Урок по окружающему миру на тему: Тундра (4 класс)
Предмет: Окружающий мир
Автор учебника: Плешаков А.А.
УМК «Школа России»
Класс: 4
Тема: «Тундра»
Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры;
познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным, животным миром и деятельностью человека;сравнить зоны Арктической пустыни и Тундры.
Задачи:
-развивать познавательный интерес учащихся, умение анализировать, сравнивать;
-работать с помощью карты
-воспитывать любовь к окружающему миру.
Личностные результаты:
-умение выказывать своё мнение, выражать свои эмоции;
-способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
-познакомить обучающихся с зоной Тундр;
-уметь применять новые знания, сравнивать с зоной Арктической пустыни.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
-на основе анализа объекта делать выводы;
-находить ответы на вопросы в учебнике;
Регулятивные УУД:
-умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
-определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
-формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
-наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать.
Основные понятия:природная зона, зона Арктической пустыни, зона Тундр, климат.
Тип урока: урок-исследование (урок творчества)
Методы обучения: словесные, наглядные, исследовательские, проблемные.
Форма деятельности: фронтальная, групповая
Оборудование:учебник «Мир вокруг нас» 4 класс А.А.Плешаков, карточки для работы в группах (географы, ботаники, зоологи, экологи),эмблемы,карточки с заданиями для каждой группы,оценочное поле для жетонов,листьяклена,дереводлярефлексии,сигнальные карточки,таблички с характеристиками:климата,растений,животных,экологии,презентация, проектор, компьютер.
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности.(Слайд)
-Добрый день, уважаемые гости и ребята!Сегодня урок окружающий мир проведу я. Зовут меня Элла Николаевна. Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок проведем с улыбкой.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Очень много и бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся нашим гостям, улыбнитесь и мне и пусть зажжётся в этом классе искра добра и радости
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой природной зоной, с ее положением на карте, климатом, животным и растительным миром, занятиями населения. А с какой природной зоной познакомимся, вы узнаете во время нашего путешествия. Во время путешествия вы покажите знания по материалам предыдущих уроков.
II. Актуализация знаний. Повторение пройденного.
1.Фронтальный опрос
- С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке?
(Зоной арктических пустынь).(Слайд)
- Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь, называя географические объекты(работа с картой).
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие в роли ученых-зоологов , ботаников, географов,экологов и заняться поисковой деятельностью .
-В каждой команде вы выбрали командира , который будет руководить вашей работой. Остальные ребята- члены экипажа. За верный, точный ответ команда будет получать жетоны. Победителем будет команда, набравшая наибольшее количество жетонов.
-На каждом столе лежат белые овалы с голубой каемкой.На них вы и будите клеить жетоны.
- На что по-вашему они похожи? (Ответы детей).
-А почему, именно, их я выбрала как поле для жетонов? (Ответы детей)
(Класс разделен на 4 группы: географы, ботаники, зоологи,экологи).
-Но прежде уточним, что такое география, ботаника, зоология и экология.
(Ответы детей)
-Какие задачи стоят перед вами?
(Каждая группа определяет свои задачи) (Слайд)
2.Работа в группах
-Как должны работать в группах?
(Дружно, помогать друг другу, выслушивать мнение товарища)
-Сейчас я хочу проверить как вы усвоили зону Арктических пустынь.
-Хорошо ли вы знаете Арктику.
-Откройте учебник и приступайте к работе
- На подготовку даю минуту. Выберите представителя для сообщения.
-Остальные группы внимательно слушайте. Вы должны,с помощью сигнальных карточек ,оценить работу каждой группы.
(учащиеся готовят сообщение)
а)Группа «Географы»
(Сообщение о географ.положении и климате Арктики)
б) Группа «Ботаники»
(Сообщение о растениях Арктики)
в)Группа «Зоологи»
(Сообщение о животных Арктики)
г) Группа «Экологи»
(Сообщение об экологии Арктики)
(Оценка деятельности каждой группы)
3.Выполнение теста. (Слайд)
-У вас на столах лежат карточки. Капитаны возьмите карточку под номером №1. По моей команде начнете работать. На все вам 1 минута.
-Готовы?
-Начали.
Тест «Зона арктических пустынь»
1.В состав,какого океана входят моря и острова Арктики?
А. Тихого
Б. Северного Ледовитого В. Атлантического
2.Солнце направляет на зону Арктических пустынь
а) наклонные, косые лучи;
б) прямые, отвесные.
3. Зимой в Арктике бывает:
а) полярная ночь
б) полярный день.
4. В ледяной зоне растут . а) кедры, берёзы, черёмуха;
б) лишайники, мхи, полярные маки.
5. Температура воздуха летом:
а) не поднимается выше 0º;
б) поднимается на несколько градусов выше 0º.
6. Большое скопление птиц на скалах называют …
а) «птичьи рынки»;
б) «птичьи базары».
(Самопроверка по экрану)(Слайд)
-Оцените свой результат(красный кружок-5(6),желтый-4(5),зеленый-3(6) ).
(Дети клеят на тесты кружки. Показывают учителю.Учитель анализирует работы).
III. Самоопределение к деятельности.
- Покажите на карте остров, на котором находятся две природные зоны. (Остров Новая Земля)(Слайд)
- Как называется одна из природных зон, которую мы будем сегодня изучать? (Это тундра).
России дальний уголок –
Полярный круг посередине!
Он словно отдохнуть прилёг,
В холодный мох, добавив иней…
-Так красиво описал Сергей Несин в своем стих-е тундру.
IV. Открытие нового знания. Постановка проблемы.
-Слово “тундра” в переводе с финского значит “бесплодная” или “враждебная”. (Слайд)
- А теперь посмотрите внимательно, где она находится.
-Она расположена на материке Евразия; находится южнее зоны арктических пустынь; протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей(работа с картой)
- Откройте учебник на c.73
-Найдите на карте тундру и покажите её друг другу. (Учитель проверяет).
-Итак, что нам сегодня предстоит выяснить, т.е. какова же цель нашего путешествия?
(Определить: существует ли жизнь в тундре? И как она отличается от жизни в Арктике)
Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно составить план нашего исследования.
План исследования. (Слайд)
Географическое положение.Климат.
Растительный мир
Животный мир
Экология.
V. Организация поиска нового знания по учебнику по группам.Решение проблемы.
1)Работа по учебнику.
- Капитаны,возьмите карточку под номером№2. (Слайд)
-В течении 5 минут ,вы должны найти в учебнике нужную информацию и записать на листочке.
-В пункте 1 указана страница, на которой вы будите искать информацию.
- Я желаю вам успеха! У вас все обязательно получится!
- Приступаем.
(Учитель в это время проверяет работу в группах, направляет).
VI. Музыкальная физминутка.(Слайд)
2) Выступление групп.
Карточка – 1 группа географы.
1. Откройте учебник на странице с. 84-85
2. Где расположена тундра?
3. Что характерно для зимы и лета в тундре?
4. Что представляет собой поверхность тундры?
5. Какие водоемы преобладают на территории зоны тундры и почему?
-Итак, подведём итог всему сказанному. Каковы же природные условия тундры?
Тундра
равнина
вечная мерзлота
суровая зима (до – 50)
прохладное короткое лето
(На доске вывешиваются таблички)
- Чему дает жизнь почва? (Растениям)
Группа ботаников расскажет нам о растительности зоны тундры.
Карточка – 2 группа ботаники.
1. Откройте учебник на странице 88.
2. Какие растения населяют тундру?
3. Какая тундра весной?
4. Почему растения в тундре низкорослые?
- Каковы же характерные черты растений тундры?
Растения
1. Карликовые формы.
2.Стелющиеся.
3. Листья часто мелкие.
4. Корни короткие (5 – 15 см).
(на доске вывешиваются таблички)
- Какие животные приспособились к жизни в условиях зоны тундры. Слово предоставляется зоологам.
Карточка – 3 группа зоологи.
1. Откройте страницу 88-89 учебника.
2. Какие животные могут жить в тундре?
А) насекомые
Б) птицы
В) животные
- Как животные приспособились к суровым климатическим условиям тундры?
Животные
Белая окраска меха зверей и оперенья птиц.
Накопление слоя подкожного жира.
Густой мех у зверей, тёплый пух у птиц.
(на доске вывешиваются таблички)
Карточка – 4 группа экологи
1.Откройте страницу 90-91 учебника.
1.Основные занятия населения тундры.
2.Экологические проблемы тундры.
3.Охрана природы тундры.
-Какие же экологические проблемы возникли в тундре?
1. От гусениц тракторов и вездеходов нарушается поверхность почвы.
2. Местность загрязняется нефтью во время ее добычи.
3. Браконьерство
4. Вытаптываются оленьи пастбища.
(Вывешиваются на доске таблички)
-Вопрос к экологам.
-Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре?
(Чтоб не допустить нарушение экологии,необходимо:запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.)
VII. Первичное закрепление нового знания.(Слайд)
-А сейчас ,используя новые знания, поработаем с кроссвордом.
1.Тундровый заповедник.(Таймыр)
2. Есть у курицы хохлатки
дикий родич …(куропатка)
3. Природное ископаемое тундры.(нефть)
4. Основное занятие население тундры. (оленеводство)
5. Тундра-холодная безлесная…(равнина)
6. В тундре вечная …(мерзлота)
-Молодцы!
-Какие цели мы ставили перед собой в начале нашего путешествия?
(Определить: существует ли жизнь в тундре? И как она отличается от жизни в Арктике)
-Какой можно сделать вывод?
Вывод:в тундре существует жизнь.Там есть растительный,животный мир. Живут люди. Они занимаются оленеводством.Природа тундры богаче природы Арктики.Это связано с тем ,что северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла, а южные больше. Вот почему природа изменяется с севера на юг.Растительный мир,а значит и животный становится разнообразней.
-Молодцы! Вот и подошло к концу наше путешествие. Было очень приятно работать в экспедиции с умными,заботливыми и наблюдательными исследователями.
VIII. Подведение итогов урока
- Что нового, необычного, интересного вы узнали?
-Каким способом? (С помощью научных групп мы провели исследование)
- Кому что показалось трудным на уроке?
- Что на уроке было самым интересным?
IX .Рефлексия
На доске дерево без листьев.
У детей - разноцветные листочки: красные и зелёные.
- Прикрепите, пожалуйста, к дереву листочки. Кому всё понятно-красного цвета, если возникли какие-либо трудности - зелёного цвета.
Это дерево нам пригодится на следующем уроке при изучении
новой природной зоны.
X. Домашнее задание(Слайд)
- Запишите домашнее задание: с. 88 – 95
-Подготовить доклад о любом животном тундры.
Большое спасибо за хорошую работу на уроке, большинство из вас прекрасно потрудились.