Семья и школа как субъекты и партнеры развития физической культуры и массового спорта
Батягин Евгений Николаевич,
ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 705»
г. Москва
Семья и школа как субъекты и партнеры развития физической культуры и массового спорта
В настоящее время Правительством Российской Федерации ведется активная работа по формированию культуры здоровья человека и среды его проживания.
Культура здоровья человека и здоровье среды его проживания – важнейшие критерии устойчивого развития общества, обеспечивающие каждому человеку равные стартовые возможности, в особенности доступа к знаниям, к информации; общества с высоким уровнем базового и специального здоровье ценностного образования основной массы населения. Важнейшим фактором здесь является качество жизни и состояние здоровья населения, двигательная активность, которая обеспечивается средствами физической культуры, как в повседневной жизни, так и во время учебной деятельности. За последние годы в Российской Федерации сделано много усилий в создании необходимых условий для формирования системы физического воспитания и развития спорта в образовательных учреждениях. Была возрождена и ежегодно проводится Спартакиада учащихся Российской Федерации, принимаются и реализуются на всех уровнях целевые программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации», которые способствуют подъему и созданию общероссийской системы массовых спортивных соревнований в образовательных учреждениях.
В июле 2012 года Президент Российской Федерации В.В. Путин сформировал и лично возглавил президентский совет по развитию физической культуры и спорта. Владимир Владимирович отметил, что «именно спорт в современных условиях лучше всего развивает волевые качества, а также воспитывает любовь к труду, без которого никаких высоких спортивных результатов не достичь. Чтобы иметь результаты в спорте высших достижений, надо заниматься пропагандой массового спорта и здорового образа жизни, формировать у людей привычку заниматься спортом с малых лет»[3]
На заседании Генеральной ассамблеи Ассоциации национальных олимпийских комитетов В.В. Путин сказал: «Создание устойчивой системы массового спорта, строительство достаточного числа спортивных сооружений, обеспечение их доступности, повышение роли физической культуры в образовании и воспитании сегодня являются приоритетом для очень многих стран мира, и Россия здесь, безусловно, не будет исключением. Наша цель – добиться, чтобы к 2020 году не менее 40% наших граждан регулярно занимались спортом, вели здоровый и активный образ жизни» [4].
Создать условия для занятий спортом – это задача всего общества, не только родителей и учителей, но и всех государственных структур.
Государственная политика направлена на развитие детско-юношеского спорта в Российской Федерации, повышение уровня физического воспитания и спортивно-массовой работы в образовательных учреждениях во внеурочное время.
Спорт имеет право частично или полностью рассматриваться как явление общественной жизни, как продукт общественно-исторического процесса. Спорт имеет свою системную организацию со своей структурой. Спорт есть игровая форма соревновательной деятельности, игровая модель соперничества, реализуемая с целью достижения условной победы [5].
Необходимым условием развития массового спорта является система занятий физической культурой, навыков здорового образа жизни и сохранение здоровья. Используя следующие типы технологий, представленных О.В. Петровым:
-здоровьесберегающие (обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);
-оздоровительные (физическая подготовка, закаливание, гимнастика, массаж, арттерапия);
-воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащегося, внеклассные и внешкольные мероприятия, конкурсы, олимпиады, соревнования).
Основным традиционным институтом воспитания качеств личности была семья. Все, что приобретает человек в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье закладываются основы человеческой личности, ее интеллектуальный уровень и физическое здоровье[1]. Особое значение имеет социальная направленность семейного воспитания, воспитание со всеми жизненными проблемами. Ребенок с детства должен ориентироваться во взрослом мире, уметь отличать полезное и вредное. Там, где ребенка воспринимают, как равноправного члена семьи, создаются более благоприятные условия воспитания всесторонне развитой личности.
Если родители стремятся к здоровому образу жизни, заинтересованы в спортивных достижениях своего ребенка, то и ребенок будет поддерживать родителей. Эффективность воспитания будет зависеть от того, как родители смогут выстраивать свои отношения с
·детьми и быть заинтересованы в их увлечениях.
Семья, воспитывая положительное отношения к спортивным увлечениям, вместе с тем, не является до конца тем, что нужно ребенку, которого влечет общество одноклассников и сверстников. Школа – особая благоприятная среда для школьников [2].
Задача, которой - помочь определиться в развитии творческой личности ребенка и подростка, стать центром организующей детскую жизнь, здорового образа жизни и развития спорта.
В этой связи, мы будем рассматривать среднее общеобразовательное учреждение как центр развития физической культуры и массового спорта во взаимодействии с администрациями муниципальных образований, администрациями высших учебных заведений, детскими оздоровительными образовательными центрами и родительским комитетом, где большая роль отводится школьным спортивный клубам, объединяющих учителей и учащихся.
Цель создания спортивных клубов – это организация и проведение спортивно-массовой работы в образовательном учреждении во внеурочное время, проведение внеклассных физкультурно-спортивных мероприятий с учащимися, организация занятий в постоянно действующих спортивных секциях и группах общей физической подготовки. Важным звеном в спортивно-массовой работе является организация и проведение внутришкольных соревнований, товарищеских спортивных встреч между классами и другими школами, содействие в формировании сборных команд школы для участия в городских, районных и краевых соревнованиях. При подведении итогов работы спортивного клуба планируются проведение спортивных праздников, показательных выступлений ведущих спортсменов школы, района, с целью пропаганды физической культуры и спорта в школе, вовлечению родителей и привлечению спонсорских средств для расширения и укрепления материально-технической базы спортивных комплексов.
Увлечение спортом - проведение содержательного и активного отдыха, где движение становится способом познания и освоения окружающего мира, а также способом воздействия на психологию личности. У занимающихся укрепляется воля, вырабатывается дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм нравственного повеления. Участие школьников в спортивных играх и соревнованиях способствует гармоничному развитию организма. Важным средством в достижении данной цели является развитие двигательных качеств: силы, гибкости, ловкости, быстроты, выносливости. Качеств, которыми человек обладает с рождения. Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой работоспособности во всех видах деятельности как учебной, так и спортивной.
Педагогические усилия в рамках организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе должны быть направлены, прежде всего, на развитие социального, педагогического, культурного потенциала семьи. Для этого необходимо:
- разработать и реализовать комплекс мер, направленных на формирование у родителей сознательного ответственного отношения к здоровью ребенка, выполнению обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению своих детей, укреплению семейных традиций, в том числе и занятию спортом;
- проводить информационно-просветительскую работу с родителями, оказывать им соответствующую помощь в воспитании детей и привлечению их к занятиям в спортивных или оздоровительных секциях;
- обеспечить обучающихся и родителей информацией о работе спортивных секций и учреждений, находящихся в микрорайоне школы, в городе;
ввести в практику работы новые формы совместной спортивной деятельности семьи и школы;
- поощрять родителей и детей, занимающихся в спортивных секциях и участвующих в спортивных соревнованиях.
Необходимо, чтобы спорт пришел в каждую российскую семью. Родители должны привить своим детям потребность в физических нагрузках и любовь к физической культуре. Для этого они должны вместе с ними активно отдыхать и заниматься спортом. От всех нас требуется объединений усилий для воспитания здорового поколения.
Список используемой литературы:
Журнал» Социальная политика и социология, №5, 2008,с.236-237
Журнал «Человеческий капитал», №6, 2010,с 7.
Журнал «ВВП (Валовой внутренний продукт)» №7(77) 2012 г., стр.160
Физическая культура и спорт в муниципальном образовании: монография/А.А. Передельский. – Физическая культура, 2008.-128с.
Электронный ресурс: http://www.fgssr.ru/novostj
13PAGE 15
13PAGE 14315
15