Конспект урока русского языка Как появляются многозначные слова


Урок русского языка во 2 классе. УМК «Начальная школа 21 века»
Как появляются многозначные слова
Методы Формирования новых знаний – объяснительно-иллюстративный: объяснение, опрос
Организации деятельности – мозговой штурм, выполнение упражнений учебника
Контроля и самоконтроля – проверка по эталону
Формы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, взаимопроверка и самопроверка.
Цель урока (для учителя):
Обучающая: дать понятие о многозначных словах;
Развивающая: создать условия для интеллектуального и эмоционального развития учащихся; развитие познавательного интереса; словарного запаса
Воспитательная: содействовать воспитанию культуры общения.
Цели урока (для учащихся):
Обучающая: выяснить причины появления у слов нескольких значений
Развивающая: уметь четко формулировать свои мысли; уметь работать со словарями
Воспитательная: уметь работать в группе, вступать в продуктивный диалог с товарищами
Тип урока: урок открытия нового знания
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Мотивация к учебной деятельности(2 мин) Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте?
Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо –
под рукой!
Найдите сочетание над которым мы будем работать сегодня на минутке чистописания: боярин, рояль, Зоя, стоянка(написано на
доске)
Какая проблема часто возникает при написании такого сочетания
Подготовим ручки к письму Проговаривают стихотворение :«Я тетрадь свою открою и наклонно положу, я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу» Записывают
6 февраля.
Классная работа.
Находят сочетание ОЯ
Отвечают.
Выполняют пальчиковую гимнастика «Разотру ладошки сильно»
Прописывают строчку
Оя оя оя оя оя оя оя
Регулятивные: волевая саморегуляция2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности ( 7 мин) Слайд 1 Найдите словарные слова, которые спрятались в шифровке
ПрогудыноябрьмагуризяВаторязыкузмитавыцбюяСлайд 2
Назовите лексическое значение слова ноябрь
Назовите лексическое значение слова язык
Какое из слов является однозначным
Какое из слов является многозначным
Слайд 3 ноябрь
Слайд 4 язык
Слайд 5 чёрный
У меня для вас есть загадки. Тому, кто отгадал – даю рисунок отгадку
Кисть, ключ, корень, язык, пирог, портфель , терем, берёза
Давайте распределим слова на группы – однозначные и многозначные
Орфографическая работа
Слайд 6
Слайд 7 чёрный
У кого ни одной ошибки?
У кого 1-2 ошибки? Находят слова язык и ноябрь, записывают их
2-3 ответа
2-3 ответа
2-3 ответа
Проверяют по слайду правильность ответов
Отгадывают загадки – получают картинки
Крепят на магнит картинки по группам
Записывают слова.
Называют опасные места
Проверяют правильность работы
Поднимают руки
Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного, осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
3 Постановка проблемы (4 мин) -Ребята, большинство слов в русском языке многозначны, т. е. они способны иметь несколько значений. А как же появляются у слов другие значения? Почему это происходит?
Почему у слова появляются другие значения?
Давайте узнаем?
Над какой темой мы будем работать
Открываю тему на доске
Какую цель перед собой поставим
Мозговой штурм – высказываются все версии
Отвечают: как появляются многозначные слова
Узнать, почему появляются многозначные слова. Регулятивные: учатся ставить перед собой цель, начинают учиться планировать свои действия для достижения цели
Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других
4 Построение проекта выхода из затруднения (4 мин) Для этого предлагаю поработать в парах с карточками.
Рассмотрите картинку.
Прочитайте подпись к ней
Объясните лексическое значение выделенного слова
Послушай товарища, который рассказывает о таком же слове
Подумай, почему разные предметы (действия)называют одним и тем же словом Отвечают по парам. Регулятивные: учатся действовать в соответствии с намеченным планом
5. Реализация построенного проекта ( 5 мин) Слайд 8: предметы похожи по форме
Предметы похожи по цвету
Действия похожи
Похожи по форме
Давайте попробуем ответить на вопрос, который мы ставили перед собой.
Слайд 9. У слова появляются другие значения, когда оно….
Слайд 10 У слова появляются другие значения, когда слово называет предметы, признаки, действия чем-то похожие между собой.
Слайд 11 чёрный
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА предметы похожи по форме
Предметы похожи по цвету
Действия похожи
2-3 ответа. Мозговой штурм 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5 мин) Упражнение 1 стр.36 трансоформирую в раздаточные карточки. Слабым детям даю карточку с прямым значением слова, Сильным – с переносным. Объясни значение выделенного слова.
Почему появилось новое значение у слова?
Хвост зайца – хвост очереди (Казанцева Асфандиярова)
Стальная проволока – стальная воля(Гуторов Смирнов)
Золотое украшение- золотое сердце(Бобоназаров Кичик)
Как хвост, как золото, как сталь.. Это переносное значение слов
Спишите только сочетания первого столбика По очереди выходят, читают своё словосочетание объясняют его значение. Сильные учащиеся объясняют значение слова в переносном значении и отвечают на вопрос. Не задействованные дети дополняют, поправляют, высказывают своё мнение. Распределяем слова по столбикам
7.Самостояткльная работа с самопроверкой по эталону ( 6 мин) Текст Феликса Кривина. В виде карточек . Зелёные – сложный уровень – найти многозначные слова, выписать их, разобрать по составу и составить предложения используя переносное значение выделенных слов. (Асфандиярова, Кичик, Смирнов)
Жёлтые – средний уровень выписать многозначные слова, разобрать их по составу
Розовая - лёгкая, выписать многозначные слова(Казанцева, Поникаров, Гуторов, Бобоназаров, Брагунец , Апыхтина)
Слайд 12 три цвета. Верные ответы Сильная группа зачитывает составленные предложения.
У кого ни одной ошибки?
У кого 1-2 ошибки?
Слайд 13 Физминутка для глаз
Слайд 14 Чёрный или выключить проектор. Работают самостоятельно
Проверяют по слайду
Поднимают руки
8. Включение в систему знаний и повторение ( 8 мин) Упр 2 Работа по учебнику.
Прочитайте стихотворение. Выразительное чтение( Брагунец, Королёва, Силантьева)
Обратите внимание на выделенные слова. (читает Казанцева)
Что обозначает слово озябшие? Стадо?, Выгоняет?Бредёт? Всхлипывает?
Это прямое или переносное значение слов?
Где можно узнать значение слов?
Как расположены слова в толковом словаре?
Как называется описание слова в словаре?
Найдите в толковых словариках словарные статьи для этих слов. Прочитайте. Выпишите предложения с этими словами, расположенные в конце словарных статей
По группам
Озябнуть
Стадо
Выгонять
Брести
Всхлипывать
Читают
Находят
Отвечают
Отвечают
Толковый словарь
В алфавитном
Словарная статья
Стр.164. Озябнуть на ветру
Стр.167 Оленьи стада
Стр.158 Выгонять кого-то из дома
Стр.157 Брести по тропинке
Ищем в большом толковом словаре
9.Рефлексия учебной деятельности ( 4 мин) Урок завершается. Он вам понравился?
Теперь вы можете ответить на вопрос . »Как появляются многозначные слова? Как же появляются новые значения у слов?
Что ещё вам понравилось делать на уроке?
Подойдите к нашему дереву и оцените себя.
Д\з Стр 38 упр.3 Отвечают.
Прикрепляют к контуру дерева магнитики: зелёный - всё понравилось, всё получилось, желтый что-то не получилось, красный – многое не получилось .