Конспект урока по литературе Урок – путешествие. Тема: «От Рима к родному селу Лукачевка» (вслед за героем повести Н. Кукольника «Надинька»)
Урок № 3.
Урок – путешествие.
Тема: «От Рима к родному селу Лукачевка»
(вслед за героем повести Н. Кукольника «Надинька»)
Цель:
1. Вслед за героем повести совершить прогулку по музеям Рима, раскрыть культурно - семантические знаки произведения, определить роль хронотопа в создании портрета героя, в описании города.
2. Раскрыть идею повести.
Задачи:
Формировать умение выразительного и комментированного чтения.
Формировать умение анализировать произведение(хронотоп города).
Развивать аналитическое мышление, творческие способности, монологическую речь.
Оборудование: Текст повести «Надинька» Н.В. Кукольника, портрет писателя, выставка книг, П/П -
Содержание урока:
Организационный момент:
Слово учителя: Вы прочитали повесть Нестора Васильевича Кукольника «Надинька» и знаете романтическую историю Евгения Лукачёва. Где находится герой, когда читатель впервые с ним встречается? (Главный герой Евгений находится в Риме, там он и получает письмо от отца).
Проверка домашнего задания: Что такое хронотоп?
Каковы функции хронотопа?
Зачитать домашнее задание (хронотоп города)
Слово учителя: В какое время года и суток начинаются действия в Риме? Мы говорим о времени и пространстве, о мироощущении романтика, его размышлениях и чувствах.
Итак, - Рим, и наше путешествие мы начнем с него.
(Показ слайдов № 1,2,3,4,5,6,7,8).
Рим – город, возникший из группы поселений к середине 3 века до н.э. подчинивший себе весь Апеннинский полуостров. В дальнейшем средиземноморская держава, включавшая западную и юго-восточную части Европы, Малую Азию, побережье Северной Африки, Сирию, Палестину.
Но кроме всего этого Рим очень богат разнообразными картинными галереями, музеями, библиотеками, театрами.
Особое внимание мы уделим мастерской Торвальдсена. Это великий скульптор, который жил в Риме.
Но кроме нашего героя в Риме путешествовали знаменитые скульпторы, поэты и художники такие как: Брюллов, Брюсов, Серов, Айвазовский.
Какие скульптуры рассматривал Евгений?
О чем он разговаривал с Торвальдсеном?
Посмотрите внимательно на слайды, такими ли вы представляли себе эти скульптуры?
Сравним статую Венеры Милосской и Надежды Торвальдсена, что вы можете о них сказать?
Давайте дадим словесный портрет главным героям, какими вы их представляете?
Скажите в чем смысл названия повести, почему именно «Надинька»?
Теперь рассмотрим символику музея. Немало внимания в своем произведении Н.В. Кукольник уделил именно музею и это неспроста. Он использует музей как шкатулку человеческих ассоциаций, в данном случае это ассоциации нашего героя Евгения. Каждая статуя, которую он рассматривал, что-то ему напоминала, но именно скульптура женщины привлекла особое внимание Евгения. Почему?
Что связано с образом статуи?
С ее образом связан мотив воспоминаний, как мотив отражения
образа любимой женщины Евгения.
Вспомните тот момент, когда Евгений купил себе статуэтку Надежды, осуждает ли его за это автор? Как вы оцениваете его поступок?
(Показ слайдов № 9, 10, 11, 12, 13, 14,15).
Обратите внимание на описание природы в Риме, на что обращает ваше внимание автор?
Сравним, как Нестор Васильевич Кукольник описывает Донские просторы в отличие от Рима. Чему он больше уделяет внимания?
Какими вы представляете себе родные просторы Евгения?
Обратите внимание на предлоги, которые указывают на пространственное расположение места действия? Как вы считаете, какие это предлоги?
(Под, из, на, перед, здесь, там, вокруг меня, передо мной).
(Показ слайдов № 16, 17, 18,19).
Чтение сообщений, «посланных автору», а затем в свою очередь читателю, кроме того обучающиеся зачитывают рефераты не тему «Хронотоп в литературе».
Скажите как изменилось настроение Евгения после прочтения письма полученного от отца?
Как изменилось настроение Евгения, когда он увидел Надиньку в своем селе?
Зачитайте описание пейзажей в селе Лукачевка, во время возвращения Евгения из Рима. Какое настроение вызывает у вас описание природы? Как вы считаете описание природы является хронотопом, если да, то для чего его использовал автор?
Обратите внимание на то, что пейзажи Кукольника возникают «вдруг», внезапно, это не прямые зарисовки они несут в себе скрытый смысл.
Какие чувства передает автор с помощью пейзажных зарисовок?
Какие чувства испытали вы после их прочтения?
Каково душевное состояние героя? Как его описывает автор?
Бал. Благословение молодой пары. Как автор описывает этот момент, каково настроение главных героев произведения? Какие слова использует Н.В. Кукольник?
Вывод:
Хронотоп — это культурно обработанная устойчивая позиция, из которой или сквозь которую человек осваивает пространство топографически объемного мира, у М. М. Бахтина — художественного пространства произведения. Введенное М. М. Бахтиным понятие хронотопа соединяет воедино пространство и время, что дает неожидан поворот теме художественного пространства и раскрывает широкое поле для дальнейших исследований.
Хронотоп принципиально не может быть единым и единственным (т.е. монологическим): многомерность художественного пространства ускользает от статичного взгляда, фиксирующего какую-либо одну, застывшую и абсолютизированную его сторону.
Представления о пространстве лежат в основе культуры, поэтому идея художественного пространства является фундаментальной для искусства любой культуры. Художественное пространство можно охарактеризовать как двойственную произведению искусства глубинную связь его со частей, придающую произведению особое внутреннее единство и наделяющую его в конечном счете характера эстетического явления. Художественное пространство является неотъемлемым свойством любого произведения искус, включая музыку, литературу и др. В отличие от композиции, представляющей собой значимое соотношение частей художественного произведения, такое пространство означает как связь всех элементов произведения в некое внутреннее, ни на что другое не похожее единство, так и придание этому единству особого, ни к чему иному не редуцируемого качества.Таким образом, путешествие превращается в воспоминание – размышление о неразрывной связи мира природного и внутреннего мира человека, медитацию философского характера о жизни, тайне бытия и неумолимости судьбы.
Читая последние строки невольно, кажется, что весь класс погружается в меланхолическое молчание.
Домашнее задание:
Описать палитру своих впечатлений от романтической «прогулки» с автором.