Рабочая программа по литературе
Тема урока.
Основное содержание
Кол-во часов
Метапредметные результаты
Виды деятельности учащихся
Предметные результаты
контроль
1
1
четв.
О главном в литературе.
Человек как главный предмет изображения в художественной литературе.
1
Учащийся самостоятельно ставит перед собой цель, которую он планирует достичь при изучении курса литературы и задачи, с помощью которых эта цель будет достигнута.
Работа с учебным пособием, составление модели результатов
Учащийся знакомится со структурой курса литературы за 6 класс
Целевая модель
2
«Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой»
Устное народное творчество
«Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Былина как один из видов устного народного творчества. Особенности построения и языка былин. Былинный стих, гипербола.
Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли.
1
УУД – структурирование материала. Учащийся структурирует материал с помощью модели.
Составление матрицы жанра героической былины
Учащийся овладевает сутью понятий: былина,
сюжет, композиция,
литота, гипербола.
Анализирует особенности языка былины, постигает народную сущность былин.
Матрица жанра
3
«Илья Муромец и Соловей-разбойник» в искусстве.
1
Просмотр художественных сюжетов, использование приема «замещение персонажа»
4
Былина «Вольга и Микула Селянинович».
1
Сочинение собственного произведения, используя предметы-заместители
Собственная былина с использованием модели
5
Древнерусская литература
Письменная литература Древней Руси. «Повесть временных лет».
1
Учащийся овладевает методом синтеза материала.
Учащийся овладевает сутью понятий: жанр, летопись,
повесть,
слово. Выявляет основные особенности древнерусской литературы
6
Летописи. «Слово о погибели Русской земли». «Никита Кожемяка».
1
Составление модели терминов. Ответы у доски с использованием моделей.
Диктант терминов
7
Литература 19 века
Баллады
В.А.Жуковский. Баллады.
Понятие о балладе. Связь баллады с устным народным творчеством. Нравственный смысл баллад. Особенности балладного сюжета.
Реальное и фантастическое в балладах В.А.Жуковского.
1
Составление ОСК (модель – опорная схема – конспект)
Учащийся овладевает сутью понятия баллада, знакомится с особенностями балладного сюжета и языка.
ОСК и устный ответ с опорой на нее.
8
9
А.Н.Майков. «Емшан».
А.К.Толстой. «Канут».
2
УУД – навык публичного выступления.
Декламация наизусть, инсценировка литературного сюжета
Развитие выразительности и грамотности речи.
Декламация наизусть, инсценирование
10
Читательская лаборатория.
О рифме и строфе.
Основные группы рифмы: Виды строф. Строфа в русском стихосложении.
1
Учащийся умеет работать с информацией с опорой на модель
Составление модели рифм
Учащийся знакомится с основными группами рифм, умеет определять вид рифмы с опорой на модель
Модель рифмы, зачетная работа с опорой на модель
11
Контрольная работа №1. «От древности до А.С.Пушкина».
1
Контрольная работа №1
12
13
«Человек в окружающем мире.»
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество.
А.С.Пушкин. Стихотворения.
«Зимнее утро»
2
Учащийся трансформирует информацию в модель
Составление синквейна на основе стих-я «Зимнее утро»
Учащийся знакомится с жанром «синквейн», с основными вехами творчества поэта, тематикой и выразительностью его стихотворений.
Декламация наизусть
14
«Песнь о вещем Олеге».
Интерес Пушкина к историческому прошлому. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Диалог Олега и кудесника. Радостное восприятие жизни в ранних стихотворениях Пушкина.
1
Чтение, беседа, составление ОСК
Учащийся постигает особенности жанра летопись, знакомится с историческим аспектом в творчестве Пушкина
15
16
А.С.Пушкин. Роман «Дубровский».
История романа «Дубровский». Столкновение чести личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство и власть.
2
УУД – анализ и синтез информации.
Пересказ эпизодов. Составление модели «Система образов в романе»
Учащийся знакомится с композицией литературного произведения эпического жанра, системой образов. Знакомится с характерами литературных героев и сопоставляет их через призму своего нравственного опыта. Учится сопереживанию, , чести и достоинству.
17
2
четв.
«Суд и его последствия». Отец и сын.
1
Выборочный пересказ. Разложение сюжета на составляющие
18
19
«Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в судьбе Дубровского.
2
Работа с моделью «Система образов»
Художественный пересказ с опорой на модель
20
Роль 17 главы в повести «Дубровский». Развязка романа «Дубровский».
1
21
22
Развитие речи. Сочинение по повести «Дубровский».
2
Сочинение, моделирование продолжения романа.
23
24
25
М.Ю.Лермонтов. Личность поэта.
Пейзаж в лирике Лермонтова. Стихотворения «Парус»,«Тучи», «Три пальмы» и др.
Мотивы грусти и одиночества в творчестве поэта. Аллегорический смысл стихотворения «Три пальмы». Отношения человека с миром природы.
3
УУД – смысловое чтение, анализ текста.
Лингвистический анализ стихотворения. Использование модели рифм.
Учащийся овладевает навыками лингвистического анализа стихотворения.
Письменный анализ стихотворения
26
Читательская лаборатория.
О стихотворных размерах.
1
Учащийся трансформирует информацию в модель
Составление модели определения стихотворного размера
Учащийся умеет определять двусложные и трехсложные размеры стиха
Проверочная работа
27
Н.В.Гоголь. Творческая история повести «Майская ночь, или утопленница».
Интерес писателя к народным обрядам, быту. Картины жизни народов Украины.
1
УУД – умение работать с различными видами информации
Индивидуальные сообщения,
Чтение эпизодов повести.
Учащийся знакомится со своеобразием творчества Н.В.Гоголя, особенностями его стиля и самобытного языка Малороссии. Развитие образности и выразительности речи, обогащение словарного запаса.
28
Роль пейзажа в повести «Майская ночь, или утопленница».
1
Чтение, художественный пересказ
Художественный пересказ
29
Реальное и фантастическое в повести «Майская ночь, или утопленница».
«Майская ночь, или Утопленница в искусстве.
1
«Учебный клип» - «склеивание» нескольких «кадров» в литературный сюжет
30
Внеклассное чтение. «Ночь перед Рождеством».
1
Просмотр фильма
31
32
Контрольная работа.
2
Контрольная работа
№ 2.
33
3
четв
С.Т.Аксаков. «Очерк зимнего дня».
Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни.
1
Индивидуальные сообщения,
работа с текстом.
Учащийся знакомится с особенностями жанра очерк.
Составление своего очерка
34
35
Страницы поэзии. «О Родина святая»
Н.П.Огарев, А.К.Толстой, А.А.Фет, И.С.Никитин, А.Н.Плещеев, И.З.Суриков. Лирика.
2
УУД – навык публичного выступления.
Выразительное чтение стихотворений
Конкурс чтецов
Развитие выразительности и грамотности речи.
Декламация наизусть
36
Обучение анализу поэтического произведения.
Интерпретация стихотворения, владение простейшими элементами анализа поэтического текста.
1
УУД – анализ текста
Составление ОСК (опорная схема-конспект)
Учащийся овладевает сутью понятия лирический герой
Письменный анализ стихотворения
37
38
К.М.Станюкович. «Человек за бортом!».
Смысл названия рассказа. Правдивое изображение быта на корабле.
Значение изображаемой ситуации для раскрытия характеров героев и их взаимоотношений. Роль Шутикова в судьбе Прохора.
2
УУД – смысловое чтение, умение аргументировать
Работа с текстом. Моделирование ситуации.
Учащийся знакомится с характерами литературных героев и сопоставляет их через призму своего нравственного опыта. Учится смелости, героизму, самопожертвованию.
Устные ответы
39
А.П.Чехов. О смешном в художественном произведении. «Толстый и тонкий».
Сведения о жизни писателя. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя.
1
Развитие воображения, умения понять мотивы поступков.
Работа с текстом, беседа. Метод эмпатии (вживания) человека в состояние другого объекта. Вслед за Чеховым в нескольких строках уместить образы будничных вещей, которые нас окружают.
Углубление понятий юмор,сатира. Знакомство с юмористическими произведениями А.П.Чехова. Умение видеть смешное, быть внимательным к деталям.
40
Смысл названия рассказа А.П.Чехова «Пересолил». Ирония в рассказе «Смерть чиновника».
1
41
4243
44
«Нравственная ответственность человека перед собой и обществом»
В.Г.Короленко. «В дурном обществе».
Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство.
Автор и рассказчик в повести.
Дружба Васи с Валеком и Марусей.
Отец и сын. Смысл названия повести.
4
Учащийся трансформирует информацию в модель
Чтение. Использование предметов-заместителей. Составление модели «Система образов»
Углубление понятия портрет литературного героя.Учащийся знакомится с характерами литературных героев, преломляет все через призму своего нравственного опыта, учится делать нравственный выбор, учится гуманности, доброте, сочувствию, человечности..
45
46
Развитие речи. Сочинение по повести В.Короленко «В дурном обществе»
2
Сочинение
4748
Н.Д.Телешов. «Домой».
Слово о писателе. Мотивы поведения осиротевшего мальчика. Герой в ситуации нравственного выбора. Человечность старика-каторжника, его роль в жизни мальчика. Изображение нищеты народа, его трагической участи. Роль пейзажа в рассказе.
2
УУД – смысловое чтение, умение аргументировать
Чтение, словарная работа, беседа.
49
50
Литература 20 века
А.П.Платонов. «Песчаная учительница».
А.П.Платонов. Слово о писателе. Труд как нравственная основа жизни героев. Доброта, взаимопомощь героев.
2
Чтение, художественный пересказ
Учащийся знакомится с понятием прототип. Учится трудиться на благо людей. Обогащает свой словарный запас.
Литературное путешествие,оценка компетентностей
51
М.М.Пришвин. «Кладовая солнца».
М.М.Пришвин. Слово о писателе. Вера Пришвина в доброту человека, в его мудрость по отношению к природе. Труд в жизни Насти и Митраши. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Роль пейзажа. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев. Жанр произведения. Смысл названия произведения.
1
Трансформация информации в модель. Развитие воображения, умения понять мотивы поступков.
Чтение. Составление схемы-маршрута литературного путешествия.
Учащийся знакомится со стилистикой писателя, учится выразительности и образности речи, обогащает свой словарный запас, анализирует особенности жанра сказки-были.
52
4
четв.
Роль притчи о сосне и ели. История Антипыча.
1
53
Митраша в беде.
1
54
«Что есть правда». Особенности жанра «Кладовой солнца».
1
Обсуждение проблемного вопроса
55
Развитие речи. Сочинение по произведению «Кладовая солнца».
1
Владение грамотной письменной речью
Самостоятельная работа
Сочинение
56
Страницы поэзии. «Движение весны» в стихотворениях русских поэтов.
Изображение природы и её движения в стихотворениях родных поэтов.
1
Чтение стихотворений и их анализ.
Декламация наизусть, устный анализ поэтического текста.
57
58
М.Зощенко. «Не надо врать», «Бедный Федя». Истоки юмора.
2
Умение держаться на публике, осмысление текста
Чтение, инсценирование
Учащийся знакомится с особенностью прозы М.Зощенко, ее злободневностью, иронией, своеобразной оценкой действительности.
инсценирование
59
60
Ю.Нагибин. «Старая черепаха».
Тема верности и доброты в рассказе.
Подвиг Васи.
2
Навыки исследовательской деятельности
Работа в группах, исследовательская деятельность
Учащийся соотносит опыт своего нравственного выбора с поведением героя, углубляет понятия «герой» и «подвиг».
Выступления представителей от групп
61
А.Я. Яшин. «Кулик»
1
62
63
64
65
В.Г.Распутин. «Уроки французского».
Слово о писателе. Самовоспитание героя рассказа «Уроки французского» в нелегких условиях жизни. Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны.
Смысл названия рассказа «Уроки французского».
Главный урок Лидии Михайловны.
4
Умение понимать мотивы поступков, выражать свою оценку.
Метод эмпатии. Чтение. Составление блок – схемы композиции. Написание эссе.
Учащийся знакомится с характерами литературных героев, преломляет все через призму своего нравственного опыта, учится делать нравственный выбор, учится гуманности, доброте, сочувствию, человечности.
эссе
66
Дж. Олдридж. «Последний дюйм»
Слово о писателе. Исключительные обстоятельства, в которых воспитывается жизнестойкость человека.
1
Чтение, составление ОСК, пересказ с опорой
Учащийся знакомится с примерами мужества и героизма, анализирует трансформацию отношений отца и сына.
Пересказ с опорой на ОСК
67
Дж.Олдридж. Отношения отца и сына в рассказе «Последний дюйм».
1
Экранизация фильма.
68
1
69
Контрольная работа.
Литература 20 столетия.
1
Контрольная работа № 3.
70
Завершая изученное. Итоговый урок.
1