Методические рекомендации Технологии интерактивного обучения иностранному языку
Технологии интерактивного обучения на уроках иностранного языка
Актуальность проблемы. Объективной потребностью современного общества является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса в школе. Мир новейших информационно-коммуникативных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Использование их на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения иностранному языку, т.е. обучение во взаимодействии. Эту проблему изучали такие ученые, как: Л. Алексеева, Ш. Амонашвили, В. Дяченко, Е. Ельникова, А. Закиева, Е. Коротаева, Г. Ксензова, В. Петрова, Л. Пироженко, Е. Пометун, В. Терещенко, И. Аронсон, Б. Блум, Д. Джонсон, Р. Джонсон и другие.
Современный выпускник школы должен быть готов к полноценной творческой деятельности в современном информационном обществе. Он должен обладать не только определенным объемом знаний, но и владеть умениями и навыками, позволяющими осуществлять учебную и трудовую деятельность, а также обладать современными ценностями, ориентациями и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться новыми технологиями, быть готовым к межличностному, межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне.
Целью моего выступления является рассмотрение различных интерактивных технологий, применяемых на занятиях по иностранному языку в школе.
Интерактивные технологии – это технологии взаимодействия учителя и учащихся, которые предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблем на основе анализа обстоятельств и конкретных ситуаций. При изучении иностранного языка в школе интерактивные технологии приобретают особое значение, потому что они позволяют ученику вступать в диалог с учителем или одноклассниками, принимать активное участие в познавательном процессе, выполнять творческие, поисковые, проблемные задания в паре или группе, развивать языковую компетенцию, способствует усваиванию языка в прямой разговорной речи в неподготовленных, непредвиденных ситуациях. Интерактивное обучение — это специальная форма познавательной деятельности, целью которой является создание комфортных условий обучения, когда обучающийся чувствует свои возможности, свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Согласно В. Эдмондсону языковая интерактивность является обязательным компонентом любой дискуссии, в нашем случае дискуссии на иностранном языке.
В педагогике различают несколько моделей обучения:
пассивная — ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);
активная — ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
интерактивная — inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучающихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. В ходе диалогового обучения (а именно это и предполагает интерактивное обучение) обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися;
решает информационную задачу, поскольку обеспечивает обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
развивает общеучебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих и развивающих задач;
обеспечивает решение воспитательных задач, поскольку приучает и научает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д. В таком понимании интерактивное обучение как форма образовательного процесса действительно способно оптимизировать сущность, содержание и структуру педагогических взаимодействий.
Т. В. Кужина выделила некоторые типы интерактивных уроков, приемлемых для обучения иностранному языку: урок - деловая игра, урок -аукцион, уроки фантазии, урок - игра, урок - концерт, урок - экскурсия, урок - игра «Телемост». Также существуют другие формы и технологии интерактивного обучения: ротационные (сменные) тройки; мозговой штурм; ролевая (деловая) игра; работа в малых группах; дискуссия; гражданское слушание; суд от своего имени; «броуновское движение»; «карусель»; «дерево решений»; «аквариум». Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.
Например, игровой метод на уроках иностранного языка позволяет формировать личностные качества, необходимые для успешной социализации детей в обществе. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений.
Ролевая игра – один из тех методических приемов, который позволяет «учиться радостно, учить, радуясь», и при этом сохраняет большие обучающие возможности. «Величайшее искусство уметь превращать для детей в игру все, что они должны делать или выучить» (Джон Локк).
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практике не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
«Игра – пространство «внутренней социализации» ребёнка, средство усвоения социальных установок» (Л.С. Выготский).
Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важными для человека функциями: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных способностей. Роль игры на уроках иностранного языка огромна, так как она позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным для каждого ребёнка.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках
Целями игрового обучения школьников являются:
- развитие мышления средствами иностранного языка;
- повышение мотивации изучения предмета;
- обеспечение личностного роста каждого участника игры;
-способствование совершенствованию умений активно и доброжелательно взаимодействовать друг с другом
По целям и задачам обучения учебные игры, используемые на занятиях по иностранному языку, можно разделить на языковые (аспектные) и на речевые.
Языковые игры, помогая усвоить различные аспекты языка (фонетику, лексику, грамматику, синтаксис, стилистику), делятся соответственно на фонетические, лексические, грамматические, синтаксические, стилистические. Языковые игры способствуют активизации учащихся на занятиях, развивают их речевую инициативу.
Речевые игры нацелены на формирование умения в определённых видах речевой деятельности. Каждому виду речевой деятельности соответствует определённый вид учебной игры, нацеленной на обучение аудированию, обучение монологической и диалогической речи, обучение чтению и обучение письму.
По форме проведения выделяют игры предметные, подвижные с вербальным компонентом, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, чайнворды, шарады, викторины и т. д.), игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные).По способу организации игры бывают компьютерные и некомпьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие, креативные и т. д.
По степени сложности выполняемых действий все учебные игры подразделяются на «простые» (моноситуационные) и «сложные» (полиситуационнные), а по длительности проведения они делятся на продолжительные и непродолжительные.
По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные.
Использование на уроках и во внеклассной работе игровых технологий способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает и совершенствует речемыслительную деятельность детей, воспитывает инициативность, развивает организаторские способности, положительно влияет на качество обучения, повышает его эффективность.
В чём состоит технология интерактивного обучения?
Под технологией интерактивного обучения (ТИО) мы понимаем систему способов организации взаимодействия педагога и обучающихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания обучающимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер. Важно квалифицированно направить педагога на достижение поставленных учебных целей.
В этом ему поможет знание структуры процесса обучения с применением ТИО.
1. Ориентация. Этап подготовки участников игры и экспертов. Учитель предлагает режим работы, разрабатывает вместе со школьниками главные цели и задачи занятия, формулирует учебную проблему. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры и выдает пакеты материалов.
2. Подготовка к проведению. Это этап изучения ситуации, инструкций, установок и других материалов. Учитель излагает сценарий, останавливается на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков (составляется табло игры). Обучающиеся собирают дополнительную информацию, консультируются с учителем, обсуждают между собой содержание и процесс игры.
3. Проведение игры. Этот этап включает собственно процесс игры. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отклоняются от главной цели игры. Учитель, начав игру, не должен без необходимости принимать в ней участие. Его задачи заключаются в том, чтобы следить за игровыми действиями, результатами, подсчетом очков, разъяснять неясности и оказывать по просьбе участников помощь в их работе.
4. Обсуждение игры. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого выступают эксперты, участники обмениваются мнениями, защищают свои позиции и решения, делают выводы, делятся впечатлениями, рассказывают о возникавших по ходу игры трудностях, идеях, приходивших в голову.
Рассмотрим подробно несколько технологий интерактивного обучения, достаточно широко применяемые мною на уроках. В целом, говоря об интерактивном обучении, понятие возрастных ограничений, на мой взгляд, отсутствует. Одни и те же технологии одинаково хорошо работают и в 5 и в 11 классах.
Немного подробнее коснемся вопроса применения различных форм игры на уроках иностранного языка.
Например, технология работы в парах или тройках, как постоянных, так и ротационных (сменных). Ни для кого не секрет, что такая технология позволяет успешно отрабатывать многие аспекты при обучении иностранному языку.
Технология «Аквариум» чем-то сродни спектаклю, где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Изучая тему «Черты характера», стараюсь предлагать «аквариумный диалог»: текст диалога может быть любым, например, разговор у стойки регистратора в отеле. Задача актеров — передать соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера, а задача зрителей — заметить, объяснить свои выводы, сказать, на чем они основывались, чем руководствовались. Эмоциональные роли предлагает сам учитель, естественно, втайне от зрителей, например: «вы оптимист, на все реагируете с улыбкой» или «вы очень болтливый человек, склонный к панибратству».
Использование технологии «Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Часто использую темы «Хобби», «Семья», «Одежда», «Дом», параллельно отрабатывая всевозможные грамматические конструкции. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий: «Узнай, сколько человек в твоем классе любят мороженое!» или «Кто сегодня одет в белую футболку?», «У кого дома письменный стол стоит у окна?» Учитель помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на языке.
Иногда использую и такую форму интеракции, как «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение, и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию. Как логичное продолжение можно использовать групповую работу.
При использовании технологии «Дерево решений» класс делится на 2 или 3 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (большой лист бумаги), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи, не критикуя и не исправляя уже имеющиеся на листе. Можно смену групп провести по кругу, можно остановиться на определенном количестве «советников». Группа-хозяин перерабатывает дополнения, предлагает свое конечное решение по данному вопросу, проводим дискуссию, иногда перерастающую в прения сторон (особенно при обсуждении каких-то спорных или противоречивых вопросов). Дерево решений можно использовать, обсуждая плюсы (одна группа) и минусы (вторая группа) какого-то вопроса.
Технология «Карусель», как и многие интерактивные технологии, позаимствована из психологических тренингов. Детям такой вид работы обычно очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это сидящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее — это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, темы «знакомство», «разговор в общественном месте», «в театре» и т. д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно.
Не нуждающаяся в представлении и очень любимая мной технология «Мозговой штурм» прочно поселилась у нас на уроках. Она прекрасно стимулирует творческую активность. Участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических (время обсуждения проблемы ограничивается обычно 1–5 минутами). Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Прекрасно подходит для обсуждения проблемных вопросов (здоровье, спорт, молодежь, система образования).
При использовании технологии «Незаконченное предложение» ученику предлагается прочитать незаконченное предложение и быстро продолжить его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью. Предложения начинаются весьма неопределенно, поэтому у ребят практически неограниченные возможности закончить его. Они касаются различных жизненных сфер и могут охватывать любые темы.
Подобная технология «Групповой рассказ» используется мной достаточно часто. Каждый обучающийся добавляет одно предложение к уже начатому рассказу. По определенному сигналу (через минуту) лист с незаконченным рассказом передается дальше по кругу. Рассказы получаются неожиданными и смешными.
Обучение по станциям – немецкая мотивационная методика К.Рауер, применяется при итоговом контроле.
Преимущества:
ребенок работает по своему индивидуальному плану и в своем темпе;
задания имеют различную степень сложности;
на станциях имеется материал, позволяющий ученику провести контроль и самоконтроль;
задания на всех станциях должны быть различными как по их социальным формам, так и по обращению с учебным материалом;
развивается чувство самоконтроля, ответственности;
постоянная сменяемость учебных и социальных форм вносит разрядку, страхует от усталости:
учитель не контролер, а помощник и координатор;
Возможность работать с листом ответов освобождает социально неадаптированных детей от смущения и нервозности.
Негативом считаю трудоемкость подготовки.
Методы кейстехнологии такой как Метод ситуационного анализа –позволяет глубоко исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с описанием ситуации и задача, требующая решения.. Кроме текста учащиеся получают вопросы : в чём заключается проблема? Каковы причины её возникновения, указанные в тексте? Как вы можете объяснить возникшие трудности? Каков выход?
В методе инцидента учащиеся сами находят информацию для решения.
Этап 1. Дети получают сообщение и вопросы к нему.
Этап 2. Они индивидуально или в группах находят пути выхода из ситуации.
Этап 3. Представление полученных результатов и обмен мнениями.
Негатив: скудный словарный запас не позволяет выражать мысли, в учебниках недостаточно материала для данных методов.
ИКТ – без этих технологий невозможен сегодня урок немецкого языка и применение вышеназванных технологий.
Можно сделать вывод, что интерактивное обучение в силу разнообразных форм и возможностей его реализации позволяет не только решить массу задач в области развития коммуникативных умений и навыков, но и способствует социализации личности, умению работать в команде, позволяет снизить психологическое напряжение учителя и ученика. Как результат-достижение следующих возможностей:
Простота диалогового общения, доступ к гигантским объёмам информации
Возможность визуализации
Сочетание высокой экономической эффективности и гибкости учебного процесса;
Увеличение скорости передачи информации обучаемому, повышения уровня его понимания;
Развитие интуиции, логического и образного мышления.
Если в совокупности применять современные технологии, то можно добиться определенных результатов, не смотря на уровень развития детей, обучающихся именно немецкому языку.