Урок по окружающему миру для 4 класса «Тундра»
Урок окружающего мира в 4 классе
(УМК: А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова «Мир вокруг нас», учебник для 4 класса, в 2 частях, 2004 г.)
Тема урока: «Тундра».
Тип урока: проблемный урок.
Новое знание: Тундра – природная зона России.
Проблема: Какая она – тундра? Почему в ней столько необычного?
Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры; познакомить с её географическим положением, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека.
Задачи:
- образовательные: дать представление о тундре; учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их;
- развивающие: развивать умение самостоятельно добывать знания; развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с картой; создавать условия для развития речи учащихся, развития логического мышления, умения анализировать и делать выводы; развивать умение работать в группах и парами;
- воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, активность личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу; способствовать сплочению классного коллектива, помочь осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование: карта «Природные зоны России», географические атласы, учебник для 4 кл., 1 ч. (п/р А.А. Плешакова), атлас «От земли до неба», гербарный материал, карточки с изображением растений и животных, картина «В тундре», фотографии и слайды с изображением изучаемых объектов, раздаточный материал.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний. Повторение изученного.
1. Фронтальная работа.
- Какое большое путешествие мы начали на прошлом уроке? (Мы начали путешествовать по природным зонам России.)
- С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке?
- Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь, называя географические объекты.
- Как вы представляете себе Арктику? (Рассказ с опорой на выполненный дома рисунок).
Проводится конкурс рисунков: «Как я представляю себе зону арктических пустынь».
Выполнение теста. (Каждый ученик получает тест и самостоятельно выполняет.)
Тест «Арктика»:
Природная зона арктических пустынь расположена
а) на островах Тихого океана;
б) на островах индийского океана;
в) на островах Северного Ледовитого океана.
Территория зоны
а) густо заселена людьми;
б) не имеет коренного населения.
В Арктике для растений и животных сложились
а) суровые условия;
б) комфортные условия.
В ледяной зоне растут
а) кедры, берёзы, черёмуха;
б) лишайники, мхи, полярные маки;
в) бузина, орешник, айва.
В Арктике обитают животные
а) бобры, нутрии, хомяки;
б) волки, белые медведи, рыси;
в) моржи, белые медведи, тюлени.
Восстанови пропущенное звено цепи питания: рачки - - тупик.
а) водоросли;
б) рыба;
в) тюлень.
Арктический заповедник расположен
а) на земле Франца Иосифа;
б) на Северной земле;
в) на острове Врангеля.
Люди в Арктике
а) разводят крупный рогатый скот;
б) выращивают овощи и фрукты;
в) ловят рыбу.
Создание проблемной ситуации.
- Послушайте и скажите: бывает ли так? (Учитель зачитывает текст.)
«Ехали мы ночью на санях по густому березовому лесу. Иногда березы заступались, и тогда под полозьями саней мелькали разноцветные мхи и кочки, поросшие цветами и спелыми ягодами. И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов. Остановились мы, сорвали грибы и принялись искать еще. Раздвинешь 2-3 березки и найдешь хороший грибок. Набрали мы грибов целую корзинку. Смотрим на часы – время за полночь зашло, пора спать ложиться. А солнце вовсю светит и не думает заходить. Положили мы свои спальные мешки на березы, забрались в них с головой, чтобы солнце не светило и комары не кусали, и крепко заснули».
После прочтения заслушиваются высказывания детей:
- Нет, не может быть, что на санях едешь, а на земле вместо снега – мох, цветы, ягоды.
- Еще не бывают грибы выше берез.
- Ночью солнце не светит.
Удивление (возникновение проблемной ситуации).
Формулирование проблемы.
- Ребята, а кто из вас догадался, о чём мы будем сегодня вести разговор?
(Выслушиваются мнения детей.)
- Прочитаем тему сегодняшнего урока. (Тема урока записана на доске, но первоначально закрыта.)
- Какие у вас возникают вопросы, после объявления темы урока? Что нам сегодня предстоит выяснить? (Какая она – тундра? Почему в ней столько необычного?)
- Вот это и будет нашей проблемой сегодня на уроке. Попробуем выяснить, почему же в тундре так много необычного.
Совместное открытие нового знания.
- Итак, нам предстоит познакомиться с новой природной зоной – тундрой.
России дальний уголок –
Полярный круг посередине!
Он словно отдохнуть прилёг,
В холодный мох, добавив иней
Сергей Несин.
- Изучать новую природную зону мы будем по плану:
1. Географическое положение.
2. Поверхность.
3. Климат.
4. Растительный мир.
5. Животный мир.
6. Деятельность человека.
1. Работа с картой.
·
- Найдите эту природную зону на ваших картах. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту? (Она расположена на материке Евразия; находится южнее зоны арктических пустынь; протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей.)
- Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная». В каком тепловом поясе находится эта природная зона? (Тундра находится за полярным кругом – в холодном тепловом поясе.)
- Подумайте и расскажите, какой вы представляете себе эту природную зону?( Выслушиваются высказывания детей.)
2. Рассказ учителя о природных условиях тундры.
- А как же выглядит тундра на самом деле? Об этом вы узнаете из моего рассказа. (Рассказ сопровождается демонстрацией рисунков, фотографий и слайдов.)
- Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. В середине зимы примерно два месяца длится полярная ночь. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь, а под снегом – замёрзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10 – 50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Ещё говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.
- Что такое снежная часть года – это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения? (Выслушиваются предположения детей.)
- Давайте прочитаем об этом в учебнике на с.90 во 2 абзаце.
- Итак, мы с вами выяснили, какие здесь природные условия. Давайте составим небольшую схему:
ТУНДРА
равнина
вечная мерзлота
долгая и суровая зима
прохладное и короткое лето
3. Физкультминутка.
4. Работа в группах.
- А сейчас мы с вами будем работать группами. У нас будет 3 группы: ботаники, зоологи и экологи. Нам предстоит выяснить: Что растёт? Кто живёт? и Как живут?
Материал для ботаников:
Гербарий, атлас «От земли до неба» (с.116, 117, 91), учебник (с.88 – 91), картина «В тундре», карточки с изображением растений.
Карточка – помогайка:
1. Какие растения растут?
Как растения приспособились к жизни?
Материал для зоологов:
Карточки с изображением зверей и птиц, учебник (с.88 – 92), картина «В тундре».
Карточка – помогайка:
Какие животные и птицы обитают?
Как они приспособились к жизни?
Материал для экологов:
Учебник (с.93 – 95).
Карточка – помогайка:
Основные занятия населения тундры.
Экологические проблемы тундры.
Охрана природы тундры.
Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.
Далее предоставляется слово представителям каждой группы.
- Обобщите, какие в тундре растения? (Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья.) (На доску вывешивается схема.)
- Как приспособились к жизни представители животного мира? ( У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей – густой мех.) (На доску вывешивается схема.)
- Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? (Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.)
Подведение итогов групповой работы.
Применение нового знания.
- Используя новые знания, заполните пропуски в тексте. Работать будете парами. (На каждую парту выдаётся листок с текстом.)
Тундра – холодная безлесная _______________ (равнина). Зона тундры протянулась вдоль берегов северных морей, ___________ (южнее) зоны арктических пустынь. Зима здесь __________ (долгая) и очень ________(суровая). Лето __________ (короткое) и __________ (прохладное).
Полярная ночь в тундре длится ____________________ (примерно 2 месяца).
В тундре очень много озёр и болот из-за ____________ ___________ (многолетней мерзлоты). Природные условия здесь менее суровы, чем в ______________________ (зоне арктических пустынь). Поэтому животный и растительный мир ______________ (разнообразнее). Основное занятие местного населения - ________________ (оленеводство). Здесь также ведётся добыча ___________ (нефти) и _____________ (газа). В тундре создан _____________ (Таймырский) заповедник.
Проверка.
7. Итог урока.
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (Выслушиваются ответы детей.)
- Почему же в тундре на санях едешь, а на земле вместо снега – мох, цветы, ягоды?
- Почему в этой природной зоне грибы выше берез?
- И почему здесь ночью солнце светит?
- Как оцениваете свою работу? (План оценивания размещается на доске, заслушиваются несколько учеников.)
Сегодня на уроке я научился ..
Было интересно
Было трудно
Что мне этот урок дал для жизни?
Выставление оценок.
8. Домашнее задание.
- Дома прочитайте текст по данной теме (с. 87 – 97), ответьте на вопросы «Проверь себя».
Выполните: 1 вариант – задание 1, 2 вариант – задание 2.
13PAGE 15
13PAGE 14715