к. понятно, что делает лиса) Сколько слов в нашем предложении?(Два)
Сделаем наше предложение длиннее. Добавим слово-признак и обозначим его треугольником. Предложение: хитрая лиса бежит.
-Сколько слов в получившемся предложении? (Три слова)
- Сделаем наше предложение интереснее, ведь нам интересно, куда побежала лиса. Для этого воспользуемся коротеньким словом, которое обозначает место (где?) Обозначим предлог кружочком.
Получилось предложение: Хитрая лиса бежит в лес.
5.Задание: Составьте по схеме предложение со словом медведь.
А теперь со словом заяц.
Дети называют каждый свое предложение.
Обсуждение: какое самое интересное предложение?
У кого самое красивое предложение?
6.Итог: Чем мы занимались сегодня?
Какие слова нам помогли составить предложения?
15