Статья на темуПрименение здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка.
Шумская О.А.
Аннотация:
Статья посвящена актуальной проблеме использования различных здоровьесберегающих технологий нa уроках английского языка в средней школе. Образовательный процесс в условиях современного мира постоянно усложняется и требует от детей большого умственного и нервно-психического напряжения. Поэтому здоровьесберегающая технология – это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения. Причем, здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой.
К сожалению, исследования последних лет показывают, что у многих детей за период обучения в школе состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья детей России. По данным специалистов, около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом здоровье; 30-35% детей, поступающих  в школу, уже имеют хронические заболевания.
Такие факторы как перегрузка учащихся, снижение их двигательной активности, недостаточная сформированность навыков здорового образа жизни, плохая экология, безработица среди родителей, преобладание у детей вредных привычек, снизило творческую активность учащихся, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. Как следствие всего этого – снижение иммунитета, рост количества заболеваний, низкий уровень активности учащихся на уроках, слабая успеваемость.
Поэтому одной из приоритетных задач образования сегодня становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников и только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет первостепенное значение. Ведь английский язык – это серьёзный и сложный предмет. Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.
Здоровьесберегающие технологии я стараюсь использовать на каждом уроке. Это целая система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, которая состоит из 4 направлений:

1. Выполнение норм САНПиН (достаточная освещенность класса, свежий воздух помещения, правильная форма и величина школьных столов).
2. Создание и поддержка благоприятного психологического эмоционального климата на уроке. Использую технологии и методы обучения, дающие учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни. Это - использование индивидуального подхода к учащимся, например, предлагаю задания по трем уровням, то есть ученик сам выбирает себе объем задания по силам.
Использую технологию игры, в процессе которой у ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. Элементы игры использую в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки. Во время фронтального опроса использую игру с мячом: ученик ловит мяч и дает свой вариант ответа. Эта технология имеет свои варианты.
Использую на уроке такие методы, как:
- метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.);
- активные методы (ученики в роли учителя, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, ученик как исследователь);
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
- методы повышающие мотивацию к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.)
Использую элементы соревнования, например, дети по очереди выбегают к доске и на скорость записывают слова. Соревновательные приемы благотворно влияют на здоровье детей.
Обязательно провожу зарядку для глаз и различных групп мышц. Зарядка часто сочетается с темой урока.
Число видов учебной деятельности (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы и т.д.) от 4 до 7 видов за урок. Один вид деятельности сменяется другим не позже чем через 7-10 минут.
3. Правильная дозировка домашнего задания.
При определении объема и уровня сложности домашнего задания учитываю возможности учеников: даю задания по трем уровням, то есть ребенок сам выбирает себе объем задания по силам.
4. Повышение уровня культуры здоровья учащихся, устранение их неграмотности в вопросах здоровья.
Во время прохождения различных тем включаю вопросы, связанные с необходимостью сохранения здоровья, обсуждаем с детьми возможные последствия выбора определенного поведения, например при изучении темы:
- «Еда» - для чего необходимо употребление здоровой пищи;
- «Одежда» - что происходит, если зимой не одеваться тепло или не носить шапку;
- «Современные гаджеты» - что происходит, если проводить много времени перед экраном компьютера.
Заключение:
Состояние подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства на будущее. Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны.

Главная задача школы – образование. Её надо решать вместе с другой важной задачей – оздоровлением. Поэтому дело учителей – не вредить здоровью, а укреплять его. В. А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя». Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения английскому языку. И, хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей.

Положительные эмоции детей во время урока позволяют мне сделать вывод, что они испытывают ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к предмету.
У детей постепенно вырабатывается понимание сущности здорового образа жизни, происходит формирование потребности в здоровом образе жизни; а так же выработка индивидуального способа безопасного поведения. Рассуждения и выводы учеников по вопросам здоровья, говорят о том, что на таких уроках происходит формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности. Уровень работоспособности учеников на моих уроках достаточно хороший, что меня как учителя , очень радует.

Литература:
1.Журнал «Иностранные языки в школе» № 2, 2007 год, № 8, 2006 год.
2.Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.
3.Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22.
4.Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии.-2004.-№2.-С.200-207.
5.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.
6.Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.-270с.