В.М.Гаршина Сказка о жабе и розе
В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе";
Цель:
продолжение работы над произведением В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе";
повышение уровня восприятия литературного произведения;
развитие критического мышления через изучение произведения.
Задачи:
учить вдумчивому осознанному чтению, умению находить в тексте ответы на вопросы;
помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;
развивать творческие способности, навыки работы в группе;
воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.
Оборудование:
мультимедиа оборудование;
презентация к уроку;
клип
Ход урока
1.Организационный момент
2.Работа по теме урока
- Сегодня мы продолжаем работу над "Сказкой о жабе и розе", с которой познакомились на прошлом уроке. А какая же тема нашего урока более точная вы сможете ответить, если посмотрев музыкальный клип, вставите слова в изречение известного грузинского поэта.
«Лишь .... одно бессмертно. (добро)
... подолгу не живёт!» (зло)
Слушаем и смотрим (КЛИП)
«СКАЗКИ ГУЛЯЮТ ПО СВЕТУ
МУЗЫКа ЕВГЕНИЙ ПТИЧКИН
ТЕКСТ МИХАИЛ ПЛЯЦКОВСКИЙ
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах.
А принц Белоснежку полюбит.
А жадность Кащея погубит...
Пусть зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро!
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В речки, как в окна, глядятся.
А Золушку выручит фея,
Не станет Горыныча-змея...
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро!
Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы-
Вмиг Сивка-Бурка приснится.
А месяц засветится ясный
В глазах Василисы Прекрасной...
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро!
А Золушку выручит фея,
Не станет Горыныча-змея...
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро!
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро!
- Вспомните, о чём эта сказка?
(о жабе и розе)
Чтобы определить задачу нашего урока, я предлагаю прочитать стихотворение.
Мир жабы злобен;
Нам предстоит его раскрыть.
А роза, милое создание,
Она сотворена любить.
Вот эти два противоречья
Без них никак нельзя нам быть.
Задача наша на сегодня -
Добро и зло разоблачить.
Обратите внимание на последнюю строку стихотворения.
разоблачить добро и зло
"раскрыть мир жабы и мир розы"
3.Осмысление содержания
Давайте посмотрим, как эти понятия отражены в сказке.
Как вы думаете, кто из героев является символом - добра и кто является символом - зла?
Почему? (Ответы детей) Презентация
Попробуем доказать наши предположения опираясь на содержание сказки.
Начинаем играть по рядам. Каждый ряд даёт своей команде название, связанное со сказкой
(Каждая парта получает № вопроса, по № парты в ряду. В одном ряду 5 парт, в другом 6, поэтому одна команда получает 5 вопросов. А другая 6. Подсчёт очков по правильным ответам). Работают в парах по партам. Сначала отвечают все первые парты, потом вторые и т.д., чтобы было не скучно рядам). На партах до уроков раздать листочки с изображением розы и жабы.
Групповая работа.
1 группа (с. 172,175)
1. Докажите, что жаба завистлива.
2.Какие слова использует автор для описания жабы.
3.Вывод: какая душа у жабы?
4Докажите, что она нехорошая.
5.Что она придумала?
Презентация (Какая жаба?)
2 группа (с. 171-172,175)
1. Докажите, что роза добрая, красивая.
2.Что описывает автор?
3.Назовите мир вокруг розы.
4.Какими человеческими качествами наделена роза?
5.Что больше всего хотела роза?
6.Что описывает автор, когда создаёт образ розы?
Презентация(Какая роза?)
4. Физкультминутка
КЛИП : РОЗА РАСКРЫВАЕТСЯ (из интернета)
3 группа (с. 175-177)
1 Докажите, что конфликт сохраняется. Как встретились во второй раз жаба и роза?
2Душевное состояние жабы. Что она испытывала, когда лезла по стеблю розы?
3.Почему автор не позволил погубить жабе розу? 4.Какая черта открылась у жабы.
5 Что почувствовал мальчик в последние минуты жизни? Зачем ему понадобилась роза?
Запись на листочках прилагательных, характеризующих жабу и розу.
- А сейчас ребята прочитают конец сказки. Читать они будут под музыкальное сопровождение. Когда сказка будет прочитана, а музыка ещё будет играть, закройте глаза и представьте события, которые только что услышали.
Чтение отрывка детьми (под музыку)
3 человека, подготовленные заранее выразительно читают под минорно-мажорную музыку отрывок, в котором девочка срезает розу, приносит её мальчику и он умирает.
(Ответы о представленном.)
5.Проверка домашнего задания
Так что же такое добро и зло? Из разных источников. (Выход команд по очереди)
На предыдущем уроке чтения ученики класса были разбиты на 4 команды
. Каждая команда получила задание найти и написать в тетрадь по чтению определение,
что такое «добро» и что такое «зло».
1-команда это определения находила в словаре В.И. Даля и С. И. Ожегова.
2-команда это определение находила в учебнике по православию.
3-команда это определение находила в Википедии.
4-команда это определения давала сама из собственного опыта.
Заключительное слово учителя.
«Добро» и «зло» - это понятия, которые каждый переносит на своё видение жизни. Но вы заметили, что давая определение разными словами, у кого-то это понятие более широко раскрыто, у кого-то сужено и конкретизировано, но суть понятия у всех одинакова.
В своём произведении автор использует преувеличение. У него в сказке абсолютное зло и абсолютное добро для того, чтобы мы лучше увидели себя. Свои желания и поступки. Увидели под увеличительным стеклом. Иногда у нас возникают низменные желания злобы, ненависти, агрессии, желание кому-то навредить, появляется обида на кого-то. Это нормально. Мы все люди, все живые, с чувствами, с эмоциями. Главное то, как мы поступим с нашими желаниями. Насколько сможем управлять и контролировать их. Это только наш выбор. Выбор Добра и Зла. Мы должны бороться со злом, которое есть у нас. Надо стараться быть добрым.
6.Рефлексия
Презентация (Что для я взял для жизни)
Песня «Дорогою добра»
Композитор [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Автор текста [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Спроси у жизни строгой,Какой идти дорогой?Куда по свету беломуОтправиться с утра?Иди за солнцем следом,Хоть этот путь неведом,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра.Иди за солнцем следом,Хоть этот путь неведом,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра.Забудь свои заботы,Падения и взлеты,Не хнычь, когда судьба себяВедет не как сестра.Но если с другом худо,Не уповай на чудо,Спеши к нему, всегда идиДорогою добра.Но если с другом худо,Не уповай на чудо,Спеши к нему, всегда идиДорогою добра.Ах, сколько будет разныхСомнений и соблазнов,Не забывай, что эта жизнь -Не детская игра.Ты прочь гони соблазны,Усвой закон негласный -Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра.Ты прочь гони соблазны,Усвой закон негласный -Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра.
1
¦ђЗаголовок 215