Рабочая программа по технологии ( УМК Гармония, 4 класс)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
____________________________________________________________
Согласовано
на заседании МО
«Утверждаю»
Директор ГБОУ ____________
«_____»__________________20___г.
_________________(_____________)
Руководитель МО:
«_____»_________________20____г.
_______________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
на ____________ учебный год
Класс: 4
Количество часов за год: 68; в неделю: 2
Учебник: Н.М. Конышева «Технология»
Программа разработана учителем начальных классов:
Тимофеевой Натальей Сергеевной
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по технологии разработана с учётом требований государственного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы.
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формирование их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Задачи изучения дисциплины:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера, и пр. через формирование практических умений;
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью;
формирование информационной грамотности, умение работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности. инициативности;
духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т.п.
При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
Содержание раздела, тем
Кол-во часов
Здоровьесбер. аспекты урока
ИКТ
УУД
1.
2,3
4.
5,6.
7,8.
9,10
11,12
13.
14.
15.
16.
Из глубины веков – до наших дней -16 ч
Вводный урок
Керамика в культуре народов мира. Лепка сосуда по традиционным канонам гончарного искусства.
Керамика в культуре народов мира. Роспись сосуда символическим орнаментом по традиционным канонам.
Архитектурная керамика. Изразец. Декоративная плитка.
Архитектурная керамика. Изразец (продолжение).
Коллективное панно.
Древнее ремесло – плетение изделий.
Плетёная коробочка.
Мини-проекты (переконструирование, доконструирование и проектирование изделий в технике плетения из полос).
Украшения в культуре народов мира. Цепочки из бисера. Технология изготовления узора «колечки».
Украшения в культуре народов мира. Цепочки из бисера. Технология изготовления узора «крестик».
Мини-проект. Проектирование и изготовление цепочки из бисера на основе традиционных канонов ритма и симметрии.
Мини-проект. Проектирование и изготовление цепочки из бисера на основе традиционных канонов ритма и симметрии (завершение работы).
1
2
1
2
2
2
2
1
1
1
1
Смена видов деятельности,
физ. минутки.
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
- Ориентироваться в содержании учебника.
- Воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь).
- Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого.
- Анализировать информацию в учебнике, обсуждать ее.
- Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану.
- Выполнять работу по инструкции.
- Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности.
Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу.
- Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).
- Воспринимать и анализировать текстовую и визуальную информацию.
- Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать.
- Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану.
- Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу.
- Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе.
- Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).
- Анализировать графическую и текстовую информацию.
- Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать.
- Принимать учебную задачу. Планировать работу.
Выполнять работу по инструкции и по плану.
- Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).
- Проявлять заинтересованное, внимательное, вдумчивое отношение к объектам природы и их отражению в произведениях искусства.
- Воспринимать и анализировать учебную информацию.
- Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать.
- Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ней.
- Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата. планировать работу.
Выполнять работу по плану в соответствии с инструкцией.
- Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).
- Воспринимать и анализировать учебную информацию.
- Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к творческой самостоятельности.
- Аргументированно излагать свой замысел.
Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе.
- Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).
- Воспринимать и оценивать текстовую и визуальную информацию, обсуждать ее.
- Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ней.
- Планировать работу и выполнять её по плану.
- Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).
- Использовать полученные знания и умения в решении творческих практических задач.
- Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).
17.
18.
19, 20
21,22
23,24
25,26
27,28
29-31
Традиции мастеров в изделиях для праздника -15 ч
Бумагопластика. Изготовление форм приёмом гофрирования. Гофрированная подвеска.
Бумагопластика. Конструирование форм приёмом гофрирования. Гофрированная подвеска (творческие работы).
Бумагопластика. Раскладные картинки.
Новые приёмы бумагопластики. Футляр – упаковка для подарка.
Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные шапочки (оригами).
Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные маски.
Традиционные народные праздники. Святочные фигурные пряники по традиционным канонам (лепка из солёного теста).
Барельеф в декоративном изделии. Конструирование и изготовление декоративной рамки для фото (барельеф).
1
1
2
2
2
2
2
3
Смена видов деятельности,
физ. минутки.
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
- Анализировать текстовую и зрительную информацию.
Анализировать образцы, способы получения выразительной пластической формы, обсуждать их и сравнивать.
прогнозировать
- Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним.
- Прогнозировать практические действия по получению форм в соответствии с замыслом.
- Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).
- Использовать полученные знания и умения в решении творческих практических задач.
- Воспринимать и анализировать учебную информацию.
Анализировать образцы изделий, обсуждать их.
- Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации.
- Прогнозировать действия, необходимые для выполнения задания. Действовать в соответствии с инструкцией.
- Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе.
- Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).
- Читать и анализировать чертежно-графическую информацию.
- Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий.
- Действовать в соответствии с инструкцией.
- Осуществлять мысленное конструирование формы, создавать форму в воображении.
- Моделировать, прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы.
- Планировать умственные и практические действия.
- Анализировать и оценивать полученные результаты.
- Воспринимать и анализировать информацию.
- Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану.
- Оценивать образцы изделий с точки зрения художественно-эстетической выразительности.
- Проектировать изделие в соответствии с творческой задачей; создавать в воображении выразительный художественный образ изделия.
- Прогнозировать действия, необходимые для получения определенного декоративно-художественного эффекта.
Оценивать результаты выполненной работы.
- Воспринимать и анализировать информацию.
- Руководствоваться правилами при выполнении работы.
- Проявлять учебно-познавательный интерес.
- Аргументированно излагать свою точку зрения, внимательно выслушивать мнения одноклассников.
- Оценивать результаты выполненной работы.
- Воспринимать, понимать и анализировать текстовую и визуальную информацию, учитывать её в своей работе.
- Проектировать конструкцию и декор изделия в соответствии с творческой задачей.
- Прогнозировать и планировать действия с ориентацией на предполагаемый результат.
- Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого.
-Руководствоваться правилами при выполнении работы.
- Творчески использовать материалы и приёмы работы в практической деятельности.
-Анализировать и оценивать полученные результаты.
32
33, 34
35
36,37
38
39
40,41
42, 43
44 – 47
48,49
Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие -18 ч
Простейшие приёмы вязания крючком; цепочки.
Цепочки; панно из цепочек.
Петельный шов: технология выполнения.
Петельный шов. Сувениры из ткани и ниток.
Петельный шов и его использование в отделке изделий. Декоративные кармашки из ткани: изготовление выкройки.
Декоративные кармашки из ткани: разметка и раскрой, подготовка деталей изделия к сборке. Петельный шов.
Петельный шов и его использование в отделке изделий. Декоративные кармашки из ткани (завершение работы).
Технологии окантовки картона. Обложка для проездного билета.
Простые переплетные работы. Жёсткий переплёт. Ремонт книги.
Простые переплётные работы. Жесткий переплет. Книжка-малышка.
1
2
1
2
1
1
2
2
4
2
Смена видов деятельности,
физ. минутки.
Презентация
Презентация
Презентация
- Анализировать текстовую и графическую информацию; использовать её в своей работе.
- Руководствоваться правилами при выполнении работы.
- Прогнозировать и планировать действия, необходимые для выполнения практической работы.
- Оценивать результаты выполненной работы.
- Анализировать текстовую и визуальную информацию; творчески использовать её в своей работе.
- Анализировать и сравнивать образцы; на основе анализа и сравнения делать обобщения и выводы возможных вариантах работы.
- Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности.
- Прогнозировать и планировать действия, необходимые для выполнения практической работы.
- Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей.
- Оценивать результаты выполненной работы.
- Воспринимать и анализировать текстовую и графическую информацию; использовать её в своей работе.
- Руководствоваться правилами при выполнении работы.
- Прогнозировать и планировать действия, необходимые для выполнения практической работы.
- Оценивать результаты выполненной работы.
- Воспринимать и анализировать текстовую и графическую информацию; творчески использовать её в своей работе.
- Моделировать детали на основе заданной формы.
- Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности.
- Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов.
- Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей.
- Анализировать и оценивать полученные результаты.
- Анализировать текстовую и графическую информацию; использовать её в своей работе.
- Выполнять работу по инструкции.
- Прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов.
- Планировать умственные и практические действия.
- Анализировать и оценивать полученные результаты.
- Анализировать текстовую и графическую информацию; использовать её в своей работе.
- Выполнять работу по инструкции.
- Прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов.
- Планировать умственные и практические действия.
- Анализировать и оценивать полученные результаты.
- Проявлять внимательное и бережное отношение к книге.
50 -52
53, 54
55, 56
57 – 59
60
61 – 63
64 – 66
67
68
В каждом деле – свои секреты
Соломенных дел мастера. Приёмы и технологии аппликации из соломки.
Соломенных дел мастера.
Технологии изготовления простых соломенных подвесок-звёздочек.
Соломенных дел мастера. Игрушки из волокнистых материалов по народным образцам. Золотой петушок.
Соломенных дел мастера. Игрушки из волокнистых материалов по народным образцам. Лошадка / олень.
Металл в руках мастера. Тиснение по фольге: перевод рисунка.
Металл в руках мастера. Тиснение по фольге: завершение работы.
Секреты бумажного листа. Кусудама.
Секреты бумажного листа. Коробочка санбо.
Подведение итогов года.
Итоговая выставка.
3
2
2
3
1
3
3
1
1
Смена видов деятельности, физ. минутки
Презентация
Презентация
Презентация
- Воспринимать объяснения и инструкции учителя.
- Анализировать образцы изделий, технологии работы, обсуждать их и сравнивать, аргументированно излагая свою точку зрения; выслушивать мнение своих товарищей
- Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности.
- Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов.
- Планировать умственные и практические действия.
- Творчески использовать полученные знания и умения в своей работе.
- Анализировать и оценивать полученные результаты.
- Воспринимать, анализировать и оценивать информацию, творчески использовать её в своей работе.
- Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы.
- Планировать умственные и практические действия.
Руководствоваться правилами при выполнении работы.
- Анализировать и оценивать полученные результаты.
- Проявлять внимательное и творческое отношение к культурным традициям.
- Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда.
- Воспринимать, анализировать и оценивать учебную информацию.
- Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей.
- Создавать в воображении выразительный образ изделия.
- Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы.
- Планировать умственные и практические действия.
- Руководствоваться правилами при выполнении работы.
- Творчески использовать приобретенные знания и умения в своей деятельности.
- Анализировать и оценивать полученные результаты.
- Воспринимать и усваивать новую информацию.
- Принимать учебно-познавательную задачу, понимать алгоритм действий, выполнять работу на его основе.
- Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов.
- Планировать умственные и практические действия, оптимальную последовательность операций.
- Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда.
- Производить контроль и оценку результатов работы.
- Воспринимать, анализировать и оценивать учебную информацию.
- Прогнозировать и планировать действия, необходимые для выполнения практической работы.
- Руководствоваться инструкцией и правилами при выполнении работы.
- Анализировать и оценивать полученные результаты.
- Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда.
- Производить контроль и оценку результатов работы.
- Воспринимать, анализировать информацию, содержащуюся в экспонатах выставки.
- Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого.
- Аргументированно высказывать свое мнение, внимательно и доброжелательно слушать мнение товарищей и гостей выставки.
- Производить оценку достижений.
Исходными документами для составления рабочей программы по технологии являются:
Закон «Об образовании»
ФГОС
Базисный учебный план общеобразовательного учреждения
УМК «Гармония»: Н.М. Конышева Учебник «Технология», Н.М. Конышева «Рабочая тетрадь».
15