Рабочая программа по литературе



Тема урока.
Основное содержание
Кол-во часов
Метапредметные результаты
Виды деятельности учащихся
Предметные результаты
контроль

1
1
четв.
О главном в литературе.
Человек как главный предмет изображения в художественной литературе.
1
Учащийся самостоятельно ставит перед собой цель, которую он планирует достичь при изучении курса литературы и задачи, с помощью которых эта цель будет достигнута.
Работа с учебным пособием, составление модели результатов
Учащийся знакомится со структурой курса литературы за 6 класс
Целевая модель



2

«Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой»
Устное народное творчество
«Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Былина как один из видов устного народного творчества. Особенности построения и языка былин. Былинный стих, гипербола.
Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли.


1


УУД – структурирование материала. Учащийся структурирует материал с помощью модели.

Составление матрицы жанра героической былины
Учащийся овладевает сутью понятий: былина,
сюжет, композиция,
литота, гипербола.
Анализирует особенности языка былины, постигает народную сущность былин.
Матрица жанра

3

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» в искусстве.
1

Просмотр художественных сюжетов, использование приема «замещение персонажа»



4

Былина «Вольга и Микула Селянинович».
1

Сочинение собственного произведения, используя предметы-заместители

Собственная былина с использованием модели


5

Древнерусская литература
Письменная литература Древней Руси. «Повесть временных лет».

1

Учащийся овладевает методом синтеза материала.


Учащийся овладевает сутью понятий: жанр, летопись,
повесть,
слово. Выявляет основные особенности древнерусской литературы



6

Летописи. «Слово о погибели Русской земли». «Никита Кожемяка».
1

Составление модели терминов. Ответы у доски с использованием моделей.

Диктант терминов

7

Литература 19 века
Баллады
В.А.Жуковский. Баллады.
Понятие о балладе. Связь баллады с устным народным творчеством. Нравственный смысл баллад. Особенности балладного сюжета.
Реальное и фантастическое в балладах В.А.Жуковского.

1

Составление ОСК (модель – опорная схема – конспект)
Учащийся овладевает сутью понятия баллада, знакомится с особенностями балладного сюжета и языка.
ОСК и устный ответ с опорой на нее.

8
9

А.Н.Майков. «Емшан».
А.К.Толстой. «Канут».
2

УУД – навык публичного выступления.
Декламация наизусть, инсценировка литературного сюжета

Развитие выразительности и грамотности речи.
Декламация наизусть, инсценирование

10

Читательская лаборатория.
О рифме и строфе.
Основные группы рифмы: Виды строф. Строфа в русском стихосложении.
1
Учащийся умеет работать с информацией с опорой на модель
Составление модели рифм
Учащийся знакомится с основными группами рифм, умеет определять вид рифмы с опорой на модель
Модель рифмы, зачетная работа с опорой на модель

11

Контрольная работа №1. «От древности до А.С.Пушкина».
1



Контрольная работа №1


12
13

«Человек в окружающем мире.»
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество.
А.С.Пушкин. Стихотворения.
«Зимнее утро»



2
Учащийся трансформирует информацию в модель


Составление синквейна на основе стих-я «Зимнее утро»


Учащийся знакомится с жанром «синквейн», с основными вехами творчества поэта, тематикой и выразительностью его стихотворений.
Декламация наизусть

14

«Песнь о вещем Олеге».
Интерес Пушкина к историческому прошлому. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Диалог Олега и кудесника. Радостное восприятие жизни в ранних стихотворениях Пушкина.

1

Чтение, беседа, составление ОСК
Учащийся постигает особенности жанра летопись, знакомится с историческим аспектом в творчестве Пушкина


15
16

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский».
История романа «Дубровский». Столкновение чести личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство и власть.
2
УУД – анализ и синтез информации.
Пересказ эпизодов. Составление модели «Система образов в романе»

Учащийся знакомится с композицией литературного произведения эпического жанра, системой образов. Знакомится с характерами литературных героев и сопоставляет их через призму своего нравственного опыта. Учится сопереживанию, , чести и достоинству.


17
2
четв.
«Суд и его последствия». Отец и сын.
1

Выборочный пересказ. Разложение сюжета на составляющие



18
19

«Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в судьбе Дубровского.
2

Работа с моделью «Система образов»

Художественный пересказ с опорой на модель

20

Роль 17 главы в повести «Дубровский». Развязка романа «Дубровский».
1





21
22

Развитие речи. Сочинение по повести «Дубровский».
2



Сочинение, моделирование продолжения романа.

23
24
25

М.Ю.Лермонтов. Личность поэта.
Пейзаж в лирике Лермонтова. Стихотворения «Парус»,«Тучи», «Три пальмы» и др.
Мотивы грусти и одиночества в творчестве поэта. Аллегорический смысл стихотворения «Три пальмы». Отношения человека с миром природы.
3
УУД – смысловое чтение, анализ текста.
Лингвистический анализ стихотворения. Использование модели рифм.
Учащийся овладевает навыками лингвистического анализа стихотворения.
Письменный анализ стихотворения

26

Читательская лаборатория.
О стихотворных размерах.

1
Учащийся трансформирует информацию в модель
Составление модели определения стихотворного размера
Учащийся умеет определять двусложные и трехсложные размеры стиха
Проверочная работа

27

Н.В.Гоголь. Творческая история повести «Майская ночь, или утопленница».
Интерес писателя к народным обрядам, быту. Картины жизни народов Украины.
1
УУД – умение работать с различными видами информации
Индивидуальные сообщения,
Чтение эпизодов повести.
Учащийся знакомится со своеобразием творчества Н.В.Гоголя, особенностями его стиля и самобытного языка Малороссии. Развитие образности и выразительности речи, обогащение словарного запаса.


28

Роль пейзажа в повести «Майская ночь, или утопленница».
1

Чтение, художественный пересказ

Художественный пересказ

29

Реальное и фантастическое в повести «Майская ночь, или утопленница».
«Майская ночь, или Утопленница в искусстве.
1

«Учебный клип» - «склеивание» нескольких «кадров» в литературный сюжет



30


Внеклассное чтение. «Ночь перед Рождеством».
1

Просмотр фильма



31
32

Контрольная работа.

2



Контрольная работа
№ 2.

33
3
четв
С.Т.Аксаков. «Очерк зимнего дня».
Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни.
1

Индивидуальные сообщения,
работа с текстом.
Учащийся знакомится с особенностями жанра очерк.
Составление своего очерка

34
35

Страницы поэзии. «О Родина святая»
Н.П.Огарев, А.К.Толстой, А.А.Фет, И.С.Никитин, А.Н.Плещеев, И.З.Суриков. Лирика.
2
УУД – навык публичного выступления.
Выразительное чтение стихотворений
Конкурс чтецов
Развитие выразительности и грамотности речи.
Декламация наизусть

36

Обучение анализу поэтического произведения.
Интерпретация стихотворения, владение простейшими элементами анализа поэтического текста.
1
УУД – анализ текста
Составление ОСК (опорная схема-конспект)
Учащийся овладевает сутью понятия лирический герой
Письменный анализ стихотворения

37
38

К.М.Станюкович. «Человек за бортом!».
Смысл названия рассказа. Правдивое изображение быта на корабле.
Значение изображаемой ситуации для раскрытия характеров героев и их взаимоотношений. Роль Шутикова в судьбе Прохора.

2
УУД – смысловое чтение, умение аргументировать
Работа с текстом. Моделирование ситуации.
Учащийся знакомится с характерами литературных героев и сопоставляет их через призму своего нравственного опыта. Учится смелости, героизму, самопожертвованию.
Устные ответы

39

А.П.Чехов. О смешном в художественном произведении. «Толстый и тонкий».
Сведения о жизни писателя. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя.
1
Развитие воображения, умения понять мотивы поступков.
Работа с текстом, беседа. Метод эмпатии (вживания) человека в состояние другого объекта. Вслед за Чеховым в нескольких строках уместить образы будничных вещей, которые нас окружают.
Углубление понятий юмор,сатира. Знакомство с юмористическими произведениями А.П.Чехова. Умение видеть смешное, быть внимательным к деталям.


40

Смысл названия рассказа А.П.Чехова «Пересолил». Ирония в рассказе «Смерть чиновника».
1







41
4243
44

«Нравственная ответственность человека перед собой и обществом»
В.Г.Короленко. «В дурном обществе».
Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство.
Автор и рассказчик в повести.
Дружба Васи с Валеком и Марусей.
Отец и сын. Смысл названия повести.


4
Учащийся трансформирует информацию в модель
Чтение. Использование предметов-заместителей. Составление модели «Система образов»

Углубление понятия портрет литературного героя.Учащийся знакомится с характерами литературных героев, преломляет все через призму своего нравственного опыта, учится делать нравственный выбор, учится гуманности, доброте, сочувствию, человечности..


45
46

Развитие речи. Сочинение по повести В.Короленко «В дурном обществе»
2



Сочинение

4748

Н.Д.Телешов. «Домой».
Слово о писателе. Мотивы поведения осиротевшего мальчика. Герой в ситуации нравственного выбора. Человечность старика-каторжника, его роль в жизни мальчика. Изображение нищеты народа, его трагической участи. Роль пейзажа в рассказе.
2



УУД – смысловое чтение, умение аргументировать

Чтение, словарная работа, беседа.




49
50

Литература 20 века
А.П.Платонов. «Песчаная учительница».
А.П.Платонов. Слово о писателе. Труд как нравственная основа жизни героев. Доброта, взаимопомощь героев.

2

Чтение, художественный пересказ
Учащийся знакомится с понятием прототип. Учится трудиться на благо людей. Обогащает свой словарный запас.
Литературное путешествие,оценка компетентностей

51

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца».
М.М.Пришвин. Слово о писателе. Вера Пришвина в доброту человека, в его мудрость по отношению к природе. Труд в жизни Насти и Митраши. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Роль пейзажа. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев. Жанр произведения. Смысл названия произведения.
1
Трансформация информации в модель. Развитие воображения, умения понять мотивы поступков.
Чтение. Составление схемы-маршрута литературного путешествия.
Учащийся знакомится со стилистикой писателя, учится выразительности и образности речи, обогащает свой словарный запас, анализирует особенности жанра сказки-были.


52
4
четв.
Роль притчи о сосне и ели. История Антипыча.
1





53

Митраша в беде.
1





54

«Что есть правда». Особенности жанра «Кладовой солнца».
1

Обсуждение проблемного вопроса



55

Развитие речи. Сочинение по произведению «Кладовая солнца».
1
Владение грамотной письменной речью
Самостоятельная работа

Сочинение

56

Страницы поэзии. «Движение весны» в стихотворениях русских поэтов.
Изображение природы и её движения в стихотворениях родных поэтов.

1

Чтение стихотворений и их анализ.

Декламация наизусть, устный анализ поэтического текста.

57
58


М.Зощенко. «Не надо врать», «Бедный Федя». Истоки юмора.
2
Умение держаться на публике, осмысление текста
Чтение, инсценирование
Учащийся знакомится с особенностью прозы М.Зощенко, ее злободневностью, иронией, своеобразной оценкой действительности.
инсценирование

59
60

Ю.Нагибин. «Старая черепаха».
Тема верности и доброты в рассказе.
Подвиг Васи.
2
Навыки исследовательской деятельности
Работа в группах, исследовательская деятельность
Учащийся соотносит опыт своего нравственного выбора с поведением героя, углубляет понятия «герой» и «подвиг».
Выступления представителей от групп

61

А.Я. Яшин. «Кулик»
1





62
63
64
65

В.Г.Распутин. «Уроки французского».
Слово о писателе. Самовоспитание героя рассказа «Уроки французского» в нелегких условиях жизни. Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны.
Смысл названия рассказа «Уроки французского».
Главный урок Лидии Михайловны.
4

Умение понимать мотивы поступков, выражать свою оценку.
Метод эмпатии. Чтение. Составление блок – схемы композиции. Написание эссе.
Учащийся знакомится с характерами литературных героев, преломляет все через призму своего нравственного опыта, учится делать нравственный выбор, учится гуманности, доброте, сочувствию, человечности.
эссе

66

Дж. Олдридж. «Последний дюйм»
Слово о писателе. Исключительные обстоятельства, в которых воспитывается жизнестойкость человека.
1

Чтение, составление ОСК, пересказ с опорой
Учащийся знакомится с примерами мужества и героизма, анализирует трансформацию отношений отца и сына.
Пересказ с опорой на ОСК

67

Дж.Олдридж. Отношения отца и сына в рассказе «Последний дюйм».
1
Экранизация фильма.




68


1





69

Контрольная работа.
Литература 20 столетия.
1



Контрольная работа № 3.

70

Завершая изученное. Итоговый урок.
1