Технологическая карта урока по окружающему миру на тему ТУНДРА ( 4 класс)

Урок 14. Тундра
Цели деятельности учителя
Создать условия для ознакомления с географическим положением природной зоны – тундры, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека; определения границы знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления о природной зоне тундры; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока
открытие нового знания

Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, картой «Природные зоны», организовывать рабочее место.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

методы и формы обучения
объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, коллективная

Образовательные ресурсы
http://download8.proshkolu.ru

Оборудование
Интерактивная доска, компьютер, карта «Природные зоны России»

Основные понятия
тундра

организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации взаимодействия
на уроке
Формируемые умения (универсальные учебные действия)
Промежуточный
контроль

1
2
3
4
5
6
7

I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельно- сти
Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся
к усвоению учебного материала.
Кроссворд

В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –
И опять в экспедицию отправляется класс.
А чтобы тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать!

1. Короткое название ледяной зоны. (Арктика.)
2. Птица с необычным клювом. (Тупик.)
3. Название острова, на котором расположен заповедник. (Врангеля.)
4. Арктика – царство снега и (льда).
5. Растение, живущее в толще воды. (Водоросли.)
6. Виды рыбы обитающей в северных морях. (Чайка.)
Ключевое слово: ТУНДРА
слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем.
демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.
Выполняют записи в тетради
Фронтальная, индивидуальная, коллективная
Познавательные: владеют способами решения учебных задач.
Коммуникативные:
высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность
Устные ответы,
организация рабочего места, записи в тетради

Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7

II. Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания.
Графический диктант
1. Конкурс рисунков.

2. Сообщения учащихся о животных Арктики.

3. графический диктант
Организуют выставку.
Выступают с сообщениями.
Выполняют задания
Фронтальная, индивидуальная
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.
Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно.
Коммуникативные:
обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необ-
Устные ответы,
пись-
менные
задания

III. Изучение нового материала
Рассказ учителя по теме
урока.













Работа со схемой.
– Цель нашей экспедиции – тундра. Найдите эту природную зону на карте. Что вы можете сказать о географическом положении тундры?
– Слово «тундра» в переводе с финского означает «бесплодная» или «враждебная». Зима там долгая, температура достигает –50 °С. Большую часть года тундра покрыта снегом, а под ним – вечная мерзлота, которая уходит на глубину 50 метров. Вот это поверхность тундры (показывает на карте зону тундры). Вслед за зимой наступает весна, а затем короткое лето. Днем температура бывает от +10 до +25 °С. Как вы думаете, это отражается на почве? И если да, то как?
– Правильно. Оттаивает только верхний слой почвы на глубине от 10 до 50 см. Талые воды не просачиваются глубже, поэтому в тундре много болот. И почва влажная или просто мокрая. Мы выясним, какие здесь природные условия, составим схему.
Слушают учителя.
показывают зону тундры
на карте.






Отвечают на вопросы.



Составляют схему.
Фронтальная, индивидуальная.











Коллективная.

Устные ответы

Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7













Работа с учебником


– Как вы думаете, богат ли растительный мир тундры? Какие растения смогли приспособиться к суровому климату тундры?
– Рассмотрите иллюстрацию «В тундре весной» в учебнике (с. 88–89). Назовите растения тундры.

· Какая у них наземная часть? Почему?
– В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека. Все эти растения низкорослые. Мох-ягель – пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на меленькие деревца или кустики. Клюква – стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья не опадают даже зимой. Карликовая березка имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.











Читают тексты в учебнике, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы












Индивидуальная
ходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предмета


Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7



предлагает опять рассмотреть иллюстрацию «В тундре весной» в учебнике (с. 88–89).
– Какие животные и птицы здесь обитают? Как они приспособились к жизни в тундре?
– Из-за суровых природных условий население тундры немногочисленное. Прочитайте статью «Тундра и человек» в учебнике (с. 93–95).
– Какое основное занятие населения тундры?





IV. Практическая деятельность
Составление рассказа по плану.



Составление схемы.

– Расскажите о тундре по плану:
1. Географическое положение.
2. Климат.
3. Растительный мир.
4. Животный мир.
5. Деятельность человека.
После ответов предлагает заполнить пирамиду.

Составляют рассказ по плану, схему.





Фронтальная, индивидуальная.




Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя).
Регулятивные: ориентируются в учебнике, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют учебные задачи.
Устные ответы,
записи в тетради, выполненные задания

Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7


Составление цепей питания.


Игра «Растительный и животный мир арктической пустыни и тундры».









Задания из электронного приложения к учебнику
Далее предлагает составить 4–5 цепей питания.
1. Растения тундры белая куропатка песец.
2. Мох-ягель северный олень волк.
3. Растения тундры лемминг белая сова.
4. Растения тундры лемминг песец.
песец
лемминг
белый медведь
ягель Арктика
водоросли
белая сова
ту
·пик
гагара
брусника
голубика Тундра
северный олень
белая куропатка
морошка
лишайник
полярный мак
морж
тюлень
Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации
Составляют цепи питания.


показывают с помощью стрелок, в какой природной зоне можно встретить каждое растение и животное.






Выполняют задания





Коллективная.













индивидуальная
Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.
Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям


Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
7

V. Итоги урока.
Рефлексия
Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа. Выставление оценок
– С какой природной зоной мы познакомились?
– Чем эта зона отличается от других?
– Работа нашей экспедиции в тундре закончилась, оцените свою деятельность на уроке
читают вывод в учебнике (с. 96).
Отвечают на вопросы
Фронтальная, индивидуальная
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Регулятивные: оценивают собственную
деятельность на уроке
Устные ответы

VI. Домашнее задание
Комментарий учителя
Учебник, с. 87–97. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» (с. 95). выполнить задание 3 (с. 96)
Задают уточняющие вопросы
Фронтальная
Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач
Задания

Ресурсный материал
Графический диктант
учитель читает предложения. Если высказывание верное, учащиеся ставят знак «+». Если высказывание неверное, ставят знак «–».
1. Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.
2. Территория Арктики не имеет коренного населения.
3. В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.
4. В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха.
5. В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени.
6. Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.
7. Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи рынки».
О т в е т ы: 1 (–). 2 (+). 3 (+). 4 (–). 5 (+). 6 (+). 7 (–).